22.09.2009

Опыт США в развитии домашней занятости и в трудоустройстве инвалидов

1. Развитие домашней занятости

2. Развитие телезанятости

3. Вовлечение инвалидов и ветеранов вооруженных сил в экономическую деятельность

4. Организационные меры по развитию рынка труда


1. Развитие домашней занятости

Во многих странах, в связи с демографическими трудностями (сокращением рождаемости и возрастанием доли престарелого населения) обостряется проблема расширения рынка трудовых ресурсов и повышения его гибкости. Привлечение трудовых ресурсов из других стран , в определённой мере снижает остроту в потребности низко квалифицированных кадров, однако параллельно создаёт множество социальных проблем. В то же время в развитых странах имеется множество квалифицированных специалистов, которые в силу различных причин (личные обстоятельства, диверсификация производств, временная безработица, смена места жительства, состояние здоровья и др.) не могут найти для себя работы, отвечающей их способностям. В начале 1970 г., в связи реструктуризацией экономики и ростом безработицы, многие страны пошли по пути реализации национальных программ по привлечению безработных к индивидуальной предпринимательской деятельности в форме самозанятости. В этих странах наряду с развитием самозанятости и домашнего бизнеса все большее распространение получила практика выполнения работы на дому наёмными сотрудниками. Например в США, такой вид занятости определяется терминами “домашняя занятость” (home-based employment и home employment) или “надомная работа” и “надомный труд” (homeworks), которые обозначают выполнение определённых работ на дому по найму для разных работодателей на основании их взаимной договорённости о выполнении каких либо обязательных функций. Это предусматривает определённую зарплату, контроль выполнения работ, планирование рабочего времени, соответствующие требования к оборудованию рабочего места и к выполнению различных функциональных и технологических процедур. В качестве примеров домашней занятости можно назвать такие работы как: мелкое индивидуальное производство, расфасовка и упаковка, телефонная справочная служба, редактура текстов, бухгалтерская отчетность, поиск информации, программирование, консультирование по телефону или Интернету, выполнение сложных научно-технических работ или исследований и многое другое.

Работа на дому коренным образом отличается от индивидуальной предпринимательской деятельности в форме самозанятости и более похожа на работу в офисе, но без привычного окружения и без постоянного контроля со стороны руководства. Обычно, для выполнения работы на дому требуется отдельное изолированное помещение с необходимым технологическим и офисным оборудованием (телефон, компьютер, оргтехника и др.). Современные коммуникационные средства позволяют надомным работникам, в целях координации своей деятельности, быстро связаться с любыми специалистами и коллегами по работе. Работа на условиях домашней занятости особенно удобна для студентов, инвалидов и людей, склонных к самостоятельной работе. Такой тип занятости в последнее время находит всё более широкое распространение как среди квалифицированных специалистов, так и среди лиц, которые по семейным или личным обстоятельствам не могут отлучиться из дома (наличие малолетних детей, уход за больным и др.). Это позволяет, используя гибкие формы трудовых отношений, применять наиболее приемлемые виды занятости, учитывающие индивидуальные особенности различных категорий работников, которые могут выполнять на дому как сложные работы, требующие высокой квалификации, так и простейшие операции (сортировка и рассылка почты, упаковка изделий, справки по телефону и др.). Работа на дому характеризуется низким уровнем рисков в связи с меньшими капитальными вложениями, позволяет иметь приемлемый заработок для надомных работников при одновременном снижении накладных расходов для работодателей.

Работа на дому особенно удобна для студентов, людей с ограниченными физическими возможностями и для людей желающих уделять больше времени своей семье, экономя значительную часть своего времени и средств, затрачиваемых на ежедневные поездки к месту работы и обратно. Всё возрастающий интерес к выполнению работы на дому со стороны наёмных работников и работодателей обосновывается многими привлекательными особенностями такой деятельности, основные из которых сводятся к следующему (http://www.teleworkusa.net):

1) Преимущества для наёмных надомных работников, в основном обусловлены:

- Экономией времени и затрат на ежедневные маятниковые поездки сотрудников к месту работы и обратно, что особенно важно для инвалидов, которые нуждаются в общественном транспорте, оснащенном вспомогательными устройствами.

- Гибким графиком рабочего времени, который позволяет определять наиболее удобное время начала и окончания работы. Особенно это важно для молодых семей с малыми детьми. Для инвалидов, в частности, это даёт возможность делать длительные перерывы в работе для отдыха или для выполнения лечебных или оздоровительных процедур.

- Возможностью создать наиболее удобное рабочее место, что играет важную роль для любого работника, особенно для инвалидов, т.к. они могут иметь дома регулируемый стол, удобно расположенные средства связи и компьютер, соответственно оборудованную комнату отдыха, туалет и ванну.

- Возможностью уделять достаточно времени работе, личным интересам и семейным делам, т.к. легко осуществляется оптимизация времени затрачиваемого на выполнение деловых функций, на исполнение других дел и различных семейных обязанностей.

- Расширением личных возможностей в выборе сферы деятельности в связи с применением современной компьютерной и коммуникационной техники, которые снимают ограничения географического или транспортного характера, столь значимых в сельской местности или в депрессивных районах с недостаточно развитой экономической инфраструктурой.

2) Преимущества для работодателей, в основном сводятся к следующему:

- Снижение накладных расходов и затрат на аренду офисных или производственных помещений, а также сокращение расходов на создание новых рабочих мест;

- Повышение эффективности труда надомных сотрудников;

- Расширение возможностей по найму наиболее подходящих специалистов, на выгодных для обеих сторон условиях;

- Гибкость в использовании имеющихся трудовых ресурсов;

- Возможность сохранения в составе штатных сотрудников, ценных специалистов, которые в силу личных обстоятельств не могут в дальнейшем исполнять свои функции в соответствии с жёстким внутренним регламентом работ на данном предприятии;

- Возможность широкого использования труда инвалидов;

- Получение налоговых льгот и других привилегий за создание новых рабочих мест, в том числе и для инвалидов.

Одним из важнейших изменений последнего времени в сфере домашней занятости является возрастающее вовлечение в этот вид деятельности специалистов с высоким уровнем образования (рис.1.).



Это вызвано, с одной стороны, снижением интереса работодателей к индивидуальному примитивному труду в производственной сфере, в связи с невозможностью широкого использования высокопроизводительного оборудования. С другой стороны, развитие информационных технологий, позволяет привлекать к работе на дому специалистов высокой квалификации, специализирующихся в различных сферах интеллектуального труда. В условиях высокого уровня оперативного информационного взаимодействия таких специалистов, не связанных жёсткими пространственными и временными ограничениями, в значительной мере проявляется синергетический эффект, благодаря возможности тесного и продуктивного сотрудничества множества специалистов, вовлечённых в решение общей задачи.

В 2001 г., по данным Национального Бюро статистики труда США (US Bureau of Labor Statistics - BLS, Work at Home in 2001, table#587. http://www.census.gov/prod/www/statistical-abstract-04.html ) в стране работало в сфере надомного труда около 19,76 млн. человек из которых 5,87 млн (29,7%) работали в сфере самозанятости. При этом в 2003 г. в США насчитывалось 22,2 млн инвалидов из которых 23,5% работали на различных предприятиях (table# 595). По данным общенационального обследования “Работа на дому в 2004 г.” (Work at Home in 2004 http://www.bls.gov/news.release/archives/homey_09222005.pdf) количество работающих в сфере домашней занятости составило в 2004 г. около 21 млн. человек, которые осуществляли часть своих рабочих функций в домашних условиях и работали на дому не менее одного дня в неделю (Current Population Survey. "Work at Home in 2004," news release USDL 05-1768). По данным статистических исследований в 2007 г. около 20% всего занятого населения страны принимали участие в работе на дому. Это обусловлено тем, что такая работа является идеальным условием для трудовой деятельности многих людей, которые по тем или иным причинам предпочитают самостоятельно организовывать свой жизненный уклад.



Обследование, проведённое “Департаментом статистики труда” - BLS в 2007 г. (Табл. 1.) показало, что общее количество работающих на дому (включая самозанятых) постоянно повышается и достигло 25,44 млн. человек, что составило 17,6% от всего занятого населения страны. Таким образом, рост домашней занятости за три года, начиная с 2004 г. составил примерно 21%. При этом выяснилось, что из общего количества работающих на дому около 62% являются наемными работниками частных предприятий и различных государственных организаций, тогда как остальные 38% относятся к категории самозанятых. Примерно 60% занятых надомным трудом работают в сферах требующих высокого уровня образования и профессионализма (менеджмент, финансы, исследования, программирование, профессиональные и деловые услуги, медицина, образование и др.), 17% занято в реальном секторе (строительство, производство, транспорт, коммунальные услуги) и около 12% сосредоточено в торговле. Интенсивность труда в сфере надомной занятости различается в широких пределах и зависит от условий трудового контракта, от вида деятельности, а так же от личностных качеств работника. В системе национальной статистики труда учитывается усреднённая еженедельная часовая рабочая загрузка надомных работников. Фактическое распределение групп надомных работников по часовой загрузке в 2007 г. приведено на рис. 2.



Отношения работодателей и наёмных надомных работников жестко регламентированы трудовым законодательством США. На основании “Закона о нормах справедливых трудовых отношений” (the Fair Labor Standards Act - FLSA), на надомных работников распространяются все права, предоставляемые федеральным законодательством о труде. Производственной деятельностью на дому могут заниматься только лица в возрасте старше 16 лет. Нарушения прав надомных работников рассматриваются в соответствии со “Сводом федеральных нормативных актов о труде” (Code of Federal Regulations Pertaining to U.S. Department of Labor - CFR) на основании статей 29 CFR 530 и 579. Минимальная почасовая оплата труда надомных работников должна соответствовать действующим нормам (статья 29 CFR 525). В соответствии с этим законом, в случае сверхурочной рабочей нагрузки, превышающей 40 часов в неделю, тариф почасовой оплаты повышается не менее чем в 1,5 раза. Работодателю не разрешается налагать штрафные санкции на домашних работников (в случае брака в работе, поломки оборудования или порчи расходуемых материалов), если их величина приведёт к снижению, законодательно установленного минимального уровня почасовой заработной платы. Работодатель и связанные с ним надомные работники, выполняющие производственные функции обязаны иметь сертификат на право выполнения этих работ. Сертификации подлежат только 7 видов надомных производств (изготовление женской одежды, производство ювелирных изделий, изготовление верхнего трикотажа, производство перчаток и рукавиц, изготовление пуговиц и застёжек, а также шитьё носовых платков и вышивание). Такие сертификаты должны обновляться каждые два года. На все другие виды работ, выполняемых на условиях домашней занятости, сертификации не требуется. Не допускается участие надомных работников в изготовлении продукции по государственным заказам.

Министерство труда (US Department of Laor - DOL) выпустило информационный бюллетень о порядке осуществления надомных работ по найму (Fact Sheet #24: Homeworkers Under FLSA http://www.dol.gov/esa/whd/regs/compliance/whdfs24.pdf). В соответствии с требованиями положения 29 CFR 516.31., надомные работники должны ежедневно заполнять “Формуляр учета рабочего времени” (Homeworker Handbook http://www.osha.gov/pls/epub/wageindex.download?p_file=F32193/WH-75.pdf), в котором приведены основные правила и порядок учёта выполненных работ. Ежемесячно этот формуляр передается работодателю и является документом обязательной отчётности, который должен храниться работодателем в течение 2-х лет.

Во многих случаях надомная работа требует специального оборудования, которое предоставляется работодателем или приобретается самим работником в зависимости от условий трудового договора. Для обслуживания надомных работников, в стране создано множество малых предприятий, которые оказывают помощь в приобретении необходимого оборудования и оргтехники, в организации поставки материалов, в проведении профилактического обслуживания и ремонта оборудования. Специалисты подобных предприятий оказывают необходимую консультацию клиентам в соответствии с избранным им видом домашней деятельности в части подбора и приобретения требующегося оборудования и материалов.


2. Развитие телезанятости

Начиная с середины в 1980-х годов, в связи с развитием компьютерной техники и совершенствованием информационных технологий, появилась возможность оперативного дистанционного доступа к различным базам данных и к множеству абонентов, вовлеченных в различные сферы экономической деятельности (По материалам статьи: Brandi Cummings “A Telework Program for Your Small Business: The Why and the How” http://small-business-management.bestmanagementarticles.com /a-13100-a-telework-program-for-your-small-business-the-why-and-the-how.aspx. Расширение применения информационных и коммуникационных технологий ( далее - ИТ) в последние 20 лет, постепенно привели к трансформации домашнего индивидуального труда в многостороннюю коллективную деятельность, охватывающую множество квалифицированных специалистов, находящихся вдали друг от друга. Это происходит благодаря обеспечению информационного взаимодействия многих надомных работников, объединенных общностью целей. В США домашний вид занятости, базирующийся на широком применении ИТ, определяется терминами: “телезанятость” (Teleemployment), “телеработа” (Teleworks), “телесотрудничество” (Telecommuting) (“Flexible work” by Elka Maria Torpey http://www.bls.gov/opub/ooq/2007/summer/art02.pdf). Эти термины обозначают выполнение каких либо работ наёмными сотрудниками за пределами офиса, на дому, в командировке или в другом месте для какого-либо работодателя или на условиях самозанятости.

В общем понимании телеработу можно определить как вид занятости, осуществляемый на удалении от традиционного рабочего места, в гибком режиме рабочего времени с использованием ИТ в качестве основы организационных связей. По данным некоммерческой международной организации ITAC (International Telework Assosiation & Council), в 2001 году в структуре рынка труда США на долю телеработников приходилось около 21% занятого населения. Из этого числа, основная категория, составляющая 24% была представлена надомными телеработниками (home based telework). Это такой вид занятости, при котором работники, по крайней мере, один рабочий день в неделю осуществляют свои трудовые обязанности у себя дома или используют персональный компьютер по пути на работу, а также применяют в качестве мобильного средства коммуникации с руководством и коллегами факс, телефон, электронную почту. Мобильными телеработниками (mobile telework) являются специалисты, которые осуществляют свои трудовые обязанности частично, либо полностью, вне дома и вне рабочего места в офисе, в командировках, на объектах клиентов/заказчиков или по пути следования на работу, используя компьютер для оперативной связи с организацией. Доля мобильных телеработников достигает 22% в сфере телезанятости. Около 7% телеработников осуществляют деловое взаимодействие с помощью специализированных телекоммутационных центров (centre-based telework), которые предлагают рабочие места для сотрудников сторонних организаций, беря на себя вопросы оснащения данных рабочих мест оргтехникой, средствами коммуникации (высокоскоростным доступом в Интернет, к общедоступные базам данных, программным продуктам и т.п.). Фактически это работа, которая осуществляется через организацию-посредника, в форме своеобразного центра коллективного обслуживания телеработников, специализирующиегося на предоставлении им технических и информационных услуг. Такие центры, взяв на себя обязанности ИТ инфраструктуры, позволили многим МСП использовать наёмных телеработников для осуществления дистанционных деловых контактов в реальном масштабе времени, независимо от места расположения абонентов. Кроме того, научно-технический прогресс в области информационных и коммуникационных технологий, позволил осуществлять многие деловые операции из домашнего офиса, либо из других мест, не привязанных жестко к основному месту работы на каком-то предприятии.

Развитию новых форм занятости в США содействует взвешенная государственная политика, способствующая совершенствованию правовой базы, которая создает благоприятные условия для развития телезанятости. В качестве основополагающих нормативных актов США, влияющих на распространение телеработы, можно выделить закон 1996 года "The Telecommunications Act", регулирующий условия по созданию и усилению конкуренции в области телекоммуникационных технологий. Определенный импульс развитию телеработы дали и ряд других законодательных актов федерального и регионального уровня. К их числу можно, например отнести и закон, регламентирующий мероприятия по снижению уровня загазованности воздуха в городах, "The Clean Air Act". В соответствии с этим законом организации, использующие телеработников получают налоговые льготы. Это обусловлено тем, что телеработники в меньшей мере пользуются автортранспортом и этим способствуют охране окружающей среды.

Обычно процесс развития телезанятости в рамках отдельной компании начинается с того, что один из штатных сотрудников, обладающий высокими профессиональными и личностными качествами, обращается с предложением выполнять какие либо работы на дому в течение 1-2 дней в неделю. Как правило, на путь домашней телезанятости в первую очередь претендуют штатные сотрудники, пользующиеся абсолютным доверием работодателей. Успешность полученных результатов от такого эксперимента стимулирует дальнейшее расширение подобной практики среди других работников компании. Причем в каждом отдельном случае существуют различные подходы к организации телеработы на дому. Это связано и с видом деятельности и с применяемыми технологиями, а также зависит от профессиональной ориентации работников. Вот почему возникает необходимость в разработке индивидуальной стратегии развития телезанятости для каждого предприятия.

Многие компании на начальном этапе весьма неохотно идут навстречу штатным работникам, выразившим желание работать на дому. Однако в связи с очевидными выгодами для работника и работодателя, происходит дальнейшее расширение домашней занятости. Следует отметить, что не все люди могут работать на условиях телезанятости. Это связано с индивидуальными характеристиками людей, которые нуждаются в активном межличностном общении и не обладают достаточной самодисциплиной. При организации работы предприятия в условиях применения системы телезанятости, каждый работодатель должен определить методы и критерии оценки объёмов и качество выполняемых работ при минимуме личностных контактов каждого телеработника с менеджерами, коллегами по работе и другими телеработниками. В этой связи работодателю необходимо документально оформить методы и средства контроля (по телефону или по электронной почте) ежедневных (еженедельных или ежемесячных) результатов деятельности телеработников. Это не отрицает необходимости периодических личных контактов руководителей с телеработниками при наличии абсолютного их взаимного доверия друг к другу.

Компании имеющие ограниченные производственные и офисные площади, сталкивающиеся с тем, что их штатные сотрудники проживают на достаточно обширной территории, всё чаще прибегают к услугам телеработников. Например, на предприятии по оказанию медицинских услуг “McKesson Health Soltions”, распложенном в штате Колорадо, имеется центр связи по обработке заявок множества клиентов. Из-за недостатка производственных площадей, начиная с 2003 г. эта компания приступила к развитию системы надомного труда в форме телеоператоров центра связи. Это позволило сохранить основной состав штатных сотрудников и привлечь для работы новых квалифицированных специалистов, работающих в этой местности. Таким образом, в этой компании был создан виртуальный (рассредоточенный) центр связи, где на условиях телезанятости сейчас работает около 85% штатных сотрудников и их число за последние 4 года достигло 800 человек. В результате эта компания ежегодно экономит около $1 млн. на найме производственных площадей и ещё $1 млн. на повышении эффективности деятельности телеоператоров. Кроме того, для телеоператоров центра связи живущих в радиусе 29 миль, отпадает необходимость в ежедневных поездках на работу, что даёт им ежегодную экономию порядка $3000. Необходимо отметить, что в США реализуются многочисленные проекты по развитию телеработы как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и отдельных регионов с широким участием государственных структур и крупнейших представителей американского бизнес-сообщества. На развитие телезанятости в США оказывают влияние состояние инфраструктуры, а также уровень развития (и стоимость использования) информационных и телекоммуникационных технологий. Ярким примером широкого применения телеработников может служить опыт корпорации (American Telephone and Telegraph corp. – AT&T), в которой из 55 тысяч штатных сотрудников практически половина имеет соглашения, регламентирующие их занятость на условиях телеработы (Источник: Управление персоналом №21 2004, Л.А.Скавитин “Телеработа, или занятость по-американски” http://www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/8739,0.html). На сегодня это один из самых масштабных прецедентов в области развития телеработы применительно к одной организации. Кроме того, корпорация AT&T выступает в качестве спонсора проекта организации ITAC (International Telework Association and Council), которая продвигает концепцию телеработы в американской бизнес и проводит ежегодный мониторинг развития телеработы в США. Наряду с крупными компаниями, к настоящему времени, работа на дому с применением ИТ получила широкое распространение и в сфере малого бизнеса. Согласно недавнему исследованию, проведённому компанией “The Polling Company” выяснилось, что почти 25 % американских работников и 41 % владельцев малого бизнеса регулярно работают на дому или в другом месте, не являющимся их местом основной работы, используя компьютеры и другую телекоммуникационную технику. По терминологии “Бюро трудовой статистики США” (U.S. Bureau of Labor Statistics - BLS) “телеработа” подпадает под определение неполной трудовой занятости с продолжительностью рабочего времени от 1 до 36 часов в неделю. В структуре занятости США в 2006 году на долю телеработников приходилось около 8% (около 12,4 млн. человек). Из этого числа около 70% представляют так называемые надомные телеработники (home based teleworkers), которые не менее одного рабочего дня в неделю осуществляют свои трудовые обязанности у себя дома с применением компьютера и различных коммуникационных средств (рис. 3.). Кроме того, около 24% из них являются мобильными телеработниками (mobile teleworkers), которые осуществляют свои трудовые обязанности, частично, либо полностью, вне дома и вне рабочего места (в командировках, на объектах клиентов/заказчиков по пути следования на работу и т.п.), используя переносной компьютер (ноутбук). Таким образом, компьютеризация деловых отношений и развитие средств коммуникации (мобильная связь, электронная почта, Интернет и др.) способствуют вовлечению в экономическую деятельность широких слоёв населения при одновременном расширении гибкости трудовых отношений.



Необходимо отметить, что развитие самозанятости и домашнего предпринимательства наряду с применением наёмного надомного труда и частичной занятости в форме телеработ открывают широкие возможности для увеличения мобильности трудовых ресурсов как путём создания новых рабочих мест, так и за счет использования потенциальных возможностей многих людей, которые нуждаются в заработке и имеют желание работать и спытывают потребность заработке, однако ограничены в силу личных обстоятельств.

Проведённые опросы показывают, что многие руководители предприятий весьма положительно оценивают преимущества использования труда телеработников, даже на условиях частичной занятости, в числе которых нужно упомянуть, прежде всего, следующие:

1. Уменьшение накладных расходов и затрат на недвижимое имущество, связанные с предоставлением на одного служащего примерно 12-13 кв.м офисных площадей при средней стоимости аренды 1 кв.м на уровне $500 в год, что дает возможность сэкономить на аренде производственных и офисных площадей только на одном телеработнике около $6500 в год.

2. Увеличение производительности телелеработников на 25-30% по сравнению с работниками, исполняющими свои обязанности в офисе связано со снижением времени на поездки к месту работы, минимизацией стрессов и возможностью работников оптимизировать по времени свой рабочий день в более благоприятной обстановке. Увеличение трудоспособности телеработников также связано и с тем, что в отличие от работы в офисе, они не подвергаются недружественному влиянию со стороны других работников, не прерываются на вынужденные совещания и не переключаются на другие виды работ.

3. Снижение заболеваемости надомных телеработников, особенно от вирусных и простудных заболеваний, т. к. они меньше контактируют с окружающими людьми на работе и в общественном транспорте.

4. Возможность привлекать к работе многих талантливых специалистов, а также удерживать в своём штате тех специалистов, которые по тем или иным причинам не могут больше работать на данном предприятии (смена места жительства, семейные обстоятельства, состояние здоровья и др.). Это подтверждается результатами социологических исследований компании “The Polling Company”, из которых следует, что от 18% до 34% опрошенных штатных сотрудников различных предприятий выразили желание работать на дому.

5. Высокая оперативность взаимодействия с телеработниками связана с тем , что они обычно работают полный рабочий день или, по крайней мере, несколько дней в неделю и в некоторых случаях могут быть доступны круглосуточно для выполнения экстренных поручений.

6. У надомных телеработников появляется возможность сокращения налогооблагаемых сумм из личных доходов, затрачиваемых на приобретение офисного оборудования ( факсовые аппараты, сканеры, телефоны, копировальная техника, компьютеры и различные расходные материалы).

7. Широкое использование телеработников способствует сохранению рабочих мест и снижает потребности бизнеса в аутсорсинговых услугах и в деловых контрактах с компаниями расположенными в отдалённых регионах и даже в других странах.

8. Позволяет работодателям сохранить взаимодействие с ведущими специалистами, которые нуждаются в гибком графике работы или которые переезжают на другое место жительства, либо перешли на работу в другие компании.

Расширяющееся применение телезанятости в работе многих компаний США, побуждает многих руководителей с возрастающим интересом рассматривать возможности адаптации своих предприятий к использованию гибких моделей трудовой занятости. Руководители таких предприятий разрабатывают соответствующие стратеги развития, начинают применять новые информационные технологии и осуществляют организационные мероприятия, обеспечивающие успешность использования телеработников(По материалам статьи : By Denise Dubie, Network World. “How to optimise teleworkers. Policies, technologies and goals are all needed.”). Недавний социологический опрос 200 наиболее авторитетных менеджеров ведущих американских компаний показал, что 81% из них уже проводят внутреннюю политику расширения дистанционной занятости, причем 67% из них уверены в предстоящем развитии телекоммуникационных методов работы в ближайшее 2 года. По мнению экспертов, для достижения делового успеха предприятиям, избравшим стратегию дальнейшего развития с использованием широких возможностей телезанятости, целесообразно сосредоточить своё внимание на следующих 7 направлениях организационной деятельности:

1. Необходимо четко сформулировать соглашение между работодателем и телеработником об их отношениях и взаимных обязанностях. В зависимости от осуществляемой деятельности, в это соглашение должны быть включены, например такие пункты как, общее количество рабочих часов выполняемых ежедневно и/или еженедельно, ожидаемые результаты этой работы, критерии и периодичность оценки выполненной работы, а также периодичность встреч и совещаний проводимых в основном офисе предприятия.

2. В случае, если на предприятии занято много телеработников, то необходимо предусмотреть регулярную рассылку информационных бюллетеней по электронной почте или публикуемых отдельным файлом, периодически обновляемом на определённом сайте по одному адресу в Интернете. Это позволит оперативно информировать всех телеработников об изменениях в деятельности компании, обеспечивая их слаженную командную работу. Кроме того, должны предусматриваться периодические аудио и видео телеконференции, а также и регулярные очные совещания, что обеспечит лучшее взаимодействие всех сотрудников компании и придаст им уверенности в единении с интересами своего предприятия.

3. Необходимо гарантировать телеработникам участие компании в обустройстве их домашнего рабочего места. Предлагается предоставить ими необходимую эргономическую мебель и оргтехнику, либо дать им конструктивные предложения о перечне нужного для работы оборудования. При этом компания, в зависимости от условий договора, может компенсировать полностью или частично затраты на приобретение всего необходимого для работы.

4. Для всех телеработников необходимо провести единый курс обучения специфическим технологиям осуществления работы на дому. Дело в том, что для многих людей, стремящихся выполнять работу на дому, такая деятельность представляется как идеальная. Однако она таит в себе ряд особенностей, связанных с отсутствием личных деловых контактов и наличием определённых трудностей в налаживании оперативного информационного обмена между компанией и различными коллегами по работе с помощью современных средств телекоммуникационной связи. Особое место в организации системной деятельности многих телеработников в рамках конкретной компании, занимает разработка регламента их взаимодействия в случае непредвиденных обстоятельств (болезнь оператора, поломка аппаратуры, сбои в программе, нарушение связи, экстренные сообщения и др.).

5. Высокая производительность и качество труда телеработников обеспечивается наличием средств связи, компьютеров, необходимого программного обеспечения доступом к базам данных, а также возможностью оперативного подключения к внутренним и внешним сетям информационного обмена.

6. Для обеспечения устойчивой и надёжной связи с телеработником, заказчиками, клиентами партнерскими предприятиями и с коллегами по работе необходимо использовать автоматическую цифровую индивидуальную телефонную станцию (Private Branch Exchange switchboards - PBX) или виртуальную станцию Интернет-телефонии (Internet-Phone - IP). Установление связи между всеми телеработниками в рамках единой виртуальной коммуникационной IP системы позволяет снизить расходы на услуги связи, отслеживать все деловые контакты, даёт возможность установить единый номер для всех телеработников независимо от их местонахождения. Кроме того, такая система позволяет осуществить постоянный контроль соответствия всех абонентов, производить автоматическое переключение на требуемых абонентов и постоянно производить аудиозапись всех сообщений.

7. По мнению исследователей компании (The Polling Company), малым предприятиям необходимо разрабатывать собственные программы для более широкого использования телеработников, что позволит снизить себестоимость производимых продуктов и услуг, а с другой стороны даст возможность привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, которые в силу личных обстоятельств заинтересованы в выполнении работы на дому.

Исходя из потребностей обеспечения надёжной работы системы телезанятости, были выработаны 7 уровней квалификационных требований к надомным работникам в сфере компьютерных и информационных технологий (таблица 2).



Телезанятость в США особенно распространена в северо-восточных и западных штатах, там, где сосредоточены крупнейшие деловые и промышленные центры страны. Наибольшее распространение телезанятость имеет в сфере обслуживания, где она уже приобретает характер интернациональной занятости (существует даже термин “офшорная телеработа”). В качестве примера, моно привести опыт компании Dell, которая объединила отделы обслуживания клиентов из нескольких европейских стран, сконцентрировав их в одном из городов Ирландии.

Расширение доли телеработников в общей структуре занятости США имеет и еще одну особенность, Так, после террористического акта 11 сентября 2001 года в США отдельными правительственными структурами стала претворяться в жизнь стратегия, направленная на расширение телеработы в деятельности федеральных служащих. Это позволяет повысить устойчивость государственных и региональных систем управления при форс-мажорных ситуациях, что нашло подтверждение при ликвидации последствий урагана Катрина. Под влиянием данных факторов были пересмотрены многие подходы к организации работ в учреждениях федеральных служб, в сторону расширения телезанятости государственных служащих. По экспертным оценкам, численность государственных служащих, чьи обязанности могли бы полностью или частично выполняться на принципах телеработы, составляла более 750 000 человек, или 43% от общего количества государственных служащих. В качестве основных препятствий по продвижению телеработы в деятельность государственных служб США выступают чаще всего следующие аргументы: специфика деятельности конкретной организации не предполагает дистанционной удаленности исполнителя; трудности в обеспечении безопасности при удаленном доступе к информации и базам данных; надёжность средств связи; сопротивление изменениям со стороны сотрудников; затраты на дополнительное оборудование и средства коммуникаций. Для решения этих проблем в федеральных агентствах США среди руководителей и служащих проводились мероприятия по изучению опыта использования телеработников в различных сферах деятельности государственных предприятий, а так же были увеличены соответствующие статьи организационных бюджетов на закупку необходимого оборудования, на совершенствование программного обеспечения и защиту информации. Эти меры позволили постепенно довести численность телеработников на государственной службе США до 150 тыс. в 2005 году и эта тенденция сохраняется.

Количество телеработников, которые с ведома своих работодателей выполняют свои обязанности на дому хотя-бы один раз в месяц постоянно возрастает. Так за период с 2004 по 2006 г. их количество выросло на 63% и достигло 12,4. млн. По данным исследования компании “WorldatWork” ( см. отчет: http://www.workingfromanywhere.org/news/Trendlines_2006.pdf) обще количество телеработников включая наемных работников работающих на дому и самозанятых достигло 28,7 млн. человек в 2006. и за последние годы в среднем ежегодно возрастало примерно на 10%. По данным бюро статистики труда BLS из 149,3 млн. занятого населения, из них около 53% имеют дома компьютеры и примерно 20% не менее одного раза в месяц работают на условиях телезанятости. Причем наблюдается постоянная тенденция к возрастанию численности телеработников благодаря увеличению скорости информационного обмена в широкополосном частотном диапазоне. Этому способствует как развитие средств беспроводной связи так и быстрое снижение стоимости соответствующих аппаратных средств, обладающих высокой производительностью. Расширение телезанятости объективно обусловлено заинтересованностью телеработников в более благоприятном режиме труда и отдыха, при этом рабтодатели ощущают значительные выгоды от повышения эффективности труда специалистов, благодаря гибкости использования трудовых ресурсов. Количество телеработников, использующих в домашних условиях широкополосные средства связи ежегодно увеличиваются на 45-65%, что обусловлено колоссальным увеличением скорости передачи данных в последние годы. В 2006 г. количество надомных телеработников, использующих широкополосные средства связи достигло 19,1 млн., по сравнению с 8 млн. в 2004 г. Благодаря техническому совершенствованию удалённого доступа к информационным потокам, повысилась производительность труда телеработников, особенно в корпоративных информационных сетях.

В целях развития телезанятости в стране действует множество информационных сайтов, составляющих национальную поисковую сеть для лиц, ищущих надомную работу. Там же приводятся сведения о компаниях подбирающих специалистов для работы на дому и сообщается о различных предложениях по обучению, консультированию, особенностям и условиям работы в сфере надомной телезанятости. В частности компания “Telework Recruiting” заключила договоры с 1700 различных предприятий на поиск специалистов для работы на условиях телезанятости. В сфере надомного труда и телезанятости предлагается множество различных профессий таких как: распространители театральных билетов, операторы по бронированию авиабилетов и мест в гостинницах, менеджеры по продажам, расшифровщики аудиозаписей, страховые агенты, телефонные операторы, консультанты, дизайнеры, программисты, расчетчики, операторы по вводу данных, упаковщики товаров, сборщики отдельных компонентов, редакторы и мн. другое. Для всех желающих более подробно узнать об особенностях телеработы на дому и возможностях трудоустройства предлагается широкий спектр информационных сайтов, которые предоставляют обширные сведения о вакансиях и работодателях, заинтересованных в использовании труда надомных работников, в том числе и из среды инвалидов, пенсионеров, ветеранов вооруженных сил и членов их семей. К числу наиболее посещаемых сайтов относятся:

- “Leaders of the Virtual Assistance Industry” http://www.msvas.com;

- “The New Freedom Initiative’s Online Resource for Americans with Disabilities” http://www.disabilityinfo.gov/digov-public /public/DisplayPage.do%3fparentFolderId=500;

- “The Workplace Rehabilitation Engineering and Research Center” http://www.workrerc.org/;

- “TeleworkTools.org” http://www.teleworktools.org/;

- “The Home Based Employment Network” http://www.homeworkersnet.com/;

- “Welcome to Moneyfromhome” http://www.moneyfromhome.com/;

- “Telework Recruiting” http://www.teleworkrecruiting.com/.

Согласно исследованиям некоммерческой ассоциации “WorldatWork”, свыше 12,5 млн. человек уже являются телеработниками с полной или частичной занятостью. Общая численность телеработников, включая самозанятых, работающих на дому в 2006 г. составляла 29 млн. и возросла на 10% по сравнению с 2005 г. Предполагается , что численность телеработников будет и далее быстро возрастать, по мере осознания руководством многих компаний явных преимуществ, связанных с этим видом занятости. Нынешний уровень технического совершенства телекоммуникационных технологий способствует дальнейшему широкому развитию телезанятости. Так по прогнозам экспертов “WorldatWork”, в 2010 г. количество телеработников в США может достигнуть 100 млн. В значительной мере это вызвано тем, что работодатели осознали основные преимущества телезанятости, заключающиеся в снижении себестоимости выполняемых работ и в возможности привлечения к работе множества высококлассных специалистов.


3. Вовлечение инвалидов и ветеранов вооруженных сил в экономическую деятельность

По данным “Национального бюро статистики США” в 2006 г. в стране насчитывалось 25,6 млн. ветеранов вооруженных сил и из них 2,4 млн. инвалидов. Всего же, в 2009 г., в стране насчитывается 26,8 млн инвалидов из которых только 5,37 млн. заняты на различных предприятиях. Причем доля инвалидов в занятом населении страны достигает 4%. По данным за январь 2009 г. занятость в среде инвалидов в США составила 23,1%, тогда как уровень безработицы достиг 13,2% по сравнению с 5,8% среди остальной части трудоспособного населения. Это указывает на то, что рынок труда в стране имеет ещё неиспользованные резервы, связанные с возможностью более интенсивного вовлечения инвалидов в сферу экономической деятельности. Одним из эффективных направлений вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, является стимулирование работодателей к привлечению в качестве наёмных сотрудников трудоспособных инвалидов для работы непосредственно на предприятиях или на условиях домашней занятости. В этой связи телезанятость открывает широкие возможности для вовлечения в активную экономическую деятельность множества людей с ограниченными возможностями, инвалидов, для лиц в состоянии временной нетрудоспособности, а также для людей, обременённых различными семейными и личными обстоятельствами (малолетние дети, уход за больными, учеба и др. причины). Правительство страны уделяет большое внимание социальной поддержке и трудоустройству ветеранов вооруженных сил и инвалидов, что обусловлено постепенным увеличением численности этой категории граждан. В рамках Министерства труда США создан специальный “Департамент занятости инвалидов” (Disability Employment Policy - ODEP http://www.dol.gov/odep/), который во взаимодействии с другими федеральными агентствами и региональными администрациями комплексно решает вопросы социальной и технической помощи в трудоустройстве этой категории граждан страны. Департамент ODEP разрабатывает общенациональную политику обеспечения занятости инвалидов и ветеранов вооруженных сил, совершенствует систему оказания им услуг в найме на работу, а также осуществляет межведомственную координацию деятельности различных государственных агентств в оказании технической и методической помощи работодателям, использующим труд инвалидов. Это позволило инвалидам и ветеранам улучшить возможности в поиске наиболее приемлемых мест работы, в трудоустройстве и в обеспечении надлежащих условий труда. Этот департамент создаёт эффективную систему стимулов для повышение заинтересованности работодателей в найме на работу инвалидов, их обучении и дальнейшем их продвижении по служебной лестнице. Особое внимание департамент уделяет вопросам развития различных направлений телезанятости инвалидов, которые расширяют область использования их труда в различных сферах деятельности. Департамент ODEP проводит регулярные обследования федеральных и региональных государственных агентств, а также частных компаний, предоставляющих работу инвалидам в целях определения стратегических и организационных мероприятий, способствующих развитию телезанятости для инвалидов. Такие обследования обычно проводятся совместно с “Бюро трудовой статистики” - BLS, являющегося структурным подразделением Министерства труда DOL.

Наряду с Министерством труда, в соответствии законом “О предпринимательской деятельности ветеранов и развитии малого бизнеса” (the Veterans Entrepreneurship and Small Business Development Act of 1999, P.L. 106-50.), “Администрация малого бизнеса США” (Small Business Administration - SBA), так же активно занимается вопросами вовлечения инвалидов и ветеранов вооружённых сил в экономическую деятельность в сфере малого предпринимательства. Этот закон обязывает все национальные структуры поддержки МСП активно помогать в создании и развитии домашних предприятий, принадлежащих ветеранам вооруженных сил и инвалидам. Ныне более 14,5% домашних предприятий и 12,2% индивидуальных предприятий в сфере самозанятости принадлежат ветеранам вооруженных сил и инвалидам.

Более подробно рассмотрим некоторые особенности в повышении занятости инвалидов на различных частных предприятиях и в государственных организациях США. По данным социологических опросов за последние 12 месяцев, о найме инвалидов на рабочие места сообщили 215344 предприятий. При этом 72,6% из них отметили, что возможности найма на работу инвалидов ограничены условиями труда, необходимостью проведения дополнительных работ по переоборудованию рабочих мест, а так же трудностями в организации соответствующих бытовых условий для инвалидов в рамках действующих предприятий (специальные места отдыха, бытовые удобства, мебель, аппарели и др.). Весьма редко труд инвалидов востребован на ответственных видах работ и на руководящих должностях. Затраты на переоборудование рабочих мест, на здравоохранение и на компенсационные выплаты, а также возможные судебные издержки в связи с использованием труда инвалидов в значительной мере являются препятствием для малых и средних предприятий, тогда как крупные предприятия проявляют большую готовность к таким издержкам. Стоимость затрат на создание рабочих мест для инвалидов, а также опасения в недостаточной их квалификации и опыте являются наиболее частыми причинами, упоминаемыми руководителями МСП при опросах о причинах ограниченного применения труда инвалидов. Крупные предприятия в этой связи чаще указывают на затруднения в контроле за деятельностью инвалидов и в применении к ним мер дисциплинарного влияния.

По данным Бюро BLS (Survey Report - January 2009), в 2008 г. в США широко использовался труд инвалидов в 471562 компаниях, которые составляют 19,1% от общего количества предприятий в стране (таблица 3). Эффективно применяют труд инвалидов 10,7% малых предприятий, 22,6% средних предприятий и 53,1% крупных компаний. В настоящее время активно ведут набор работников в среде инвалидов 326721 копании (13,6%) от общего количества предприятий в стране. При этом 33,8% крупных компаний более энергично привлекают к работе инвалидов, по сравнению с 7,8% малых предприятий. Крупные предприятия сообщают о значительном количестве используемых инвалидов, это обусловлено более широкими возможностями в создании для них подходящих условий труда в различных подразделениях и на разных видах работ.



Это также относится и к разного рода государственным организациям федерального, регионального и местного уровня, которые активно привлекают к работе инвалидов в том числе и в качестве надомных штатных сотрудников на условиях телезанятости. Причем, в социологических опросах работодателей отмечается высокая мотивация инвалидов к труду и стремление к социальной акклиматизации в трудовом коллективе. Это, по оценкам психологов, оказывает положительное влияние на оздоровление социальной среды на предприятии, а также способствует быстрейшей психологической и трудовой реабилитации инвалидов. Оценка активности различных предприятий в вопросах привлечения на работу инвалидов (таблица 3) показывает, что наиболее эффективно в данном направлении действуют крупные предприятия (53,1%) и государственные организации (42,7%). Среди частного сектора наибольшую активность в найме инвалидов проявляют предприятия сферы услуг (18,9% из опрошенных предприятий), в производственной сфере такую активность проявляют только 17,5% предприятий.

Рассматривая наиболее эффективные меры (таблица 4), по повышению заинтересованности работодателей и инвалидов к совместной экономической деятельности выяснилось, что независимо от размеров предприятий наиболее привлекательными условиями являются: налоговый кредит для работодателя; возможность профессиональной подготовки инвалидов; заинтересованность руководства предприятий в найме инвалидов; наставничество и вспомогательные технологии, облегчающие труд инвалидов. Следует заметить, что в зависимости от размеров предприятий, весьма отличается ранг приоритетности в применении различных мер по стимулированию привлекательности использования труда инвалидов. При этом четко прослеживается заинтересованность малых и средних предприятий в получении налоговых кредитов и в обеспечении гибкого графика работы в целях сокращения общей численности наёмных работников. Для крупных компаний наиболее характерна общая политика на более интенсивное привлечение инвалидов. По мнению экспертов, это обусловлено стремлением к сокращению текучести кадров на не престижных рабочих местах. Для всех предприятий характерно стремление к снижению барьеров, препятствующих адаптации инвалидов к новой рабочее среде и к улучшению отношений со штатным персоналом предприятий. Как показал опрос, основным способом найма инвалидов на работу является размещение заявок на имеющиеся вакансии в специализированных центрах трудоустройства и в кадровых агентствах (23,7% ответов).



Перечисленные в табл. 4. основные направления и способы привлечения инвалидов для работы на частных предприятиях и в государственных организациях, свидетельствуют о действенной социальной политике государства, стимулирующей работодателей изыскивать и активно использовать различные возможности по созданию благоприятных условий для работы инвалидов. В этой связи, необходимо указать и на стремление многих работодателей к найму инвалидов специализирующихся в сфере интеллектуального труда для работы на условиях домашней занятости. Развитие информационных и коммуникационных технологий в последнее десятилетие служит мощным дополнительным фактором, способствующим вовлечению инвалидов в экономическую деятельность на условиях самозанятости и домашней занятости. Это позволяет в определённой мере расширить и совершенствовать рынок трудовых ресурсов, повышая его гибкость и одновременно способствуя улучшению социально-экономического положения значительной части трудоспособных инвалидов с достаточно высоким уровнем образования. Широкое распространение информационных технологий на бытовом уровне, позволяет множеству инвалидов получить доступ к различным информационным ресурсам, в том числе и к общенациональному сайту “Информация для инвалидов” (DisabilityInfo.gov http://www.disabilityinfo.gov/digov- public/public/DisplayPage.do?parentFolderId=500), который даёт возможность получить все необходимые для них сведения о рынке труда и возможных перспективах трудоустройства. На этом сайте представлены программы помощи и реабилитации инвалидов, приведены необходимые для инвалидов федеральные и региональные правовые нормы, перечислены образовательные программы, рассматриваются вопросы занятости, транспортировки, адаптации рабочих мест и жилищ применительно к потребностям инвалидов. Кроме того, в оперативном режиме предоставляются квалифицированные юридические и технические консультации по всем вопросам, касающимся жизни и деятельности инвалидов. Работа этого информационного сайта поддерживается Департаментом ODEP совместно с 21 федеральным агентствами, которые в той или иной мере причастны к решению всего спектра проблем, связанных с оказанием действенной помощи инвалидам.


4. Организационные меры по развитию рынка труда

Как упоминалось ранее, вопросами занятости и развития трудовых ресурсов в США ведает “Министерство труда” DOL . По инициативе этого министерства в стране созданы “Универсальные центры трудоустройства” (One-Stop Career Centers), созданные в соответствии с законом “Об инвестировании в развитие трудовых ресурсов” (the Workforce Investment Act). Эти центры в режиме одного окна обеспечивают предоставление полного комплекса услуг и помощи для работодателей и для людей ищущих работу. Такие центры предлагают учебные программы различной направленности, осуществляют консультирование, предоставляют перечни имеющихся вакансий и оказывают ряд дополнительных услуг, связанных с выбором конкретной работы. Кроме того, центры трудоустройства представляют списки работодателей, дают рекомендации специалистам по их карьерному росту, а также предоставляют другие услуги, связанные с занятостью. Услугами этих центров пользуются 43% крупных компаний и других частных работодателей, а так же 38% государственных организаций.

В целях информирования общества о состоянии и тенденциях развития рынка труда, министерство труда каждые два года выпускает “Отраслевой справочник востребованных профессий” (Occupational Outlook Handbook – OOH http://www.bls.gov/oco/). В этом справочнике рассматриваются потребности и условия работы для специалистов в различных сферах деятельности во всех регионах страны. По основным видам профессий приводятся данные о программах обучения и переподготовки, о величине заработков, о перспективах дальнейшего профессионального развития, об особенностях работы по избранной специальности и условиях труда. Этот справочник, издаваемый и в электронном виде, является одним из важнейших источников всесторонней информации для людей изыскивающих возможности для определения своей профессии и оценки возможностей карьерного роста в будущем. Наряду с этим, в справочнике приводятся конкретные рекомендации по поиску работы на различных предприятиях, а так же регулярно освещается состояние рынка труда в каждом штате страны. Кроме того, приводятся адреса кадровых агентств, состояние рынка труда в каждом регионе. Дополнительно к этому справочнику ежеквартально выпускается приложение (Occupational Outlook Quarterly - OOQ) с обновленной информацией по всем вопросам занятости. В этом приложении излагаются сведения о новейших изменениях на рынке труда, о появившихся вакансиях и тенденциях в изменении уровня заработной платы во всех штатах страны, а также о результатах последних исследований, проводимых “Бюро статистики труда”. Одновременно в он-лайновом режиме выпускается электронная версия этого приложения (OOQ Online http://www.bls.gov/opub/ooq/). Для тех, кто заинтересован в работе на дому регулярно выпускается электронный справочник (Homeworker Handbook http://www.dol.gov/esa/whd/forms/WH75EN.pdf).

Министерство труда уделяет большое внимание вопросам приспособляемости рынка трудовых ресурсов к изменяющимся условиям экономического развития страны и регионов. Для этого в структуре министерства образовано “Управление занятости и профессиональной подготовки” (The Employment and Training Administration – ETA http://www.doleta.gov/etainfo/), которое оказывает помощь в обеспечении занятости для ранее уволенных работников, путем предоставления им возможности для дополнительного обучения или изменения профессии в целях улучшения их возможностей для последующего найма на другую работу. Управление ETA координирует реализацию федеральных программ по профессиональному обучению и передислокации трудовых ресурсов. Решает вопросы о предоставлении федеральных грантов администрациям штатов для найма штатных сотрудников, привлекаемых для управления местными программами занятости, а так же для работы в системе обеспечения пособий по безработице.

В заключение, необходимо отметить,что развитие самозанятости и домашнего предпринимательства наряду с применением наёмного надомного труда и частичной занятости в форме телеработ, открывают широкие возможности для увеличения мобильности трудовых ресурсов как путём создания новых рабочих мест, так и за счет использования потенциальных возможностей многих людей, которые имеют желание работать, однако ограничены в силу личных обстоятельств. В нынешних условиях мирового экономического кризиса, сопровождающегося увеличением безработицы и такими демографическими явлениями в развитых странах, как возрастание доли престарелой части населения при одновременном сокращении экономически активной части населения, приходится изыскивать возможности для расширения трудовых ресурсов при минимизации капиталовложений в создание новых рабочих мест. В этой связи становится актуальной проблема вовлечения в экономический оборот, прежде всего, таких потенциальных резервов, которые не требуют больших инвестиций и обладают ускоренной капиталоотдачей. К таким резервам относится такая сфера деятельности как самозанятость, домашний бизнес, надомный труд и телезатость. Именно эти виды деятельности позволяют эффективно использовать творческий, профессиональный и предпринимательский потенциал множества безработных, пенсионеров, инвалидов и других социальных групп населения, заинтересованных в активной экономической деятельности, но не имеющих для этого достаточных возможностей. Кроме того, эффективная государственная поддержка этой категории граждан, позволяет снизить социальную напряжённость, возникающую при различного рода экономических трудностях, связанных со спадом деловой активности и ростом безработицы. Одновременно это способствует вовлечению новых людей в экономическую деятельность и активизации ранее скрытых и невостребованных ресурсов.

Для нашей страны, в нынешних тяжёлых экономических условиях, развитие самозанятости, помощь в создании домашних предприятий и организация выполнения определённой части работ на дому с помощью штатных сотрудников, позволит минимизировать социальную напряженность в связи с ростом безработицы. С другой стороны, это даст возможность создать множество новых рабочих мест при минимальных капитальных затратах и позволит привлечь к активной трудовой деятельности тех людей, которые ранее не имели возможность получить работу (пенсионеры, инвалиды, женщины с малыми детьми и др.). Кроме того, государственная поддержка самозанятости и домашнего предпринимательства позволит в значительной мер смягчить проблему трудоустройства увольняемых в запас военнослужащих в связи с сокращением численности вооружённых сил. В этой связи будет целесообразным более подробно изучить опыт США в той части трудового законодательства, которая регламентирует домашнюю занятость наёмных сотрудников. Кроме того, весьма интересен опыт законодательной поддержки предпринимательской деятельности ветеранов вооруженных сил США и инвалидов.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009