22.09.2009

Политика Японии по преодолению кризиса

1. Краткая оценка сложившейся кризисной ситуации

2. Основные пути преодоления кризиса

3. Важнейшие мероприятия по обеспечению выхода из кризиса

4. Стратегия дальнейшего социально-экономического и инновационного развития страны на период до 2030 г.

5. Меры по поддержке развития сектора МСП в условиях кризиса


1. Краткая оценка сложившейся кризисной ситуации

В течение последних десяти лет, после финансового кризиса 1998 г. мировая экономика развивалась в условиях возрастающей разбалансированности международных рынков. Новый глобальный кризис, развивающийся с конца 2008 г. во многом является следствием предыдущего финансового кризиса и обусловлен неспособностью нынешней системы международных торговых и финансовых отношений осуществлять эффективное регулирование экономических связей между странами с различным уровнем социально-экономического и научно-технического развития. В разных странах это проявилось в огромных различиях в структурах потребления и производства, сопровождаемых острым недостатком финансовых ресурсов при резком спаде объёмов производства, сжатии рынков потребления и неконтролируемом снижении цен на основное сырьё. Текущий финансовый и экономический кризис делает неизбежным глубокие изменения в мировой экономике в связи с тем, что все страны мира будут вынуждены стремиться к новому балансу отношений. Кроме того, после завершения кризиса, обновлённая мировая экономика будет стремиться к уменьшению потребления невосполнимых природных ресурсов и сокращению углеводородной энергетики. Наряду с этим в мире возрастёт интерес к оздоровлению окружающей среды, к повышению качества жизни и к обеспечению более устойчивого социально-экономического развития. Ведущие политики и экономисты Японии рассмотрев складывающуюся ситуацию пришли к выводу, что если Правительство страны не разработает стратегию выхода из кризисной ситуации и не предпримет для её реализации ряда решительных организационных, законодательных и практических мер, то дальнейшее углубление кризиса может привести к деградации производства и к ещё большему ухудшению социально-экономического положения в стране.


2. Основные пути преодоления кризиса

Проанализировав текущее состояние на мировых рынках и оценив ситуацию в стране, Японское Правительство рассмотрело предложения ведущих политических партий и одобрило «Комплекс стратегических мер по преодолению кризиса» (Policy Package to Address Economic Crisis http://www5.cao.go.jp/keizai1/2009/0420summary-english.pdf), которое было опубликовано 10 апреля 2009 г. В этом документе утверждалось, что Япония столкнулась с кризисом, характеризуемым двойной фазой воздействия на национальную экономику. Первая краткосрочная фаза кризиса, была вызвана мировым финансовым кризисом и синхронно развивающимся глобальным спадом деловой активности. Для Японской экономики это выразилось в быстром сокращении объёмов экспорта продуктов и услуг при одновременном ухудшении финансового климата. В этих условиях возник риск дальнейшего снижения деловой активности в стране, сопровождаемый ростом безработицы и обострением социальной напряжённости, что в совокупности приведёт к ухудшению состояния реального сектора экономики и к дальнейшей дестабилизации финансовой системы страны.

Предполагается, что вторая долговременная фаза этого кризиса в Японии будет носить структурный характер, связанный с глубокими изменениями во всех сферах экономической деятельности, происходящих в глобальной экономике. Это будет вызвано стремлением национальной экономики приспособиться к изменениям, происходящим в структуре потребления на внутренних и международных рынках, вызванных последствиями мирового кризиса. Экономика Японии должна реагировать на это путём дальнейшего развития экспортного потенциала, ориентированного на удовлетворение новых потребностей на мировых рынках, при одновременном сокращении зависимости от внешних источников сырья и энергетических ресурсов. Предполагается, что обновлённая Японская экономика будет стремиться к сокращению углеводородной энергетики, к развитию ресурсосберегающих и безотходных производств, обеспечивающих оздоровление окружающей среды. Этому, в частности, будет препятствовать негативные демографические явления, проявляющиеся в постепенном сокращении трудовых ресурсов и в увеличении доли населения в престарелом возрасте. Это в значительной мере связано с тем, что в течение длительного времени в стране происходит постепенное старением населения и снижается рождаемость при одновременном сокращении занятости во всех секторах экономики и, особенно в секторе МСП. По данным «Японского института исследования демографии населения и социальной безопасности» с 2007 г. в стране началось сокращение населения и к 2050 г. оно составит 100,6 млн. человек, сократившись на 26,8 млн. При этом экономически активная часть населения постепенно сократится с 67,7 млн. человек до 63 млн. к 2025 г. Эти демографические изменения в сочетании с острым экономическим кризисом ставят Японскую экономикув тяжёлое положение, причём сокращение рынка труда в первую очередь негативно скажется на состоянии сектора МСП, где сосредоточено 70% занятого населения. Такая ситуация, ставит перед страной важнейшую задачу ускоренного развития трудовых ресурсов, предотвращения профессиональной деградации и диспропорций на рынке труда за счет интенсивного обучения новых и переквалификации ныне действующих специалистов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство страны намерено преодолеть экономический кризис и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие страны при выполнении следующих 3-х важнейших условий:

2.1. Необходимость обеспечения взаимодействия на общенациональном уровне, государственных, частных и общественных организаций в преодолении явлений, способствовавших порождению и развитию настоящего кризиса.

2.2. Все действия по преодолению кризиса должны находиться в полном соответствии с текущими экономическими условиями. Предполагается, что возрождение экономической активности начнётся в конце 2010 г. благодаря поэтапной реализации стратегических мероприятий предусмотренных бюджетом на 2009 финансовый год. В течение трёх, ниже описанных, этапов будет производиться активное реформирование экономики страны и реструктуризация промышленности. Это позволит достигнуть устойчивости финансового положения страны. Следует отметить, что временные рамки этих этапов указаны приблизительно, т.к. они зависят в значительной мере от изменения экономической конъюнктуры и множества других важных факторов.

- На первом этапе (с конца 2008 г. и до середины 2009 г.) основным приоритетом будет целенаправленное и эффективное использование всех необходимых средств для замедления экономического спада при одновременном стремлении избежать негативных последствий кризиса во второй половине 2009 г. При этом для обеспечения финансовой устойчивости в предстоящем периоде необходимо будет своевременно пересмотреть «Среднесрочную программу» Правительства по преодолению кризиса, принятую 24.12.2008 г. и в первой половине 2009 финансового года мобилизовать в приоритетном порядке необходимые средства для выполнения крупномасштабных общественных работ.

- На втором этапе, основной целью будет смягчение перехода от самой низшей точки кризисного падения экономики к её возрождению в период с конца 2009 г. и до конца 2010 г. На этом этапе приоритетным будет проведение инвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, что обеспечит рост потенциала национальной экономики и явится эффективным средством оздоровления региональных и местных рынков.

- На третьем этапе (с конца 2010 г.) предполагается начать уверенный подъём экономики с помощью объединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок. Это позволит Японской экономике прийти в соответствие с такими тенденциями глобального развития как переход к сниженному потреблению углеводородов и других невосполнимых природных ресурсов, стремление к оздоровлению окружающей среды и к обеспечению долговременного устойчивого социально-экономического развития.

2.3. Принятый Правительством комплекс экономических мероприятий рассчитан не только на преодоление последствий сдвоенного кризиса в течение ближайших 3-х лет (начиная с 2008 г.), но и предусматривает достижение долгосрочных стратегических целей. Для этого предпринимаются меры по стимулированию частных капиталовложений в развитие всех сфер социально-экономической жизни страны, с акцентом на инвестирование в развитие человеческих ресурсов и в НИОКР. Одновременно предусматривается возможность обеспечения гибкого регулирования имеющимися ресурсами в целях экстренного реагирования на непредвиденные вызовы мировой экономической конъюнктуры. При этом предпринимаемые меры стратегического воздействия должны тщательно отбираться в соответствии со следующими важнейшими условиями:

- Все мероприятия должны быть чётко спланированы и нацелены на достижение конкретных результатов при максимальной эффективности;

- Предпринимаемые меры должны быстро реализовываться и на ранних стадиях приносить ожидаемый эффект;

- Все мероприятия должны носить только временный и краткосрочный характер.


3. Важнейшие мероприятия по обеспечению выхода из кризиса

Среди важнейших первоочередных мероприятий Правительства, позволяющих избежать негативных тенденций, способствующих дальнейшему углублению кризиса необходимо отметить прежде всего поддержку достаточно высокого уровня занятости и оказание социальной помощи временно безработным. Не менее важным является также и комплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической деятельности, которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированной кредитно-финансовой политики. Более подробно рассмотрим содержание этих мероприятий.

3.1. Экстренная реализация ряда мероприятий предусматривает как обеспечение условий для сохранения действующих и создания новых рабочих мест так и создание системы социальной защиты временно безработных. В числе этих мер необходимо упомянуть, прежде всего, следующие:

- Увеличение субсидий предприятиям для постепенного регулирования уровня занятости;

- Принятие комплекса мероприятий по активизации деятельности местных и региональных отделений государственной службы занятости, а также частных кадровых агентств, взаимодействующих с работодателями;

- Реализация комплекса мероприятий по предотвращению сокращения количества рабочих мест на действующих предприятиях и по созданию новых рабочих мест при одновременном оказании помощи иностранным рабочим, а также предотвращение преждевременного прекращения договоров на выполнение временных работ;

- Реализация программ по повышение занятости среди инвалидов и совершенствованию их профессиональной подготовки;

- Дальнейшее развитие системы профессионально-технического обучения и повышению квалификации специалистов наряду с расширением деятельности работодателей и кадровых агентств по обеспечению повторной занятости, для возможно большего количества безработных;

- Обеспечение социальной защиты уволенных работников наряду с организацией сети местных пунктов по оказанию ежедневной социальной помощи безработным, по их обеспечению временным жильем и предоставлению других социально-бытовых услуг;

- Организация выполнения наиболее востребованных общественных работ на местном и региональном уровнях, с привлечением к их выполнению временно безработных.

3.2. Правительство предусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующей конкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансовая поддержка будет оказываться пеимущественно по следующим направлениям:

- Всемерное содействие в развитии институтов финансового посредничества;

- Оказание финансовой помощи малым, средним и крупным предприятиям;

- Обеспечение финансовой поддержки зарубежным проектам, выполняемым Японскими компаниями;

- Создание Корпорации по скупке акций различных проблемных банков и расширение её деятельности;

- Массированная финансовая поддержка устойчивости фондового рынка;

- Повышение требований по обеспечению прозрачности данных о деятельности предприятий и их бухгалтерской отчетности при одновременном уточнении правил налогообложения;

- Оказание финансовой помощи по ипотечному кредитованию и по земельным трансакциям;

- Оказание разносторонней помощи развивающимся странам (преимущественно, расположенным в Азии), в которых действуют Японские компании;

- Важным финансовым вкладом в преодоление кризисных явлений в стране является реформа налогообложения, которая предусматривает временное снижение ставок налога на приобретение жилья, снижение для МСП налогов из сумм, затрачиваемых на социальные нужды работников предприятия, а также расширение налоговых льгот, связанных с затратами на НИОКР.

3.3. Комплекс стратегических мер поддержки экономики и выхода из кризиса будет финансироваться из государственных резервов путём перевода средств на специальные счета для реализации инвестиционных и кредитных программ. Реализация стратегических мероприятий по преодолению последствий кризиса и по обеспечению дальнейшего социально-экономического развития страны, со стороны Правительства будет поддержана бюджетными ассигнованиями примерно в объёме ¥15,4 трлн. ($169 млрд.), что в сумме с привлекаемыми частными капиталовложениями составит около ¥56,8 трлн. ($600 млрд.). Благодаря выполнению этих стратегических мер произойдёт оживление частного сектора, которое приведёт к устойчивой стабилизации финансовой сферы. Это позволит избежать негативных последствий кризиса и будет способствовать ускорению реализации стратегических планов экономического оздоровления страны с учётом изменяющейся ситуации на международном финансовом рынке. Принимаемые меры будут также препятствовать росту безработицы в обозримом периоде на внутреннем рынке труда. Важным результатом планируемых финансовых затрат является ожидаемым многократный положительный эффект. Так планируется, что принимаемые меры позволят увеличить в 2009 г. ВВП на 2% при одновременном увеличении примерно на 0,4-0,5 млн. числа рабочих мест в экономике страны. Планируется, что в период до 2011 г. в стране будет сохранено 1,0-1,9 действующих рабочих мест и будет создано примерно 1,4-2,0 млн. новых рабочих мест. Однако необходимо учитывать высокую волотильность глобальных финансовых рынков и неустойчивость развития экономик в других странах. Это может внести определённые коррективы в реализацию стратегических планов преодоления кризиса в стране. Дополнительные средства будут привлекаться за счет выпуска целевых облигационных займов, объём и периодичность выпуска которых будет определяться изменениями в экономических условиях. Кроме того, Правительство предоставляет гарантийные обязательства в размере ¥50 трлн. для поддержки фондового рынка.




4. Стратегия дальнейшего социально-экономического и инновационного развития страны на период до 2030 г.

Новые вызовы ставшие перед Японией в XXI веке связаны с необходимостью дальнейшего социально-экономического развития страны в условиях возрастающего ограничения в приобретении сырья и энергоресурсов, обострения конкуренции на мировых рынках, ухудшения среды обитания и негативной демографической ситуации, ведущей к сокращению трудовых ресурсов. В этой связи влиятельными политическими партиями и Правительством страны определены основные стратегические цели, достижение которых может обеспечить дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие страны. В их числе: сокращение зависимости от импортируемых сырьевых и энергетических ресурсов, охрана окружающей среды, улучшение демографической ситуации на основе совершенствования здравоохранения, увеличения продолжительности жизни и трудовой активности населения, оказание помощи в воспитании детей и в их обучении, а также улучшение социальной защиты и безопасности граждан страны. Эти цели могут быть достигнуты только при консолидации всех сил страны в проведении активной инновационной политики, ведущей к новой технологической революции в экономике Японии.

Принимая во внимание исключительно высокую зависимость Японской экономики от импорта сырья, перед страной стоит задача перехода к безотходным технологиям с низким энергопотреблением. Причем особое внимание должно уделяться сокращению потребления углеводородов и полной утилизации отходов, возникающих во всех сферах социальной и экономической деятельности. Проблема сокращения потребления углеводородов будет решена только на основе разработки и внедрения первоклассных технологий в таких сферах как солнечная энергетика, энергосберегающее оборудование, экономичные дизельные автомобили при одновременном применении инновационных решений в сфере транспорта, информации и распределения ресурсов. Переход к безотходным производствам потребует коренного изменения всех процессов производства, включая технологии сортировки и утилизации отходов. При этом будет происходить превращение Японии в страну с достаточно богатыми собственными ресурсами, получаемыми благодаря использованию энергии природных сред (солнечная ветровая, геотермальная, волновая и т.п.), развитию безотходных производственных технологий при обеспечении полной утилизации всех видов отходов. Такая стратегия даст возможность Японии минимизировать потребность в импорте природных ресурсов из других стран.

4.1. В ряду наиболее перспективных проектов по реализации новых направлений в ресурсосбережении прежде всего необходимо указать на меры, связанные с развитием ресурсосберегающей энергетики, в их числе:

- Повышение коэффициента полезного действия существующих энергетических установок и энергопотребляющего оборудования;

- Активизация НИОКР по созданию энергетических установок, использующих энергию других природных сред (ветровые, приливные и волновые электростанции, солнечные батареи, использование геотермальных источников, тепловые насосы и др.);

- Правовое и экономическое стимулирование предприятий к приобретению солнечных энергетических установок, позволяющих сократить потребление углеводородного топлива при одновременном сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Благодаря широкому применению уже существующих инновационных технологий и за счет расширения объёмов производства. Предполагается, что стоимость таких установок будет снижена примерно на 50% в течение ближайших 3-5 лет;

- Правовое и экономическое стимулирование широкого применения солнечных энергетических установок в общественных и в жилых зданиях;

- Расширение применения топливных элементов, тепловых насосов и строительство энергетических станций использующих сжиженный природный газ;

4.2. Приоритетное развитие экологичных транспортных средств и расширенное применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий будет осуществляться в следующих направлениях:

- Правовое и экономическое стимулирование расширения производства и применения экономичных транспортных средств, не приносящих вреда окружающей среде;

- Ускорение расширенного применения электробытовой домашней техники, не наносящей вреда окружающей среде и поддающейся полной утилизации после завершения жизненного цикла;

- Ускорение строительства высокотехнологичных зданий, обладающих нулевой вредной эмиссией в окружающую среду с целью создания производственных мощностей для обеспечения к 2030 г. перехода к строительству всех общественных зданий в стране по такой технологии;

- Развитие широкого строительства энергосберегающих и экологически-чистых жилых домов с длительными сроками их жизненного цикла с применением новых технологий и материалов, обеспечивающих в дальнейшем полную утилизацию старых зданий;

- Проект создания «Школ нового поколения» предусматривает строительство новых и реконструкцию действующих школьных зданий с целью обеспечения их высокой сейсмической устойчивости, придания им экологической безопасности и обеспечения их электроэнергией от солнечных батарей. Такие школы будут оснащены аппаратурой, реализующей комплекс информационных и коммуникационных технологий (Information and Communication Technology - ICT), обеспечивающих интеллектуальное управление инженерной инфраструктуры для создания благоприятной среды обитания внутри здания;

- Для более эффективного продвижения инновационных решений в сфере охраны окружающей среды будут созданы местные фонды поддержки новшеств в решении экологических проблем («Local Green New Deal Funds»).

4.3. Революция на транспортной сфере будет основана на активном внедрении инновационных решений связанных с новейшими конструктивными разработками, совершенствованием транспортной инфраструктуры и применением энергосберегающих технологий.

- Начиная с середины 2010 г. в Японии начнут вводиться в эксплуатацию электропоезда с изменяемой колёсной колеёй (the Gauge Change Train – GCT). Это позволит применить беспересадочную транспортировку пассажиров и устранить перевалку грузов в поездах, движущихся по магистральным маршрутам с высокой скоростью (до 300 км/час с колеёй шириной 1435 мм) при переходе на периферийные маршруты с пониженной скоростью (до 130 км/час с колеёй шириной 1067 мм);

- В 2016 г. планируется начать практическое использование транспортных средств с применением сверхпроводников в системах магнитной левитации «MAGLEV technology»;

- Для интенсивного развития и совершенствования транспортной инфраструктуры будут сосредоточены усилия, направленные завершение строительства недостающих элементов общенациональной транспортной системы, включая создание кольцевых транспортных магистралей в трех крупнейших метрополиях;

- Большое внимание будет уделено реконструкции морских портов и аэропортов с обеспечением их включения в общенациональную транспортную инфраструктуру путём создания высокопроизводительных перевалочных баз и скоростных транспортных магистралей.

4.4. Превращение Японии в страну богатую собственными ресурсами будет достигаться путём развития безотходных производств и посредством создания национальной системы утилизации отходов всех производимых продуктов (после завершения их жизненного цикла) с целью получения комплекса необходимых материалов, пригодных для дальнейшего многократного использования в производстве. Особое внимание будет уделено комплексной переработке и утилизации различных отходов, возникающих в процессе жизнедеятельности городов. Это позволит сократить зависимость экономики страны от импорта сырья из других стран и позволит повысить конкурентоспособность страны на мировых рынках.

4.5. Здравоохранение, долгожительство и воспитание детей являются одними из важнейших приоритетов страны. Намечено всестороннее преобразование местной системы здравоохранения в сочетании с ускоренным развитием новых медицинских технологий и совершенствованием системы оказания долговременных патронажных и индивидуальных услуг. В соответствии с «Планом активизации деятельности местных систем здравоохранения» (Local Health Care Revitalization Plan) будет осуществляться их финансовая и материально-техническая поддержка. Наряду с этим будут продолжены программы по активизации разработки новых противораковых лекарств и лекарств для лечения детей. Намечено кардинальное ускорение процессов разработки вакцин для борьбы с новыми видами вирусов и осуществление их массового производства в кратчайшие сроки. Особое внимание будет уделяться ускорению исследования действенности таких лекарств на основе применения комплексов современной клинической испытательной аппаратуры.

Предполагается значительное увеличение количества штатных сотрудников в системе оказания патронажных услуг для престарелых граждан страны в связи с постепенным ростом долголетия населения страны и увеличением количества престарелых граждан. Для улучшение деятельности предприятий, осуществляющих оказание длительных услуг по уходу за больными или нуждающимися в постоянной помощи людьми будут предоставляться субсидии на период до трех лет. Это позволит таким предприятиям улучшить условия труда и повысить квалификацию специалистов. Кроме того, этим предприятиям будут предоставляться субсидии и льготные кредиты на срок от 3-х до 5 лет для создания и оборудования местных центров по длительному уходу за нуждающимися в различных видах медицинской и бытовой помощи.

4.6. В целях улучшения демографической ситуации в стране Правительство будет предпринимть меры по оказании финансовой помощи семьям с малолетними детьми. Также планируется расширение финансовой помощи, направляемой на воспитание детей (в частности на создание сети детских воспитательных учреждений ) и на предоставление им возможности получения образования, независимо от уровня материального обеспечения их семей. Оказание государственной поддержки в воспитании и обучении детей будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- Помощь в воспитании детей в возрасте 3-5 лет будет предоставляться в форме пособия в размере ¥36000 на одного ребенка и является временной мерой только в 2009 финансовом году;

- Развитие местной системы детских воспитательных учреждений;

- Оказание финансовой помощи учащимся в форме компенсации расходов связанных с обучением.

4.7. Оздоровление местных и региональных экономик будет осуществляться путём оказания финансовой и технической помощи, направляемой на развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры.

- Интенсивное развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры будет способствовать оздоровлению региональных экономик как путём упрочнения межрегионального взаимодействия так и за счет улучшения конкурентных условий;

- Большое внимание будет уделяться помощи в реконструкции и упрочнении жилых и общественных зданий с целью повышения их комфортности и улучшения сейсмической устойчивости;

- Для повышения социальной защищенности местного населения предусматриваются частные меры по пересмотру и улучшению условий пенсионного обеспечения для некоторых категорий граждан, проживающих на обособленных территориях (горы, острова и зоны с особыми климатическими условиями);

- Для жителей удалённых районов в целях обеспечения всесторонней и эффективной защиты интересов потребителей, принимаются меры по созданию специального «Агентства по делам потребителей» с сетью местных отделений;

- Для обеспечения безопасности проживания в отдельных регионах подверженных стихийным бедствиям (землетрясения, оползни, наводнения, ураганы и др.) разрабатывается национальная система по прогнозированию и предотвращению возможных стихийных бедствий, а также и по устранению их последствий. Одновременно будет происходить совершенствование системы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях;

- В целях поддержки социальных инициатив местных органов власти, государством будет осуществляться предоставление финансовой помощи в форме «Специальных грантов на оздоровление региона и для инвестиции в социальные объекты» и «Целевых грантов на оздоровление региона в рамках пакета мероприятий по преодолению кризиса».

4.8. Оздоровление Японской экономики и развитие её потенциала и инфраструктуры до уровня требований 21 века включает следующие стратегические мероприятия:

- Ускоренное продвижение передовых технологий, развитие человеческих ресурсов и поддержка МСП;

- Приглашение в Японию ведущих ученых и исследователей из других стран, обновление всего парка исследовательского и испытательного оборудования при одновременном развитии научно-технического потенциала университетов и исследовательских центров;

- Всемерное развитие взаимодействия цепочки промышленность-научная среда- правительственные органы;

- Адаптация национальных стандартов квалификации специалистов к современным требованиям обеспечения научно-технического прогресса;

- Активизация деятельности по приглашению на учёбу в Японию иностранных студентов при одновременном стимулировании отечественных молодых исследователей к учёбе за рубежом;

- Поддержка исследовательских проектов и отдельных исследователей с помощью долголетних программ финансирования через специальные фонды.

4.9. Реализация потенциальных возможностей от применения новых инормационных технологий (IT) по следующим основным направлениям:

- Интенсификация деятельности по завершению перехода на систему цифрового телевидения по всей стране;

- Обеспечение устойчивой информационной связи всех районов страны, включая и те, которые не имеют широкополосной системы связи;

- Повышение деловой активности регионов и провинциальных малых городов за счет широкого применения с информационных и коммуникационных технологий (ICT);

- Ускоренное завершение системы оказания административных услуг на всех уровнях управления на основе применения ICT.

4.10. Для дальнейшего развития потенциальных возможностей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусматривается:

- Проведение земельной реформы и оказание помощи основной массе фермерских хозяйств;

- Оздоровление и рекультивация сельских и необрабатываемых земель, уход за лесами и улучшение системы лесоводства;

- Восстановление и расширение системы рыбного хозяйства.

4.11. В целях развития туризма и делового обмена (делового туризма) намечается:

- Обеспечение широкого обмена информацией о состоянии зарубежных и отечественных рынков;

- Развитие инфраструктуры туризма и дведения её до уровня лучших мировых стандартов;

- Ускоренное улучшение обслуживание приезжающих из-за рубежа гостей, туристов и предпринимателей (улучшение транспортной связи между внутренними аэропортами, упрощение визовой системы, ускорение иммиграционных процедур).


5. Меры по поддержке развития сектора МСП в условиях кризиса

В настоящее время Правительство Японии проявляет большую озабоченность в связи с ухудшения состояния сектора МСП, вызванного мировым экономическим кризисом. «Агентство МСП» (the Small and Medium Enterprise Agency - SMEA) по заданию «Министерства экономики, торговли и промышленности Японии» (the Ministry of Economy, Trade and Industry - METI) проанализировало состояние рынка МСП и подготовило соответствующий отчёт для Кабинета Министров. По результатам рассмотрения этого отчета Кабинет Министров 24 апреля 2009г. выпустил пресс-релиз «Состояние сектора МСП Японии в 2009 г.» (Release of 2009 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan (http://www.meti.go.jp/english/press/data/20090424_04.html). В этом документе отмечается, что в 2008 финансовом году, по сравнению с предыдущим десятилетием, состояние сектора МСП значительно ухудшилось в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом. Это было вызвано снижением деловой активности, сокращением финансирования сектора МСП и уменьшением занятости в связи с ухудшением экономического положения страны. Резкое сокращение экспорта привело к падению производства, особенно в секторе МСП, что повлекло к значительному снижению уровня продаж и уменьшению выручки и, как следствие, привело к резкому сокращению рабочих мест. Наряду с этим, были отмечены следующие важные явления в деятельности многих высокотехнологичных МСП, проявивших достаточно высокую устойчивость в условиях кризиса:

- Большинство инноваций, успешно реализованных в секторе МСП, наряду с новыми техническими решениями, содержали оригинальные управленческие решения, обеспечивающие ускоренную коммерциализацию проектов;

- Множество предприятий сектора МСП, специализирующихся в сфере НИОКР и последующей реализации инновационных разработок, несмотря на тяжёлые экономические условия, оказались в лучшем положении по сравнению с другими предприятиями, занятыми традиционными видами деятельности;

- Предприятия МСП, активно взаимодействовавшие на межотраслевом уровне и привлекавшие новых клиентов применяя информационные технологии, смогли создать устойчивые и разветвлённые рыночные сети, способствовавшие успешной деятельности этих предприятий в условиях кризиса. Кроме того, весьма важным стабилизирующим фактором в деятельности экспортно-ориентированных МСП, является создание зарубежных рынков, ориентированных на интеграцию производства и системы сервисных услуг по обслуживанию выпускаемой продукции;

- Развитие высокотехнологичных производств в секторе МСП привело к повышенной потребности в высококвалифицированных специалистах. В связи с этим появляется тенденция к переходу части таких специалистов из крупных компаний на работу в предприятия сектора МСП. В определённой степени это вызвано и тем, что уровень заработной платы на высокотехнологичных и инновационных малых предприятиях оказался достаточно высок. Кроме того, специалисты, работающие в секторе МСП, отмечают более высокую заинтересованность в результатах труда, а также более тесное взаимодействие руководства с производственным персоналом.

- Выяснилось, что для обеспечения более эффективной поддержки инновационной деятельности в секторе МСП необходимо расширить сферу деятельности финансовых институтов, которые ныне осуществляют в основном функции отбора инновационных проектов, обеспечение накопления и поставки финансовых ресурсов. В этой связи, необходимо, чтобы финансовые институты поддержки инновационной деятельности акцентировали своё внимание на вопросах защиты интеллектуальной собственности и стратегии её дальнейшего использования, а также на процессах распространения новых технологий и создания соответствующих им центров подготовки специалистов новых профессий. Это позволит успешно развить рынок высококвалифицированных трудовых ресурсов, которые играют движущую роль в инновационных процессах.

Учитывая необходимость поддержки сектора МСП в условиях кризиса, Правительство реализовало ряд мероприятий, способствующих повышению финансовой устойчивости предприятий сектора МСП (налоговые льготы, списание долгов, снижение административных барьеров и др.), кроме того, в конце 2008 г. была проведена акция по привлечению средств в объёме $300 млрд. для активизации субконтрактных отношений между предприятиями сектора МСП и крупными компаниями. В части создания и развития новых рынков для сектора МСП, основной упор будет делаться на изучение изменений рыночной конъюнктуры с целью реализации только тех инновационных разработок, которые обеспечат рост продаж в нынешней экономической ситуации. Рассматривая пути поддержки МСП в 2009 финансовом году, Кабинет Министров Японии наметил ряд стратегических направлений, среди которых особое внимание уделено следующим:

- Быстрое и гибкое реагирование системы государственного регулирования деятельности МСП на критические изменения внешней экономической среды;

- Содействие сектору МСП в стремлении к совершенствованию управления предприятиями;

- Оказание эффективной помощи предприятиям сектора МСП при выходе на новые рынки и/или при создании новых видов бизнеса;

- Всемерное организационное и правовое содействие в расширении взаимодействия и взаимопомощи среди предприятий сектора МСП;

- Оказание финансовой поддержки предприятиям сектора МСП;

- Активное содействие в продвижении новых технологий и в привлечении квалифицированных специалистов в сектор МСП, который является основой для долгосрочного инновационного развития;

- Сокращение налогов на социальные расходы предприятий сектора МСП;

- Расширение налоговых льгот при выполнении НИОКР.

Особо отмечается, что в рамках вышеприведённых направлений поддержки МСП, Правительство намерено осуществлять конкретные мероприятия, ориентированные на достижение в кратчайшие сроки определённой цели при обеспечении, заранее обусловленной максимальной результативности, отвечающей приоритетам местного и региональног социально-экономического развития.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009