31.05.2010

X Всероссийская конференция. Развитие сферы малого и среднего бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса

ДЕСЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

(по данным мониторинга с ноября 2008 года по март 2010 года)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение
2. Изменение основных показателей деятельности предприятий под влиянием мирового финансового кризиса
2.1. Изменения из-за кризиса в объемах продаж, выручке
2.2. Изменения по затратам на производство
2.3. Изменения цен реализации продукции
2.4. Изменения фондов оплаты труда
2.5. Изменение численности работников
2.6. Изменения закупочных цен
2.7. Изменение возможности внешних заимствований, привлечения заемных средств, включая банковские кредиты
2.8. Изменение обеспеченности собственными денежными средствами
2.9. Трехмесячные планы по расширению деятельности
2.10. Трехмесячные кадровые планы
2.11. Ожидания ухудшения условий для предпринимательской деятельности в ближайшей перспективе
2.12. Динамика индекса предпринимательской активности


1. Введение

В отчете представлены сведения и комментарии об ежеквартальных изменениях в сфере малого и среднего (МСП) предпринимательства в Москве, произошедших с ноября 2008 года по март 2010 года.

Мониторинг проводится под руководством НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами развития предпринимательства во всех столичных округах в еженедельном режиме. В мониторинге участвуют представители микро - малых и средних предприятий из различных сфер городского хозяйства, обладающие разнообразным опытом предпринимательской деятельности. Оценки по показателям деятельности даются преимущественно «первыми лицами» предприятий – владельцами (совладельцами), директорами и/или их заместителями предприятий. Распределения предприятий по размерам, стажу и сферам деятельности приводятся далее.

Накопленная база на начало мая насчитывает около 22 тыс. единиц наблюдений.Обобщение текущих результатов проводится Информационно-аналитическим управлением МЦРП. Итоговые материалы в регулярном режиме выставляются для всеобщего обозрения в разделе «Мониторинг финансового кризиса» портала Альянс Медиа «Аналитика малого бизнеса» (www.giac.ru).

Распределение предприятий по сферам деятельности:

16,8% - торговля
7,8% - обрабатывающие производства
13,2% - строительство
7,4% - транспорт
4,6% - связь, телекоммуникации
7,0% - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
6,9% - здравоохранение и предоставление социальных услуг
12,1% - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
6,1% - рыночные услуги (аудит, реклама, PR и т.п.)
1,4% - финансовая деятельность
4,7% - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
5,5% - научные исследования и разработки
7,7% - гостиницы, рестораны, общественное питание
5,5% - издательская и полиграфическая деятельность

Примечание: В сумме возможно превышение 100%, т.к. часть предприятий осуществляет деятельность в нескольких сферах деятельности.

Распределение предприятий по численности сотрудников:

Микро – 68,1%, из них:

- с численностью сотрудников от 1 до 5 человек – 39,2%
- с численностью сотрудников от 6 до 15 человек – 60,8%

Малые – 29,4%

Средние – 2,5%

Распределение предприятий по стажу деятельности:

До 1 года - 12,3%
2-3 года - 21,8%
От 4 до 10 лет - 45,6%
Более 10 лет - 20,3%

Особенностью данного исследования является то, что анализируются оценки в основном реально действующих, то есть относительно кризисоустойчивых предприятий, почти две трети из которых действуют более 4 лет. Доля кризисоустойчивых предприятий составляет чуть более 55% от общего количества микро-малых и средних предприятий, приводимых в официальных статистических данных. В сферу мониторинга не попадают убыточные, числящиеся формально или ликвидированные предприятия.


2. Изменение основных показателей деятельности предприятий под влиянием мирового финансового кризиса

2.1. Изменения из-за кризиса в объемах продаж, выручке

В числе наиболее подпавших под влияние кризиса показателей оказались объемы продаж предприятий (см. комментарий к таблице 1 и рис.1.).






2.2. Изменения по затратам на производство

Одним из факторов, способствующему перелому неблагоприятной тенденции по описанной выше динамике показателя «Объемы производства», является сокращение в секторе МСП производственных издержек (см. комментарий к таблице 2 и рис.2).




2.3. Изменения цен реализации продукции

Для повышения спроса на продукцию предприятия пытаются оптимизировать ценообразование (см. комментарий к таблице 3 и рис.3.).




2.4. Изменения фондов оплаты труда

Мониторинг фондов оплаты труда был запущен с января 2009 года и, как оказалось, в относительно лучший период деятельности малого бизнеса (см. данные и комментарий к табл. 4 и рис.4).




2.5. Изменение численности работников

Одним из показателей, находящихся в зоне повышенного внимания, является динамика численности работников предприятий. С учетом этого, мониторинг поведения малых фирм на рынке труда был начат в январе 2009 года. Как и по другим показателям, характеризующим внутрифирменное состояние на предприятиях, оценивалось количество компаний, где численность персонала росла, не изменялась или падала (см. таблицу 5 и рис.5).




2.6. Изменения закупочных цен

Кризис не лучшим образом повлиял на состояние деловых отношений предприятий с контрагентами и поставщиками, что выразилось в повышении ценового давления со стороны последних. Это наглядно демонстрируют данные приведенные в таблице 6 и рис.6.




2.7. Изменение возможности внешних заимствований, привлечения заемных средств, включая банковские кредиты

Кризис постепенно повышает потребность предприятий во внешних заимствованиях. За полтора года количество малых и средних фирм, демонстрирующих интерес к внешнему финансированию, стало примерно на 15% больше. То, каковы возможности внешних заимствований, показывают табличные данные и данные рис.7.




2.8. Изменение обеспеченности собственными денежными средствами

Интерес во внешних заимствованиях продиктован не простой ситуацией с обеспеченностью предприятий собственными денежными средствами (см. табл. 8 и рис.8).




2.9. Трехмесячные планы по расширению деятельности

Несмотря на напряженную внутрифирменную ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства, предприятия демонстрируют растущий оптимизм, выражаемый намерениями не снижать масштабы деятельности (см. таблицу 9 и рис.9).




2.10. Трехмесячные кадровые планы

Подтверждением намерений по активизации дальнейшей деятельности являются сопутсвующие ближайшие кадровые планы предприятий (см. таблицу 10 и рис.10.).




2.11. Ожидания ухудшения условий для предпринимательской деятельности в ближайшей перспективе

Оптимистичные плановые намерения сопровождаются возрастающими ожидания на улучшение делового климата (см. таблицу 11 и рис.11.).




2.12. Динамика индекса предпринимательской активности

В обобщенном виде деятельность предприятий может быть проанализирована с учетом оценок по всем показателям, характеризующих внутрифирменную и внешнеэкономическую ситуацию, а также ближайшие намерения. Все вместе отражается в агрегированном индексе «Предпринимательская активность» (см. рис.12.).



В первом квартале 2010 индекс предпринимательской активности превзошел кризисный на 8,6 процентных пунктов, что позволяет допустить вывод о признаках выхода МСП из кризиса в измененном качестве.




© НП "Московский центр развития предпринимательства"