13.01.2009

Оценка финансово-экономического состояния малого предпринимательства г. Москвы до 2012 г. (по данным официальной статистики)

Содержание

Введение
1. Количество малых предприятий
2. Численность занятых работников
3. Фонд заработной платы
4. Сумма выручки от реализации
5. Сумма оборота
6. Инвестиции в основной капитал
Выводы
Приложение


Введение

В данном отчете проведена оценка показателей деятельности малых предприятий г. Москвы на период до 2012 г. на основании данных официальной статистики за 2002-2008 гг.

В связи с наблюдаемыми сейчас кризисными явлениями в экономике, расчет прогнозных показателей был выполнен по двум сценариям – инерционному и пессимистичному. Инерционный сценарий рассматривает ситуацию, в которой развитие малого бизнеса Москвы происходит в соответствии с динамикой предыдущих периодов без учета кризисных явлений. При построении инерционного сценария в первую очередь рассматривались прогнозные показатели, заложенные в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года», а также в Постановлении Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 420-ПП «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.» (с изменениями от 26 сентября 2006 г., 10, 24 апреля, 11 сентября, 18 декабря 2007 г., 13 мая, 5 августа 2008 г.).

Пессимистичный сценарий рассматривает ситуацию, в которой на развитие малого предпринимательства Москвы в ближайшие 4 года существенное негативное влияние окажет финансовый кризис 2008 года.

Как ключевая была принята гипотеза о том, что сектор малого бизнеса Москвы развивается по общим макроэкономическим законам. И влияние финансового кризиса на малые предприятия будет соответствовать его влиянию на экономику страны в целом. По мнению большинства экспертов, основной пик негативных последствий мирового финансового кризиса придется на 2009 год, тогда как на 2008 год хватит накопленного за предыдущие периоды запаса прочности экономики. По оценке международных экспертов (*1) после спада 2009 года постепенный подъем экономики в России начнется в 2010 году, а в 2011-2012 гг. темпы роста ВВП выдут на прежние уровни. Этот сценарий развития ситуации в данной работе был принят как пессимистичный или кризисный.

Стоит отметить, что представители делового актива малого бизнеса Москвы часто не сходятся в оценке последствий финансового кризиса для малого предпринимательства. С одной стороны, кризисные явления для предпринимателей негативно отражаются на доступности финансирования, рост цен на энергоносители, сырье и материалы, увеличивается риск задержек и сбоев в поставках и оплате поставщиков и клиентов. С другой стороны, в условиях увеличивающегося количества увольнений офисных работников возможна значительная ротация освободившихся кадров в сектор малого предпринимательства, а также снижение конкуренции со стороны крупных компаний, для которых последствия финансового кризиса более масштабны, чем для малых предприятий. Кроме того, предприятия разных видов деятельности реагируют на последствия кризиса по-разному.

Другим фактором, который необходимо отметить, является изменение с 2008 года критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г., выделяет в отдельные группы микропредприятия с численностью работников от 1 до 15 человек включительно, а также непосредственно малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно. На сегодняшний момент официальных данных о деятельности микропредприятий не опубликовано. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» вводит экономические критерии отнесения к малым и микропредприятиям по сумме выручки от реализации. Для микропредприятий предельные значения выручки составляют 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб.

В результате, в связи с изменением законодательной среды в ближайшей перспективе ожидается некоторое изменение в представляемых Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) данных. В настоящий момент оценить эти изменения в полном объеме можно лишь с определенной степенью достоверности, так как пока не поступили официальные данные о деятельности малых предприятий Москвы с учетом экономических критериев. В данной работе рассматривается вся совокупность малых предприятий с численностью от 1 до 100 человек включительно с учетом микропредприятий.

Все показатели приведены в номинальных ценах, если не указано иное.


1. Количество малых предприятий

По данным Мосгорстата на 1 января 2008 года в Москве насчитывалось порядка 214,5 тыс. малых предприятий (МП) с численностью работников от 1 до 100 человек включительно. На протяжении 2002-2007 гг. количество малых предприятий росло стабильными темпами в среднем на 2,5% в год (*2).

По предварительной оценке количество предприятий малого бизнеса к концу 2008 года достигнет значения 220-223 тысяч единиц (рис. 1.1).

По инерционному сценарию к 2012 г. прогнозное количество МП Москвы составит порядка 245 тысяч единиц. Прогноз по инерционному сценарию был выполнен на основании данных официальной статистики о среднегодовых темпах прироста данного показателя за предыдущие периоды, а также на основании Постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП.



По пессимистичному сценарию развития событий темп роста количества МП Москвы к концу 2008 года составит 2,5% (против 4,0% по инерционному сценарию), а общее количество МП к концу 2012 г. достигнет 232,7 тысяч единиц. Ожидается, что в 2009 году количество МП расти не будет, а к 2010-2011 гг. темпы роста данного показателя выйдут на уровень инерционного сценария развития малого предпринимательства (рис. 1.2).



Таким образом, к 2012 году значение количества МП Москвы можно прогнозировать в переделах 233-245 тысяч единиц, т.е. инерционная оценка данного показателя на 5,3% выше пессимистичной оценки.

Если на начало 2008 года на 1 тыс. жителей Москвы приходилось 20 МП, то к 2012 г. это значение может увеличиться до 23 по инерционному сценарию или до 22 по пессимистичному сценарию.

В данном прогнозе не учитывалось возможное влияние изменения количества индивидуальных предпринимателей (ИП) на количество МП Москвы. Как показывает практика, малые предприниматели часто пользуются возможностью изменения статуса своего бизнеса, перерегистрируюсь в качестве ИП. Причем возможна и обратная схема. Это может делаться с различными целями, в том числе для снижения налогового бремени, реализации «серых» схем ведения бизнеса и так далее. Динамика количества ИП в Москве на протяжении последних лет была нестабильной. Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по г. Москве на 1 января 2008 года количество ИП и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах, составило 140,8 тыс. единиц (*3), что более чем на 41% больше, чем на начало 2007 года. Однако с конца 2004 года по 2007 год количество ИП снижалось (более чем на 50% за этот период).

С другой стороны, стоит отметить следующий нюанс. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 01.01.2008 г. в Москве насчитывалось 123,9 тыс. единиц ИП, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) (*4). Однако следует различать данный показатель и показатель, представляемый УФНС по г. Москве, их формулировка отличается.

Таким образом, прогнозировать динамику изменения количества ИП на будущие периоды в настоящий момент можно лишь с определенными допущениями. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ выделило в отдельную группу микропредприятия с численностью работников 1-15 человек. Проводить оценку реакции деловой среды на данное изменение пока преждевременно, так как предприниматели могут принимать в расчет выгоды и недостатки отнесения к микропредприятиям при выборе организационно-правового статуса своего бизнеса. Для решения этого вопроса необходимо проведение более детального исследования.


2. Численность занятых работников

По данным официальной статистики на 01.01.2008 года общая численность занятых на МП Москвы работников составила 2,046 млн. человек, что на 0,6% больше, чем на 01.01.2007 года (*5).

По предварительной оценке численность занятых на МП Москвы работников к концу 2008 года составит 2,08 - 2,15 млн. человек (рис. 2.1). На протяжении 2002-2007 гг. численность работников МП росла в среднем на 1,8% в год, причем по данным официальной статистики за этот период среднее количество работников на 1 МП составляло около 10 человек.



По инерционному сценарию развития событий к 2012 г. численность занятых на МП работников достигнет 2,4 млн. человек. Данный прогноз был составлен с учетом среднегодовых темпов прироста количества МП и численности занятых на них работников за предыдущие периоды, а также с учетом значения среднего количества работников на 1 МП по официальным данным.

В 2007 году темп прироста численности работников МП Москвы составил всего 0,6%, однако по инерционному сценарию в 2008 году темп прироста составит более 5% с постепенным снижением к 2010 г. (рис. 2.2).

Пессимистичный сценарий динамики численности работников МП Москвы был рассчитан по аналогии с показателем количества МП Москвы. Согласно предварительным прогнозам, в условиях кризиса в 2009 г. прироста численности занятых на МП не ожидается (также как и не ожидается прироста количества МП), а к 2012 г. данный показатель достигнет порядка 2,2 млн. человек. Таким образом, к 2012 году численность занятых на МП Москвы по инерционному значению будет выше, чем по пессимистичному сценарию примерно на 7,6%.



В 2007 году доля занятых на МП Москвы в занятых в экономике города составляла около 32%%. По инерционному сценарию к 2012 г. это значение увеличится до 37,9%, а по пессимистичному – только до 35,3% (*6) .


3. Фонд заработной платы

По данным Мосгорстата на 01.01.2008 года фонд заработной платы (ФЗП) работников МП Москвы составил 275 млрд. руб. (*7), что на 49,6% в номинальных и 35,7% в сопоставимых ценах (*8) больше, чем на 01.01.2007 г. По предварительной оценке сумма фонда заработной платы МП Москвы к концу 2008 года составит порядка 329 - 345 млрд. руб. (рис. 3.1).



По инерционному сценарию сумма ФЗП к 2012 году предположительно составит около 609,2 млрд. руб., а темп прироста будет на уровне 13% в номинальных ценах по отношению к 2011 г. (рис. 3.2). Инерционный сценарий рассматривает прирост ФЗП МП Москвы с учетом плановых темпов прироста среднемесячной номинальной заработной платы в Москве, приведенных в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП.

В отличие от прогнозных оценок количества МП и численности занятых на них работников, расчет пессимистичного прогноза финансово-экономических показателей деятельности МП Москвы строится на превышении официального прогноза ВВП РФ до 2012 г. (*9) над прогнозом ВВП РФ в кризисных условиях (*10) . Таким образом, согласно пессимистичному сценарию развития событий к 2012 году ФЗП МП Москвы достигнет порядка 512 млрд. руб.

Инерционная оценка ФЗП МП номинально превышает пессимистичную оценку данного показателя примерно на 18,9%.

Постепенное понижение темпов прироста ФЗП МП Москвы согласно и инерционному, и пессимистичному сценарию соответствует общему снижению темпов прироста номинальной заработной платы в Москве, заложенному в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП. Более того, в условиях кризиса это снижение может достигнуть еще больших темпов.



Расчет темпа прироста ФЗП МП Москвы до 2012 г. в сопоставимых ценах был проведен с учетом прогнозных оценок ИПЦ в условиях финансового кризиса (по мнению экспертов Центра статистических исследований Банка Москвы (*11)).

Даже по пессимистичному сценарию развития событий темп прироста ФЗП МП Москвы в 2008 году в сопоставимых ценах ожидается положительным (рис. 3.3). Однако в 2009 году, который прогнозируется наиболее проблемным в кризисных условиях, темп прироста ФЗП МП в сопоставимых ценах может достигнуть отрицательного значения в -4,1%.



По данным официальной статистики на 01.01.2008 года средняя сумма ФЗП на 1 работника МП Москвы в месяц составила 11,2 тыс. руб., что почти на 12 тыс. меньше, чем средняя номинальная заработная плата по полному кругу организаций в Москве (табл. 3.1).

Традиционно в малом бизнесе широко применяется практика сокрытия реального размера заработной платы сотрудников с целью минимизировать налоговые затраты и использования различных «серых» схем ведения бизнеса. В условиях финансового кризиса велик риск увеличения процента «теневой» составляющей декларируемой заработной платы МП, а также общего невысокого роста данного показателя.



В любом случае, не ожидается, что показатели официальной заработной платы на МП и в целом по Москве в ближайшей перспективе сравняются по своим значениям, только если радикально не изменятся внешние условия деловой среды, когда предпринимателям станет выгодно показывать более высокие заработные платы своих сотрудников.


4. Сумма выручки от реализации

По данным официальной статистики на 1 января 2008 года сумма выручки от реализации МП Москвы составила 4,48 трлн. руб. (*12) (рис. 4.1), что на 4,8% в номинальных ценах больше и на -4,9% в сопоставимых ценах меньше, чем на 1 января 2007 года. По предварительной оценке на конец 2008 года данный показатель составит порядка 5,6 - 5,7 трлн. руб.



Согласно инерционному сценарию развития событий сумма выручки МП Москвы к 2012 г. составит порядка 8,3 трлн. руб. Наименьший темп прироста в ближайшие 4 года ожидается в 2010 году, он составит 7,1% в номинальных ценах (рис. 4.1).



Что касается прироста выручки в сопоставимых ценах, то на протяжении 2008-2012 гг. он ожидается положительным по инерционному сценарию развития событий (рис. 4.3).



Согласно пессимистичному сценарию сумма выручки от реализации МП Москвы к 2012 г. достигнет 7,7 трлн. руб., т.е. инерционная оценка данного показателя будет превышать пессимистичную по номиналу на 9,1%. Наименьший темп прироста данного показателя ожидается в 2009 г. (5,8% в номинальных и -5,3% в сопоставимых ценах). В целом прирост выручки МП Москвы в сопоставимых ценах в условиях негативных последствий финансового кризиса оценивается как отрицательный не только в 2009 г., но и в 2010 г. (-3,6%).

Согласно данным официальной статистики на 01.01.2008 г. средняя сумма выручки на 1 МП Москвы составила 20,9 млн. руб. По инерционному сценарию развития событий к 2012 г. данный показатель достигнет значения в 34,1 млн. руб., а по пессимистичному сценарию – 32,9 млн. руб. (табл. 4.1), т.е. инерционная оценка показателя будет превышать пессимистичную по номиналу примерно на 3,6%.




5. Сумма оборота

По данным официальной статистики на 01.01.2008 года сумма оборота МП Москвы составила 4,6 трлн. руб. (*13) , что на 16,1% в номинальных и 5,3% в сопоставимых ценах больше, чем на 01.01.2007 года.

Мосгорстат предоставляет данные об обороте МП Москвы с 2006 года, таким образом, для построения объективного прогноза на основании предыдущих периодов недостаточно временных точек наблюдения. Однако показатель «оборот предприятия» по своему экономическому смыслу и значению близок к показателю выручки. В связи с этим, прогноз данного показателя до 2012 года был рассчитан на основании прогноза суммы выручки от реализации.

По предварительной оценке сумма оборота МП Москвы к концу 2008 года достигнет значения в 5,5 - 5,6 трлн. руб. (рис. 5.1).



По инерционному сценарию развития событий к 2012 году сумма оборота МП может достигнуть значения в 8,2 трлн. руб., а по пессимистичному – в 7,5 трлн. руб. Таким образом, инерционная оценка данного показателя превышает пессимистичную оценку на 9,1% по номиналу.



Хотя и по пессимистичному прогнозу, и по инерционному показатель оборота МП в ближайшие четыре года предположительно будет расти в номинальных ценах (рис. 5.2), однако в сопоставимых ценах (рис. 5.3) в 2009 и 2010 гг. по пессимистичному сценарию ожидается падение (на -5,3% и -3,6% соответственно).



Средняя сумма оборота на 1 МП на начало 2008 года составила 21,6 млн. руб. (табл. 5.1), что соответствует средней сумме выручки на 1 МП за данный период (20,9 млн. руб.). В целом, как и в случае со средней выручкой, средняя сумма оборота на 1 МП до 2012 г., как ожидается, будет постепенно расти и к концу анализируемого периода может достигнуть 33,6 млн. руб. по инерционному сценарию или 32,4 по пессимистичному сценарию развития событий.



Показатель оборота МП Москвы (также как и показатель выручки) достаточно сильно зависит от условий внешней деловой среды. Причем, зачастую не по реальному объему, а по официально декларируемому. Например, условия перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) зависят от доходов предприятий, и малые предприниматели часто прибегают к занижению этих показателей. Стоит отметить, что в настоящий момент ожидаются значительные изменения в налоговом законодательстве (в частности в налоговых ставках, в том числе по УСН) и пока не известно каким образом это повлияет на доходные показатели деятельности МП.


6. Инвестиции в основной капитал

Прогнозная оценка показателя инвестиций в основной капитал МП Москвы на ближайшие четыре года была выполнена на основании темпов прироста данного показателя за предыдущие периоды, а также на основании плановых темпов прироста инвестиций в основной капитал, приведенных в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП.

По данным Мосгорстата на 01.01.2008 г. сумма инвестиций МП Москвы составила 9,7 млрд. руб. (*14), что на -3,2% в номинальных и -12,2% в сопоставимых ценах меньше, чем на 01.01.2007 года. Динамика данного показателя за предыдущие годы была неравномерной (рис. 6.1). Наиболее провальным был 2004 год. В связи с этим, темпы прироста инвестиций МП до 2012 г. ожидаются в целом нестабильными.



По предварительной оценке сумма инвестиций МП к концу 2008 года достигнет значения в 9,8 – 9,9 млрд. руб.

Согласно инерционному сценарию развития событий к 2012 году сумма инвестиций МП Москвы ожидается на уровне 12,1 млрд. руб., а по пессимистичному сценарию – 10 млрд. руб. Таким образом, инерционная оценка данного показателя превышает пессимистичную примерно на 20,8% по номиналу.



Если рассматривать ситуацию, когда динамика инвестиций МП Москвы сохранится в ближайшей перспективе, то темп прироста показателя в номинальных ценах будет расти в 2008-2010 гг., но достаточно резко упадет в 2011 году (до 0,2%). Другая ситуация может возникнуть, если кризисные явления экономики существенным отрицательным образом скажутся на малом бизнесе. Тогда в 2009 году прирост в номинальных ценах инвестиций МП может достигнуть 0,5% (рис. 6.2), а затем практически остановиться (менее 1%).

В сопоставимых же ценах (рис. 6.3) по пессимистичному сценарию темпы прироста инвестиций МП Москвы ожидаются отрицательными в 2008-2012 гг.. Но даже по инерционному сценарию положительный прирост в сопоставимых ценах данного показателя может наблюдаться только в 2009 и 2010 гг.



Что касается средней суммы инвестиций на 1 МП, то динамика данного показателя за предыдущие периоды также была весьма неравномерной. В будущие периоды также ожидается как рост, так и спад данного показателя (табл. 6.1).



По инерционному сценарию развития событий средняя сумма инвестиций на 1 МП к 2012 году может быть на уровне 49,5 тыс. руб., а по пессимистичному – на уровне 43,1 тыс. руб.

Показатель инвестиций в основной капитал, пожалуй, наибольшим образом зависит от благоприятных внешних условий. В условиях нарастающих отрицательных последствий кризисных явлений в экономике предприниматели в первую очередь сокращают инвестиции. И наоборот, рост инвестиций отражает благоприятную обстановку как на внешнем рынке, так и на самих предприятиях. Таким образом, падение инвестиций МП Москвы по самому пессимистичному сценарию развития событий может быть отмечено не только в сопоставимых ценах, но и в номинальных.


Выводы

На основании проведенного в данном исследовании анализа перспектив развития МП Москвы в ближайшие четыре года можно сделать следующие выводы.

1. В настоящий момент объективно оценить влияние кризисных явлений в экономике на сектор малого предпринимательства можно лишь с определенной степенью достоверности. Кризис 2008 года может сказаться по-разному на отдельные группы предприятий, в зависимости от объема их заемных средств, вкладов в долгосрочные инвестиционные проекты, их видов деятельности и чисто субъективных причин, например, эффективного антикризисного менеджмента.

2. В связи с неопределенностью внешних условий, прогноз показателей деятельности малых предприятий Москвы до 2012 года был выполнен по двум сценариям – инерционному и пессимистичному. Инерционный сценарий рассматривает статичный вариант, когда развитие малого бизнеса Москвы будет продолжаться с теми же темпами, что и за предыдущие периоды. Пессимистичный вариант рассматривает негативные последствия кризисных явлений для малого бизнеса, в частности наибольший спад всех основных показателей деятельности предприятий в 2009 году.

3. Разница между инерционными и пессимистичными оценками показателей деятельности малых предприятий Москвы в 2012 году составляют порядка 5-21%, от 5,3% по количеству малых предприятий до 20,8% по сумме их инвестиций в основной капитал. Существенная разница в 19% ожидается также по показателю фонда заработной платы малых предприятий в 2012 году.

4. Хотя кризисные явления начали проявляться в мировой экономике в начале 2008 года, по мнению большинства экспертов, как российских, так и зарубежных, до конца этого года существенных понижений экономических показателей ожидать не стоит, так как за предыдущие периоды был накоплен значительный запас прочности. Сектор малого бизнеса Москвы реагирует на изменения внешних условий как отдельная экономическая система и испытывает те же трудности, что и другие сферы деятельности. Однако стоит отметить, что деловая среда Москвы, как и любого крупного мегаполиса мира, отличается от остальных регионов страны в целом. В связи с этим есть все основания полагать, что кризисные явления затронут московский малый бизнес в меньшей степени, чем в других регионах России.

5. Наибольшее отрицательное воздействие экономический кризис может оказать на инвестиции малых предприятий Москвы, так как данный показатель традиционно чувствителен к внешним условиям. Общее снижение возможно также и в темпах роста доходных показателей, таких как выручка и обороты.

6. Проводить оценку динамики количества ИП на будущие периоды можно лишь с достаточной степенью условности. С одной стороны за предыдущие периоды наблюдалась нестабильная динамика данного показателя. В 2004-2006 гг. количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по данным УФНС по г. Москве сократилось почти вдвое, а в 2007 году выросло более чем на 41%. С другой стороны выделение с 1 января 2008 года отдельного сектора микропредприятий с численностью работников 1-15 человек также может повлиять на изменение количества ИП. Таким образом, в ближайшей перспективе возможна определенная ротация субъектов малого предпринимательства по организационно-правовым формам, однако их общее количества, как ожидается, будет расти.

7. Не смотря на ожидание существенного спада роста основных показателей деятельности малых предприятий Москвы по пессимистичному сценарию развития событий, в целом рост в номинальных ценах, скорее всего, будет продолжаться, так как сектор малого бизнеса в Москве в настоящий момент вполне сформировался.



(*1) прогноз Еврокомиссии. РИА Новости от 14.11.2008 г. - http://www.rian.ru/economy/20081114/155148210.html
(*2) по данным официальной статистки на 01.07.2008 г. количество МП Москвы с численностью работников 16-100 человек (т.е. без учета микропредприятий) составило 28,8 тыс. единиц
(*3) по состоянию на 01.04.2008 г. – 146,6 тыс. единиц
(*4) по состоянию на 01.04.2008 г. – 129,8 тыс. единиц
(*5) по данным Мосгорстата на 01.07.2008 г. общая численность занятых на МП с численностью работников 16-100 человек (без учета микропредприятий) составила 464,5 тыс. человек.
(*6) прогноз занятых в экономике Москвы до 2012 г. представлен в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП
(*7) данных Мосгорстата о фонде заработной платы МП Москвы с численностью работников 16-100 человек (бех учета микропредприятий) в 2008 году не опубликовано
(*8) ИПЦ Москвы в 2007 г. по данным Росстата – 1,102
(*9) согласно Постановлению Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП
(*10) принимается во внимание мнение международных организаций: Международный валютный фонд, Еврокомиссия, Всемирный банк, а также Минэкономразвития РФ
(*11) Журнал «Экономическое развитие России», октябрь-ноябрь 2008. Том 15. №10. С. 60.
(*12) Мосгорстат не опубликовал данных о сумме выручки от реализации МП Москвы с численностью работников 16-100 человек (без учета микропредприятий) в 2008 году
(*13) по данным Мосгорстата на 01.07.2008 г. оборот МП Москвы с численностью работников 16-100 человек (т.е. без учета микропредприятий) составил 489,6 млрд. руб.
(*14) по данным Мосгорстата сумма инвестиций в основной капитал МП Москвы с численностью работников 16-100 человек на 01.07.2008 года составила 1 872 млрд. руб.


© НП "Московский центр развития предпринимательства"