20.01.2009

Совершенствование государственной поддержки МСП в Японии в 2000-2010 гг.

Содержание

1. Изменения в системе государственной поддержки МСП.

2. Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП.

3. Участие сектора МСП в экономических преобразованиях.

4. Краткая характеристика Токийской метрополии.

5. Политика Правительства Токийской метрополии в отношении МСП.

6. Инфраструктуры поддержки МСП в Токийской метрополии.


1. Изменения в системе государственной поддержки МСП.

Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вышла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. В Японской экономике ныне действует 4,7 млн. МСП, этот сектор занимает доминирующее положение, создавая 51-54% национального ВВП и обеспечивая работой около 30 млн. человек ( в т.ч. 1,4 млн. индивидуальных предпринимателей), что составляет более 70% общей численности работающих в частном секторе. Следует отметить, что, несмотря на значительные колебания в темпах экономического роста, Японское Правительство постоянно выделяет примерно 0,13% от расходной части государственного бюджета (http://www.mof.go.jp/english/budget/e20051224a.pdf) на развитие и поддержку МСП.

Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора МСП в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП. В качестве примера, кратко рассмотрим изменения в системе государственной поддержки МСП, произошедшие после финансового кризиса 1998 г. Для преодоления последствий этого кризиса и обеспечения дальнейшего устойчивого развития страны в условиях глобализации рынков и возрастающей конкуренции, Правительством страны в конце 1999 г. были введены важные изменения в «Основном законе о малых и средних предприятиях» от 1963 г.(The Small and Medium Enterprise Basic Law. Act № 154 of 1963: Amended in December 3. 1999.). Это диктовалось необходимостью оказания помощи сектору МСП в адаптации к изменениям в экономике, среди которых, прежде всего, надо отметить: обострение конкуренции на глобальных рынках, стремительное развитие информационных и высоких технологий; потребность в расширении масштабов инновационной деятельности с ускоренной коммерциализацией перспективных разработок в целях развития новых рынков. Кроме того, в связи с повышением агрессивности рыночной среды возникла необходимость осуществления дополнительных организационных и ресурсных мер поддержки сектора МСП для повышения его экономической устойчивости. В целях обеспечения дальнейшего развития сектора МСП в сложившихся условиях в новой редакции закона предусмотрено:

- создание взаимных финансовых фондов поддержки, облегчение доступа к финансовым ресурсам, возможность увеличения основного капитала предприятий и оптимизация налогообложения;

- усиление поддержки активно развивающихся и вновь создаваемых МСП, являющихся одним из важнейших резервов динамичного развития национальной экономики;

- приоритетное обеспечение направлений дальнейшего развития МСП, включающих поддержку инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их экономической устойчивости.

В новой редакции закона об МСП были увеличены размеры предприятий как по численности занятых, так и по величине основного капитала (табл. 1), что позволяло совершенствовать парк оборудования, улучшить условия труда и повышать конкурентоспособность предприятий. Эти изменения были направлены на ускоренное развитие и количественный рост МСП всех видов деятельности при одновременной коренной модернизации действующих производств (переоснащение современным оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.). Так в промышленных МСП в три раза увеличен нормативный размер основного капитала, что создаёт предпосылки для повышение их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Увеличен размер основного капитала в предприятиях оптовой (в 3,3 раза) и розничной торговли (в 5 раз), что позволяет повысить технический уровень и эффективность торговых операций во всем диапазоне товарообмена. В сфере услуг размер предприятий увеличился в 2 раза и число занятых достигло 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз. Это даёт возможность обеспечить ускоренное развитие сферы услуг, удовлетворяя развивающиеся потребности общества в социальных, профессиональных и др. специализированных услугах.

Одновременно изменились ориентиры государственной поддержки МСП, теперь приоритетными направлениями стали всемерное содействие стартующим МП, стимулирование инновационной и венчурной деятельности, а также стремление к развитию профессионального и интеллектуального потенциала работников, занятых в секторе МСП. Был принят ряд мер, обеспечивающих взаимодействие государственных, исследовательских, частных и общественных организаций с инфраструктурой поддержки и развития МСП. Такое сотрудничество будет способствовать продвижению инноваций во все сферы промышленной и коммерческой деятельности. Это позволяет оздоровить региональные экономики, улучшить ситуацию на рынке труда и обеспечить широкое участие МСП в государственных заказах и в крупных контрактах. С другой стороны, это способствует расширению информационного обмена, совершенствованию управления предприятиями в условиях корпоративного взаимодействия.



В целях дальнейшего развития экономических реформ в стране, в 2001 г. были осуществлены значительные изменения в системе государственного управления экономикой, которые произошли и в структуре Министерства экономики, торговли и промышленности (Ministry of Economy, Trade and Industry - METI; http://www.meti.go.jp/english/index.html) (см. http.//www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html), остановимся только на тех, которые непосредственно связаны с реализацией правительственной стратегии развития МСП:

- был создан «Совет по стратегии развития МСП» (The Small and Medium Enterprise Policy - Making Council), который должен анализировать состояние МСП, определять важнейшие проблемы в его деятельности и разрабатывать рекомендации по их решению;

- было создано новое «Агентство МСП» (The Small and Medium Enterprise Agency- SMEA - http://www.chusho.meti.go.jp/sme_english/index.html), деятельность которого направлена на разработку стратегии развития МСП, совершенствование национальной инфраструктуры поддержки этого сектора экономики и обеспечение взаимодействия между различными органами государственного, регионального и местного управления. В компетенцию - SMEA также входят вопросы финансирования МСП, комплексное исследование состояния рынка МСП и его влияния на социально-экономическое развитие страны.


2. Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП.

Начиная с 2002 г. Агентство SMEA сосредоточило своё внимание на улучшении деятельности всей государственной инфраструктуры развития и поддержки МСП. Основной акцент делался на усилении координационного взаимодействия всех элементов инфраструктуры поддержки МСП в целях создания более благоприятных условий для развития МСП при возрастании конкурентной агрессивности внешней среды. Особое внимание уделялось организационному совершенствованию институтов финансовой, технической, инновационной и производственной поддержки действующих и вновь создаваемых МСП.

Процесс дальнейшего совершенствования Японской государственной системы поддержки и развития МСП продолжился в 2004 г., когда по инициативе «Совета по стратегии развития МСП» и агентства SMEA, при METI была создано независимое административное агентство «Организация поддержки МСП и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan - SMRJ - http://www.smrj.go.jp/index.html). Агентство SMRJ была образована путем слияния трёх, ранее дествоваших государственных компаний: «Японской корпорации МСП» (Japan Small and Medium Enterprise Corporation - JASMEC), «Японской корпорации регионального развития» (Japan Regional Development Corporation - JRDC) и «Фонда реструктуризации промышленности» (Industrial Structure Improvement Fund - ISIF). Деятельность SMRJ направлена на реализацию политики министерства METI, воплощённую в среднесрочных планах агентства SMEA по оказанию помощи сектору МСП в части совершенствования управления предприятиями в процессе их модернизации и технологического развития. Агентство SMRJ координирует взаимодействие всех центров поддержки МСП, оказывающих техническую, консультационную, материальную и финансовую поддержку МСП.

Ныне уставной капитал SMRJ достигает ¥1,1 трлн. (~$10,25 млрд), ежегодный бюджет этого агентств составляет ¥25 млрд.(~$233 млн.). В SMRJ занято свыше 3000 сотрудников из которых в головном управлении работает около 850 штатных специалистов и около 50% из них занято в 9 региональных отделениях агентства. Региональные отделения SMRJ активно укрепляя связи с различными структурами поддержки МСП, с партнерскими организациями и местными органами власти, объединяют их возможности для скорейшего экономического оздоровления регионов и депрессивных территорий.

В структуре SMRJ действуют 9 институтов совершенствования технологий и управления МСП, 4 технопарка и ряд бизнес-инкубаторов. В них ежегодно получают теоретическую и практическую подготовку по всем вопросам предпринимательской деятельности (финансовый менеджмент, работа с персоналом, обучение, управление предприятием, обеспечение продаж, организация производства и др.) около 4 тысяч специалистов и руководителей малых предприятий. Основываясь на опыте США и развитых Европейских стран по привлечению к консультационной деятельности пенсионеров из числа высококвалифицированных специалистов, агентство SMRJ совместно с Японской ТПП постепенно расширяет подобную практику помощи стартующим и развивающимся МСП при освоении новых производств с применением передовых технологий. Для всестороннего повышения квалификации предпринимателей агентство SMRJ во взаимодействии с администраций префектур и местных торгово-промышленных палат, реализуют цикл учебных программ по проведению различных семинаров и лекций по вопросам менеджмента, применению информационных и высоких технологий, по освоению передового опыта и др.

В целях оказания максимальной поддержки МСП на различных уровнях, агентство SMRJ расширяет и усиливает связи с крупными корпорациями, местными администрациями, торгово-промышленными палатами, общественными объединениями предпринимателей, кредитно-финансовыми институтами и университетами. Тесное взаимодействие агентства SMRJ с региональными и местными администрациями позволяет постоянно оценивать достигнутые результаты и правильно определять потребности предпринимателей в качественных, своевременных и доступных услугах, предоставляемых в координации с другими институтами поддержки МСП.

Создание развитой и многофункциональной инфраструктуры поддержки МСП на всей территории страны, по мнению агентства SMEА, является одним из важнейших условий устойчивого развития этого сектора экономики. Для этого было создано три следующих базовых типа центров поддержки МСП: «венчурные центры поддержки предпринимательства - ВЦПП» ; «Муниципальные центры поддержки МСП - МЦПП» и «Региональные центры поддержки МСП - РЦПП». Руководители и штатные сотрудники этих центров назначались из числа местных предпринимателей и менеджеров с большим и успешным опытом работы. К настоящему времени в государственную инфраструктуру поддержки и развития МСП входят 8 венчурных, 59 региональных и 261 муниципальных центров поддержки МСП, агентство SMRJ, а также ряд исследовательских институтов, информационных служб и кредитно-финансовых организаций (Рис.1.). Координирующее взаимодействие всех элементов инфраструктуры поддержки МСП осуществляет агентство SMRJ, широко используя возможности информационной системы J-Net21. Государственная система поддержки МСП в совокупности с частными финансовыми институтами и общественными предпринимательскими организациями образуют национальную систему поддержки МСП.

Венчурные центры поддержки МСП (ВЦПП), специализированы в предоставлении сложных услуг (отбор перспективных проектов, стратегия выхода на фондовый рынок, патентование, финансовый менеджмент, юридическое и техническое консультирование при реализации сложных и рискованных проектов) для высокотехнологичных и интенсивно развивающихся МСП. Кроме того, ВЦПП проводят лекции и семинары по широкому спектру тем (венчурный бизнес, рынок ценных бумаг, методы управления, инновационная деятельность, новые технологии и др.), а также предоставляют бизнес-инкубаторам и технопаркам консультантов по планированию бизнеса, по расширению сети продаж, защите авторских прав и др. сложным вопросам. Одновременно ВЦПП собирают сведения о выдающихся предпринимателях, об инновациях, об эффективных методах ведения бизнеса и успешных результатах применения нововведений с целью дальнейшего распространения прогрессивного опыта. ВЦПП оказывают техническую и методическую помощь региональным и муниципальным центрам поддержки МСП, а также предоставляют экспертов по продаже ценных бумаг, по оценке бизнес-проектов, по корпоративному управлению, по анализу перспектив реализации инновационных разработок, по налогообложению, по особенностям патентования и по др. вопросам деловой практики.

Региональные центры поддержки предпринимательства (РЦПП) расположены в каждой из 47 префектур и в 10 крупнейших городах страны. Эти центры реализуют программы поддержки МСП, ориентированные в соответствии с потребностями соответствующих префектур или крупных городов и консультируют предпринимателей об имеющихся ресурсах поддержки (финансы, технологии, материалы, производственные площади, оборудование, специалисты и др.). Наряду с этим, в РЦПП осуществляются программы обучения предпринимателей и проводятся семинары по широкой тематике (менеджмент, технологии, логистика, внешняя торговля и др.). Все РЦПП во взаимодействии с торгово-промышленными ассоциациями и местными торгово-промышленными палатами оказывают широкий спектр услуг для стартующих и действующих предпринимателей.

Во всех районах и муниципальных образованиях страны действуют 261 муниципальный центр поддержки предпринимательства (МЦПП), которые регулярно проводят семинарские занятия по основным процедурным вопросам стартового периода новых МП, а также предоставляют необходимые сведения об имеющихся финансовых, информационных, технологических и трудовых ресурсах. В помещениях МЦПП местные деловые ассоциации проводят специальные лекции для начинающих предпринимателей с целью подробного ознакомления с особенностями местного рынка (потребности, ресурсы, услуги, торговля, переработка отходов, местные производства, ярмарки и др.). В каждом МЦПП, местные эксперты предоставляет консультации всем стартующим предпринимателям по конкретным вопросам, связанным с особенностями реализации тех или иных бизнес-проектов в данной местности.

Большую помощь в развитии потенциальных возможностей местных МСП оказывают многочисленные местные отделения таких крупнейших

общественных организаций как «Торгово-промышленная ассоциация» и «Торгово-промышленная палата Японии» Представители этих организаций оказывают поддержку местным предпринимателям по всем вопросам бизнеса (консультирование, экспертиза, финансирование, бухгалтерский учет, экспортные операции, обучение и др.).

Выше перечисленные организационные решения позволили министерству METI во взаимодействии с другими правительственными ведомствами привлечь широкие потенциальные возможности сектора МСП к реализации следующих важнейших мер, способствующих дальнейшему устойчивому социально-экономическому развитию страны:

- Введение системы гибкого управления экономикой;

- Развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности;

- Реформирование системы поддержки инновационной деятельности;

- Возрождение экономики регионов;

- Усиление конкурентоспособности Японской промышленности;

- Повышение устойчивости предприятий сектора МСП и развитие систем экономической безопасности предпринимательства.

Реализация этих мер способствовала сохранению Японией ведущих позиций в мировой экономике в условиях возрастающей конкуренции на глобальных рынках и в этом существенный вклад принадлежит возросшей активности сектора МСП.





3. Участие сектора МСП в экономических преобразованиях.

Более подробно рассмотрим некоторые из вышеперечисленных мероприятий, которые в значительной мере связаны с деятельностью МСП и его дальнейшим устойчивым развитием.

В целях повышения гибкости управления экономикой были облегчены условия для свободного перемещения государственных ресурсов и частного капитала, направляемых на ускоренное развитие высокопродуктивных и востребованных рынком направлений деятельности. Для ускорения реструктуризации промышленности предусматривается разукрупнение сверхмощных предприятий и корпораций путём принудительной продажи крупных блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных МСП. Для этого осуществляется налоговое стимулирование и принимаются меры финансового воздействия, а также вводятся дополнения в нормативно-правовые акты в соответствии с «Законом о коммерческой деятельности» и принимаются меры по регулированию деятельности предприятий и увеличению занятости. Ужесточаются правила по исключению предприятий из реестра участников фондового рынка (с целью оздоровления рынка капиталов и для достижения коренных улучшений в системе управления предприятиями). Увеличивается открытость информации о причинах и результатах корпоративных слияний. Для активизации процессов реструктурирования корпораций намечено совершенствование производственных межфирменных связей путём оптимизации управленческих структур с применением новейших методов управления бизнесом на основе информационных технологий. В первую очередь это коснётся местных систем управления энергетической, коммуникационной и товаропроводящей инфраструктуры.

В целях дальнейшего повышения эффективности базовых промышленных производств, правительство оказывает финансовое и техническое содействие в создании местных объединений в форме производственных центров на основе взаимодействия специализированных МСП, выпускающих необходимые заготовки, комплектующие изделия, детали и узлы. Для оптимизации размещения трудовых ресурсов, повышения их мобильности и увеличения гибкости рынка труда вводится практика повторного найма с применением испытательного срока и разработкой стандартов по определению квалификации административных и инженерно-технических работников. Предусматривается придание гибкости трудовым соглашениям в соответствии с потребностями в рабочей силе, которые стимулировали бы в большей мере создание новых рабочих мест, чем сохранение старых рабочих мет при одновременном повышении мобильности трудовых ресурсов. Большое внимание уделено улучшению и развитию инфраструктуры переквалификации и повторного обучения работников путем предоставления стипендий студентам и обучающимся работникам, а также созданием системы учебных центров по краткосрочному практическому обучению и переподготовке специалистов. Многие из этих мероприятий осуществляются в институтах, венчурных, региональных и местных центрах инфраструктуры поддержки МСП.

Необходимость развития трудовых ресурсов и повышения их мобильности становится одним из важнейших условий дальнейшего социально-экономического развития страны. Это в значительной мере связано с тем, что в течение длительного времени в Японии происходит постепенное старением населения и снижается рождаемость при одновременном сокращении занятости во всех секторах экономики и особенно в секторе МСП. По данным «Японского института исследования демографии населения и социальной безопасности» с 2007 г. в стране началось сокращение населения. К 2050 г. население страны будет насчитывать 100,6 млн. человек , сократившись за 43 года на 26,8 млн. При этом экономически активная часть населения постепенно сократится с 67,7 млн. человек до 63 млн. к 2025 г. Эти демографические изменения в сочетании с обострением конкуренции на мировых рынках ставят Японскую экономику в тяжёлое положение, причём сокращение рынка труда в первую очередь негативно скажется на состоянии сектора МСП, где сосредоточено 70% занятого населения. Такая ситуация, ставит перед страной важнейшую задачу ускоренного развития трудовых ресурсов, предотвращения профессиональной деградации и диспропорций на рынке труда за счет интенсивного обучения новых и переквалификации ныне действующих специалистов. В условиях долговременного спада численности населения, Правительство Японии разработало ряд мер, направленных на повышение качества, гибкости и мобильности национальных трудовых ресурсов. Наряду с этим, в среднесрочном и долгосрочном периоде потребуется привлечение в страну значительных иностранных трудовых ресурсов, которые составят в 2025 г. около15 млн. человек или 20% от общего количества занятого населения, а в 2050 г. их количество достигнет 30 млн. человек и составит 50% занятого населения (Population Projection for Japan 2001-2050. National Institute of Population and Social Security Research). При этом ставится задача по привлечению иностранных специалистов, квалификация которых в наибольшей мере отвечает требованиям национального рынка труда.

Для повышения качества трудовых ресурсов предусматривается развитие инфраструктуры профессионального обучения и переподготовки квалифицированных работников с последующей официальной оценкой уровня квалификации выпускников В целях улучшения системы подготовки специалистов для работы в секторе МСП, в профессиональных училищах, колледжах и ВУЗах введена интернатура, заключающаяся в самостоятельной работе учащихся и выпускников под контролем опытных специалистов и предпринимателей. Кроме того, интернатура является эффективным способом оценки профессиональных возможностей обучаемых и выявления их персональной мотивации для определения направлений их будущей карьеры в качестве наемных специалистов или предпринимателей сектора МСП.

В условиях наметившегося сокращения рынка труда, сектор МСП способен относительно легко диверсифицировать свои потребности в трудовых ресурсах. Это индивидуальное предпринимательство, самозанятость или частичная занятость, которые в наибольшей степени отвечают потребностям молодёжи, женской части населения и людей старшего поколения, доля которых будет постепенно возрастать на рынке труда. Сектор МСП предлагая различные формы занятости, будет отвечать изменившимся социальным потребностям в обеспечении гибким графиком работы учащихся, членов семей с малыми детьми, домохозяек, инвалидов и др. категорий населения, ранее не вовлечённых в активную экономическую деятельность. При этом сфера самозанятости, с одной стороны, будет способствовать увеличению мобильности трудовых ресурсов, а с другой стороны будет служить практической школой для будущих владельцев новых МСП. Таким образом, Япония намерена преодолеть трудности демографического спада и обеспечить дальнейшее развитие национальной экономики, сочетая мобилизацию трудовых ресурсов с применением более совершенных технологий, с увеличением эффективности капиталовложений в реструктуризацию и модернизацию всех сфер производства в целях сохранения устойчивого положения в ряду самых развитых стран мира.

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР с целью быстрого продвижения новых товаров и услуг на мировые рынки на тех стратегических направлениях (биотехнология и науки о жизненных процессах, информационные технологии, изучение и охрана окружающей среды, нанотехнологии, ресурсосбережение, разработка новых материалов и др.), которые позволят Японии занять лидирующее положение на мировых рынках. Для интенсификации инновационной деятельности предприняты комплексные меры финансовой, имущественной, организационной, информационной и технической помощи на всех уровнях власти. Со стороны инфраструктуры поддержки МСП, наряду с созданием специализированных структур поддержки венчурного бизнеса и инновационной деятельности были предприняты меры по созданию кредитно-финансовых организаций, осуществляющих целевое финансирование перспективных НИОКР и инновационных предприятий, реализующих наиболее перспективные проекты. В целях дальнейшего развития экономики, государство предпринимает комплекс мер по стимулированию создания новых МП и их поддержке в период старта, обеспечивая их необходимой информацией, предоставляя широкие возможности для обучения и организуя систему облегченного доступа к финансовым ресурсам. Для этого был принято временное законоположение «О мерах поддержки активной созидательной деятельности в секторе МСП» (the Temporary Law concerning Measures for the Promotion of the Creative Business Activities of Small and Medium Enterprises). Основная поддержка сосредоточивалась на создании новых сфер предпринимательской деятельности, силами стартующих МП, специализирующихся в НИОКР и коммерциализации инновационных разработок. По согласованию с региональными администрациями, таким предприятиям предоставляются субсидии, льготные кредиты и налоговые послабления на основе бизнес-планов, прошедших экспертизу. Кроме того, созданы правовые условия, способствующие привлечению частного капитала в сферу инновационного и венчурного бизнеса.

В условиях обострения конкурентной борьбы на мировых рынках, появляется острая необходимость в поиске оригинальных идей и в принятии эффективных, но рискованных решений, способных обеспечить успех. Для этого создаются правовые и экономические условия, для привлечения всё большего количества специалистов с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, способных к поиску и реализации новых идей и возможностей в сфере предпринимательства. Их деятельность поддерживается предоставлением налоговых льгот и преференций, а также стимулируется методами морального поощрения результатов их творческого труда в средствах массовой информации. Для выдающихся индивидуальных предпринимателей и изобретателей, предусматривается создание специальной инфраструктуры поддержки их деятельности, включающей систему экономического и социального страхования при возникновении критических ситуаций. Кроме того, намечено создание общенациональной информационной программы по взаимно удовлетворяющему поиску и подбору предпринимателей, частных и институциональных инвесторов для реализации различных инновационных разработок и оригинальных идей, выдвинутых индивидуальными изобретателями и предпринимателями.

Поддержка технологических новаций осуществляется при содействии национальной программы «Инновационных исследований малого бизнеса» (Small Business Innovation Research - SBIR), весьма сходной с аналогичной американской программой. Японская программа SBIR, в целях развития технологических новшеств в МСП, привлекает финансовые и технические возможности соответствующих министерств и ведомств в форме грантов, льготных займов, кредитных гарантий и аутсорсинговых услуг для оказания помощи стартующим МСП в разработке новых технологий для создания новых продуктов и их дальнейшей коммерциализации с привлечением возможностей частного капитала. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП, работающих в области создания новых промышленных технологий выделены дополнительные средства. Это позволило к концу 2006 г. создать при университетах около 1000 новых дочерних инновационных МСП. Для интенсификации сбора, обмена и распространения научно-технической информации была создана информационно-консультационная сеть, объединяющая свыше 3400 МСП, 180 университетов и множество других исследовательских центров. В части организационного содействия развитию инновационного и венчурного бизнеса в среде МСП, по инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при финансовой поддержке агентства SMRJ и местных администраций были реализованы следующие мероприятия:

- Образован «Национальный стартовый форум венчурного бизнеса» (Start-up Venture National Forum) в рамках которого мобильными группами состоявшихся предпринимателей с успешным опытом создания и развития венчурных предприятий, проводятся семинары и лекции по всей стране. Это позволяет слушателям получить необходимую информацию о возможностях и способах получения финансовой помощи, о подборе специалистов, о новых способах управления предприятиями и об особенностях ведения венчурного и инновационного бизнеса. Кроме того, приводятся сведения о новых технологиях и о наиболее успешных инновациях в различных сферах деятельности.

- По инициативе SMRJ в разных городах проводятся регулярные выставки и ярмарки, на которых представлены наиболее эффективные инновационные разработки. На этих мероприятиях происходят контакты с возможными инвесторами, производителями и потребителями вновь разрабатываемых продуктов и услуг. Это позволяет ускорить продвижение многих инновационных проектов обеспечить их дальнейшую успешную коммерциализацию

Такие мероприятия способствуют созданию новых инновационных и венчурных МСП, ускоряют обмен технологиями и стимулирует инновационную деятельность. Предпринятые меры позволили активизировать инновационную деятельность на предприятиях , вовлечённых в продвижение новых продуктов и услуг , а также стремящихся к совершенствованию действующих производств (Рис. 2). Ожидается, что эффективная поддержка инновационной деятельности позволит в 2008 г. в 10 раз увеличить количество патентов ежегодно выдаваемых в стране, по сравнению с 2004 г.

В соответствии с «Законом о поддержке инновационной деятельности в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises) оказывается финансовая, техническая, аутсорсинговая и консультационная помощь венчурным и инновационным МСП, намеренным использовать новые методы производства или управления, либо производить новые продукты или услуги , а также осуществляющим НИОКР, отвечающим национальным приоритетам экономического развития. Наряду с этим, огромную финансовую помощь оказывают кредитные агентства при администрациях префектур, которые предоставляют беспроцентные кредиты стартующим и молодым предприятиям в возрасте до 5 лет, для приобретение основного оборудования в рассрочку или на лизинговой основе, деятельность которых соответствует приоритетам местного социально-экономического развития.



Широкий комплекс механизмов поддержки инновационного бизнеса предусмотрен «Законом о поддержке творческой активности в МСП» (the Law concerning the Promotion of Creative Activities of SMEs) и «Законом о поддержке инновационной деятельности в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises). Так, например, для инвестирования в местные венчурные МСП, осваивающие новые сферы деятельности, разрабатывающие новые продукты и технологии и находящиеся на ранних стадиях развития создаются общества с ограниченной ответственностью в форме «Партнерств венчурного инвестирования» (Limited Partnership for Venture Capital Investment). В состав таких партнерств входит ряд заинтересованных компаний, в числе которых обязательно должно быть агентство SMRJ, в качестве одного из инвесторов. Управляющей компанией таких партнёрств обычно являются частные венчурные фонды. Эти партнёрства могут осуществлять инвестирование в венчурные МСП как прямыми капиталовложениями так и путём выпуска акций или облигаций на общую сумму не более ¥300 млн. в момент создания нового предприятия. В последние годы расширилась практика привлечения инвестиционного капитала в сферу инновационного бизнеса за счет индивидуальных инвесторов, которые зачастую называются «ангелами». Значительная помощь венчурным и инновационным предприятиям оказывается за счет системы льготного налогообложения, распространяемого на выполнение НИОКР, на приобретение оборудование, изготовление макетов и опытных образцов, а также на привлечение специалистов из других организаций.

В целях возрождения региональных экономик к концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы МСП, взаимодействующие с крупными предприятиями, поставщиками, продавцами, финансовыми организациями, исследовательскими институтами и другими смежными организациями, вовлечёнными в экономическую деятельность. Это позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. Правовой основой таких преобразований являются: «Закон об ассоциациях малых и средних предприятий» (Law Concerning the Organization of Small and Medium Enterprise Organizations) и «Закон о местных торговых ассоциациях» (Shopping District Promotion Association Law). В соответствии с «Законом о временных мерах по активизации деятельности специализированных МСП» (the Law on Temporary Measures concerning the Activation of Specific Small and Medium Enterprises), администрация префектур разрабатывает планы создания и развития местных производственных центров, объединяющих деятельность множества специализированных МСП. На эти цели в бюджете страны в 2006 г. было выделено ~$8,5 млрд. (FY 2006 Economic and Industrial Policy: Key Points - http://www.meti.go.jp/english/policy/index_metipolicies.html), при этом государство субсидирует реализацию планов по разработке новых продуктов, освоению новых рынков и развитию трудовых ресурсов. Для оживления оптово-розничной торговли в муниципальных округах, местные администрации оказывают финансовую и организационную помощь в приобретении недвижимости и оборудования для создания новых торговых площадей, для развития электронной торговли и совершенствования логистики. Кроме того, администрациями префектур создаются фонды заёмных средств, предоставляемые на беспроцентной основе стартующим или действующим МП для приобретения необходимого оборудования.

Специальные кредиты для модернизации местных МСП и совершенствования их управления предоставляются предприятиям, которые разработали проект модернизации с участием квалифицированных консультантов. Кредиты предоставляются только под бизнес-планы проектов, прошедших профессиональную экспертизу, согласованных с компанией SMRJ и получивших одобрение губернатора соответствующей префектуры. Затем местная кредитная организация предоставляет предпринимателям долгосрочные займы сроком до 20 лет по льготным процентным ставкам. Такие кредиты предоставляются членам различных ассоциаций МСП в соответствии с «Законом о поддержке инновационного бизнеса в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises). В целях более эффективного оздоровления местных МСП, агентство SMRJ предоставляет им до 50% инвестиционного капитала для привлечения дополнительных финансовых ресурсов из местных источников.

В условиях ожесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное время в Японской экономике существует превышение количества закрываемых МСП над числом вновь создаваемых предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий и, особенно, в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски. В целях ускорения экономического развития на региональном и местном уровнях путём создания новых МП, была разработана программа «Национальный форум стартующих предприятий», которая предусматривает проведение лекций, семинаров и дискуссии с целью создания в обществе понимания сущности предпринимательства и возможности реализации различных творческих идей путём создания собственных МП. В рамках этой программы, всеми венчурными, региональными и муниципальными центрами поддержки МСП регулярно проводятся лекции и семинары по особенностям ведения бизнеса в стартовый период. По инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при поддержке местных администраций были реализованы следующие мероприятия:

- Во многих муниципалитетах созданы «Школы краткого стартового обучения» (Start-up cram school), предназначенные для людей, намеренных впервые открыть своё предприятие. В этих школах проводится ускоренный курс обучения (около 30 часов в течение 10 дней) с преподаванием методик разработки бизнес-планов и практическими занятиями по основным функциям, связанным с управлением бизнесом.

- Проводится «Стартовые практикумы» (Start-up support training) в 9 региональных технологических институтах поддержки МСП, входящих в структуру агентства SMRJ. Практикумы длятся по 5 учебных дней и предназначены для лиц, принявших решение заняться предпринимательством и имеющих готовый бизнес план.

В части финансового обеспечения стартующих и развивающихся местных МСП различной направленности действует широкий спектр инструментов поддержки, реализуемых государственными кредитно-финансовыми институтами и региональными кредитными организациями. Так «Национальная финансовая корпорация» (the National Life Finance Corporation) предоставляет займы без залогового и гарантийного покрытия на сумму до ¥5,5 млн. стартующим предприятиям при наличии отработанного бизнес-плана. «Японская финансовая корпорация для МСП» (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise - JASME) предоставляет кредиты для МСП, имеющих четкие перспективы быстрого роста. Такие кредиты могут даваться без дополнительного залогового обеспечения, либо на условиях предоставления долговых обязательств или при условии резервирования долевого участия в будущей прибыли. «Корпорации гарантирования кредитов» (Credit Guarantee Corporations) предоставляют гарантии на получение кредитов: стартующим и молодым МСП в возрасте до 5 лет, которые намерены расширить масштабы своей деятельности.

Для оздоровления депрессивных районов и повышения деловой активности населения в целях развития индивидуального предпринимательства были предприняты меры поддержки и экономического страхования деятельности индивидуальных предпринимателей, с предоставлением им налоговых льгот и преференций. Для облегчения создания новых индивидуальных предприятий, все регистрационные процедуры сокращены до 1-2 дней. Принятые меры позволили только в 2005 г. образовать почти 8000 новых индивидуальных предприятий. Стимулирование государством предпринимательской активности, особенно в части самозанятости, позволяет в перспективе подготовить множество предпринимателей, способных в дальнейшем к расширению деловой активности с привлечением наёмных работников и последующей организацией новых МП.

Усиление конкурентоспособности Японской промышленности на мировых рынках предусматривает всемерное развитие технологических инноваций и скорейшую их коммерциализацию в сфере охраны окружающей среды и развития энергетики, в производстве средств и систем информационного обеспечения, в области медицины, здравоохранения и биотехнологий, в развитии нанотехнологии и в создании новых материалов. Особое внимание уделяется разработке и широкому внедрению в производство технологий, обеспечивающих повышение качества производимых продуктов и услуг, а также способствующих снижению ресурсопотребления на всех этапах производства и эксплуатации. В связи с переходом национальной экономики на этап постиндустриального развития, большое внимание уделяется организации безотходных производств. Одновременно, в целях защиты окружающей среды, расширяются меры по стимулированию деятельности по сбору, сортировке и переработке промышленных и бытовых отходов для их многократного использования в различных производственных процессах. Кроме того, принят ряд государственных программ по обеспечению перевода всех предприятий страны на соответствие требованиям международных стандартов ISO. Комплекс этих мероприятий будет способствовать укреплению позиций Японской экономики на внутренних и международных рынках. Как известно из мирового опыта, сектор МСП обладает наибольшей восприимчивостью в продвижении инновационных решений в различных сферах научно-технической, производственной и коммерческой деятельности. Для экономического стимулирования инновационной деятельности в МСП, наряду с различными формами финансовой и научно- технической поддержки (увеличение грантов, повышение размеров предоставляемых кредитов, при одновременном увеличении финансовой помощи для обучения персонала и технического консультирования, компенсация расходов на патентование и др.), приняты дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей. Правительством предусмотрено предоставление специальных налоговых льгот и преференций при создании совместных инновационных МСП на базе университетов , научно-исследовательских институтов и центров технологического развития. Принимаемые меры позволят в 2008 г. увеличить в 2 раза число вновь создаваемых высокотехнологичных МСП. Вопросы использования прав интеллектуальной собственности и их охраны занимают важное место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности, а также в обеспечении конкурентоспособности японских товаров и услуг на глобальных рынках. Это способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи. Сюда же можно отнести и меры по предотвращению промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др. Предусматривается к 2010 г. провести совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в этой области.

Необходимость повышения экономической устойчивости предприятий сектора МСП обусловлена, прежде всего, низкой привлекательностью предприятий этого сектора для частного банковского капитала. Это относится, прежде всего, к тем МСП, которые не могут выполнить требования коммерческих банков ни в части залогового покрытия ни по уровню предлагаемых процентных ставок на рынке капитала. В этой связи для удовлетворения финансовых потребностей таких предприятий сектора МСП, Правительством были созданы 3 государственных финансовых института: «Японская финансовая корпорация для МСП» (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise), «Национальная финансовая копрорация» (National Life Finance Corporation) и «Шоко Чакин банк» (Shoko Chukin Bank). Эти финансовые институты выполняют буферную роль при льготном кредитовании нуждающихся МСП по пониженным процентным ставкам и смягченным требованиям по залоговому и гарантийному обеспечению займов. Следует заметить, что в общем объеме кредитования МСП, примерно 90% осуществляется коммерческими банками и только около 10% представляется вышеуказанными государственными финансовыми организациями. Финансовый кризис 1998 г. резко обострил ситуацию на рынке капиталов, доступных для МСП в связи с закрытием многих коммерческих банков. В этой связи, в соответствии с «Законом об ассоциациях взаимопомощи МСП» («Law on the Cooperative Association of Small and Medium Enterprise») и по инициативе Правительства, была создана общенациональная система обеспечения экономической безопасности МСП с бюджетом ~$20,3 млрд. Эти средства используются для предоставления кредитов и гарантий предприятиям сектора МСП, пострадавшим в случае банкротства и прекращения деятельности кредитно-финансовых институтов, либо при других обстоятельствах, грозящих катастрофическими последствиями. В рамках этой системы смягчены условия предоставления финансовой помощи для МСП, находящихся в критическом положении. Для восстановления разрушений при различных бедствиях предоставляются бесплатные кредиты. В соответствии с законом « О взаимопомощи для МСП» (Тhe Small Enterprise Mutual Relief Projects Law) организуются фонды взаимной финансовой поддержки владельцев МСП, испытывающих временные трудности в связи с восстановлением деятельности предприятия после кратковременного закрытия бизнеса или при смене владельца. В целях повышения экономической устойчивости предприятий, в 2004 г. были списаны безнадёжные долги для большинства МСП, находившихся в тяжелейшем финансовом положении и уровень таких долгов снизился до 6,5%, а в 2005 г. он составил примерно 4%.

Для улучшения доступа к финансовым ресурсам, Правительство приняло меры по увеличению активности государственных финансовых институтов по кредитованию МСП и разработало специальные программы по стимулированию кредитования предпринимателей из частных источников. В целях увеличения основного капитала малых и средних предприятий за счет выпуска акций, была создана сеть «Инвестиционно-консультационных компаний для МСП» (Small and Medium Business Investment and Consultation Companies). Эти компании находятся в собственности местных администраций или финансовых институтов и обеспечивают гарантирование выпускаемых акций для предприятий с основным капиталом не более ~$2,8 млн. Существенную помощь в улучшении финансового положения МСП оказало совершенствование налоговой системы, предусматривающей общее снижение уровня налогообложения, при одновременном стимулирующем воздействии на увеличение инвестиций в новое оборудование и реконструкцию предприятий.

Для многих стартующих и развивающихся МСП, действующих в различных сферах бизнеса существует острая проблема доступа к банковским финансовым ресурсам в связи с тем, что они не имеют кредитной истории и не обладают залоговым капиталом. В этой связи было решено создать общенациональную систему предоставления гарантий на получение кредитов, необходимых стартующим и развивающимся МСП. Основу этой системы составила «Корпорация кредитных гарантий для МСП» (Credit Guarantee Corporations for SMEs), состоящая из 52 независимых отделений, которые в общей сложности ежегодно предоставляют гарантии на сумму порядка ¥32 трлн. В целях повышения финансовой устойчивости этой корпорации, «Японская финансовая корпорация для МСП» (Japan Finance Corporation for Small Business and Medium Enterprise - JASME) осуществляет перестраховку ~ 50% выданных кредитов в соответствии с « Законом о страховании кредитов для малого бизнеса» (the Small Business Credit Insurance Law). Для развития и технического совершенствования действующих МСП или их объединений (группы смежных предприятий), SMRJ в долевом участии с администрацией префектур, формируют финансовые фонды для предоставления им краткосрочных и долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам (1,05% в год). Общая схема взаимодействия различных организаций при оформлении кредитов для МСП представлена на рис. 3.



Финансовая поддержка стартующих МСП, имеющих согласованный бизнес-план, осуществляется через «Национальную финансовую корпорацию» (NLFC) предоставлением займов на сумму до ¥5,5 млн. без какого либо обеспечения или других гарантий. Кроме того, при SMRJ действует система венчурного финансирования, которая оказывает финансовую, техническую, консультационную и организационную поддержку стартующим МП через систему инвестиционных фондов и центров поддержки предпринимательства.

Касаясь местных механизмов финансовой поддержки действующих МСП, изыскивающих средства для дальнейшего развития, то для них сумма предлагаемых кредитов не должна превышать 80% стоимости предполагаемого проекта модернизации предприятия. Кредиты предоставляются только под бизнес-планы проектов, отвечающие приоритетам социально-экономического развития префектуры, прошедших профессиональную экспертизу и получивших одобрение губернатора префектуры. Затем администрация префектуры содействует в предоставлении долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам (1,05% годовых). В процессе реализации таких проектов производится периодический мониторинг соответствия бизнес-плана с реализуемым проектом. В случае если проект реализуется в целях восстановления и модернизации предприятия после стихийных бедствий то кредиты могут выдаваться на беспроцентной основе. Кредиты выдаются на срок до 20 лет, по согласованию с губернатором префектуры может быть сделана отсрочка до 3-х лет. Такие кредиты предоставляются членам различных ассоциаций МСП в соответствии с «Законом о поддержке инновационного бизнеса в МСП» (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises).

Более подробно о механизмах и инструментах поддержки МСП, применяемых при реализации вышерассмотренных мероприятий изложено в следующих 5 стратегических направлениях развития МСП, разработанных агентством SMEА на среднесрочный период:

- Облегчение доступа к финансированию (Facilitation of Fund Supply)

- Создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (Building of Business Support Systems);

- Поддержка стартующих и венчурных предприятий (Promotion of Business Start-ups and Venture Business);

- Поддержка технологического развития предприятий (Support of Technical Development);

- Поддержка инновационного бизнеса ( Support of Business Innovation).


4. Краткая характеристика Токийской метрополии.

Город Токио является столицей Японии и относится к категории крупнейших политических, экономических и культурных центров мирового значения, который одновременно представляет собой мегаполис, осуществляющий административное и социально-экономическое влияние на значительную территорию, именуемую Токийской метрополией. Метрополия имеет сложное административно-территориальное строение с центром в г. Токио, с общей площадью 537 кв. км. и населением 8,1 млн. чел. Токио-ши служит ядром столичной префектуры, являющейся основной частью Токийской метрополии. Территория метрополии занимает площадь 2188 кв. км. на которой проживает 12,57 млн. человек, что составляет 9,8% от общего населения страны. Метрополия и состоит из 23 административных округов, которые входят 39 муниципалитетов, объединяющих 26 крупных, 5 средних и 8 малых городов, а также несколько небольших островов. Роль Токийской метрополии в социально-экономической жизни страны определяется тем, что здесь работает 13,3% от всего занятого населения страны. Вклад метрополии в экономику страны определяется следующими показателями: доля метрополии достигает 18,1% в общем объёме ВВП страны, она обеспечивает 22,6% экспорта страны, на её долю приходится -28,5% импорта, а суммарный объём в кредитно-финансовых операций, осуществляемых в метрополии, достигает -38,9% от общего уровня подобных акций по всей стране.

Ныне структура занятости в Токио выглядит следующим образом: в сельском хозяйстве, лесничестве и рыболовстве занято 0,4%; в промышленности – 22,5%; в сфере услуг – 74,2% и в прочих видах деятельности - 2,9%. Более 55% всех занятых в хозяйстве Токийской метрополии приходится на две отрасли — сферу услуг и торговлю (включая общественное питание). Причём, в сфере услуг, сектор бизнес-услуг отличается наиболее высокой динамикой развития и, за последние 10 лет, численность занятых в нем в японской столице увеличилась на 52% и достигла 1,5 млн. человек. Такая структура занятости отражает важнейшую особенность экономики Токийской метрополии, связанную с высочайшим уровнем развития сферы услуг (финансы, страхование, торговля, бизнес-услуги и др.), которая в совокупности обепечивает 69,6% в общем объёме ВРП. При этом вклад промышленности составляет -10,7%, строительства - 5,7%, транспорта и связи - 7,4%. Таким образом сфера услуг является основным источником доходов, которые в значительной мере подвержены резким конъюнктурным колебаниям , что не обеспечивает достаточной экономической устойчивости метрополии.

В Токио действует около 700 тыс. различных предприятий, из которых к категории МСП относится около 97% предприятий, причём около 500 тыс. из них производят высококачественные продукты и услуги используя новейшее оборудование и применяя современные технологии. Эти МСП являются основным движителем экономического развития Токио и всей метрополии. Однако в течение последних 10 наблюдается тенденция к сокращению общего количество МСП, особенно в производственной сфере, что свидетельствует о продолжающемся спаде промышленного потенциала Токио (см. таблица 2.). Во многом это обусловлено более интенсивным уходом из бизнеса тех МСП, которые не отвечают современным требованиям рынка ни по производственно-технологическому потенциалу, ни по уровню управления. Наряду с этим, необходимо отметить, что стартующие предприятия не обладают достаточной экономической устойчивостью и сталкиваются с более сложными условиям вода на рынок. Сочетание этих двух факторов не позволяют пока преодолеть негативную тенденцию к снижению активности в секторе МСП.

В центре Токийской метрополии, характеризующемся высокой плотностью застройки и чрезвычайно загруженной транспортной системой, происходит постепенное снижение количества МСП, особенно в сфере производственной деятельности. Это обусловлено быстрыми темпами развития сферы услуг, а также обострением конкуренции, связанной с чрезвычайно высокой концентрации различного рода предприятий. Кроме того, острый недостаток офисных и производственных помещений в центральных городских районах ведет к повышению арендной платы и к постепенному вытеснению малого бизнеса в периферийные районы. Так за период с 1996 г. по 2006 г. общее количество предприятий сектора МСП в Токийской метрополии уменьшилось с 771 тыс. до 678 тыс., и за это время прекратило существование более 93 тыс.предприятий, что составило примерно 12%.



Под влиянием внешних обстоятельств в метрополии наметилась четкая тенденция на сокращение промышленного производства так за период с 2003-06 гг. количество промышленных предприятий сократилось с 49570 до 44693, таким образом, убыль промышленных предприятий составила 4877 или 9,8% от уровня 2003 г. В немалой степени сокращению промышленных предприятий сектора МСП способствовала и повышенная капиталоёмкость производственных процессов и усложнение доступа к финансовым ресурсам. Ныне в структуре промышленного производства Токийской метрополии представлены только такие высокотехнологичных отрасли, как электронное машиностроение, электротехническая промышленность и точное приборостроение, которые в совокупности производят только 19,4% от общего объёма промышленной продукции. Остальное производство представлено традиционными отраслями промышленности Эта ситуация вызывает обеспокоенность правительства метрополии, т.к. для повышения экономической устойчивости региона необходима быстрейшая диверсификация сферы услуг, особенно в сегменте финансирования, страхования и бизнес-услуг в пользу ускоренного развития промышленности с уклоном на производство высокотехнологичных продуктов с высоким уровнем добавленной стоимости. Такие производства требуют реализации новых подходов в обеспечении взаимодействия финансовых институтов, научно-технических центров, крупных предприятий и множества инновационных МСП.

Следует также учитывать, что новые производства с применением микро- и нанотехнологий требуют новых решений как в строительстве промышленных зданий так и в их технологическом оснащении. Кроме того, новые высокотехнологические производства потребуют значительное количество высококвалифицированных специалистов, в которых уже сейчас наблюдается острый дефицит на рынке труда. Предполагается, что новые высокотехнологичные и наукоёмкие производства приостановят размывание промышленного потенциала метрополии и позволят повысить устойчивость её экономического потенциала в условиях нестабильности финансовых рынков, негативно влияющих на сферу услуг, особенно в сегменте финансовых и деловых услуг.


5. Политика Правительства Токийской метрополии в отношении МСП.

Управление столичным регионом осуществляется Правительством Токийской метрополии (The Tokyo Metropolitan Government - TMG: http://www.metro.tokyo.jp/ENGLISH/), руководит деятельностью TMG избираемый на 4 года губернатор. Правительство TMG обеспечивает жизнедеятельность сложнейшей инфраструктуры метрополии, одновременно осуществляет стратегическое управление на подведомственной территории всеми функциями сложного городского хозяйства, разрабатывает и реализует различные программы дальнейшего социально-экономического развития региона. В составе TMG работает 30 различных департаментов, бюро, комиссий и служб, представляющие все административные, экономические, технические и специальные структуры, обеспечивающие жизнедеятельность метрополии и дальнейшее её развитие.

Вопросами экономического развития в правительстве TMG занимается несколько департаментов и управлений, в их числе необходимо указать на «Бюро по вопросам промышленности и труда» (Bureau of Industrial and Labor Affairs - BILA : http://www.sangyo-rodo.metro.tokyo.jp/index.html) основная деятельность которого связана с поддержкой сектора МСП, повышением уровня занятости, развитием туризма и обеспечением деятельности других предприятий, занятых в системе городского хозяйства. Бюро взаимодействует с другими структурными подразделениями TMG и с наиболее авторитетными общественными и предпринимательскими организациями (крупнейшими банками, корпорациями, исследовательскими центрами, университетами и международными организациями) в целях поиска наиболее приемлемых решений для улучшения социально-экономического положения. В составе BILA действуют: Общий отдел; Управление промышленности и коммерческой деятельности; Финансовое управление; отдел туризма, Департамент рыболовства, сельского и лесного хозяйства; Комитет по занятости; «Исследовательский институт промышленных технологий Токийской метрополии» (Tokyo Metropolitan Industrial Technology Research Institute – TMITRI: http://www.iri-tokyo.jp/). Вопросами развития МСП, в структуре BILA занимается «Управление промышленности и коммерческой деятельности», которому в 2008 финансовом году на поддержку и развитие промышленных МСП было ассигновано $2,931 млрд. в том числе:

- На поддержку системы управления инновационной деятельности ~$1 млн. ;

- На обеспечение совершенствования управления предприятиями ~$28,3 млн.;

- На развитие рыночной инфраструктуры ~$72,45 млн.;

- На развитие коммуникационных сетей ~$2,88 млн.;

- На техническую помощь МСП ~$7,87 млн.;

- На поддержку новых венчурных предприятий ~$7,44 млн.;

- На оздоровление региональной промышленности ~$176,31 млн.;

- На оздоровление региональной коммерческой деятельности ~$25,48 млн.;

- На оказание комплексных услуг поддержки МСП ~$58,23 млн.;

- На финансирование исследовательских институтов и НИОКР ~$52,79 млн.;

- На оказание финансовой поддержки МСП ~$2,25 млрд.;

- На предоставление гарантийных обязательств и кредитов для МСП ~$244,3 млн.

В целях оживления промышленности по инициативе Правительства TMG и бюро BILA были разработаны и ныне реализуются комплексы программ, среди которых необходимо отметить следующие:

- «Программа оптимизации налогообложения в целях активизации промышленного производства в Токио» (The optimum use of fiscal resources for Tokyo's industrial revitalization);

- «Проведение экономической политики в соответствии с региональными особенностями Токио» (The promotion of policy measures matched to the regional characteristics of Tokyo);

- «Содействие реализации практических мер в соответствии региональными потребностями в создании новых рабочих мест» (The promotion of practical approaches geared to the needs of the region and its corporate workplaces).

Наряду с этим, предпринимается ряд мер по стимулированию ведущих крупных компаний и успешных фирм к взаимодействию с МСП в разработке и производстве новых товаров и услуг, содействуя их продвижению на отечественные и зарубежные рынки. Большое внимание уделяется развитию внутреннего и иностранного туризма в Токио, приносящему значительные доходы в бюджет метрополии. В этой связи оказывается весомая поддержка МСП, занятых в сфере туристического бизнеса, развивается и совершенствуется инфраструктур по обслуживанию многочисленных туристов (туристические и экскурсионные бюро, культурно-развлекательные комплексы, специализированные транспортные организации, отели, и др.)

В конце 2004 г. по инициативе TMG, бюро BILA и при участии местных финансовых институтов был создан «Токийский инвестиционный фонд развития МСП» (Tokyo Challenge Fund Investment Enterprise Limited Partnership) с уставным капиталом ¥10 млрд. Основной целью этого фонда является оказание финансовой помощи в достижении рыночного успеха перспективным МСП, обладающим научно-техническим и производственным потенциалом для освоения и выпуска конкурентоспособной продукции, способной утвердиться на мировых рыеках. С этим фондом тесно сотрудничают девять «Агентств развития МП Токийской метрополии» (Tokyo Metropolitan Small Business Promotion Agency’s) и «Токийский совет по оказанию помощи в оздоровлении МСП» (Tokyo Small and Medium Enterprise Revitalization Assistance Council). Эти организации оказывают информационную, консультационную и посредническую помощь всем клиентам фонда в совершенствовании управлением предприятием, в поиске надежных партнеров и в продвижении их продукции на рынок.

В сложных экономических условиях, сопровождаемых рядом других негативных факторов (высокий уровень безработицы, дефицит квалифицированных специалистов, ограниченность ресурсных возможностей, высокий уровень конкуренции и др.) для эффективной поддержки развития МСП был принят ряд экстренных мер. В целях активизации проведения экономических реформ, по инициативе TMG был создан «Консультативный Совет», в который вошли важнейшие структуры городского управления и представители деловых кругов, заинтересованные в поддержке МСП. Деятельность Совета направлена на изыскание средств и усиление возможностей для развития производственных МСП. Для стимулирования современного промышленного строительства, отвечающего потребностям высокотехнологичных производств, по инициативе Совета, были пересмотрены, ранее принятые нормативные акты TMG, регламентирующие порядок и правила строительства в специальных промышленных зонах. Совет также принял решение о мерах по упрощению регулирования деятельности производственных МСП, были даны предложения по осуществлению прямого финансирования МСП с применением инструментов фондового рынка. С этой целью, впервые в национальной практике Японии, Правительство TMG самостоятельно провело серию выпусков региональных ценных бумаг по гарантийному облигационному обеспечению заёмных средств. Это позволило местным МСП получить альтернативный доступ к финансовым ресурсам. Правительство, TMG прин, , , имает активные меры по количественному и качественному расширению крупных заёмных программ через размещение государственных займов в целях привлечения значительных средств, необходимых для реализации крупных проектов большой социально-экономической значимости. Таким образом были изысканы дополнительные средства для создания кластеров и научно-промышленных зон Тамма, Джонан и Джото. Кроме того, это позволило приступить к другим масштабным проектам, связанным с развитием и совершенствованием транспортной системы метрополии, а также с рекультивацией и обустройством территорий для нового городского строительства.

В числе стратегических мер правительства TMG по улучшению доступа МСП к финансовым ресурсам, было принято решение об увеличении в метрополии количества финансовых институтов и расширение масштабов их деятельности по оказанию финансовой поддержки МСП. Так в Токио был создан новый банк по финансированию МСП и учреждена Токийская инвестиционная корпорация. В этой связи правительство TMG выделило ¥100 млрд. ($932 млн.) на создание нового банка и сформировало специальный фонд развития МСП с общим капиталом ¥197,5 млрд.($1,83 млрд.). В целом на развитие и поддержку МСП только в 2004 финансовом году правительством TMG было направлено ¥318,3 млрд.($2,71 млрд.).

В целях повышения качества трудовых ресурсов в метрополии, было принято решение об обеспечении финансирования программ по созданию ряда профессиональных училищ, вечерних учебных заведений для подготовки или переквалификации. На эти цели бюро BILA только в 2004 финансовом году выделило свыше ¥3 млрд. ($25,6 млн.). В 2005 Токийским предприятиям сектора МСП была оказана из различных источников финансовая поддержка на общую сумму ¥20,5 трлн. ($173 млрд.) В 2006 г. для предоставления займов предприятиям сектора МСП было выделено в общей сложности ¥1,75 трлн. ($14,7 млрд.).

Следует отметить, что оздоровление городской среды обитания, модернизация производства и ресурсосберегающие технологии является одной из основных целей Правительства TMG, которая может быть успешно достигнута только при активном участии сектора МСП. В этой связи, правительством TMG реализуется программы:

- «Оптимизация налоговой политики для оздоровления промышленности Токио» (The optimum use of fiscal resources for Tokyo's industrial revitalization);

- «Поддержка стратегических мероприятий, соответствующих особенностям развития Токийского региона» (The promotion of policy measures matched to the regional characteristics of Tokyo);

- «Целевое оказание помощи в соответствии с потребностями региона и имеющихся производств» (The promotion of practical approaches geared to the needs of the region and its corporate workplaces).

В 2006 г. при содействии правительства TMG, для дальнейшего укрепления конкурентоспособности токийских МСП были созданы следующие специализированные фонды поддержки: «Технического развития (помощь в создании технологий для новых производств)» (Technical Development Fund); «Помощи при переходе на международные стандарты ISO» (Acquisition of ISO), «Помощи в развитии новых рынков» (New Market Development). Для усиления промышленного потенциала метрополии, Правительство TMG проводит политику поддержки приоритетных видов производств и сосредотачивает своё внимание на развитии научно-производственного комплекса, базирующихся на самых передовых инновационных разработках. В первую очередь поддерживаются перспективные направления промышленного производства, которые широко используют научно-технический потенциал Токио, обладают высокими возможностями дальнейшего развития, применяющие инновационные решения и социально востребованы. Администрация TMG энергично стимулирует приоритетные производства в сфере высоких и информационных технологий, а также в области биотехнологий, здравоохранения, и защиты окружающей среды, обеспечивая поддержку их развития на всех стадиях от НИОКР до полной коммерциализации продукта, включая разработку маркетинговой стратегии по обеспечению максимального роста продаж. Это ведёт к созданию новых видов промышленности и к значительному расширению масштабов производств таких перспективных направлениях как информатика, нано- и микротехнология, точное и медицинское приборостроение, фармацевтическая и микробиологическая промышленность. Кроме того, существенная поддержка оказывается МСП, специализирующимся в поставках сложных деталей и компонентов для авиационной промышленности и для других сложных производств, развитие которых предполагает большой экономический эффект путем распространения на другие виды деятельности. Вышеперечисленные мероприятия включая разработку конкретных проектов и программ, будут осуществляться на основе тщательного изучения и экспертной оценки предложений, подаваемых администрациями городов и районов , входящих в состав Токийской метрополии.

В целях осуществления наиболее рационального отбора инновационных предложений в качестве приоритетных проектов для последующей их реализации и дальнейшей успешной коммерциализации, в Токийской метрополии разработана специальная процедура оценки проектов, представленная на рис. 4. Для ускоренной мобилизации региональных финансовых ресурсов направляемых на активизацию производственной деятельности, были приняты решения по реализации только тех проектов, которые были детально рассмотрены и одобрены руководством административных округов, муниципалитетов и районов, как способствующие экономическому, социальному и культурному развитию этих образований.



Детальное изучение предлагаемых к рассмотрению проектов осуществляется исходя из направленности местной политики поддержки промышленности и сектора МСП. Стартующим МП предоставляются неиспользуемые помещения и здания, находящиеся в собственности метрополии или местных администраций. Кроме того, создаются производственные инкубаторы для приоритетных направлений промышленного развития, наряду с этим широко используются схемы с обеспечением управленческой и технической помощи сторонними специалистами.

Усиление поддержки МСП со стороны TMG повышает их конкурентоспособность, однако такая поддержка продвижения новых производств и технологий осуществляется исходя из максимизации социальной полезности, особенно в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и общественной безопасности. При активном участии городского «Центра нанотехнологий» и «Института исследования промышленных технологий Токийской метрополии» (TMITRI), во взаимодействии с рядом университетов и частных компаний разрабатываются технологии очистки и переработки промышленных и бытовых отходов с целью создания новой промышленности, способствующей сохранению окружающей среды и повышающей безопасность проживания в городской среде обитания. Поддержка также предоставляется тем промышленным МСП, которые способны к созданию различных новых продуктов с высокой добавленной стоимостью и намерены выйти на внешние рынки.

Особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности промышленных МСП, путём обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей МСП. Это особенно важно при создании новых видов продукции и услуг, для обеспечения успешного противодействия иностранным владельцам авторских прав и беспрепятственного выхода на мировые рынки. Следует отметить, что 50% патентов выданных в Японии принадлежат предприятиям, расположенным в Токийской метрополии. Поэтому Правительство TMG оказывает финансовую, техническую и консультационную помощь изобретателям в регистрации авторских прав на изобретении, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности. В целях повышения эффективности от использования интеллектуальной собственности, было принято решение о создании Головного управления по разработке мер эффективного использования интеллектуальной собственности применительно к нуждам МСП Токийской метрополии. Для обеспечения ускоренного трансферта научных и технологических разработок в производственную сферу проводится политика усиления взаимодействия МСП с государственными организациями, университетами и научно-исследовательскими институтами. Для обеспечения гибкого взаимодействия между предпринимателями, исследовательскими институтами и государственными учреждениями, при центрах поддержки МСП создаются школы промышленных технологий, основной целью которых является эффективное сотрудничество при разработке и изготовлении высокотехнологичных продуктов и услуг. В целях принятия эффективных мер, способствующих усилению индустриальной значимости Токио, было принято решение о широкомасштабном использовании интеллектуальной собственности в тех областях, где Япония ещё отстает от уровня США и Европы. С этой целью будут созданы центры по обеспечению эффективного использования интеллектуальной собственности в сфере МСП.

В 2006 г. Правительством Токио был разработан 10-летний план социально-экономического развития мегаполиса до 2016 г. который предусматривает создание самых благоприятных условий для жизни работы и отдыха . В рамках этого плана на период 2008-2010 гг. предусматривается реализация 334 проектов. Одним из важнейших направлений экономического развития мегаполиса является создание условий для интенсивного развития науки и новейших технологий, дающих возможность реализовать наиболее амбициозные проекты в сфере ресурсосбережения, медицины, робототехники и компьютеризации.

Принимая во внимание, что лидирующая роль в социально-экономическом развития метрополии принадлежит сектору МСП, то на него возлагается основная надежда на:

- Оздоровление экономики и общества при активном вовлечении основной массы населения в общественно-полезную деятельность;

- Воспитание трудовых резервов, наделенных творческими способностями и настойчивостью в достижении своих замыслов;

- Создание здоровой окружающей среды, сочетающейся с защитой природы и стремлением к культурному совершенствованию.

Для развития продуктивного взаимодействия между МСП, научными учреждениями, государственными организациям проводится ряд исследований с целью создания промышленно-технологических институтов, ориентированных на совместное участие промышленных компаний, университетов и отдельных изобретателей в целях создания сложнейших видов оборудования и новых технологий.


6. Развитие инфраструктуры поддержки МСП.

В Токийской метрополии в полном объёме выполняются все национальные программы развития и поддержки МСП, реализуемые региональными и муниципальными структурами агентств SMEA и SMRJ. Наряду с этим Правительства TMG, понимая необходимость оказания дополнительной эффективной помощи сектору МСП ещё в 1966 г. создало государственную корпораций под названием «Центр малого бизнеса Токийской метрополии» (Tokyo Metropolitan Small Business Center - TMSBC). Основной целью TMSBC является содействие развитию местной экономики путём оказания помощи токийским МСП в развитии субконтрактных отношений, в поиске производственных площадей, в обучении персонала и в оказании широкого спектра услуг (финансовых, консультативных, технических, маркетинговых, демонстрационных и многих других). В целях оказания более эффективной помощи токийским МСП для выхода на международные рынки, в 2006 г. произошло объединение «Токийской торгово-промышленной ассоциации» (Tokyo Trade and Industry Association) с TMSBC. В результате этого слияния появился мощный «Токийский торговый центр» (Tokyo Trade Center - TTC: http://www.tokyo-trade-center.or.jp/top_en.html) который одновременно выполняет функции технической, консультационной и информационной поддержки МСП по всем вопросам предпринимательской деятельности. Особое внимание в работе ТТС уделяется поиску партнеров по бизнесу в Токио, в Японии и за рубежом. Кроме того, ТТС осуществляет регистрацию фирм, составляет каталоги продуктов и услуг, выпускаемых предприятиями Токио, а также организует выставки и ярмарки. Следует особо отметить, что ТТС сохраняет и развивает все функции практической поддержки зарождающихся, новых и стабильно действующих МСП. Это предоставление консультаций по всем вопросам бизнеса, а также практическая помощь в организации нового предприятия вплоть до представления производственных и офисных площадей в 5 бизнес-инкубаторах, расположенных в различных административных округах. Особое внимание уделяется организации новых производств, выпуску новых продуктов и услуг, а также проведению технологической модернизации действующих производств. С этой целью предпринимателям оказывается всесторонняя научно–техническая поддержка силами специалистов из различных научно-исследовательских учреждений, путем проведения семинаров или совместного выполнения НИОКР. Ряд специалистов ТТС оказывает помощь предпринимателям в разработке маркетинговой стратегии при продвижении на рынки новых товаров и услуг, а также консультируют по вопросам развития субконтрактных отношений. Важное место в работе ТТС занимают вопросы, связанные с реструктуризацией крупных компаний, находящихся в тяжелом экономическом положении. При этом изыскиваются наиболее приемлемые пути по диверсификации предприятий или их реструктуризации (разделению, продаже части бизнеса и др.) с одновременной организацией производственных, сервисных и инновационных МСП. Особое внимание уделяется развитию рынка труда на основе реализации ряда учебных программ для менеджеров и работников различного уровня квалификации. Кроме того, для сокращения текучести специалистов в МСП проводятся занятия по изучению методов создания привлекательных условий труда и принципов обеспечения социальной защищенности работников в МСП. По инициативе ТТС осуществляется тесное взаимодействие с рядом кредитно-финансовых институтов в части оказания финансовой поддержки для реализации в МСП различных масштабных проектов, например таких как: «Техническое развитие предприятий», «Организация бизнеса», «Технологии для новых производств», «Переход на стандарты ISO», « Освоение новых рынков» и др. Также оказывается содействие в доступе к финансовым ресурсам для МСП, осуществляющих рискованные но многообещающие проекты или для предприятий с большим потенциалом развития. Огромную техническую помощь развивающимся МСП оказывает ТТС , привлекая к разработке технической документации «Японскую организацию содействия промышленному конструированию» (The Japan Industrial Design Promotion Organization - JIDPO), объединяющая 20000 конструкторов и дизайнеров, работающих в Токио, тесно взаимодействующая с городскими агентствами поддержки МСП. Это позволяет многим МСП осуществлять разработку новых продуктов и проектов модернизации предприятий на высоком техническом уровне. Такое взаимодействие даёт возможность малым предприятиям не создавая собственных конструкторско-технологических служб, быстро и качественно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию при умеренных затратах.

Существенную роль в развитии и поддержке МСП в метрополии играет «Токийская торгово-промышленная палата» (The Tokyo Chamber of Commerce and Industry -TCCI: http://www.tokyo-cci.or.jp/english/index.html), образованная ещё в 1946 г. Ныне эта палата имеет свои отделения во всех административных округах и муниципальных образованиях метрополии. Большинство членов TCCI составляют представители сектора МСП и потому, основное внимание палаты привлечено к решению различных вопросов в деятельности людей, занятых именно в этом секторе экономики. В рамках TCCI работает ряд комитетов и комиссий, рассматривающих различные аспекты предпринимательской деятельности и взаимоотношения с государственными и местными органами власти. В палате постоянно действует тематические комиссии по вопросам: коммерческой деятельности; производства; природных ресурсов и энергетики; внешней торговли, финансам; транспорта; строительства и недвижимости; сферы услуг и информации. В результате изучения различных проблем, члены TCCI разрабатывают рекомендательные предложения и направляют их для рассмотрения в органы государственной и/или местной власти. Руководители комиссий и комитетов TCCI выступают в Парламенте и в различных государственных организациях, представляя интересы предпринимательского сообщества Токийской метрополии и успешно лоббируют принятие определённых решений, способствующих развитию МСП.

Для повышения промышленного и конкурентного потенциала Токио, правительством TMG начиная с 2004 г. планируется осуществлять технологическую поддержку МСП в части развития сложных производств и активно развивать трудовые ресурсы, способные успешно освоить передовые технологические процессы. Так в 2004 г. был создан «Центр нанотехнологий», который позволяет объединить результаты передовых научных исследований с технологическими разработками и осуществляет переподготовку специалистов с высшим образованием для работы в высокотехнологичных производствах. С момента создания в 2004 г. головного офиса агентства SMRJ в Токио, в метрополии были дополнительно созданы: венчурный центр поддержки МСП, «Университет развития МСП» (Tokyo SME University), территориальный центр «Системы взаимопомощи» (Mutual Relief System) и «Местный центр информационного обслуживания» (Local Information Service Center), а также разветвлённая сеть местных центров МЦПП. Большую научно-аналитическую помощь в оценке проблем развития МСП, всем заинтересованным организациям оказывает, расположенный в Токио «Японский институт исследования малого бизнеса» (Japan Small Business Research Institute).

Концентрация в г. Токио 123 университетов, множества НИИ, наличие большого числа талантливых и квалифицированных специалистов в сочетании с возрастающим количеством высокотехнологичных МСП делает этот город центром ускоренного развития Японской промышленности. В этой связи, ещё в 1998 г., по инициативе METI и TMG, в целях развития высокотехнологичных и наукоёмких производств, в западной части Токийской метрополии было решено создать «Зону передовых технологий» (Technology Advanced Metropolitan Area - TAMA). Этот проект был успешно реализован в рамках национальной программы «Проект индустриального кластера» (Industrial Cluster Project – ICP), направленной на консолидацию деятельности множества промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций в целях развития новых видов наукоёмких производств по выпуску продуктов с высокой добавленной стоимостью. Благодаря этому, в округе Тама ныне сосредоточена большая группа металлообрабатывающих и машиностроительных заводов, особое место среди них занимают предприятия специализирующиеся в производстве микромашин, прецизионного оборудования и аппаратуры для информационных, коммуникационных и компьютерных технологий. Высокая концентрация тесно взаимодействующих научно-исследовательских центров, университетов и крупных высокотехнологичных компаний стимулировала создание развитие более 1000 инновационных МСП. Для повышения эффективности сотрудничества инновационных МСП с крупными научно-производственными предприятиями был создан «Центр поддержки малого бизнеса Тама» (the Tama Small Business Promotion Center). Успешный опыт деятельности зоны TAMA позволил активизировать формирование других инновационных кластеров на территории Японии.

В целях дальнейшего развития научно-технического и производственного потенциала зоны TAMA, на её территории в 2005 г. была создана корпорация «Ассоциация промышленного возрождения TAMA» (TAMA Industrial Vitalization Association Inc.), которая объединила 660 предприятий и организаций. В их число входит 343 компании, 37 объединений МСП, 39 университетов, 37 коммерческих и общественных организации, 12 финансовых институтов, 7 бизнес-инкубаторов и 22 местные администрации. Основной задачей этой корпорации является создание системы для быстрой концентрации всех имеющихся ресурсов по обеспечению эффективной коммерциализации результатов НИОКР с целью завоевания лидирующих позиций на мировых рынках новейших товаров и услуг. Предполагается, что к 2010 г., деятельность корпорации обеспечит создание 2000 венчурных и инновационных МСП.

Другим примером успешной политики TMG, направленной на развитие промышленного потенциала метрополии может служить создание одного из крупнейших крупнейших промышленных кластеров Японии в административных округах Джонан (Jonan) и Джото (Joto). Этот кластер объединяет свыше 7600 машиностроительных, металлообрабатывающих, электротехнических и других промышленных высокотехнологичных предприятий. Кроме того, на территории этого округа сконцентрированы предприятия легкой промышленности и множество малых и средних предприятий, оказывающих широкий спектр производственных и технических услуг.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008