Курсы валют
на 17.04.2021 Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня пятница, 16.04.2021, в канале: организаций: 3938, пресс-релизов: 19983, исследований: 137
Опубликован 07.04.2021 09:24
Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется

Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа". Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется

Потребность населения и бизнеса в реструктуризации кредитов и займов пока сохраняется: мониторинг Банка России.

Банки сообщили регулятору, что с 25 февраля по 31 марта 2021 года получили 98, 6 тыс. обращений граждан об изменении кредитного договора (с 28 января по 24 февраля — 79, 5 тыс.). Рост числа обращений почти на четверть объясняется более продолжительным периодом последнего мониторинга.

За год (с 20 марта 2020 года) граждане направили в банки почти 3, 5 млн обращений за реструктуризацией, на сегодняшний день договоры пересмотрены по 1, 9 млн заявок.

От предпринимателей за последний период мониторинга поступило примерно 4 тыс. заявок (с 28 января по 24 февраля — порядка 5 тыс.).

Общее число проведенных реструктуризаций для субъектов МСП за прошедший год достигло 98, 9 тыс. (количество полученных заявлений — 191, 7 тыс.).

Подробнее читайте в информационном бюллетене «Динамика реструктуризации кредитов населения и бизнеса».

Реструктуризация задолженности физических лиц

- Банк России провел опрос 75 кредитных организаций о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан за период с 20 марта 2020 года по 31 марта 2021 года.

- В адрес кредитных организаций от заемщиков получено 3455, 4 тыс. обращений об изменении условий кредитного договора. С 25 февраля по 31 марта 2021 года поступило 98, 6 тыс. заявок. По сравнению с периодом с 28 января по 24 февра­ля 2021 года их число выросло примерно на 24%, или на 19, 1 тысячи. Такой рост объясняется более продолжительным периодом последнего раунда мониторинга.

- По состоянию на 31 марта 2021 года рассмотрено примерно 99% обращений. Одобрено 2047, 9 тыс. заявлений, или 60% от рассмотренных. Отказы получены в 1370, 2 тыс. случаев.

- Общее количество проведенных реструктуризаций увеличилось на 2, 4%, или на 44, 8 тыс., по сравнению с показателем на 24 февраля 2021 года, примерно до 1, 9 млн (в феврале было проведено 38, 9 тыс. заявок).

- Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам достиг 914 млрд рублей. Прирост данного показателя за период с 25 февраля по 31 мар­та 2021 года (19, 5 млрд руб.) примерно соответствует значению за февраль (19, 3 млрд руб.).

Обращения по поводу предоставления ипотечных каникул

- По состоянию на 31 марта 2021 года поступило 44, 2 тыс. обращений о предостав­лении ипотечных каникул в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 76‑ФЗ.

- За весь период мониторинга ипотечные каникулы фактически были предоставле­ны по 17 тыс. заявлений на сумму 44, 6 млрд рублей. Доля фактически проведен­ных ипотечных каникул составляет около 90% от общего количества одобренных заявок.

- Отказы получены по 16, 9 тыс. требований, в основном из‑за непризнания нахож­дения заявителя в трудной жизненной ситуации или превышения максимального размера кредита.

Реструктуризация задолженности юридических лиц1

- Согласно информации, полученной от 33 крупнейших банков, включая 12 СЗКО, в период с 20 марта 2020 года по 1 марта 2021 года объем реструктурированной

ссудной задолженности превысил 5, 5 трлн руб., или 15, 3% от совокупного портфеля обследуемых банков (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства, МСП).

Реструктуризация задолженности субъектов МСП

- Согласно информации, полученной от 66 банков (включая все СЗКО), за период с 20 марта 2020 года по 31 марта 2021 года число обращений субъектов МСП об изменении условий кредитных договоров (реструктуризации), направленных в банки, составило 191, 7 тыс. (на 24 февраля 2021 года этот показатель составлял 187, 7 тыс., в опросе принимали участие те же банки). Таким образом, за март поступило чуть более 4 тыс. обращений (рост их общего числа по сравнению с предыдущим показателем составил 2, 1%).

- Общее количество проведенных реструктуризаций достигло 98, 9 тыс., увеличившись на 1, 4% по сравнению с показателем, зафиксированным 24 февраля 2021 года. В марте было проведено 1, 4 тыс. заявок против 1, 8 тыс. в феврале. Доля проведенных заявок в суммарном количестве одобренных составила 96, 9%.

- Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам достиг 907, 1 млрд рублей. За март прирост данного показателя составил 23, 3 млрд руб. против 16, 3 млрд руб. за предыдущий месяц. При этом за счет того, что ряд банков реструктурировал крупные кредиты, объем ссудной задолженности, в среднем приходящийся на один реструктурированный кредит, по сравнению с предыдущим раундом мониторинга увеличился с 9, 1 до 9, 2 млн рублей.

- Согласно информации, полученной от шести банков, формирующих более 60% суммарного портфеля кредитов субъектов МСП, за период с 20 марта 2020 года по 31 марта 2021 года чуть больше половины (50, 1%) от общего количества реструктурированных этими банками кредитов пришлось на кредиты, выданные предприятиям оптовой и розничной торговли. Доля кредитов, выданных предприятиям, занимающимся транспортировкой и хранением, составила 16, 6%; предприятиям, работающим в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса,   – 9, 7%. В свою очередь, наибольший объем ссудной задолженности пришелся на кредиты предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (45, 9% общего объема проведенных реструктуризаций), на втором месте – предприятия оптовой и розничной торговли (16, 9%), на третьем – гостиничный бизнес и предприятия общественного питания (7, 5%).

Статистика обращений и звонков потребителей финансовых услуг

- За период с 25 февраля по 31 марта 2021 года количество обращений, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг, составило 37, 8 тыс.2, что на 43, 7% больше, чем за период с 28 января по 24 февраля 2021 года3.

- Основной объем всех обработанных жалоб пришелся на кредитные организации (60, 3%). В отношении субъектов страхового дела было получено 14, 1% всех обработанных жалоб, микрофинансовых организаций (МФО) – 15, 1%.

- По вопросам потребительского кредитования поступило 21, 6% всех обработанных жалоб, ипотечного кредитования – 5, 9%, ОСАГО – 10, 1%, деятельности МФО по предоставлению займов – 12, 2%.

- В разрезе тематик наибольшее количество жалоб получено в отношении вопросов, связанных с взысканием просроченной задолженности (10, 3% от общего количества обработанных жалоб). На втором и третьем месте по количеству поступивших жалоб – «Проблемы с погашением (включая реструктуризацию / рефинансирование) » и «Навязывание дополнительных услуг при реализации финансовых продуктов» (6, 9 и 6, 7% всех обработанных жалоб соответственно). Кроме этого, 5, 6% обработанных жалоб касались неверного применения коэффициента бонус‑малус, 4, 7% – мошенничества (включая такие проблемы, как социальная инженерия, кибермошенничество, утечка персональных данных и др.).

- В структуре жалоб на проблемы с погашением доля новых тематик, возникших в условиях пандемии коронавирусной инфекции, снизилась до 14, 6% (в феврале данный показатель находился на уровне 17, 9%, в январе – 18, 7%). При этом удельный вес жалоб, касающихся реструктуризации кредитов (включая жалобы на отказ в предоставлении кредитных каникул либо аннулирование ранее предоставленных кредитных каникул), составил: в отношении потребительских кредитов – 6, 0% от общего количества жалоб на проблемы с погашением; ипотечных кредитов – 3, 9%; кредитов юридических лиц – 3, 5%.

- За период с 25 февраля по 31 марта 2021 года в колл-‑центр Банка России поступило 23, 6 тыс. звонков, что на 5% больше, чем за предыдущий отчетный период с 21 января по 24 февраля 2021 года.

- Наиболее часто встречающаяся тематика звонков – «Мошенничество от имени Банка России» (7, 9% от общего объема).

1 Информация обновляется ежемесячно.

2 Оперативные данные.

3 Динамика обусловлена в том числе тем, что отчетный период на неделю больше предыдущего.

Бюллетень подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению

доступности финансовых услуг с использованием информации, предоставленной

Службой текущего банковского надзора по данным на 31.03.2021.

© Центральный банк Российской Федерации, 2021


Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется

Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется

Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется

Потребность населения и бизнеса в реструктуризации займов сохраняется


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа"
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=9729
Печать
Страны: Россия