21.01.2009

Совершенствование государственной системы поддержки МСП в Великобритании в 2000-2010 гг.

Содержание:

1. Совершенствование государственной поддержки МСП в Великобритании.

2. Приоритетные направления государственной поддержки МСП на период до 2010 г.

3. Организационные особенности системы поддержки МСП в Лондоне.

4. Состояние малого и среднего предпринимательства.

5. Ближайшие цели социально-экономического развития Лондона.


1. Совершенствование государственной поддержки МСП в Великобритании.

Начиная с 2000 г., в связи с усилением конкуренции на мировых рынках и, особенно, в странах объединённой Европы, Правительство Великобритании приняло решение о постепенном реформировании государственной системы регулирования экономической деятельности. В значительной мере это коснулось системы государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Для объединения разрозненных структур поддержки МСП и повышения их активности было создано правительственное агентство «Служба малого бизнеса» (Small Business Service - SBS) при «Министерстве торговли и промышленности Великобритании» (The Department of Trade and Industry - DTI). Этому агентству вменялось осуществлять разработку предложений по совершенствованию государственной политики в отношении МСП и, после её утверждения, осуществлять комплекс мер по её реализации, координируя деятельность национальной инфраструктуры поддержки и развития МСП. При этом особое внимание уделялось активизации взаимодействия SBS со всеми правительственными ведомствами, региональными администрациями и сотрудничеству с партнерскими организациями и предпринимательскими общественными объединениями.

В целях дальнейшего развития и совершенствования системы государственной поддержки МСП, Министерством DTI и агентством SBS в 2004 г. был разработан «План действий Правительства в отношении малого бизнеса» ("A Government Action Plan for Small Business" - GAPSB, URN 03/1592 - http://www.berr.gov.uk/files/file39767.pdf). Этот план был направлен на создание условий, способствующих активизации деятельности МСП, как одной из основ дальнейшего социально–экономического развития Великобритании. Начиная с 2005 г. основными координаторами деятельности структур поддержки МСП в регионах и на местном уровне стали агентства регионального развития - RDA. Благодаря реализации этого плана в Великобритании постепенно возрастала, предпринимательская активность и к началу 2007 г. в стране действовало 4,49 млн. малых и средних предприятий, в числе которых было 3,3 млн. предприятий без наёмных сотрудников. Столь многочисленный и обладающий высокой деловой активностью сектор МСП производит около 52% ВВП страны и обеспечивает 12,54 млн. человек работой, что составляет 58,9% от всего занятого населения. Однако, предпринятые меры оказались недостаточными. Медленно повышалась производительность труда, были незначительные сдвиги в росте ВВП и в увеличении конкурентоспособности страны на мировых рынках. Это во многом было связано с высокой степенью бюрократизации системы государственного регулирования экономической деятельности и низкой эффективностью системы государственной поддержки МСП, усугубляемой рядом административных препятствий. На преодоление этих препятствий малым бизнесом непроизводительно затрачивалось много усилий, эквивалентных ежегодным потерям в сумме до £8,2 млрд. (Источник: Better Regulation Executive’s Admin Burdens Database). В стране одновременно действовало несколько тысяч разнообразных программ поддержки МСП, реализуемых разными ведомствами. Часть из них осуществлялась через правительственное агентство SBS, национальную инфраструктуру поддержки МСП в лице агентства «Деловых связей» (Business Link - BL) и при помощи множества частных провайдеров. На эти цели из бюджета страны ежегодно расходовалось более £2,5 млрд., однако результативность этих затрат была недостаточной. Кроме того, в связи с многочисленностью и разнообразием программ поддержки МСП, реализуемых различными ведомствами, агентствами и провайдерами, не удавалось осуществить объективную оценку экономической эффективности как государственной поддержки в целом, так и отдельных её программ.

Анализ эффективности различных мер поддержки МСП показал, что при реализации программ с объёмом финансирования ~£1 млн. расходы по их управлению достигали 25%, а в программах с бюджетом около £60 млн. - управленческие расходы не превышали 5% (Simplifying Business Support. URN 07/809/ p.11, item 4.4.1. http://www.berr.gov.uk/files/file38859.pdf). Было решено дальнейшее развитие государственной поддержки МСП осуществлять путём сокращения мелких программ поддержки МСП, в пользу расширения более эффективных крупных программ, оказывающих комплекс типовых услуг, наиболее востребованных предпринимателями.

В 2007 г. Министерством DTI была разработана межведомственная «Программа упрощения системы поддержки предпринимательства» (The Business Support Simplification Programme - BSSP - Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform. http://www.berr.gov.uk/files/file42813.pdf ), направленная на кардинальное упрощение и одновременное повышение эффективности государственной системы поддержки и развития МСП. Основной целью Программы BSSP является концентрация бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее востребованных программ государственной поддержки МСП, обеспечивающих достижение весомых социально-экономических результатов. При этом, качество поддержки предпринимательства должно улучшиться как за счет облегчение доступа предпринимателей к услугам, так и благодаря четкой ориентации программ на решение важнейших проблем предприятий с учетом местных приоритетов социально-экономического развития. Важной целью межведомственной программы BSSP на национальном, региональном и местном уровнях управления, является устранение дублирования функций государственных служб в реализации правительственных программ поддержки МСП, финансируемых из бюджета страны при одновременном кардинальном сокращении их количества. Планируется повысить рыночную привлекательность и экономическую эффективность этих программ, а также снизить операционные расходы на их управление.

В соответствии с планами реализации программы BSSP были сформулированы предложения по составу нового комплекса мероприятий государственной поддержки МСП, состоящего примерно из 100 проектов. Предполагается, что к 2010 г. будут завершены формирование и апробация базового комплекса направлений и мероприятий поддержки МСП, финансируемого из государственного бюджета и начнется их практическая реализация в стране. В рамках межведомственной государственной программы BSSP предлагаются следующие меры по совершенствованию государственной системы поддержки МСП:

1. Предоставление правительственному агентству «Деловых связей» (BL) права быть основным проводником важнейших бюджетно-финансируемых программ поддержки МСП, сопровождая их комплексом специализированных информационных, диагностических и посреднических услуг, устранив дублирование этих услуг другими структурами;

2. Учредить «Стратегический управляющий совет» (The Strategic Management Board - SMB) по координации государственных программ поддержки МСП и оценке их социально-экономической эффективности. Деятельность Совета должна быть основана на сборе, обобщении и анализе управленческой информации, касающейся мониторинга процессов реализации всех программ.

3. Упростить процедуры предоставления помощи предпринимателям в рамках новых государственных программ поддержки МСП при одновременном сохранении возможности получения аналогичных услуг предпринимателями от местных провайдеров;

4. Обеспечить сокращение ранее действовавших 3000 программ поддержки МСП до 100 крупных базовых программ к 2010 г.

В соответствии с программой BSSP, деятельность агентства «Деловых связей» (BL) будет ориентирована на:

- Улучшение доступа МСП к финансам при одновременном совершенствовании финансового менеджмента ;

- Развитие человеческих ресурсов с учётом улучшение подбора руководящего персонала, совершенствование системы найма сотрудников, обучения и повышения их квалификации, управление персоналом;

- Повышение технических возможностей МСП путём использования новых технологий и прав интеллектуальной собственности, а также обеспечением защиты новых идей и авторских прав;

- Оказание маркетинговых услуг в поиске новых рыночных возможностей, в увеличении объёма продаж на отечественных и иностранных рынках;

- Помощь в сопоставлении конкурентных возможностей различных предприятий ;

- Консультирование в вопросах правового регулирования предпринимательской деятельности и обеспечения требованиям законодательства.

Учреждение «Стратегического управляющего совета» (SMB) вызвано необходимостью оценки текущего состояния в сфере бюджетного финансирования структур поддержки МСП в соответствии с принятой стратегией развития МСП на перспективный период. Предполагается, что это будет коллегиальный орган, в котором будут представлены государственные ведомства, осуществляющие финансирование системы поддержки МСП на национальном уровне, с участием представителей региональных агентств развития (RDAs) и местных администраций. Таким образом, стратегические решения, принимаемые на национальном уровне, будут транслироваться на региональные и местные уровни управления. При этом будет обеспечиваться активная обратная связь между различными уровнями управления, что позволит своевременно корректировать стратегические решения в соответствии особенностями развития МСП на местах. Благодаря этому будет устанавливаться баланс между структурой программ поддержки и спектром оказываемых услуг в соответствии с потребностями местного предпринимательского сообщества. Для эффективного выполнения функций стратегического управления, Совет SMB будет:

- Получать полную и достоверную информацию о структуре, объемах и получателях государственной поддержки, о результатах оказанной помощи по конкретным предприятиям, с указанием вклада предпринимательства в развитие экономики на местном, региональном и национальном уровнях;

- Осуществлять гибкое регулирование в распределении ресурсов поддержки МСП через правительственные ведомства и исполнительные агентства на основе анализа всеобъемлющей информацией о результативности применения новых методов и форм поддержки МСП;

- Вести постоянный мониторинг процессов реализации всех мер поддержки МСП, оценивать их эффективность и на этом основании предлагать меры по совершенствованию программ и механизмов поддержки МСП;

- Способствовать концентрации государственной поддержки на тех предприятиях, деятельность которых в перспективе принесёт наибольший социально-экономический эффект;

- Быстро распространять положительный опыт поддержки МСП по всей стране, а также обеспечивать тесное межрегиональное сотрудничество при размещении госзаказов в секторе МСП на основе тесного взаимодействия Совета SMB с региональными и местными администрациями.

Процесс сокращения количества программ поддержки предпринимательства с нынешних 3000 до 100 программ в 2010 г. должен сопровождаться коренным улучшением их качества и эффективности. Для этого в июле 2007 г. была создана специальная группа «Экономической эффективности поддержки бизнеса» (the Economics of Business Support group - EBS), которая разработала основные требования по обеспечению качества продуктов и услуг поддержки МСП в рамках реализации программы BSSP, в их числе:

- Четкая идентификация объектов, требующих государственного вмешательства;

- Оценка экономической обоснованности и рациональности для государственного вмешательства;

- Определение и анализ альтернативных вариантов государственного вмешательства;

- Оценка экономической эффективности различных мер государственного вмешательства;

- Определение сравнительных условий для осуществления выбора оптимальных решений.

Важным этапом в совершенствовании государственной системы управления экономикой страны было преобразование в июне 2007 г. «Министерства торговли и промышленности» DTI в «Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ» (The Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform - BERR: http://www.berr.gov.uk/). В масштабах страны BERR должно активизировать проведение реформ по совершенствованию управления экономикой с целью создания условий для успешного развития бизнеса, усиления экономического потенциал всех регионов и роста объёмов производства. С переходом основных функций от DTI к BERR, на последнее возложены и обязанности по осуществлению государственной политики в вопросах поддержки и развития МСП, предусматривающие также и дальнейшую реализацию межведомственной программы BSSP. В этой связи, в июле 2007 г. государственное агентство «Служба малого бизнеса» (Small Business Service - SBS) было переименовано в «Директорат предпринимательства» (Enterprise Directorate – ED: http://www.berr.gov.uk/bbf/small-business/). Этот директорат продолжит реализацию Программы BSSP и одновременно будет разрабатывать предложения по совершенствованию государственной политики в отношении МСП и представлять их на рассмотрение в Правительство страны. Директорат ED непосредственно взаимодействует со всеми государственными ведомствами, координирует деятельность правительственного агентства «Деловых связей» (BL), постоянно сотрудничает с 9 «Региональными агентствами развития» - RDA (Более подробно см.: http://www.berr.gov.uk/regional/regional-dev-agencies/index.html) и с другими партнёрскими структурами поддержки МСП. Директорат ED играет ведущую роль в вопросах выработки политики, направленной на улучшение предпринимательской среды и вовлечение всё большего числа граждан в сферу малого бизнеса. В составе Директората действует «Аналитический отдел» (Analytical Unit - AU: http://www.berr.gov.uk/bbf/small-business/research-and-statistics/research-evaluation/page38585.html), который проводит ряд исследований, рынка МСП и направленных на:

- Определение необходимости или целесообразности разработки и реализации, каких либо мероприятий или программ поддержки МСП;

- Определение целей для разработки конкретных стратегических мероприятий и/или программ и оценка возможных путей их достижения;

- Мониторинг процессов реализации запланированных мероприятий и программ;

- Определение полученного результата с одновременной оценкой экономической эффективности реализуемых мероприятий и программ;

- Использование ранее полученных результатов для совершенствования действующих и разработки новых стратегических инициатив в отношении МСП.

Реализация государственной программы BSSP должна активизировать взаимодействие Центрального Правительства, региональных администраций, местных структур поддержки МСП и других партнерских организаций в вопросах организации простой и эффективной системы оказания услуг МСП, обеспечивающей социально-экономическое развитие в регионах и на местном уровне в соответствии местными приоритетами.

Основные принципы государственного влияния на МСП в целях достижения наилучших результатов в социально-экономическом развитии страны были изложены в бюджетном послании на 2007-2008 финансовый год. Государственная система поддержки МСП должна быть ориентирована только на оказание помощи, направленной на достижение социально-значимых целей, на преодоление непредвиденных рыночных ситуаций, на обеспечение высокой экономической эффективности предприятий и на удовлетворение потребностей бизнеса в наиболее действенных услугах. При этом особе внимание было сосредоточено на следующих направлениях:

- Выявление наиболее значимых проблемных явлений социально-экономической жизни страны (регионов, городов и территорий) в которых необходимо осуществлять государственное влияние на развитие МСП;

- Определение причин порождения и сущности негативных социально-экономических явлений, для выработки мер и постановки конкретных целей государственной поддержки МСП, обеспечивающих их устранение или минимизацию;

- Оценка масштабов государственной поддержки с определением возможной её эффективности в достижении поставленной цели;

- Направление ограниченных бюджетных средства только на достижение тех целей, которые дают максимальный социально-экономический эффект и не дублируются в других программах;

- Определение соответствия потребностей бизнеса в конкретных типах, формах и методах предлагаемой государственной поддержки;

- Четкое определение конечного результата с подробным описанием важнейших деталей;

- Представление методов контроля и критериев оценки промежуточных и конечных результатов;

- Определение условий и способов предоставления помощи;

- Установление наиболее приемлемых методов оказания технической и финансовой поддержки;

- Оценка влияния оказанной поддержки на рыночную ситуацию.

Предпринимаемые меры позволят более эффективно использовать государственные ресурсы, направляемые на поддержку МСП при одновременном улучшении возможностей для оценки их влияния на развитие экономики страны. Это также обеспечит возможность определения влияния системы государственного регулирования экономической деятельности на состояние сектора МСП и перспективы его дальнейшего развития. Основные затраты на реализацию программы BSSP до 2010 г., приходятся на первые 3,5 года и оцениваются примерно в £10 млн. В том числе: ежегодные расходы в £360 тыс. на обеспечение деятельности «Совета стратегического управления» (SMB); единовременные затраты в £2,6 млн. на обучение и стажировку консультантов, привлекаемых для работы в (BL), а также около £6 млн. на содержание штатных сотрудников и на операционные расходы.

В результате реализации программы BSSP сектор МСП может получить суммарные ежегодные экономические выгоды исчисляемые в пределах £1,4 млрд., что в ближайшие 10 лет составит около £14 млрд. Такой результат будет достигнут за счет применения наиболее эффективных и целенаправленных программ и методов поддержки МСП, а также благодаря сокращению затрат предпринимателей на поиск наиболее востребованных ими услуг. Сокращение количества программ поддержки приведет к централизации и максимизации ресурсов, избирательно направляемых на достижение приоритетных, высокопродуктивных целей социально-экономического развития. Принятый министерством BERR план «Упрощения регулирования экономической деятельности» (Simplification Plan 2007) (Promoting business and enterprise through better regulation. December 2007 URN 07/1660 http://www.berr.gov.uk/files/file42767.pdf) в рамках программы BSSP предусматривает выполнение 57 мероприятий до 2010 г. Эти мероприятия позволят на 25% снизить издержки, связанные с преодолением административных барьеров, что позволит сектору МСП ежегодно экономить порядка £1 млрд. в течение ближайших 3-х лет.


2. Приоритетные направления государственной поддержки МСП в Великобритании на период до 2010 г.

Основными приоритетами поддержки МСП в стране являются помощь стартующим предприятиям, облегчение доступа к финансовым ресурсам, совершенствование методов управления предприятием, развитие рынка труда, совершенствование производственных процессов, поддержка инновационных разработок для создания новых продуктов и услуг, а также развитие экспортных возможностей сектора МСП. Кратко рассмотрим важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетных целей развития МСП.

2.1. Помощь стартующим предприятиям предусматривает оказание бесплатной поддержки на трудных этапах выживания и становления в форме общих консультаций и руководящих указаний, способствующих успешному созданию новых предприятий и началу их деятельности. Такая поддержка, в частности включает:

- Помощь в развитии бизнес-идеи, в маркетинговых исследованиях и в понимании рыночных механизмов. Консультирование по вопросам базнес-планирования, совершенствование управления предприятием, а также помощь в планировании и управлении финансовыми операциями;

- Помощь в найме работников и в получении квалифицированных деловых услуг, предоставляемых государственными и частными организациями;

- Бизнес наставничество, развитие деловых навыков, пропаганда самозанятости и помощь в создании социально-ориентированных МСП;

- Установление деловых контактов в местном бизнес-сообществе;

- Патронирование новых предпринимателей и оказание им помощи в сложных ситуациях.

2.2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам предусматривает целый комплекс программ и мероприятий. В их числе:

- Программа «Развития способности к поиску источников финансирования», ориентирована на предоставление предпринимателям необходимых знаний и опыта в финансовом менеджменте. Программой предусмотрено оказание консультационной и организационной поддержки в поиске наиболее приемлемых источников финансирования. Это включает комбинацию специализированных информационных услуг и конкретную помощь экспертов (непосредственный финансовый консалтинг при планировании бизнеса, включая долговое финансирование), подготовка к инвестированию (помощь в привлечении акционерного капитала), непосредственное руководство и выполнение посреднических функций при установлении связей между предпринимателями и финансистами.

- Программа «Долгового финансирования» (Debt finance - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41633.html ) нацелена на предоставление займов на сумму до £250000 без достаточных гарантий для МСП, разработавших жизнеспособные бизнеспланы, однако не имеющих кредитной истории или соответствующего залогового обеспечения для получения коммерческого кредита. Основываясь на действующей системе «Гарантирования кредитов для малых предприятий» (The Small Firms Loan Guarantee - SFLG), Правительство предоставляет частичные гарантии заимодателю. Такая помощь оказывается стартующим или молодым предприятиям, действующим не более 5 лет, с числом занятых менее 250 чел. и ежегодным оборотом до £5,6 млн., остро нуждающимся в доступе к финансовым ресурсам.

- Программа «Субсидирование капитальных инвестиций» (Capital investment grants - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/ page41632.html) (Более подробно см: The Selective Finance for Investment in England - SFIE) нацелена на оказание поддержки инвестиционных проектов, реализуемых всеми частными компаниями действующими в депрессивных районах. Программой предусматривается предоставление грантов или специальных льготных займов для обучения специалистов и/или приобретения оборудования с целью повышения производительности и увеличения числа рабочих мест. Уровень государственной финансовой поддержки зависит от объёмов вложений в капитальные инвестиции (оборудование, технологии, сооружения), от количества и квалификации обученного персонала и от роста производительности в результате реализации какого-либо проекта.

- Особое место занимает программа «Инновационного финансирования» (Innovation finance - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41638.html), которая ориентирована на предоставление финансовой поддержки МСП, участвующих в разработке и коммерциализации новых инновационных идей, способствующих росту производства, защите окружающей среды, сокращению потребления углеводородов, экономии энергии и повышению конкурентоспособности страны, а также отвечающих региональным или национальным приоритетам. Такая финансовая поддержка активизирует участие МСП на ранних, самых рискованных стадиях разработки перспективных НИОКР, обладающих высоким коммерческим потенциалом. Помощь оказывается отдельным МСП, которые не в состоянии самостоятельно покрыть издержки, связанные разработкой новых продуктов, услуг и технологий для:

- выполнения НИОКР, включая обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, проверку концепции, маркетинговые исследования, капитальные затраты связанные с изготовлением прототипа и демонстрационного макета;

- привлечение партнеров, консультантов и патентных поверенных, принявших участие в НИОКР;

- изготовления демонстрационных макетов инновационных разработок с применением новых технологий;.

- для снижения административных расходов при реализации крупными компаниями инновационных проектов, приносящих большие экономические выгоды и обеспечивающих защиту окружающей среды.

Для быстроразвивающихся венчурных и инновационных предприятий существует проблема, заключающаяся в отсутствии на финансовом рынке возможности предоставления таким предприятиям займов или акционерного капитала на сумму в пределах до £2 млн. Высокий риск подобных капиталовложений предприятия препятствует привлечению частного капитала в эту сферу бизнеса. В этой связи была принята государственная программа «Рисковое капиталовложение» (Risk capital Targeted at the Equity Gap - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41643.html), направленная на:

- привлечение частного инвестиционного капитала в сферу венчурного и инновационного бизнеса;

- привлечение высокопрофессиональных специалистов в сферу финансирования венчурного бизнеса;

- обеспечение высоких темпов развития стартующих венчурных МСП, способствующих ускоренному росту экономики страны;

- для снижения финансовых рисков и привлечения в эту сферу дополнительных средств, правительство приняло решение о 67% финансовом участии в создании фондов рискового капитала, где доля частного капитала достигает 33%. Это позволит венчурным фондам сформировать портфели венчурных и инновационных проектов, которые будут обладать достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала.


2.3. Мероприятия по совершенствованию методов управления МСП, поиску специалистов и развитию рынка труда предусмотрены государственной программой «Повышение квалификации сотрудников» (Skills solutions for business - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/ page41645.html). С апреля 2009 г. вступит в силу система государственной финансовой компенсации затрат МСП и индивидуальных предпринимателей на обучение и повышение квалификации. Это предусматривает компенсацию затрат предпринимателей на оплату посреднических услуг, кадровых агентств, работодателей и потенциальных предпринимателей, которые нуждаются в притоке высококвалифицированных работников. Эти меры должны обеспечить Великобритании к 2020 г. лидирующее положение по уровню квалификации работников во всех отраслях экономики.

2.4. Совершенствование производственных процессов и повышение их эффективности является одной из основных задач Правительства в целях обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития страны. В этой связи министерство BERR, разработало ряд специальных программ для сектора МСП, в их числе:

- Программа «Поддержки ресурсосберегающих производств и обеспечение рационального использования отходов» (Promoting resource efficiency and sustainable waste management - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41642.html), предусматривает законодательное, техническое, информационное и финансовое обеспечение применения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, включая технологии с низким уровнем выброса углекислого газа в атмосферу. Одновременно будет стимулироваться расширение практики сбора и переработки отходов с целью получения сырья для других производств. Для принятия активных мер по сокращению негативного влияния производства на окружающую среду и на изменение климата, правительство будет оказывать практическую помощь в повышении эффективности и конкурентоспособности ресурсосберегающих производств, а также предприятий по сбору и переработке отходов. Для разработки природоохранных мер и ресурсосберегающих технологий Правительство будет предоставлять МСП гранты и займы. Эти меры относятся ко всем видам предприятий, использующим энергетические и природные ресурсы, с целью создания мотивации к снижению ресурсоемкости производств, сокращению отходов и/или их эффективной переработке.

- С целью повышения конкурентоспособности и производительности в секторе МСП, реализуется программа «Оказания компетентной помощи в развитии бизнеса» (Business expertise for growth - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41631.html). Помощь оказывается в форме государственной финансовой поддержки при привлечению экспертов и наставников к активному взаимодействию с МСП. Такая поддержка будет направляться в те сферы деятельности, в которых, наметилось отставание, грозящее утратой позиций на мировом и внутреннем рынка, в их числе:

- освоение передовых технологических процессов, способствующих радикальному повышению конкурентоспособности предприятий или производимой ими продукции;

- помощь национальным МСП в продвижении новых технологий на другие рынки;

- помощь МСП в получении доступа к новым знаниям и технологиям в других странах, с целью подготовки отечественных консультантов для распространения полученных знаний и опыта на внутреннем рынке;

- привлечение экспертов для выяснения причин появления диспропорций в развитии местных рынков или выявления причин безработицы либо других социальных проблем.

2.5. В целях разработки и создания новых продуктов и услуг, способствующих повышению конкурентоспособности МСП и национальной экономики в целом, Правительство разработало ряд программ по оказанию финансовой помощи для развития сотрудничества в инновационной сфере (широкий обмен опытом и знаниями научных сотрудников из исследовательских центров с ведущими специалистами предприятий, трансферт технологий между предприятиями, университетами и исследовательскими центрами и др.). Тесное взаимодействие при осуществлении НИОКР между различными предприятиями и исследовательскими институтами является основой для успешной разработки новых технологий и продуктов с их последующей успешной коммерциализацией. Этому способствуют следующие мероприятия:

- Программа «Инновационное сотрудничество» (Innovation collaborations - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41637.html) предусматривает государственное финансирование партнерского взаимодействия различны предприятий с привлечением специалистов, студентов и научных работников для разработки стратегически важных проектов, обладающих высокой коммерческой ценностью для бизнеса.

- Программа «Сеть делового взаимодействия» (Business Collaboration Networks - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41629.html), направлена на создание системы оказания информационной, консультационной и практической помощи на основе взаимодействия разных предприятий в целях повышения их эффективности и использования новых рыночных возможностей. Это будет достигаться путём предоставления грантов и субсидий на создание и поддержку деятельности посреднических структур, которые будут:

- широко освещать в СМИ преимущества развития взаимодействия между бизнесом и научными центрами;

- разыскивать и определять потенциальных партнеров для участия в НИОКР;

- организовывать проведение встреч и форумов по наиболее интересным темам;

- создавать рабочие группы партнерских организаций по определённым направлениям НИОКР;

- публиковать и распространять информацию о результатах достигнутых рабочими группами;

- содействовать установлению деловых связей между рабочими группами, действующими в различных районах страны.


- Программа «Поддержки совместного использования производственных мощностей» (Shared business support environments - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41644.html), предусматривает государственное финансирование расходов по предоставлению во временное пользование производственных площадей и уникального оборудования стартующим и растущим МП, деятельность которых отвечает высшим приоритетам местного социально-экономического развития. Для этого будут использоваться возможности устойчиво работающих крупных и средних предприятий, научных парков и бизнес-инкубаторов. Такая поддержка будет оказываться на региональном и местном уровнях для преодоления возникших экономических трудностей, а также в целях трансферта новых технологий и для передачи опыта быстро растущим МСП. Эта программа также предусматривает финансирование посреднических организаций, обеспечивающих строительство, эксплуатацию и управление комплексов промышленных зданий, предназначенных для сдачи производственных площадей в аренду новым или быстро развивающимся МСП. Такие комплексы характеризуются предоставлением гибких условий аренды и различных технических и организационных услуг. Это позволяет представлять малым предприятиям по умеренным ценам необходимые производственные помещения и оборудование с привлечением нужных специалистов и квалифицированных работников.

- Для расширения стратегического взаимодействия с зарубежными компаниями путём привлечения дополнительных инвестиций или для усиления партнерского участия в создании и развитии новых МСП, а также в целях изыскания средств для выполнения НИОКР, правительством разработана программа «Повышения эффективности прямых иностранных инвестиций» (Getting the most from foreign direct investment - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41636.html). Реализация этой программы осуществляется на основе установления прочных связей с зарубежными компаниями путём инвестиционных капиталовложений или создания партнёрских отношений, либо посредством развития филиалов этих предприятий на территории Великобритании, например, при помощи создания местной сбытовой сети. Такая практика позволяет приобрести новые знания и опыт, с последующей их трансформацией в практику отечественных предприятий, не достигших ещё достаточного уровня интернационализации. С другой стороны, внешние инвестиции в отечественные предприятия способствуют проникновению иностранных фирм на внутренний рынок страны.

2.6. В целях дальнейшего развития экспортного потенциала сектора МСП, Правительство реализует несколько специальных программ, в их числе:

- Программа «Подготовка к экспортной деятельности» (Preparing to export - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41641.html) ориентирована на оказание информационной, консультационной и технической помощи МСП, не имеющим опыта экспортной деятельности либо для предприятий, намеренных выйти на новые зарубежные рынки.

- С целью обеспечения роста производства и дальнейшего развития экспортного потенциала страны в условиях глобализации рынков, правительством реализуется программа «Исследования новых зарубежных рынков» (Investigating new overseas markets - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41639.html). Она предусматривает предоставление Правительством информационной и организационной поддержки МСП, способствующей выходу этих предприятий на различные иностранные рынки.

- Государственная финансовая помощь предоставляется экспортёрам и импортерам в целях обеспечения выполнения внешнеторговых контрактов или при размещении зарубежных инвестиций путём предоставления государственных гарантий для страхования и перестрахования сделок в соответствии с программой «Гарантированное предоставление экспортных кредитов» (Export credit guarantee - http://www.berr.gov.uk/bbf/enterprise-smes/streamlining-government/bssp/page41634.html). Такая финансовая поддержка является необходимым условием для минимизации рисков при среднесрочных и долгосрочных контрактах и обусловлена изменчивостью рыночной конъюнктуры и политических факторов.


3. Организационные особенности системы поддержки МСП в Лондоне.

Основным органом городского самоуправления является «Правительство Большого Лондона» (the Greater London Authority - GLA - http://www.london.gov.uk/gla/contact.jsp#gla) во главе с Мэром, избираемым на 4-х летний срок. Одновременно с Мэром на 4-х летний срок избираются 25 членов «Лондонской Ассамблеи» (The London Assembly LA - http://www.london.gov.uk/assembly/index.jsp), которая является высшим коллегиальным органом городского управления, определяющим политику и стратегию социально-экономического развития города. Лондонская Ассамблея утверждает ежегодный городской бюджет (более £9 млрд.), контролирует деятельность Мэра и городской администрации, принимает решения о назначении на высшие руководящие должности в городском правительстве. В ведении городского правительства GLA находятся все службы, связанные с городским транспортом, полицией, пожарной и общественной безопасностью, планированием экономического развития, здравоохранением, образованием, развитием культуры и обеспечением охраны окружающей среды. В состав GLA, наряду с другими функциональными подразделениями входит «Департамент экономического развития Лондона» (City of London Economic Development Office - EDO). Этот департамент разработал «План действий на 2007-2008 гг.» (Action Plan for 2007/08 - EDO Action Plan 2007/08/ Sept 07 http://213.86.34.248/NR/rdonlyres/08E67496-1623-405F-85A6-B56F5EF4D2D4/0/BC_EDactionplan_06.pdf), направленный на достижение важнейших целей устойчивого социально-экономического развития города, в их числе:

- обеспечение возрастания конкурентоспособности Лондона;

- усиление способности Лондонской метрополии и прилежащих городов к преодолению экономических, социальных и экологических трудностей путём формирования устойчивой деловой активности;

- развитие сектора МСП, в конкретных районах путём поддержки предпринимательской и инновационному активности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города;

- принятие мер по эффективному противодействию климатическим изменениям и по охране окружающей среды, способствующих сохранению Лондоном статуса города мирового значения.

Вопросами экономического развития города занимается «Лондонское агентство развития» (The London Development Agency - LDA - http://www.lda.gov.uk/). Это агентство подчинено Мэру в части координации направлений экономического развития города и оздоровления деловой среды. Основными целями создания LDA с годовым бюджетом более £300 млн. являются: дальнейшее устойчивое экономическое развитие города, увеличение эффективности предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности Лондона среди других городов мирового значения, развитие рынка труда путём инвестирования в рост числа рабочих мест и в повышения квалификации трудовых ресурсов. Агентство LDA частично финансирует и координирует деятельность «Лондонской службы поддержки МСП» (the Business Link London - BLL - http://www.businesslink.gov.uk/bdotg/action/home?site=181&furlname=london&furlparam=london&ref=&domain=www.bllondon.co.uk), являющейся частью «Национального агентства поддержки МСП» (Business Link - BL - http://www.businesslink.gov.uk/). Служба BLL имеет свои отделения во всех районах города и оказывает круглосуточную поддержку предпринимателям в формате «одного окна», а также предоставляет экстренные консультации по Интернету и телефону.

Для развития МСП, агентством LDA реализуется программа финансовой поддержки, направленная как на обеспечение первоначальным капиталом стартующих МП, так и для помощи в развитии действующих МСП. В основном, финансовая помощь предоставляется для проведения консультаций при разработке бизнеспланов или инвестиционных предложений. Поддержка, прежде всего, оказывается предприятиям, расположенным в депрессивных районах города. Для консультирования предприятий по вопросам доступа к различным источникам финансовых ресурсов, отбирается группа местных экспертов в каждом городском районе. Эти консультанты помогут наилучшим образом подготовить бизнесплан или инвестиционное предложение, с учетом требований самих предпринимателем и условий, предъявляемых инвесторами. На заключительном этапе, эксперты подготавливают диагностическое заключение о состоянии предприятий и заявку на получение финансовой поддержки, которые вместе с бизнеспланом направляются в LDA. Затем эти документы подвергаются экспертизе специалистами LDA на соответствие требованиям критериев программы финансирования и рекомендуют заявителю произвести необходимые корректировки бизнесплана. По результатам экспертизы даются рекомендации по выполнению дополнительных процедур, обеспечивающих готовность предприятия к получению финансовой поддержки. При этом LDA оплачивает 65-80% стоимости консультационных услуг и в дальнейшем будет контролировать успешность деятельности предприятия по привлечению финансовых ресурсов. Такая поддержка оказывается только предприятиям расположенным в Лондоне, к их числу относятся действующие и стартующие МСП с количеством занятых до 249 чел. в возрасте до 18 месяцев.

LDA содействует МСП в предоставлении производственных и офисных площадей в определенных частях Лондонского Сити и в других районах в соответствии с планами городского развития. Предусматривается осуществление финансовой поддержки МСП посредством расширенного применения всего многообразия инструментов финансирования в соответствии с нуждами каждой городской зоны. Для этого привлекаются различные партнерские организации, специализирующиеся в поддержке МСП и участвующие в реализации городских программ закупки товаров и услуг, производимых в секторе МСП. При этом инвестиции в МСП из городского бюджета должны приносить максимальный социально-экономический эффект.

Особое внимание LDA уделяет проблемам экологии, сбору отходов и их переработке. LDA финансирует программу «Возобновление» (Enhance), которая направлена на увеличение количества малых предприятий, специализирующихся в переработке и утилизации отходов для получения вторичного сырья, идущего на производство новых продуктов.


4. Состояние малого и среднего предпринимательства.

В экономике Лондона сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая от 50% до 60% ВВП, производимого городом. По данным за 2006 г. в Лондоне действовало 349513 предприятий, на которых было занято примерно 3,7 млн. работников. Общий объём товарооборота лондонских частных предприятий в 2006 г. достиг £600 млрд. Несмотря на стабильное, но умеренное развитие городской экономики, в связи с изменениями конъюнктуры и нарастанием конкуренции, около 12-16% предприятий от общего их количества ежегодно учреждаются и примерно 8-12% прекращают свое существование, причем в основной массе это относится к малым предприятиям. Из общего количества действующих в Лондоне предприятий 93% являются к малыми и средним предприятиями, на которых сосредоточено 54 % всех занятых в экономике города. Более 75% общего числа малых предприятий имеет штат до 10 человек, которые специализируются, в основном, в сфере услуг и не требуют значительных производственных площадей. Территориальное размещение МСП характеризуется тем, что в центральных районах Лондона сосредоточено 35% всех действующих предприятий, в южном секторе расположено 15% на севере - 11% на востоке - 21% и на западе -17%.

Основное количество МП (с числом работающих до 49 человек) сосредоточено в строительном бизнесе и в сфере услуг. Более крупные предприятия сосредоточены в таких видах деятельности как транспорт и связи, финансы, торговля, в гостиничный и ресторанный бизнес. В сфере торговли и деловых услуг специализируется свыше 60% МСП, причем в сфере деловых и профессиональных услуг действует 41% МСП. В секторе банковских и финансовых услуг действует только около 6% предприятий города, однако в этой сфере сосредоточено более 8% всех рабочих мест. Основная масса предприятий сосредоточена в секторе МСП, причём 66% всех МП имеют в своём составе не более 4 работников, и только 12% предприятий имеют оболе 50 работников и на этих предприятиях сосредоточено 60% занятого населения. На малых предприятиях с числом работников до 4 человек сосредоточено только 17% занятого населения. Доля малых предприятий (1-4 работника) достигает соответственно: 80% - в строительном бизнесе; 83% - в сфере услуг. При этом, доля крупных предприятий с числом занятых более 250 человек достигает 15% в сфере транспорта и связи, 16% в гостиничном и ресторанном бизнесе; 15% в финансовой сфере деятельности; 12% в торговле и 11% в производстве.

Насущные проблемы и основные приоритеты лондонских МСП приведены в таблицах 1, 2 и расположены в порядке снижения важности рассматриваемых проблем и приоритетов. В исследовании отмечено, что за последние три года, постоянно возрастала значимость проблемы, связанной с нехваткой высококвалифицированных кадров. Затем в ряду важнейших проблем, весьма часто упоминаются транспортные трудности, связанные с перемещением внутри города, при въезде и выезде из города. Транспортные издержки особенно велики у предприятий, осуществляющих массивные перевозки (строительство, торговля, общественное питание и др.). За последние годы, в пятёрке важнейших проблем бизнеса (но с разным уровнем значимости) упоминаются также трудности с арендой жилья для сотрудников и постоянно возрастающая стоимость труда. По мнению большинства предпринимателей, проблемы, перечисленные в таблице 1, в значительной мере препятствуют росту конкурентоспособности многих МСП, расположенных в Лондоне. С большой степенью вероятности можно предположить, что схожие проблемы в сфере МСП имеются и в других крупных городах, расположенных в различных странах.

Касаясь оценки различных аспектов деятельности Лондонских МСП, способствующих их устойчивому развитию и сохранению высокой конкурентоспособности то, начиная с 2004 г., первая пятерка приоритетов остаётся неизменной для большинства предприятий (таблица 2). Причём верхняя пятерка приоритетов в наибольшей мере характерна для представителей бизнеса, специализирующихся в промышленном производстве, строительстве, гостиничном бизнесе и в сфере общественного питания. Это в значительной мере обусловлено стремлением к сохранению имеющейся клиентуры (для стабильных предприятий) и к активному расширению масштабов деятельности, что характерно для новых и быстро развивающихся предприятий. Низкие цены на продукты и услуги в большинстве остаются на последних местах, причём самая низкая оценка влияния этого показателя на деятельность предприятия, отмечается в сфере профессиональных и бизнес услуг. Это объясняется тем, что в этой сфере, определяющим фактором при решении важнейших стратегических проблем бизнеса является высокий профессионализм и эффективность оказываемых услуг. Более высокую значимость низким ценам на товары и услуги придают в основном только малые предприятия, владельцами которых являются представители этнических меньшинств из Африканских и Азиатских стран.



Рассматривая инновационную активность Лондонских предприятий, отмечается, что в секторе МСП, начиная с 2003 г. растёт удельный вес затрат на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки (НИОКР). В среднем, эти расходы в 2006 г. составляют примерно £3000 в год на одного работающего причём, более крупные предприятия расходуют на эти работы значительно больше средств. В целях более эффективного проведения НИОКР, предприниматели всё чаще обращаются к своим поставщикам и клиентам, а так же консультируются со специалистами смежных предприятий для получения необходимой информации и технической помощи. В 2006 г. 46% Лондонских предприятий применило в своей деятельности различные организационные, технические и технологические инновации. В их числе только 19% предприятий применили широкий комплекс инновационных решений в производстве продуктов и в предоставлении услуг, 17% предприятий ограничились применением конструктивных новшеств и только 11% использовали технологические нововведения. При оценке инновационной активности лондонских МСП, в соответствии с их размерами и видом деятельности, обычно используются следующие критерии: участие в НИОКР, производство новых продуктов и услуг, модернизация производящихся продуктов и услуг, использование новейшего оборудования, применение технологических новшеств.

В среднем около 31% опрошенных предприятий вели научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки, наиболее активно такие работы велись в группе предприятий с числом занятых 100-249, где этот уровень достиг 38,9%. В самой малой размерной группе предприятий (1-4 работника) активность в этом виде деятельности была наименьшей (29,1%), что можно объяснить ограниченностью ресурсных возможностей. Рассматривая активность участия в НИОКР для предприятий с различными видами деятельности, можно заметить, что в производстве и в сфере услуг (банковские, финансовые, деловые, социальные и коммунальные) эти работы осуществляли в среднем 34-38% опрошенных предприятий. Столь значительный уровень инновационной активности в сфере услуг объясняется остротой конкуренции в этих видах деятельности и достаточно высокой оборачиваемостью капиталовложений. Минимальная инновационная активность наблюдалась в строительстве (16,3%), в остальных секторах такая активность в среднем составляла 21%.

В среднем 46% Лондонских МСП успешно ведут работы по внедрению всевозможных новшеств, которые в меньшей степени связанных с научно-техническими разработками и базируются на уже апробированных достижениях науки и техники. Это производство новых продуктов и услуг, модернизация ранее выпускавшейся продукции, применение нового оборудования и более совершенных технологий. предприятий. В этом отношении, наибольшую активность проявляют предприятия с числом занятых свыше 10 человек, причем 66% крупных предприятий (с числом занятых 250 и более человек) осуществляют весь комплекс таких мероприятий, т.к. обладают для этого достаточными ресурсами. Рассматривая эти процессы применительно к различным видам деятельности, можно заметить что наибольшее количество предприятий (51-56%), планомерно внедряющих подобные новшества сосредоточены в торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, образовании, здравоохранении и социальных услугах.


5. Ближайшие цели социально-экономического развития Лондона.

Агентство LDA разработало стратегический план дальнейшего социально-экономического развития Лондона на 2007-2010 гг. основными целями которого являются:

- Поддержки мероприятий, препятствующих изменению климата;

- Активизации предпринимательской инновационной деятельности и развитие рынка труда;

- Пропаганда необходимости получения высокой квалификации среди жителей Лондона в целях обеспечения высокой конкурентоспособности городской экономики;

- Активное приспособление экономики Лондона к возрастающему влиянию процессов глобализации рынков.

При разработке «Корпоративного плана развития Лондона на 2007-2010 гг.» (LDA Corporate Plan 2007–2010) (http://www.lda.gov.uk/upload/pdf/LDA_Corporate_Plan_2007-2010_20070912130506.pdf), предусматриваются значительные инвестиции (таблица 3), направляемые на создание основы для устойчивого развития города на ближайшие 10 лет. Прогнозные показатели развития Большого Лондона до 2016 г. представлены в таблице 4.






© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2008