19.01.2009

Социальное предпринимательство в Лондоне

http://www.sel.org.uk/

Содержание

1. Определение понятия «Социальное предпринимательство».

2. Организация поддержки социального предпринимательства в Лондоне.

3. Взаимодействие городских организаций Лондона с социальным предпринимательством.

4. Участие социального предпринимательства в реформировании жилищных отношений.

5. Основные виды социальных предприятий жилищно-коммунальной сферы.

6. Примеры деятельности жилищно-коммунальных социальных предприятий.


1. Определение понятия «Социальное предпринимательство».

В своё время Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло определение социального предпринимательства как социально-ориентированного бизнеса, прибыль от деятельности которого принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие этого бизнеса или местного сообщества, и не используется для максимизации доходов совладельцев или собственника предприятия. При этом, социальное предприятие является такой моделью частного бизнеса, которая нацелена на получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и деградации. Сообщество социальных предприятий, провайдеров бизнес-услуг, ученые и предприниматели пришли к заключению, что модель социального бизнеса может обеспечить масштабные позитивные изменения в общественной жизни Лондона.

Социальные предприятия могут иметь различные юридические статусы , например: компания общественных интересов, общество с ограниченной ответственностью, общество доверительного управления (трастовая компания), кооператив и др. Социальные предприятия действуют в различных сферах экономической и общественной жизни включая здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организация отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и многое другое. Наиболее известными примерами социальных предприятий в г. Лондоне являются: Cafedirect; Borough Market; Divine Chocolate; Jamie Oliver’s Fifteen restaurant; The Big Issue; Coin Street Community Builders Trading, а также ряд благотворительных магазинов таких как Oxfam’s Unwrapped или MissionFish (более подробно см: http://www.sel.org.uk/publications.html).

Важнейшей особенностью социальных предприятий является их сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами в которых они работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих сотрудников, т.к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе. Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов. Сообщество социальных предприятий в Лондоне позволит создать социально ориентированную экономику, которая обеспечит мощное и благотворное влияние на все слои городского общества, одновременно повысит качество жизни горожан и улучшит состояние городской среды обитания. Стратегия развития социального предпринимательства в Лондоне направлена на практическое решение таких насущных проблем города как борьба с бедностью, сокращение уровня безработицы, улучшение жилищных условий и совершенствование городской среды обитания.

Государственные органы власти и Правительство Большого Лондона активно содействует устойчивому социально-экономическому развитию города. Так «Департамент Центрального Правительства в Лондоне» (Government Office for London GOL - http://www.gos.gov.uk/gol/) способствует привлечению государственных инвестиций в реализацию многих социальных идей, способствующих улучшению качества жизни в Лондоне. В свою очередь, правительственный «Департамент Третьего сектора» (The Office of the Third Sector - OTS - http://www.cabinetoffice.gov.uk/third_sector.aspx) разрабатывает государственную стратегию развития и поддержки социального предпринимательства в стране и непосредственно в Лондоне, а также обобщает и распространяет информацию о наиболее продуктивных социальных идеях и инновациях, способствующих общественному прогрессу. «Лондонские муниципальные советы» (London Councils - http://www.londoncouncils.gov.uk/) объединяют усилия социальных предприятий и местных администраций для решения назревших социальных проблем. «Лондонское Агентство развития» (The London Development Agency - LDA - http://www.lda.gov.uk/) оказывает финансовую, организационную и техническую помощь социальным предприятиям. При этом агентство LDA обеспечивает взаимодействие различных коммерческих предприятий с социальными предприятиями, а также способствует получению государственных и городских заказов социальными предприятиями и компаниями территориального развития. «Лондонский квалификационный совет» (London Skills Council) занимается вопросами привлечения социальных предприятий к работе по повышению квалификации трудовых ресурсов, а также принимает меры по разработке учебных пособий по социальному предпринимательству для школ и колледжей. Совместные усилия этих и множества других общественных организаций, во взаимодействии с частным бизнесом обеспечивают устойчивое развитие социального предпринимательства в Лондоне. В свою очередь, это способствует повышению качества жизни для всего населения города, одновременно повышая жизненный уровень социально-ущемлённым общественным группам городского населения.


2. Организация поддержки социального предпринимательства в Лондоне.

Понимая необходимость обеспечения государственной поддержки развития лондонских социальных предприятий, ещё в 1998 г. по инициативе «Ассоциации Правительства Лондона» (the Association of London Governments - ALG) было создано агентство «Социальных предприятий Лондона» (The Social Enterprise London - SEL - http://www.sel.org.uk/). С появлением нового закона «О регулировании деятельности компаний общественных интересов» (The Community Interest Company Regulations 2005 No. 1788), Агентство SEL получило юридический статус «Компании общественных интересов». Деятельность этого агентства, в основном финансируется из государственного и городского бюджета, а также за счет доходов от собственной деятельности. Годовой бюджет агентства SEL (по данным за 2007 г.) составляет £1,677 млн. (http://www.sel.org.uk/docs/ANNUALREPORT.pdf). Основными источниками финансирования являются: Лондонское агентство развития - LDA (35,2%), Совет Большого Лондона - ALG (16,2%) и Представительство Центрального Правительства в Лондоне – GOL (20,9%).

Сфера деятельности социального предпринимательства предполагает особые подходы в определении приоритетных направлений и стратегии дальнейшего социально-экономического развития Лондона. В этой связи агентство SEL тесно сотрудничает с ведущими органами городского управления, крупными агентствами и влиятельными общественными организациями. В ходе этой работы проводятся консультации и обсуждения в поиске возможных путей достижения намеченных целей, которые позволяют объединить возможности социального предпринимательства с интересами партнерских агентств и организаций, для улучшения качества жизни основной массы жителей Лондона.

Основными целями создания агентства SEL и приоритетными направлениями его деятельности являются:

- Представление интересов сообщества социальных предприятий Лондона в Министерстве финансов, в Кабинете Министров и в других правительственных организациях, а также в различных органах городского самоуправления.

- Предоставление Правительству страны и городской администрации подробной информации о всех видах и направлениях деятельности социальных предприятий Лондона.

- Обеспечение взаимодействия и взаимосвязи руководителей муниципальных администраций с другими партнерскими организациями участвующими в работе «Лондонской оперативной социально-экономической группы» (London Social Economy Taskforce) в рамках программы LA Connects.

- Стремление к повышению благосостояния людей, проживающих в местных депрессивных общинах.

- Обеспечение взаимодействия предпринимателей, правительственных организаций и частных лиц в целях разработки единой долговременной стратегии развития социального предпринимательства в Лондоне.

- Создание активного сообщества социальных предприятий в Лондоне.

- Создание и обслуживание специализированной информационной службы «Лондонская сеть социальных предприятий» (the London Social Enterprise Network - LSEN), объединяющую более 500 социальных предприятий, служб поддержки, научные и предпринимательские круги. Кроме того, LSEN представляет пользователям электронный справочник по социальному предпринимательству, который включает и новостной бюллетень, освещающий важнейшие события в сфере социального предпринимательства, а также содержащий сведения о структурах поддержки и приводящий сведения рекламного характера.

- Во взаимодействии с LDA, ALG и с «Европейским социальным фондом» (the European Social Fund - ESF - http://esf.gov.uk/), агентство SEL реализует комплекс программ по созданию новых социальных предприятий в депрессивных районах Лондона

- Оказывает консультационные услуги по бизнес-планированию, по созданию новых продуктов и схем социального обслуживания населения, а также оказывает организационную и техническую помощь в проведении различных общественных мероприятий.

- Реализует программы обучения советников, консультантов и менеджеров в сфере социального предпринимательства с последующим предоставлением им лицензии на право оказания услуг.

Наряду с этим, агентство SEL осуществляет разработку информационных, методических и учебных брошюр для социальных предприятий, публикуемых в печати и в электронном виде (финансовая поддержка, менеджмент, уход и воспитание детей, здравоохранение, жилищное строительство и коммунальное обслуживание, переработка отходов, экология и др. - http://www.sel.org.uk/publications.html). Агентство поддерживает сайт (www.shopsocialenterprise.com) в качестве виртуальной рыночной площадки для представления и продажи товаров и услуг производимых социальными предприятиями Великобритании. Совместно с агентством LDA издаёт «Журнал Социальные предприятия» (the Social Enterprise Journal) в котором публикуются исследования ученых по проблематике социального предпринимательства и приводятся сведения об опыте реализации различных социальных инициатив в стране.

Деятельность агентства SEL направлена на создание самого развитого городского сообщества социальных предприятий, основанного на тесном их взаимодействии, обмене опытом и высочайшей квалификации работников этой сферы деятельности. В состав Правления SEL входят известные и инициативные социальные предприниматели Лондона. Для успешного решения важнейших социальных проблем города Агентство SEL активно сотрудничает с влиятельными государственными и городскими организациями. В 2001 г., по инициативе Администрации Лондонского Правительства (ALG) был создан консорциум под названием «Лондонской оперативной социально-экономической группы» (The London Social Economy Taskforce), консолидирующий наиболее активные объединения социальных предприятий города. Члены консорциума, исходя из собственного опыта указывали городским властям на существующие административные барьеры, препятствующие развитию социального предпринимательства в городе и предлагали меры по их преодолению. Они также разрабатывали предложения по улучшению качества жизни в Лондоне на основе инновационных подходов, реализованных в социальном предпринимательстве и позволяющих решить многие экономические, экологические и социальные проблемы города. Техническую организацию деятельности консорциума осуществляет агентство SEL при финансовой поддержке со стороны «Лондонского агентства развития» (LDA). В консорциуме постоянно действуют три комитета: (1) Комитет поддержки предпринимательства; (2) Комитет по частной и коммунальной собственности и (3) Комитет по государственным заказам.

Основными приоритетами в деятельности консорциума являются:

1. Обеспечение тесного сотрудничества предприятий с фирмами по оказанию информационных, диагностических и посреднических услуг (The information, diagnostic and brokerage contractor - IDB contractor) для обеспечения эффективной деятельности существующих или вновь создаваемых социальных предприятий;

2. Во взаимодействии с фирмами IDB, агентствами LDA, SEL и другими организациями создать общегородскую систему определения потребности в квалифицированных специалистах для социальных предприятий с одновременным содействием в их трудоустройстве и получением отзывов об их деятельности от работодателей;

3. В сотрудничестве с лондонскими социальными предприятиями осуществлять постоянный мониторинг качества и эффективности оказываемых мер государственной поддержки социальным предприятиям и дальнейших путей их совершенствования. Контролировать качество профессиональной подготовки специалистов для сферы социального предпринимательства.

В целях повышения эффективности взаимодействия с местными администрациями и с сообществом социальных предприятий Лондона, по инициативе агентства SEL, в апреле 2004 г. был организован первый в стране постоянно действующий «Форум местных руководителей» (Local Authorities Connect - LA Connects - http://www.sel.org.uk/laconnects.html) с участием руководящих работников из 33 крупнейших муниципальных администраций Лондона, причем 28 из них являются постоянными участниками совместных совещаний. Такой орган позволил осуществить обмен опытом при реализации наиболее успешных социальных проектов, а также дал возможность определить стратегические цели дальнейшего развития социального предпринимательства в Лондоне. Основными целями «Форума местных руководителей» являются:

- Разработка общегородской стратегии и планов развития социального предпринимательства с учетом особенностей и интересов различных городских районов;

- Совершенствование взаимодействия местных администраций в вопросах развития социального предпринимательства в интересах сообществ местных жителей в рамках общегородских, национальных и интернациональных программ социального развития.

- Содействие в усилении влияния местных администраций на развитие социального предпринимательства.

Участники форума разрабатывают механизмы взаимодействия, исключающий дублирование функций различны служб и органов управления, обеспечивающий оптимизацию инвестиций в развитие Лондона. Это также позволяет осуществить распространение и быстрейшее практическое применение положительного опыта, полученного в результате деятельности социальных предприятий и при реализации различных проектов. Членами форума разрабатываются предложения для перспективных общегородских планов развития социального предпринимательства, учитывающие социально-экономические цели развития каждого муниципального образования с возможностями социальных предприятий. Причем, муниципальные администрации оказывают определяющее влияния на планы дальнейшего развития социального предпринимательства на подведомственных территориях. Реализация этих планов осуществляется за счет финансирования из «Фонда территориального обновления» (The Neighbourhood Renewal Fund - http://www.neighbourhood.gov.uk/page.asp?id=611). Администрация каждого городского района накопила свой уникальный опыт взаимодействия с социальными предприятиями, с особенностями их структуры, условиями финансирования и результатами их деятельности. Это позволяет разрабатывать планы дальнейшего социального развития каждого муниципального образования в рамках общегородских программ совершенствования качества и условий жизни, как в самом Лондоне, так и в ближайших пригородах. Руководители районных администраций совместно с «Фондом территориального обновления» оказывают сильнейшее влияние на стратегию дальнейшего развития социального предпринимательства в городе и в пригородных районах.

«Форум местных руководителей» заинтересован в установлении тесных контактов с авторитетными представителями сообщества социальных предпринимателей в целях взаимного обсуждения и согласования путей дальнейшего социального развития , а также для обмена опытом и выявления возможных способов оказания помощи со стороны партнерских организаций. Это способствует экономическому и социальному оздоровлению в различных районах города за счет установления новых деловых связей и создания благоприятных условий для поддержки и развития социального предпринимательства в городе.

«Форум местных руководителей» (LA Connects) ежеквартально проводит совещания всех членов в одном из конференц-залов Правительство Лондона (the Association of London Government - ALG - http://www.alg.gov.uk ). Техническое обслуживание этих совещаний производится штатными сотрудниками агентства SEL. Тематика обсуждаемых вопросов весьма разнообразна и охватывает вопросы оказания социальной помощи, социальное и экономическое оздоровление депрессивных районов, размещение государственных и городских заказов, выявление причин появления критических ситуаций и способов их устранения или минимизации их последствий, обмен информацией по результатам реализации различных социально-ориентированных инициатив. Одной из важнейших целей совершенствования общественных отношений в Лондоне является ассимиляция афро-азиатских национальных меньшинств и приобщение их к активной социально-экономической деятельности.

Учитывая необходимость обеспечения оперативного обмена информацией между всеми членами делового сообщества Лондона, заинтересованными в развитии социального предпринимательства, по инициативе агентства SEL был реализован проект создания «Информационная сеть социальных предприятий Лондона» (the London Social Enterprise Network - LSEN - http://www.sel.org.uk/lsen.html). Это информационная сеть позволила в значительной мере поднять уровень скоординированности действий всех участников этого проекта. Используя возможности этой сети, агентством SEL были разработаны программы дистанционного обучения различных специалистов для работы в сфере социального предпринимательства.

Члены «Лондонской сети социальных предприятий» (LSEN) могут пользоваться следующими услугами и привилегиями:

- Получать актуализированную информацию о новостях, мероприятиях, учебных программах, источниках финансирования и о возможностях трудоустройства с помощью электронных сборников, выпускаемых 2 раза в месяц;

- Иметь доступ к электронному он-лайновому справочнику (online directory - http://www.sel.org.uk/directory/) по всем организациям и предоставляемым ими продуктам и услугам. В этом справочнике сосредоточены сведения о социальных предприятиях и агентствах, а также о множестве частных организаций и отдельных лиц, вовлеченных в реализацию различных социальных инициатив;

- Получать ежеквартальную сводку о планах проведения всевозможных выставок, ярмарок и общественных мероприятиях, проводимых на муниципальных и общегородском уровнях;

- Получать значительные скидки для участия в конференциях и мероприятиях, проводимых союзом Лондонских социальных предприятий;

- Осуществлять рекламирование предприятий, производимых ими товаров и услуг путём ежедневных публикаций в электронном сборнике;

- Использовать информационную сеть для продвижения и лоббирования социальных идей и новых проектов социальных предприятий среди широкого круга пользователей.

В Великобритании основными источниками поддержки малого и среднего предпринимательства являются региональные и местные агентства развития, однако опыт Лондона показывает, что городское сообщество социальных предприятий также нуждается в аналогичной помощи. Таким образом, перед городскими муниципальными администрациями стоит задача усиления активной поддержки социальному предпринимательству в целях его быстрейшего и всестороннего развития. Это достигается, прежде всего, следующими путями:

- Повышением роли социальных предприятий в оказании государственных общественных услуг, особенно в таких важных направлениях как уход за детьми, оказания социальной помощи нуждающимся, совершенствовании услуг в здравоохранении и в сфере защиты окружающей среды;

- Обеспечением более широкой поддержки социальных и экологических инициатив посредством размещения государственных заказов на этих предприятиях;

- Созданием сообщества социальных предпринимателей, которое может оказывать значительную часть гуманитарных услуг населению города, а также создать внутренние рынки, способные к производству новых инновационных решений, способствующих социально-экономическому прогрессу в городе; (отвечающим новым социально-экономическим вызовам лондонского населения);

- Совершенствованием политики социально-экономического развития Лондона, предусматривающим организационную и финансовую поддержку программ развития социального предпринимательства.

По мнению государственных и городских органов исполнительной власти, поддержанному сообществом гражданских общественных организаций считается, что наиболее важными стратегическими направлениями социально-экономического развития Лондона в ближайшие 10 лет являются:

1. Борьба с бедностью, социальным неравенством и помощь нуждающимся.

Это направление связано с выявлением наиболее острых социальных проблем, свойственных различным общественным группам, испытывающим потребность в оказании им практической помощи и необходимых услуг, в поиске легального заработка и возможностей получения профессиональной подготовки с последующим трудоустройством. К таким общественным группам относятся, прежде всего, мигранты из бывших колоний Великобритании, бездомные, малограмотные, неквалифицированные и безработные жители города, а также население депрессивных районов города и некоторых пригородных территорий.

2. Занятость и расширение возможностей по трудоустройству

Недостаток квалифицированных работников является одним из препятствий для ускоренного экономического развития города. В этой связи многие социальные предприятия предлагают проводить обучение и осуществлять трудоустройство по полученной специальности. Так например, компания Greenwich Leisure Limited - GLL организовала в пригородной зоне 60 общественных центров для отдыха горожан, на которых было создано много новых рабочих мест. Часть прибыли компании GLL была реинвестирована в подготовку обслуживающего персонала для этих центров отдыха.

3. Совершенствование жилищно-коммунальной структуры города.

Это направление деятельности социальных предприятий связано с консолидацией усилий той части городского населения, которая не удовлетворена жилищными условиями. Самоорганизуемые сообщества жителей города (владельцев неблагоустроенного жилья, квартиросъёмщиков и граждан нуждающихся в приобретении собственного жилья) создают социальные предприятия в форме жилищных ассоциаций, кооперативов и товариществ, которые успешно решают вопросы обеспечения жильём своих членов. Например, одной из наиболее распространённых в стране форм коллективного владения и обслуживания жилого фонда являются «Жилищные ассоциации» (Housing Association). Совместно с застройщиками, такие ассоциации играют заметную роль в создании объектов общественной собственности. Они осуществляют реконструкцию старых домовладений и ведут новое жилищное строительство для обществ совместного владения жильем. Социальные предприятия принимают активное участие в преобразовании городской среды обитания. Например, в процессе реконструкции восточной части Лондона, социальные предприятия во взаимодействии с муниципальными администрациями и сообществами местных жителей, осуществили кардинальное преобразование местной инфраструктуры и сферы услуг, улучшили условия жизни благодаря сохранению и защите окружающей природы.


3. Роль социальных предприятий в социально-экономическом развитии Лондона.

Специалисты агентства SEL тесно сотрудничая с представителями центрального и городского правительства, а также с муниципальными администрациями активно участвуют в обсуждении важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием городской системы оказания социальных услуг с привлечением возможностей социального предпринимательства. Для получения объективной информации о важнейших общественно значимых проблемах города, агентство проводит ряд исследований по оценке влияния социальных предприятий на решение этих проблем. Результаты этих исследований используются при разработке стратегии дальнейшего социально-экономического развития Лондона.

Социальные предприятия служат одним из путей привлечения талантливых специалистов в широчайшую сферу оказания государственных и частных социальных услуг для городского населения, способствуя этим улучшению качества жизни горожан и, в частности, помогают наименее защищенным общественным группам. Так социальные предприятия способствуют:

- Быстрейшей адаптации и культурной ассимиляции афро-азиатских и других национальных меньшинств, составляющих весомую часть городского населения;

- Повышению экономической активности беднейших общественных групп населения;

- Получению квалификации людям, желающим добиться улучшения своего экономического положения и помогают им и многим безработным в трудоустройстве;

- Реализации различных проектов по созданию образовательных и культурных центров (художественные галереи, библиотеки, кружки самодеятельности, детские воспитательные учреждения, дома для престарелых и инвалидов, спортивные и оздоровительные комплексы и др.);

- Разработке новых технологий, которые минимизируют нанесение вреда окружающей природе и обеспечивают переработку отходов. В частности многие социальные предприятия осуществляют переработку отходов с применением прогрессивных энергосберегающих процессов. Так они снижают негативное влияние отходов на окружающую среду путём их использования в качестве постоянных источников сырья для новых производств. Эти предприятия вносят ощутимый вклад в повышение экологической эффективности производств путём трансферта инновационных технологий переработки отходов в различные отрасли промышленности и городского хозяйства.

Лондон является лидирующим регионом в стране по деловой активности предпринимательского сообществ и его вкладу в ВВП страны. При этом в столице сосредоточено 22% социальных предприятий страны. Лондон является колыбелью таких известных социальных предприятий, как «Greenwich Leisure Ltd - GLL» специализирующегося в организации отдыха, «ECT Group» - компании по переработке отходов, «Westminster Children’s Society» - организации по оказанию услуг по уходу за детьми, «SELDOC» -предприятии по оказанию медицинской помощи и многих других. Исследования «Лондонской школы бизнеса» (The London Business School) показали, что значительная часть социальных предприятий города ориентирована на оказание услуг жителям этнических общин чернокожего населения и выходцев из азиатских стран. Было также отмечено, что в Лондоне женщины предпочитают создавать социальные предприятия, тогда как мужчины стремятся организовывать и развивать обычные коммерческие предприятия.

Продолжающееся развитие социального предпринимательства в Лондоне способствует инновационному прогрессу в производственной инфраструктуре города и развитию творческого потенциала в предпринимательской среде. Благодаря этому, предполагается, что к 2020 г. Лондон станет признанным мировым центром с высочайшим уровнем развития социального предпринимательства, сопоставимым с ныне достигнутым уровнем обслуживания в сфере финансов и бизнеса. По данным исследования, проведенного компанией «Прайс Уотерхаус Куперс» (UK Economic Outlook, March 2007, PriceWaterhouseCoopers: http://www.pwc.com/uk/eng/ins-sol/publ/ukoutlook/pwc_ukeo-mar07.pdf), предполагается, что к 2020 г. в Лондоне будет:

- Активно действовать 50 крупнейших социальных предприятий с годовым оборотом £60 млн. каждое;

- В городе будет свыше 25000 устойчиво работающих социальных предприятий с общим годовым оборотом около £20 млрд. с общим числом занятых около 800000 чел.;

- Региональный (городской) ВВП Лондона достигнет £360 млрд., при этом вклад социальных предприятий составит около 6%.


4. Участие социального предпринимательства в реформировании жилищных отношений.

Социальное предпринимательство в значительной мере вовлечено в жилищно-коммунальную сферу деятельности. Эта сфера находится в центре внимания политических движений, правительственных органов, частного бизнеса и общественных организаций. Роль социальных предприятий в решении важнейших вопросов дальнейшего развития жилищно-коммунальной сферы постоянно возрастает. Однако, необходимо отметить, что любая организация, занятая в этой сфере должна учитывать огромное влияние политических и экономических решений на деятельность рынков жилья и коммунальных услуг.

Рынок жилья и коммунальных услуг в Великобритании испытывает быстрые и непрекращающиеся изменения, причина которых заключается в экономической трансформации различных регионов страны. В то время как Лондон и Юго-Восточные регионы страны быстро развиваются, в Южном Уэльсе и на севере страны ощущается значительное отставание. В этой связи из регионов с меньшей интенсивностью экономического развития, осуществляется отток трудовых ресурсов в более развитые регионы, в которых соответственно возрастает дефицит жилья, растут цены на рынке жилищных услуг и происходит интенсификация строительства доступного жилья. При этом в депрессивных регионах цены на рынках жилья и жилищных услуг падают, снижаются темпы жилищного строительств и, зачастую, ликвидируются убыточные жилые дома. Тогда как в интенсивно развивающихся регионах и городах наблюдается обратная картина.

В целях устранения значительных перекосов в стоимости аренды жилья Правительство ввело новые правила ограничения арендной ставки, распространяющиеся на всех «Лицензированных социальных домовладельцев» (Registered Social Landlords - RSLs). Эти правила расширяют права местных администраций для обеспечения активного влияния на формирование более доступных ставок оплаты арендуемого социального жилья, в соответствии с местной ситуацией на рынке жилищных услуг. По мнению RSLs, это приведёт к снижению доходов владельцев социального жилья и, как следствие, к сокращения объёмов ремонта жилья и его качества, а также инициирует порождение других проблем в системе коммунального обслуживания жителей. Предполагается, что эта мера снизит доходы RSL в депрессивных регионах страны и одновременно повысит их в Лондоне и других развивающихся регионах.

Ситуацию осложняют и другие факторы. Так в стране растёт число одиноких и престарелых домовладельцев, доходы которых не позволяют в полной мере нести расходы по ремонту, отоплению и текущей эксплуатации жилищ. Это ведёт к быстрому ветшанию значительной части жилого фонда. В связи с высокой стоимостью обслуживания старых жилых зданий, около 80% арендаторов социального жилья получают государственную материальную помощь. Кроме того, в городах, по мере старения жилого фонда, постоянно увеличивается потребность в новом жилье, отвечающем современным требованиям.

В собственности местных администраций и различных государственных структур до сих пор числится более 4 млн. домовладений или 16,5% от всего национального фонда жилья. Следует отметить, что большая часть муниципального жилья находится в плохом состоянии и нуждается в ремонте или в реконструкции. По данным на 2006 г., жилищный фонд Лондона насчитывает 3,145 млн. единиц, в том числе: 1,855 млн. (59%) собственных жилищ; 0,472 млн. (15%) арендуемых жилищ; 0,221 млн. (7%) жилищ в собственности жилищных ассоциаций; 0,599 млн. (19%) жилищ находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом около 19% жилищного фонда Лондона находятся в плохом состоянии и требуют ремонта и/или реконструкции. Проведенные исследования выявили ряд характерных недостатков в действиях региональных, городских и муниципальных администраций, приводящих к ускоренному старению жилого фонда, а также к ухудшению социально-экономического положения во многих депрессивных районах. Прежде всего, это: упущения в решении местных экономических проблем, отсутствие должной поддержки местных общин и устранение их от решения назревших проблем; плохое качество оказания государственных услуг; неэффективное руководство и недостатки в обмене информацией о состоянии на местах. Все это привело к тому, что на территории Великобритании ныне имеется около 4000 депрессивных городов, муниципальных образований и малых селений нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем около 10% самых плохих из них расположены в Лондоне, Йоркшире, Хамберсайдеа и на севере страны.

Основными причинами социальной деградации в этих районах явились экономический спад и стагнация, безработица, сокращение социального жилья, рост числа жителей нуждающихся в социальной помощи. Такая ситуация порождается изолированностью от структур поддержки, слабым развитием системы государственной социальной помощи, упадком в деятельности предприятий торговли и банковской инфраструктуры, высокой текучестью смены арендаторов жилья. Отсутствие у местных администраций достаточных финансовых ресурсов для поддержания в нормальном состоянии имеющегося в их распоряжении жилого фонда ведет к ускорению процессов передачи муниципального жилья в собственность жилищных ассоциаций. Причем, большая часть жилья передаётся мелким жилищным организациям, в которых съёмщики или непосредственные владельцы жилья играют существенную роль в управлении имуществом. Таким образом общее количество жилищных кооперативов и домовладений, управляемых общественными организациями жителей постоянно возрастает. В стране отмечается постоянная тенденция к возрастанию объёмов передачи муниципального жилья в собственность жилищных ассоциаций. Кроме того, многие владельцы социального жилья в Лондоне в последнее время пострадали в процессе значительных изменений в тенденциях размещении жилых массивов так и в связи с производством крупных градостроительных работ , вызванных подготовкой к Олимпиаде в 2012 г. Это привело к тому, что многие частные дома и даже целые кварталы и отдельные районы были разрушены в целях строительства Олимпийских спортивных объектов. Ныне их владельцы требуют компенсации, выделения средств на строительство новых жилищ и восстановления справедливости.

Для исправления сложившейся ситуации Правительство реализует комплекс мероприятий направленных на оздоровление депрессивных районов, особенно страдающих из-за плохого состояния жилого фонда. В их числе ряд программ , направленных на максимально возможное привлечение общественности и добровольных организаций к социально-экономическому оздоровлению депрессивных районов. Это выводит социальные предприятия на одну из ведущих ролей в вопросах развития сферы жилищных и коммунальных услуг, при одновременном вовлечении их в деятельность трастовых компаний по территориальному развитию. В целях лучшего удовлетворения потребностей в социальном жилье, Правительство намерено принять меры по повышению активности общественных организаций действующих в сфере предоставления социальных жилищных услуг, увеличив количество организаций занимающихся управлением и обслуживанием арендуемого и собственного жилья. Предполагается, что к 2020 г. в стране потребуется построить 3,8 млн. новых жилищ, причем 40% из них будут относиться к категории социально доступного жилья. Около 20% из этого количества новых домовладении будет построено в Лондоне.


5. Основные виды социальных предприятий жилищно-коммунальной сферы.

В Великобритании получили широкое распространение такие социальные предприятия жилищно-коммунальной сферы как «Жилищные ассоциации» (Housing associations), которые часто именуются как ««Лицензированных социальных домовладельцев» (Registered Social Landlords - RSLs ) весьма различаются как по организационной структуре так и по количеству домовладений. Самые крупные ассоциации имеют в своем составе до 40тыс. домовладений (квартир или частных домов). Мелкие ассоциации или жилищные кооперативы имеют не менее 50 домовладений. В стране действует 2000 жилищных ассоциаций, которые в общей сложности управляют 6% всего жилого фонда страны, тогда как 20 лет назад эта доля не превышала 2%. Большинство жилищных ассоциаций являются социальными предприятиями и их деятельность контролируется советами директоров, часть которых назначается, а часть избирается из числа съемщиков жилья. Многие жилищные ассоциации находятся под жестким контролем местных жителей, которые зачастую входят в состав руководящих органов. Для оказания различных услуг жителям, эти ассоциации создают специализированные социальные предприятия (уход за детьми, уборка помещений и территории, сбор и переработка мусора, благоустройство территории, эксплуатация зон отдыха и спортивных сооружений и др.). Следует отметить, что ассоциации собственников жилья активно участвуют в создании социальных предприятий и в оказании им ряда специализированных услуг, связанных с ремонтом и эксплуатацией жилья. Кроме того, такие ассоциации сотрудничают с девелоперскими трастовыми компаниями, деятельность которых направлена на развитие и оздоровление депрессивных районов в интересах RSLs. Небольшая часть жилищных ассоциаций сотрудничает с кредитными союзами или с местными жилищно-строительными обществами в целях оказания помощи жильцам в вопросах финансового менеджмента, например в случаях, когда они имеют недостаточно средств для отопления жилища или для своевременного внесения арендной платы. Во многих случаях часть объектов общего пользования (детские площадки, зоны отдыха, автомобильные стоянки и др.) строятся за счет кредитов, предоставляемых жилищными ассоциациями и местными девелоперскими трастовыми компаниями. Кроме того, жилищные ассоциации участвуют в создании детских воспитательных учреждений, что способствуют повышению занятости родителей малолетних детей и повышает их платежеспособность как арендаторов жилья. Некоторые ассоциации предоставляют своим жителям производственные помещения для ведения собственного бизнеса, что в свою очередь повышает кредитоспособность жильцов и гарантирует своевременное поступление арендной платы за жильё и коммунальные услуги.

Ассоциации владельцев социального жилья способствуют развитию социальных предприятий специализирующихся в ремонте жилищ, в создании кредитных союзов, аккумулирующих финансовые ресурсы для жилищного строительства и благоустройства территорий. Кроме того, эти организации участвуют в расширении производственных площадей, в рекультивации земель и в охране окружающей среды, а также в создании социальных предприятий по воспитанию детей или специализирующимся в предоставлении ухода нуждающимся. Деятельность таких ассоциаций позволяет сплотить местных жителей в благотворных целях, направленных на создание наилучших условий для проживания, работы, культурного развития и отдыха.

Другой формой общественного владения жилыми зданиями являются жилищные кооперативы, которые представляют собой независимые общественные организации, создаваемые членами жилищного сообщества в целях совместного владения и управления общим имуществом на благо всех членов кооператива. В стране действует более 250 жилищных кооперативов. Большинство жилищных кооперативов являются членами «Конфедерации жилищных кооперативов» (The Confederation of Co-operative Housing), по данным этой ассоциации в жилищных кооперативах проживает более 70 тыс. человек.

Новой формой коллективного владения социального жилого фонда являются организации «Общественного взаимодействия» (Community mutuals - CM’s), которые обеспечивают общественное управление жилищной собственностью. Общества взаимодействия представляют собой институты, которые дают возможность для совместного обсуждения и принятия решения по широкому кругу социальных проблем местной общины и ближайшей округи. Это могут быть вопросы сокращения уличной преступности, улучшения школьного образования, решения проблем досуга для юношества или улучшения местной транспортной инфраструктуры. С помощью обществ взаимодействия (CM’s), жители могут избрать наиболее приемлемую форму организации управления жилым фондом, при этом жильцы принимают активное участие в планировании её деятельности. Вовлеченность жильцов в управление домовладением, способствует росту у них понимания многочисленных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности жилых комплексов. Это ведёт к тому, что некоторые жильцы получают необходимый и достаточный опыт для работы в организации, управляющей домовладением или дает возможность им самим стать социальными предпринимателями в жилищно-коммунальной сфере. Таким образом коллективу жителей дается возможность выбрать наиболее приемлемый для них вид социального собственника жилого фонда. Они могут сформировать жилищный кооператив взявший в собственность весь жилой объект или создать управляющую организацию, состоящую из самих жильцов, или просто войти в состав руководящего аппарата обычной жилищной ассоциации. Предполагается, что в ближайшем будущем большинство крупномасштабных актов трансферта муниципального жилья (LSVTs) будет осуществлять путем его передачи в собственность промышленным или сберегательным обществам, членами которых являются съёмщики и индивидуальные владельцы жилья. Ожидается, что финансирование таких акций будет осуществляться непосредственно «Общенациональным жилищно-строительным обществом» (the Nationwide Building Society - NBS), которое обладает достаточными капиталами для осуществления инвестиций в улучшение состояние жилого фонда, в совершенствование коммунальной инфраструктуры и в создание местных социальных предприятий, способствующих развитию местной экономики. В состав членов общества NBS входят все «Жилищно-строительные союзы» (Building Societies), которые являются одними из самых авторитетных финансовых институтов страны. Деятельность жилищно-строительных союзов направлена на аккумулирование средств частных лиц, направляемых в жилищное строительство и затем распределяемое в различных формах кредитования для реализации различных проектов по строительству и реконструкции жилищных объектов. Жилищно-строительные союзы были созданных впервые в 1986г в соответствии с законом «О жилищно-строительных союзах» (the Building Societies Act 1986) и продолжают активно действовать на всей территории страны.

Весьма эффективной формой обеспечения экономического оздоровления депрессивных районов и селений являются «Девелоперские трастовые компании» (Development Trusts), осуществляющие объединение и координацию совместной деятельности различных партнерских организаций (выборных членов общественных жилищных организаций, местных бизнесменов и представителей крупных предприятий). Такие компании контролируют реализацию множеством различных проектов, связанных с возведением жилья и строительством производственных помещений, с созданием зон отдыха и детских игровых площадок, управлением центрами социальных услуг населению, с реализацией программ по профессиональному обучению и др. Кроме того, трастовые компании успешно действуют в реализации проектов по экономическому оздоровлению депрессивных районов и активно участвуют в рекультивации земель и их подготовке к новому жилищному строительству. Основной характерной особенностью в деятельности таких компаний является активное участие местной общественности в управлении их деятельностью и в принятии важнейших решений. Девелоперские трастовые компании действуют в интересах жителей определенной территории и будучи особой формой общественной организации, являются независимыми самоуправляемыми некоммерческими организациями.

В рамках «Национального стратегического плана территориального развития» (The Neighbourhood Renewal I National Strutegy Action Plan - http://www.neighbourhood.gov.uk/publications.asp?did=85), для социально-экономического оздоровления 88 крайне депрессивных районов был создан государственный «Фонд территориального оздоровления» (Neighbourhood Renewal Fund - http://www.neighbourhood.gov.uk/page.asp?id=611), который обладает достаточными финансовыми ресурсами для модернизации экономики оживления деятельности в сфере оказания важнейших социальных услуг (здравоохранение, детские и образовательные учреждения, профессиональная подготовка и др.). Кроме того, этот фонд обладает возможностями привлечения помощи от других внешних организаций, общественных объединений и социальных предприятий. Для успешного взаимодействия с этим фондом районные администрации создают «Местные стратегические партнёрства» (Local Strategic Partnerships - LSPs - http://www.neighbourhood.gov.uk/page.asp?id=531), основной целью которых является объединение усилий ключевых предприятий и агентств для активизации экономической деятельности в депрессивных районах, городах, селениях и в сельской местности. Основная роль LSPs заключается в осуществлении действенной связи между местными органами управления, частным сектором и общественными организациями. Такое взаимодействие позволяет разработать местную стратегию , направленную на социально-экономическое оздоровление окружающих территорий. При этом высокую активность, динамизм и применение новых подходов в решении жилищных проблем проявили входящие в LSPs социальные предприятия.

Особое внимание Правительства страны и городских властей уделяется процессам «Добровольной передачи крупных долей муниципального имущества» (Large-scale voluntary transfers - LSVTs) «Обществам взаимодействия» (Community mutuals - CMs ). Дело в том, что добровольная передача крупных жилищных объектов муниципальной собственности (LSVTs) проводилась путём оформления полного владения жилой собственности самоуправляемыми группами арендаторов жилья, сформированными в виде обществ взаимодействия (CMs) или в форме других общественных организаций. Опыт показал низкую эффективность передачи крупных владений муниципальной собственности жилья в управление мелким группам арендаторов или нескольким собственникам. Используя общества взаимодействия (CMs), муниципальная собственность на жильё была преобразована в имущество социального владельца, представленного в форме организации состоящей из жильцов и администрации, действующей в их интересах. Такие социальными предприятиями, будучи обществами взаимодействия жильцов, активно участвуют в обустройстве и оздоровлении, принадлежащих им территорий. Они также сотрудничают с другими местными организациями, занятыми в сфере социально-экономического оздоровления депрессивных районов и проживающих там общественных групп. Кроме того, организации - преемники муниципальной жилищной собственности, после завершения процедур передачи собственности, могут получить финансирование в форме трансферта акций от ипотечных кредитных организаций. Предположительно, что этот акционерный капитал принесёт в будущем доход от реализации проектов по восстановлению и модернизации жилого фонда.

В жилищной сфере важную роль играют компании по управлению жилым фондом. Такие компании имеют две формы владения имуществом- это полное владение и пользование на правах аренды в течение ограниченного срока. При этом офисные помещения могут арендоваться на срок до трёх лет, а жилые здания и прилежащие территории на срок до 99 лет. Квартиры в многоквартирных домах могут находиться в полной собственности отдельных граждан или сдаваться в наём на правах аренды, тогда как всё здание может принадлежать муниципалитету, частному собственнику или жилищной ассоциации. В этом случае владельцу здания принадлежат общие части здания. В них входят: внешние и несущие части строения, включая крышу; коридоры, лестницы и лифты; средства общественного пользования (инженерная инфраструктура, галереи и зоны отдыха); земля на которой построено здание, автомобильные стоянки и площадки для отдыха в рамках границ землевладения; а также гаражи, которые обычно сдаются в аренду жильцам. В Лондоне насчитывается около 500 тыс. квартир, сдаваемых в аренду. Причем арендаторы лондонских жилищ испытывают значительные трудности, связанные с высокой арендной платой и стоимостью коммунальных услуг (охрана, уборка, ремонт, техническое обслуживание и др.), устанавливаемых владельцами жилого фонда. Это понуждает жильцов арендуемых квартир к коллективным действиям, направленным на преобразование арендуемой собственности в общественную форму собственности всех частей жилого здания. В этой связи ныне рассматривается законопроект «О реформировании в сфере общественной и арендной собственности» (The Commonhold and Leasehold Reform Act), который предусматривает преобразование частного (арендного) домовладения в «Компанию управляемую жильцами» (The Residents’ Management Companies - RMCs), которая по сути является жилищным кооперативом. Однако это не заменяет существующие контракты на аренду жилья, за исключением тех случаев, когда полный владелец и арендатор здания пришли к взаимному соглашению о продаже своего имущества в полную общественную собственность жильцов здания. Предполагается, что принятие закона «О реформировании в сфере общественной и арендной собственности», позволит решить большинство проблем, возникающих у арендаторов жилья.


6. Примеры деятельности жилищно-коммунальных социальных предприятий.

Общественные организации играют ведущую роль в реализации многих успешных проектов обновления и оздоровления различных территорий по всей стране, в том числе и в Лондоне. Имеются весьма различные подходы в оздоровлении и реконструкции как депрессивных городских кварталов, так и в оживлении деятельности в сельских районах, где практически отсутствовали местные органы оказания социальных услуг. Многие девелоперские трастовые компании специализировались в улучшении жилищных условий, например, компания «The Environment Trust - TET», образованная в 1979 г. в районе Ист Энд (East End) Лондона, оказывает активное содействие в улучшении жилищных условий и в оздоровлении окружающей среды. Один из проектов этой компании – «Зелёный дом» (the Green Homes) заключался в строительстве жилых домов, благотворно влияющих на экологию, стоимость возведения которых была ниже чем по традиционным технологиям строительства. Причём часть таких зданий возводилась на землях, передаваемых в бесплатное пользование администрациями городских округов Лондона. Компания TET организовала финансирование строительства для покупателей жилья через банки и жилищно-строительные общества. Построенные дома продавались муниципальным администрациям по себестоимости, при этом минимальный пакет акций оставался во владении компании TET. Такой подход позволял компании TET получать часть прибыли от эксплуатации зданий, которая направлялась на расширение основной деятельности компании.

Другим примером может служить опыт «Общественной ассоциации Ройад» (Royds Community Association), объединяющей большую группу жителей города Бедфорда, которая выступая в роли девелоперской трастовой компании произвела частичный снос и реконструкцию старых домов, осуществила рекультивацию занимаемой территории и таким образом создала 3 жилых района на 3500 домовладений. Общий объём инвестиций составил £108 млн., при этом доход Ассоциации от продажи каждого домовладения достиг £2000. Это демонстрирует большие потенциальные возможности жилищных кооперативов и ассоциаций, взаимодействующих с муниципальными администрациями, в реализации совместных проектов по реконструкции и оздоровлению жилых районов.

Многие жилые районы и кварталы Лондона активно применяют этот подход для улучшения условий проживания. Так общественное объединение «Coin Street Community Builders - CSCB», образовало некоммерческую трастовую девелоперскую компанию, которая взяла на себя обязательство по реконструкции и оздоровлению примерно 5 гектаров городских площадей в Лондонском районе «South Bank» (более подробно см. SOCIAL ENTERPRISE GUIDE TO Housing - http://www.sel.org.uk/docs/Social%20Enterprise%20Guide%20to%20Housing.pdf ). Дело в том, что жители этих территорий не согласились с проектом застройки этого района комплексом крупных офисных зданий. Вместо этого они потребовали произвести строительство социального жилья с одновременным созданием зон отдыха для жителей этого района. С мнением жителей согласился «Совет Большого Лондона» (the Greater London Council – GLC) и выкупил эти площади у первоначального владельца, а затем перепродал ассоциации CSCB. В последствии, при поддержке этой ассоциации были организовано несколько частных предприятий, которые на этой территории открыли магазины, рестораны, бизнес-центры, оздоровительные комплексы и создали 3 жилищно-строительных кооператива (Mulberry, Redwood, Iroko). Совместные капиталовложения этих организаций позволили осуществить полную реконструкцию этого района и привлечь на свою территорию представительства мощных транснациональных компаний. Эти компании сформировали влиятельную финансовую группу «the South Bank Employers Group», в которую входят и такие известные фирмы как Shell и IBM. Ассоциация CSCB ежегодно получает от пользователей инфраструктуры этого райна до £2 млн., которые направляются на улучшение среды обитания, совершенствование транспортной системы и на благоустройство школ и детских учреждений. Расположенные в этом районе жилищные кооперативы владеют на правах полной собственности жилыми зданиями имеющими 1300 квартир. В целях дальнейшего совершенствования инфраструктуры района, эти жилищные кооперативы намерены построить социальный комплекс, включающий центр поддержки семей, курсы обучения и профессиональной подготовки, а также культурно-развлекательный центр. Кроме того, силами социальных предпринимателей в городском районе South Bank для наиболее обездоленных жителей было создано учреждение обеспечивающее им питание и временный кров. Таким образом, Лондонское социальное предприятие «Ассоциация CSCB» показало на практике возможность реализации масштабных жилищных проектов, включающих полную реконструкцию района и одновременную способность привлечения крупных инвестиций из различных источников, которые в сумме составили свыше £30 млн.

В связи с возрастающими объёмами передачи жилого фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности во владение жилищных ассоциаций возникла необходимость в решении проблем эксплуатации, ремонта и технического обслуживания жилого фонда. Ранее это выполнялось крупными подрядчиками, однако их услуги оказались слишком дорогими и, кроме того, их не интересовали мелкие объёмы работ. Для ремонта и обслуживания домовладений находящихся в собственности жилищных ассоциаций считается целесообразным создавать небольшие специализированные социальные предприятия. Основная сфера деятельности таких предприятий должна сводиться к работе по контрактам общественных домовладений, связанным с мелким ремонтом по заявкам жильцов или ремонтом частных домов (в том числе и для престарелых собственников). Важнейшими проблемами стоящими перед создаваемыми жилищными социальными предприятиями являются огромная потребность в подрядных организациях осуществляющих техническое обслуживание и ремонт жилья, а также острый дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере деятельности. Для решения этих проблем были созданы некоммерческие компании, так называемые «Организации по обслуживанию жильцов» (Residents’ Service Organisations - RSOs). В работе RSOs принимают активное участие местные жители, которые входят в состав штатных сотрудников. Деятельность RSOs способствует увеличению занятости среди жителей депрессивных районов, повышает уровень обслуживания местного населения и способствует сплочению местных жителей в решении возникающих проблем, развивает практику взаимопомощи и снижает социальную напряженность в депрессивных районах. Практика показала, что для успешного выхода на рынок ремонтных и технических услуг таким организациям требуется около 2-х лет при общих капиталовложениях в пределах £200 тыс. Это необходимо для аренды производственных и офисных помещений, приобретения оборудования и транспорта, обучения и найма персонала, сертификации деятельности, страхования бизнеса и др. Столь значительные первоначальные затраты весьма обременительны для социальных предприятий, поэтому прежде чем приступить к созданию подобного предприятия необходимо тщательно проанализировать состояние местного рынка по ремонту и обслуживанию жилья.

В заключение, следует отметить что в условиях острой нехватки социального жилья в нашей стране, было бы целесообразным более детально изучить опыт Великобритании и, в частности, Лондонского правительства в отношении социального предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008