31.05.2010

Анализ влияния введения экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства на основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий

(по данным бухгалтерской отчетности за 2005-2008 гг.)

СОДЕРЖАНИЕ

Список условных сокращений

Введение

1. Валовая добавленная стоимость

2. Выручка от реализации

3. Налоговые отчисления

4. Активы

5. Основные средства

6. Чистая прибыль

7. Доля прибыльных и убыточных предприятий

Выводы




Введение

В работе проведена оценка показателей деятельности совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на основании данных бухгалтерской отчетности (БО), сдаваемой ими в органы государственной статистики. Последняя доступная информация – на начало 2009 года.

Анализ проведен по следующим показателям (на основании Формы №1 «Бухгалтерский баланс» и Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» БО):

1. валовая добавленная стоимость;
2. выручка от реализации;
3. налоговые отчисления;
4. активы;
5. основные средства;
6. чистая прибыль;
7. доля прибыльных и убыточных предприятий.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (209-ФЗ) и принятием Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (ПП № 556) в отчете отдельно рассмотрены:

- значения показателей деятельности совокупности микро и малых предприятий без учета экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства по сумме выручки от реализации (т.е. без учета ПП № 556);

- значения показателей деятельности совокупности микро и малых предприятий с учетом экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства по сумме выручки от реализации (т.е. с учетом ПП № 556). В данном случае проведен пересчет данных бухгалтерской отчетности за 2005-2007 гг. в соответствии с указанными критериями.

Указанное разграничение введено ввиду необходимости сохранить преемственность данных за длительный период, т.к. до 2008 года к субъектам малого предпринимательства относили только по среднегодовой численности работников на предприятии (до 100 человек включительно).

Все показатели приведены в номинальных ценах, если не указано иное.


1. Валовая добавленная стоимость

Введение ограничения по предельной сумме выручки от реализации, по которому предприятие относится к субъектам малого предпринимательства (для микропредприятия - 60 млн. руб., для малого – 400 млн. руб.), не сильно сократило количество анализируемых по данным БО микро и малых предприятий г. Москвы (всего на 2,7%). Однако влияние данного ограничения на финансово-экономические показатели деятельности предприятий гораздо более значительно, что видно на примере показателя произведенной валовой добавленной стоимости (рис. 1.1).



По данным БО без учета критериев ПП № 556 (т.е. согласно критериям, применявшимся до 2008 года) сумма валовой добавленной стоимости (*1) (ВДС), произведенной совокупностью микро и малых предприятий г. Москвы, составила на 01.01.2009 года 2003,3 млрд. руб. (*2), что на 40,3% в номинальных и 25,0% в сопоставимых (*3) ценах больше, чем на 01.01.2008 года.

(*1) Расчет ВДС производится по методике, разработанной НП «МЦРП» совместно с МКПЦН.
(*2) C пересчетом на общее количество микро и малых предприятий по данным Мосгорстата – здесь и далее по всем анализируемым показателям.
(*3) При ИПЦ Москвы в 2008 году – 1,123.

Вместе с тем, с учетом ограничения по сумме выручки от реализации сумма ВДС совокупности микро и малых предприятий г. Москвы составляет 1293,4 млрд. руб. Необходимо отметить, что данный факт не отражает объективного реального сокращения ВДС в 2008 году, так как расчет показателя производился в данном случае по разной анализируемой совокупности предприятий (с учетом и без учета ограничения по сумме выручки от реализации).

Как следует из рис. 1.1, сумма ВДС совокупности микро и малых предприятий г. Москвы с учетом ПП № 556 также выросла в 2008 году – на 33,7% в номинальных и 19,0% в сопоставимых ценах (*4). Необходимо отметить меньшие темпы прироста данного показателя по сравнению с базой предприятий, на которую ограничение по сумме выручки не накладывались.

Таким образом, введение экономических критериев (по ПП № 556) отнесения к субъектам малого предпринимательства «искусственно» снизило сумму ВДС совокупности микро и малых предприятий в 2008 году на -35,4% (с 2003,3 до 1293,4 млрд. руб.).

Аналогичная картина наблюдается и по показателю средней суммы ВДС на 1 предприятие (*5). Без учета ПП № 556 на 01.01.2009 года данный показатель составил 9212 тыс. руб., а с учетом – 5948 тыс. руб. Однако по сравнению с 2007 годом и в том, и в другом случае средняя сумма ВДС на 1 предприятие увеличилась (рис. 1.2).

Необходимо отметить, что средняя сумма ВДС на 1 предприятие за рассматриваемый период 2005-2008 гг. росла немного большими темпами по группе предприятий без учета ПП № 556, чем по группе, на которую накладывались ограничения по предельной сумме выручки от реализации, что видно по линиям тренда на рис. 1.2.

(*4) Ограничение по сумме выручки от реализации, накладываемое на данные БО за 2005-2007 гг., было проиндексировано с учетом инфляции г. Москвы за соответствующие периоды.
(*5) Расчет производился по суммарному количеству микро и малых предприятий на 01.01.2009 г. по данным Мосгорстата – 217,5 тыс. единиц.



Также вырос показатель средней суммы ВДС на 1 работника предприятия (*6) (т.е. фактически – производительность труда). На 01.01.2009 года она составила 985 тыс. руб. (без учета ПП № 556). С учетом введения ограничения по сумме выручки от реализации показатель достиг значения в 636 тыс. руб., что также больше уровня 2007 года, если рассматривать совокупность микро и малых предприятий, на которую были наложены ограничения по сумме выручки (рис. 1.3). Также как и в случае с абсолютным значением показателя суммы ВДС, осредненные значения ВДС на 1 предприятие и 1 работника с учетом ПП № 556 в 2008 году росли меньшими темпами, чем без учета ПП № 556.

(*6) Расчет производился по общей численности занятых на совокупности микро и малых предприятий на 01.01.2009 г. по данным Мосгорстата – 2034,7 тыс. человек.



Заложенное в Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007 - 2009 гг. удвоение в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малыми предприятиями города суммарно по отраслям экономики в стоимостном исчислении по сравнению с 2002 годом (в сопоставимых ценах) было достигнуто уже в 2008 году. В данном случае рассматривается совокупность предприятий без учета ограничений на сумму выручки по ПП № 556, так как целевые индикативные показатели указанной Программы закладывались еще до принятия новых законодательных актов, вводящих эти ограничения. По данным БО на 01.01.2009 года сумма ВДС микро и малых предприятий г. Москвы (без учета ПП № 556) в ценах 2002 года составила 1 092,8 млн. руб., что в 2,9 раза больше значения аналогичного показателя в 2002 году.


2. Выручка от реализации

Аналогично ситуации с показателем ВДС, сумма выручки от реализации совокупности микро и малых предприятий г. Москвы в 2008 году без учета ПП № 556 выросла. Прирост составил 23,6% в номинальных и 10,1% в сопоставимых ценах, а сама сумма выручки – 10 980,6 млрд. руб. в номинальных ценах.

В то же время введения ограничений по ПП № 556 изменило показатель суммы выручки в 2008 году гораздо существеннее показателя ВДС – на -52,3% (с 10 980,6 до 5 238,7 млрд. руб.), хотя в целом, и с учетом ПП № 556, и без учета, сумма выручки выросла в номинальных и сопоставимых ценах.

Примечательно, что по сравнению с динамикой суммы ВДС сумма выручки от реализации с учетом наложения ограничений ПП № 556 росла в 2008 году большими темпами, чем без учета данных ограничений – на 29,2% в номинальных и 15,1% в сопоставимых ценах (рис. 2.1).



Средняя сумма выручки на 1 предприятие также сильно зависит от введения критериев по ПП № 556. Так, на 01.01.2009 года без учета указанного постановления средняя сумма выручки на 1 предприятие совокупности микро и малых предприятий г. Москвы составляла 50,5 млн. руб. (что выше показателя 2007 года), а с учетом ПП № 556 – всего 24,1 млн. руб. (что также выше значения показателя в 2007 году с учетом ограничения по сумме выручки).

Примечательно, что на протяжении 2005-2007 гг. показатель средней суммы выручки на 1 предприятие стабильно рос, данная тенденция продолжилась и в 2008 году, несмотря на начавшийся на тот момент финансово-экономический кризис. С введением экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства преемственность данного показателя во времени нарушилась, так как в данном случае анализируются разные группы предприятий.




3. Налоговые отчисления

По данным БО сумма налоговых отчислений совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на 01.01.2009 года составила 519,1 млрд. руб. без учета ПП № 556 и 347,2 млрд. руб. – с учетом.Таким образом, сумма налоговых отчислений микро и малых предприятий города выросла в 2008 году и с учетом введения ограничений по сумме выручки (на 25,5% в номинальных и 11,8% в сопоставимых ценах), и без учета этих ограничений (32,2% в номинальных и 17,7% в сопоставимых ценах).

Так же как и в случае с суммой ВДС, сумма налогов по группе предприятий с учетом экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства росла меньшими темпами, чем по группе предприятий без учета данных критериев.

Введение ПП № 556 «искусственно» сократило сумму налоговых отчислений микро и малых предприятий в 2008 году на - 33,1% (с 519,1 до 347,2 млрд. руб.). Это сравнимо с воздействием данного нововведения на показатель ВДС, в случае с которым сокращение составило -35,4%. На протяжении 2005-2008 гг. средняя сумма налогов на 1 предприятие совокупности микро и малых предприятий г. Москвы росла и достигла на 01.01.2009 года 2 387 тыс. руб. без учета ПП № 556. С учетом ограничения по сумме выручки согласно данному постановлению средняя сумма налогов на 1 предприятие в 2008 году также росла и составила 1 597 тыс. руб. (рис. 3.2).



Примечательно, что в 2008 году по данным БО доля налогов в сумме выручки (т.е. фактически – налоговая нагрузка) без учета ограничения по предельной сумме выручки выросла и составила 4,7%, а с учетом данного ограничения, наоборот, сократилась и составила 6,6% (рис. 3.3). Если учесть, что в течение последних лет данный показатель по группе предприятий без учета ПП № 556 рос в пределах 0,3%, то эта разница выглядит достаточно существенной.




4. Активы

По данным БО сумма активов совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на 01.01.2009 года без учета введения ограничения по предельной сумме выручки от реализации составила 11 322,7 млрд. руб., а с учетом – 8 324,2 млрд. руб. (рис. 4.1).

Таким образом, по «старым» критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства сумма активов по данным БО в 2008 году выросла на 11,3% в номинальных ценах и сократилась -0,9% в сопоставимых ценах. При этом по новой методике (с учетом ограничения по сумме выручки от реализации) показатель суммы активов вырос в 2008 году большими темпами – на 12,4% в номинальных и 0,1% в сопоставимых ценах.

Введение экономических критериев по ПП № 556 «сократило» сумму активов совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на -26,5%, что меньше аналогичного сокращения по показателям суммы ВДС, выручки и налогов.



Средняя сумма активов на 1 предприятие без учета ПП № 556 по данным БО на 01.01.2009 года составила 52,1 млн. руб., что больше, чем на 01.01.2008 года, а с учетом ПП № 556 – 38,3 млн. руб. (рис. 4.2).



Если рассматривать предыдущие периоды с учетом и без учета введения ограничения по сумме выручки, то можно отметить, что средняя сумма активов на 1 предприятие в течение 2005-2008 гг. росла примерно одинаково.


5. Основные средства

Показатель суммы основных средств (ОС) совокупности микро и малых предприятий г. Москвы проявил себя как наименее подверженный изменениям в связи с введением экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с ПП № 556.

По данным БО на 01.01.2009 года сумма ОС без учета ПП № 556 составила 429,5 млрд. руб., (что на 43,0% в номинальных и 27,3% в сопоставимых ценах больше, чем на 01.01.2008 года), а с учетом указанного постановления – 351,4 млрд. руб. (что на 35,4% в номинальных и 20,6% в сопоставимых ценах больше, чем на 01.01.2008 года).

Таким образом, введение ограничения по предельной сумме выручки от реализации «сократило» значение показателя суммы ОС на -18,2% (с 429,5 до 351,4 млрд. руб.). Это сокращение меньше, чем у рассмотренных ранее показателей.



Средняя сумма ОС на 1 предприятие в 2008 году также выросла, и с учетом, и без учета ПП № 556. По данным БО на 01.01.2009 года она составила 1 975 тыс. руб. без наложения ограничения по сумме выручки и 1 616 тыс. руб. – с введением ограничения (рис. 5.2). Таким образом, средняя сумма ОС на 1 предприятие по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы в 2005-2008 году по данным БО стабильно увеличивалась.




6. Чистая прибыль

Показатель суммы чистой прибыли (ЧП) ведет себя более неоднородно во времени, чем рассмотренные ранее показатели деятельности совокупности микро и малых предприятий г. Москвы, которые в своем росте следуют практически линейному тренду. Сумма ЧП микро и малых предприятий по данным БО в 2006 году сократилась, и 2008 год также отмечен сокращением данного показателя. По данным БО на 01.01.2009 года сумма ЧП микро и малых предприятий г. Москвы без учета влияния ПП № 556 составила 241,3 млрд. руб., что на -5,0% в номинальных и -15,4% в сопоставимых ценах меньше, чем на 01.01.2008 года. Если рассматривать группу микро и малых предприятий, на которую были наложены ограничения в соответствии с ПП № 556, то в таком случае сумма ЧП составила на 01.01.2009 года 137,4 млрд. руб., что на -29,9% в номинальных и -37,5% в сопоставимых ценах меньше, чем на 01.01.2008 года (рис. 6.1).



Таким образом, введение условий ПП № 556 «сократило» сумму ЧП в 2008 году на -43,1% (с 241,3 до 137,4 млрд. руб.). Большее сокращение было отмечено только по показателю суммы выручки от реализации (-52,3%).

Средняя сумма ЧП на 1 предприятие в 2008 году также сократилась по сравнению с 2007 годом, и с учетом, и без учета ограничений по предельной сумме выручки от реализации (рис. 6.2).




7. Доля прибыльных и убыточных предприятий

Влияние введения экономических критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (по предельной сумме выручки) на долю прибыльных и убыточных предприятий в общей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы незначительно (рис. 7.1).

Без учета ПП № 556 на 01.01.2009 года доля прибыльных предприятий (*7) составила 58,7%, а с учетом – немного меньше, 57,9%. Ситуация с долей убыточных (*8) предприятий выглядит обратной: без учета ПП № 556 их доля составила 20,0%, а с учетом – 20,3%.

Таким образом, введение ПП № 556 сказалось на доле прибыльных и убыточных предприятий в общей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы скорее в отрицательную сторону.

(*7) Под прибыльными подразумеваются предприятия, у которых сумма чистой прибыли по стр. 190 Формы № 2 положительна.
(*8) Под убыточными подразумеваются предприятия, у которых сумма чистой прибыли по стр. 190 Формы № 2 отрицательна.





Выводы

На основании проведенного анализа данных бухгалтерской отчетности совокупности микро и малых предприятий г. Москвы можно сделать следующие выводы:

1. Введение критерия отнесения к субъектам малого предпринимательства по предельной сумме выручки от реализации в соответствии с ПП № 556 не сильно отразилось на количестве анализируемых предприятий - по данным БО их число сократилось всего на 2,7%. При этом влияние введенного ограничения более существенно на финансово-экономические показатели деятельности совокупности микро и малых предприятий. Шесть рассмотренных в работе показателей (без учета доли прибыльных и убыточных предприятий) сократили свои значения после наложения указанного ограничения на 18-50% или в среднем на 34,8%.

2. Если рассматривать отдельно совокупности микро и малых предприятий с учетом и без учета ПП № 556, то в 2008 году, и в том, и в другом случае по основным рассмотренным в работе показателям отмечен рост в номинальных ценах по сравнению с 2007 годом. Таким образом, начавшийся финансово-экономический кризис не успел оказать существенного негативного воздействия на микро и малые предприятия в 2008 году, так как к этому времени в секторе малого бизнеса г. Москвы был накоплен существенный запас прочности, в том числе в наиболее успешном 2007 году. Хотя в 2008 году темпы роста основных показателей деятельности совокупности микро и малых предприятий из-за кризиса замедлились, за весь рассматриваемый период 2005-2008 гг. осредненные тренды роста абсолютных и средних значений рассматриваемых показателей в номинальных ценах имели положительную динамику.

3. Из шести рассмотренных в работе показателей (без учета доли прибыльных и убыточных предприятий) в 2008 году по данным БО только по сумме чистой прибыли было отмечено сокращение в номинальных ценах (на -5,0% без учета ПП № 556 и -29,9% с учетом), а в сопоставимых – еще и по показателю суммы активов (на -0,9% без учета ПП № 556, при этом, с учетом данного постановления был отмечен рост в сопоставимых ценах на 0,1%). Необходимо отметить, что показатель суммы чистой прибыли совокупности микро и малых предприятий г. Москвы отличается достаточной нестабильностью на фоне практически линейного роста остальных рассмотренных показателей.

4. Наиболее чувствительными к ограничениям, накладываемым ПП № 556, оказались показатели суммы выручки (сокращение на -52,3%) и чистой прибыли (сокращение на -43,1%).

5. Наименее чувствительными к ограничениям по предельной сумме выручки от реализации можно признать показатели суммы активов (-26,5%) и основных средств (-18,2%).

6. Два других рассмотренных показателя – сумма ВДС и налогов, сократились на -35,4% и -33,1% соответственно. Однако необходимо отметить, что налоговая нагрузка (или доля налогов в выручке) с введением ПП № 556 достигла 6,6% в 2008 году по данным БО, тогда как без учета ПП № 556 это значение составило 4,7%. Если учесть, что этот процент в последнее время рос не более чем на 0,3% год, то влияние ПП № 556 в данном случае существенно.

7. Необходимо отметить, что показатели суммы налогов, чистой прибыли, ВДС и суммы основных средств по группе микро и малых предприятий без учета влияния ограничения по предельной сумме выручки согласно ПП № 556 в 2008 году росли большими темпами, чем по группе предприятий с учетом указанного ограничения. По показателям суммы активов и выручки ситуация наблюдалась обратной.

8. Влияние ограничений по предельной сумме выручки от реализации на долю прибыльных и убыточных предприятий в общей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы в целом незначительно, хотя и снизило долю прибыльных предприятий примерно на 1%.

9. Подводя итог, можно отметить, что введение ПП № 556 отсеяло в 2008 году от группы анализируемых по данным БО микро и малых предприятий около 2,7% (или примерно 4 тыс.) наиболее крупных предприятий, вносящих существенный вклад в финансово-экономические показатели деятельности всей совокупности микро и малых предприятий. При этом снижение значений анализируемых показателей составило в среднем 35%. Т.е. фактически больше трети вклада в финансово-экономические показатели деятельности микро и малых предприятий г. Москвы согласно критериям 88-ФЗ (Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") давало небольшое количество предприятий в 4-6 тыс. единиц. Данное обстоятельство дает основания к серьезному анализу отдельных небольших (в несколько тысяч единиц) групп предприятий как возможных потенциальных лидеров по вкладу в финансово-экономические показатели деятельности всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы.


© НП "Московский центр развития предпринимательства"