Состав псж луис провел свою первую тренировку в составе псж.

22.09.2009

Воздействие глобального кризиса на малые и средние предприятия

1. Влияние последствий кризиса на состояние МСП

2. Стратегия государственной поддержки МСП в условиях кризиса

3. Практические меры финансовой поддержки МСП

4. Предложения и рекомендации по осуществлению помощи МСП


1. Влияние последствий кризиса на состояние МСП

По предварительным оценкам исследований Европейской Комиссии и Европейского Инвестиционного Фонда, проведённым в 29 государствах установлено, что малые и средние предприятия (МСП) в большинстве стран начиная с 4-го квартала 2008 г. претерпевают значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом (http://www.oecd.org/dataoecd/37/4/42514259.pdf). Во всех странах «Организации экономического сотрудничества и развития» (Organisation for EconomicCo-operation and Development – ОЕСD), начиная с 4-го квартала 2008 г., наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов со стороны крупных, средних и малых предприятий, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов. Самое большое падение, достигающее 73-78%, было отмечено во Франции. В среднем по странам Еврозоны такое падение достигло примерно 40%. Это вызвано тем, что в условиях кризиса и возрастающей неуверенности в перспективах будущего развития, все предприятия значительно сократили программы капиталовложений, привлекаемых на основе банковских кредитов. Одновременно уменьшились требования в получении оборотных средств при резком сокращении инвестиционных капиталовложений. В условиях кризиса, во всех странах произошло ужесточение банковской кредитной политики по отношению ко всем заёмщикам, включая и МСП, в части гарантийных обязательств, обеспечения кредитов и сокращения размера кредитов при общем снижении процентных ставок за пользование кредитом. Однако в некоторых странах, несмотря на общую тенденцию к снижению стоимости кредитов, наблюдается повышение процентных ставок для всех заёмщиков, что может быть объяснено только особенностями финансового менеджмента. Таким образом, в большинстве обследованных стран значительно ухудшились условия кредитования для предприятий сектора МСП.

Нынешний кризис во всех странах проявился широким спектром негативных социально-экономических явлений. В наиболее тяжелом положении оказался сектор МСП, что связано в основном с резким и глубоким падением спроса и с ухудшением условий получения кредитов в банковской сфере. Причем уровень снижения объема продаж в разных странах существенно отличается в зависимости от экономического развития и степни интегрированности этих стран во внешнеторговую деятельность. Данные социологических опросов отмечают, что в среде предпринимателей ожидание дальнейшего снижения деловой активности приведёт к ещё большему ухудшению состояния сектора МСП в 2009 г. Это вызвано следующими важнейшими факторами:

- Возрастающим количеством отложенных платежей, ведущим к постоянно развивающемуся дефициту оборотных средств и, как следствие, к сокращению ликвидности;

- Увеличением количества невыполненных обязательств (неплатежи, срыв сроков поставок, объявления о несостоятельности), ведущие к росту числа банкротств и общему сокращению предприятий в секторе МСП;

- Дефицит финансовых ресурсов и возрастание неудовлетворённой потребности в кредитах.

Ведущими экономистами признано, что нынешний финансово-экономический кризис является самым жестоким за последние десятилетия. Его последствия, проявляемые в чрезвычайном стремлении предпринимательского сообщества к минимизации возможных рисков в связи с пессимистическими оценками ближайших и среднесрочных перспектив экономического развития. Сжатие потребительского рынка и сокращение объёма продаж, наряду с уменьшением ликвидности предприятий и весьма мрачными перспективами на будущее, окажут угнетающее влияние на сектор МСП. Более того, положение сектора МСП в значительной мере усугубляется ухудшением условий доступа к краткосрочному и долгосрочному кредитованию. В таблице 1. приведены оценочные данные о влиянии кризиса на состояние сектора МСП в некоторых странах.

Следует отметить, что в конце 2008 г. во многих странах, таких как Чили, Япония, Мексика, Корея, Нидерланды также отмечается падение объёмов продаж , особенно в секторе МСП по сравнению с 2007 г. В результате кризиса в наибольшей мере пострадали отрасли, находящиеся в большой зависимости от экономической конъюнктуры, что обусловлено особенностями экономического развития разных стран. Наибольшее падение деловой активности наблюдалось в таких отраслях как: строительство (Финляндия и Нидерланды), производство автомобильных деталей и узлов (Словения, Нидерланды, Индия, Италия), оптовая торговля (Италия), производство полупроводников и микросхем (Чили, Дания, Индия, Таиланд). Как видно из приведённых в табл. 1 данных, в наибольшей мере кризис оказал негативное влияние на сектор МСП, вызванное следующими двумя важными обстоятельствами:

а) возрастающими задержками по оплате счетов в сочетании с увеличением складских запасов (вследствие сокращения объёмов продаж), отягощаемые недостатком оборотных средств и сокращением ликвидности;

б) увеличением количества клиентов, отказывающихся от выполнения своих обязательств, ростом числа банкротств и объявлений о неплатежеспособности.



В условиях ухудшения экономической ситуации и в ожидании среднесрочных негативных перспектив, ответной реакцией выживающих малых и средних предприятий на угнетающее влияние падения объёма продаж и невыполнение обязательств со стороны партнёров можно указать на следующие, наиболее часто встречающиеся, три типа поведения предприятий сектора МСП:

а) Стремление к снижению себестоимости производства для восстановления прибыльности предприятий и сокращение объёмов производства в соответствии с уменьшением спросы, что обычно достигается снижением уровня заработной платы сотрудников и/или сокращением количества работающих;

б) изыскание дополнительных способов повышения собственной ликвидности (увеличивая задержки по осуществлению собственных платежей, сокращение выплаты дивидендов или их полное прекращение, продажа избыточных или непрофильных активов т. п.);

в) приостановка или перенос на более поздние сроки инвестиционных проектов или планов расширения производства, а также активизация деятельности в поиске возможностей для добровольного слияния или поглощения, что ведёт к сокращению количества новых предприятий.

Противодействуя ухудшению условий доступа к кредитам, предприятия сектора МСП изыскивают альтернативные способы финансирования такие, как мобилизация собственных резервов для самофинансирования, сокращение реализации инвестиционных и инновационных проектов и даже их прекращение. Основная часть предприятий сектора МСП может весьма эффективно использовать финансовые ресурсы, однако доступ к ним затруднён, особенно в условиях глобального кризиса и это является основным препятствием к созданию новых МСП, к их выживанию и дальнейшему развитию. Особую активность в изыскании дополнительных источников для всестороннего ресурсного обеспечения проявляют МСП, вовлечённые в реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Это обусловлено пониманием того, что после завершения кризиса, результаты инвестиций в производственную модернизацию и в инновационные проекты явятся важнейшим средством достижения экономического успеха в условиях глобализации экономики, основанной на новейших знаниях и научно-технических достижениях.

Для определения возможности МСП в получении кредитов в разных странах было проведено исследование по методике «Оценки рынка банковского кредитования» (the Bank Lending Survey - BLS), основанной на анализе количественных изменений в запросах предприятий на предоставление кредитов. В результате этих исследований выяснилось, что в конце 2008 и в начале 2009 г. в абсолютном большинстве стран резко снизились заявки от МСП на предоставление кредитов. В странах, не представивших сведений по методике BLS, в результате опросов выяснилось, что более 50% респондентов из среды МСП отмечают значительное ухудшение возможностей для получения кредитов за последние 12 месяцев. Оценивая поведение предприятий сектора МСП в кризисных условиях, связанное и с ухудшением доступа к финансовым ресурсам, можно отметить, что основная масса предпринимателей не намерена идти по пути увеличения балансовой задолженности даже при сокращении объёма продаж и увеличении неплатежей со стороны клиентов. В связи с высокой степенью неопределённости в будущем, ужесточением требований по предоставлению заёмных средств со стороны кредитно-финансовых институтов, такая реакция предпринимательства является наиболее рациональной.

Следует отметить, что предоставление кредитов для МСП связано с необходимостью выполнения множества обязательных условий, определяемых банками и финансовыми посредниками. Важнейшими из них являются стоимость привлечённых финансовых ресурсов и уровень процентных ставок, величина комиссионных сборов, разница между величиной запрашиваемого кредита и фактически предоставляемым займом, размер необходимого залогового обеспечения, срок действия кредита, длительность процедур по оформлению кредитов и мн. др. Во всех странах, осуществляющих оценку рынка кредитования по методике BLS, совершенно чётко проявилось ужесточение условий кредитования в банковской сфере для всех заёмщиков. Это нашло отражение в уменьшении размеров предоставляемых займов, в сокращении сроков кредитования и в увеличении гарантийных обязательств для всех категорий заёмщиков. Вследствие этого произошло значительное ухудшение условий доступа к финансовым ресурсам сектору МСП в большинстве стран. Таким образом, сектор МСП испытал двойной удар в связи со снижением деловой активности и вследствие ухудшения условий финансирования со стороны кредитно-финансовых институтов и посреднических организаций. Анализ показал, что малые и средние предприятия резко сократили свои инвестиционные программы, финансируемые за счёт заемных средств. До некоторой степени уменьшилась потребность малых и средних предприятий в оборотных средствах и в краткосрочных кредитах в связи с увеличением незавершённого производства и ростом складских запасов. По данным обследования, проведённого по инициативе OECD о влиянии мирового кризиса на МСП в разных странах, было установлено, что произошло резкое ухудшение финансового состояния МСП, приведшее к прекращению деятельности многих предприятий (Табл. 2.). Как видно из приведенных данных, в большинстве стран сектор МСП в значительной мере сократил свои запросы по предоставлению кредитов, при этом одновременно у предприятий возросли трудности с оборотным капиталом вследствие неплатежей. Все это привело к значительному сокращению количества предприятий в секторе МСП вследствие несостоятельности или банкротства, что особенно остро проявилось в Дании, Ирландии, Испании и Италии (Табл. 2.). Только в Венгрии, Южной Корее, Великобритании и США отмечается некоторое увеличение потребности в краткосрочных кредитах, тогда как в большинстве стран происходит сокращение запросов на предоставление долгосрочных кредитов.

К настоящему времени становится ясно, что сектор МСП столкнулся с новыми трудностями, связанными с недостатком ликвидности. При этом, в связи с отсутствием достаточных обоснований возможных прогнозов дальнейших путей развития экономической ситуации, существует большая неопределённость в объёмах кредитных потребностей МСП, приемлемых условиях заимствования и времени их возвратности.



Существует опасность, что увеличение объёмов кредитования сейчас, в случае продолжающего спада спроса и потребления, приведёт в недалёком будущем к чрезмерной задолженности. В такой ситуации хронический дефицит текущей ликвидности в скором будущем может привести к несостоятельности многих предприятий. В этих условиях банковское сообщество вынуждено пересмотреть стратегию поведения в связи с ограниченностью собственных капиталов и со стремлением инвесторов осуществлять свои вложения в акции тех финансовых институтов, которые обладают лучшей капитализацией. По мере ухудшения перспектив экономического развития, возрастает скептицизм всех участников финансового рынка. Это приводит к пересмотру стратегии деятельности всех финансовых институтов как в сторону ужесточения кредитной политики и сокращению объёмов предоставляемых заимствований, что отражается на ухудшении условий доступа МСП к финансовым ресурсам. В этой связи правительства многих стран предпринимают ряд мер, позволяющих облегчить доступ к финансовым ресурсам для предприятий сектора МСП.


2. Стратегия государственной поддержки МСП в условиях кризиса

В условиях кризиса многие страны принимают меры по усилению государственного влияния в экономике. В этой связи правительства предпринимают антикризисные программы, включающие комплекс экстренных мер по обеспечению финансовой помощи МСП, которые в основном сводятся к трём следующим направлениям:

- Поддержка уровня продаж и предотвращение истощения оборотного капитала предприятий сектора МСП на основе предоставления экспортных кредитов и гарантийных обязательств, облегчения налогового бремени и предоставления отсрочки по налоговым платежам, а также принятием мер по сокращению сроков платежей всеми партнёрами деловых отношений и обеспечению непрерывности денежных потоков;

- Облегчение доступа МСП к финансовым ресурсам, своевременное предоставление оборотных средств, реструктуризация кредитной задолженности, расширение схем предоставления гарантий и улучшение условий погашения действующих кредитов;

- Осуществление финансовой поддержки МСП в обеспечении реализации и завершения действующих инвестиционных и инновационных проектов, обладающих высокой коммерческой привлекательностью с целью обеспечения возможности в ближайшем будущем осуществить выход на рынок с новыми продуктами и услугами, обладающими повышенным спросом. Такая помощь осуществляется путём предоставления инвестиционных грантов, льготных кредитов и принятием мер по обеспечению ускоренной амортизации основных средств и целевым финансированием НИОКР. В обобщённом виде в таблице 3 приведён основной перечень важнейших мер финансовой поддержки МСП, применяемых в различных странах, участвующих в обследовании по методике BLS. Значительная часть из этих мер, ещё не получила практической оценки из-за ограниченного времени их применения и потому не может быть определена степень их эффективности. В целях облегчения доступа МСП к финансовым ресурсам в большинстве стран, нашли широкое применение комплексные мероприятия по либерализации существующих схем предоставления кредитных гарантий. Необходимо подчеркнуть, что эти меры могут помочь сектору МСП в решении их краткосрочных проблем, связанных с недостатком ликвидности. Однако в условиях дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации, эти меры смогут только отодвинуть на некоторое время проблему острого недостатка ликвидности.



Способность различных стран к преодолению кризисных явлений в значительной мере зависит от взаимодополняющего действия проводимой налоговой и денежно-кредитной политики. Многие страны недавно приняли пакеты антикризисных программ, в которых в разных соотношениях применены следующие три основных механизма подъёма деловой активности посредством:

- Стимулирования развития спроса и предложения (расширение потребительского рынка, совершенствование рыночной инфраструктуры, либерализация налоговой политики, развитие сферы социальных услуг и др.);

- Принятия активных мер по повышению кредитоспособности банковской сферы, включая реструктуризацию банковского капитала, сопровождаемую четкими правилами, обеспечивающими улучшение условий для финансирования МСП, а также предусматривающие предоставление банкам дополнительных государственных гарантий;

- Поддержки социально безопасного уровня занятости, когда правительства ряда стран выделяют субсидии предприятиям для обеспечения полной заработной платы сотрудникам предприятий при неполном рабочем дне.

- Реализации комплекса мероприятий по поддержке рынка труда (сокращение налога на фонд заработной платы и/или уменьшение взносов в фонды социального обеспечения, а также расширение временных программ помощи безработным, расширение сети центров профессионального обучения и переподготовки специалистов).

Из приведённых данных (Табл. 3.) видно, что абсолютное большинство стран сосредоточили своё внимание на создании и развитии системы гарантирования кредитов для МСП. Наиболее активно применяют широкий комплекс мер финансовой поддержки МСП такие страны как Италия, Франция, Нидерланды, Австралия и Канада.


3. Практические меры финансовой поддержки МСП

У правительств многих стран в кризисной ситуации, в условиях жесточайшего цейтнота и при отсутствии достаточной объективной информации для диагностирования проблем в экономике, не было возможности для выбора наиболее эффективных мер преодоления спада деловой активности. Это послужило основной причиной, препятствующей разработке и принятию адекватных мер, обеспечивающих эффективную поддержку МСП. Однако, несмотря на недостаточность информации об имеющихся трудностях в секторе МСП, всегда было понимание того, что в критической ситуации необходимо, прежде всего, принимать меры, способствующие улучшению финансового положения этого сектора экономики. К их числу относятся: предоставление государственных кредитных гарантий, выдача кредитов на более длительные сроки и предоставление отсрочек по их оплате. Эти меры отличаются широким разнообразием по условиям применения, размерам и целевому назначению для разных групп МСП. Сейчас нет возможности определить наиболее эффективные из ныне принимаемых мер. Однако из прошлого опыта известно, что меры по расширению системы гарантирования кредитов для МСП в большинстве случаев давали положительные результаты.

Программы предоставления государственных гарантий для кредитования МСП

Во многих странах широко практикуется расширенное применение различных схем предоставления государственных гарантий для обеспечения кредитования сектора МСП, включая даже непосредственное кредитование предприятий через различные государственные институты. Одной из важнейших причин, побудивших правительства принимать подобные меры в условиях кризиса, является нежелание банков предоставлять кредиты МСП из опасения ухудшения баланса между основным и оборотным банковским капиталом. Получило широкое распространение применение различных схем государственного гарантирования банковских кредитов для МСП, что является мощным инструментом финансовой поддержки этого сектора экономики. (Табл. 4.). Для стран - членов Европейского союза (ЕС), применение системы государственного гарантирования банковских кредитов для МСП было дополнительно расширено решением Европейской Комиссии о предоставлении им временных полномочий по привлечению субсидиарных гарантий и займов для инвестирования в сектор МСП. В связи с кризисом, во Франции была расширена норма гарантийного рискового покрытия кредитов для МСП до 90 % , по сравнению с прежней нормой, составлявшей 50-60%.




Увеличение ликвидности МСП путём улучшения доступа к кредитам

В условиях экономического кризиса в целях сохранения финансовой устойчивости банковской системы, правительствами многих стран была осуществлена реструктуризацию капиталов крупнейших частных банков с помощью крупномасштабных государственных финансовых вливаний. Однако, несмотря на это, кредитная политика банков весьма ужесточилась, что определённым образом повлияло на сокращение объёмов заимствования. Для смягчения негативных последствий мирового кризиса на деятельность МСП, связанных с сокращением объёма продаж, возрастанием неплатежей и ухудшением доступа к финансовым ресурсам, правительства многих стран используют два основных инструмента. Во первых, это создание и дальнейшее развитие различных схем по предоставлению кредитных гарантий для МСП или предоставление им прямых кредитов из государственного бюджета. Во втором случае, это применение организационных и правовых механизмов, обеспечивающих наложение дисциплинарных или других санкций, включая жесткий административный контроль деятельности тех банков, которые получили государственную финансовую помощь, однако уклоняющихся от предоставления кредитов сектору МСП (Табл. 5).



В особых ситуациях государство применяет специальные процедуры, обеспечивающие разрешение некоторых проблем, возникающих между отдельными МСП и банками в процессе предоставления запрашиваемых кредитов. В этой связи необходимо упомянуть о расширении деятельности институтов финансовых посредников, которые играют важную роль во взаимоотношениях предпринимателей и банков. С помощью посредников, выясняется сущность финансовых проблем, возникающих у предпринимателей и определяются наиболее реалистические пути и условия их решения с помощью тех или иных банковских структур.

В некоторых странах предпринимаются различные способы для увеличения собственного капитала предприятий сектора МСП. В их числе создания частно-государственных партнёрств (private-public partnerships – РРР) в Финляндии и осуществление специальных программ (в Австрии, Чили, Венгрии и Мексики), а также создание международных проектов, на подобие Венгеро-Японского Венчурного Фонда (the Japanese-Hungarian Venture Capital Fund). Как указывалось выше (табл. 3.), большинство из обследованных стран (18 стран) приняли решение о значительном расширении системы государственного гарантирования кредитов для МСП. Нужно подчеркнуть, что эти меры помогают малым и средним предприятиям решить их текущую проблему, связанную с недостатком ликвидности. Однако по мере ухудшения макроэкономической ситуации, такие меры могут только отсрочить порог несостоятельности. В других странах с целью решения долгосрочных проблем низкой эффективности или недостаточности собственного основного капитала предприятий сектора МСП достигается путём помощи предпринимателям в усилении денежного потока (оборота), путём самофинансирования или посредством привлечения дополнительных источников для формирования акционерного капитала. В число мер по поддержке уровня продаж, обеспечению непрерывности денежных потоков и предоставлению оборотных средств входит государственное стимулирование развития спроса путём расширения объёмов потребления посредством инвестиционных капиталовложений. В некоторых случаях это включает увеличение государственных расходов на здравоохранение, образование, технологическое перевооружение и развитие инфраструктуры. Предприятия сектора МСП, занятые в этих сферах деятельности могу получать прямую или косвенную государственную поддержку. Одним из эффективных и непосредственных способов улучшения финансового положения предприятий сектора МСП является обеспечение непрерывности денежных потоков, способствующих устойчивому пополнению оборотного капитала.

Устойчивый оборот денежных средств служит гарантией нормальной деятельности предприятий и основой для их дальнейшего развития. Правительства многих государств принимают ряд действенных мер по улучшению оборачиваемости денежных потоков, в том числе и путём ускорения амортизации инвестиционных капиталовложений. Так во Франции и в Германии были применены методики ускоренной амортизации основных средств, что позволило предприятиям сектора МСП снизить налоги на полученную прибыль. Для минимизации возможного истощения оборотного капитала предприятий сектора МСП некоторые страны применили ряд специальных мер по повышению ликвидности предприятий сектора МСП не прибегая к услугам кредитных организаций. В частности это достигается обеспечением устойчивости денежных потоков благодаря принятию законодательных мер по соблюдению финансовой дисциплины в отношениях между партнёрами (Табл. 6.).





Так во Франции принято правовое решение о сокращении отсрочек по обязательным платежам, а в Австралии, Венгрии, Италии, Нидерландах, Новой Зеландии и в Великобритании принято решение о сокращении возможных отсрочек платежей по государственным заказам. Например, в Великобритании максимальная отсрочка платежей по государственным заказам не может превышать 10 дней.

В целях улучшения финансового положения предприятий сектора МСП во многих странах предоставляются налоговые кредиты, скидки с налогов, отсрочки по уплате налогов, а также осуществляется полное или частичное возмещение затрат на завершённые инвестиционные проекты (Табл.7.). Например, Японское Правительство уменьшило с 22% до 18% ставку корпоративного налога для МСП с годовым оборотом до ¥8 млн. на два ближайших года. В Нидерландах была снижена ставка налогообложения с 23% до 20% на период 2009-2010 гг. для малых предприятий, годовая прибыль которых не превышает €200 тыс. В Канаде был повышен уровень доходов малых предприятий облагаемых по льготным налоговым ставкам. В Чехии , Франции и Испании в условиях кризиса принято решение о возмещении НДС немедленно или в течение одного месяца.

Поддержка экспортной деятельности

Многие страны активно вовлечены в международную торговлю и, таким образом, находятся в зависимости от конъюнктуры экспортных рынков. Как известно, сектор МСП является одним из ведущих и самых многочисленных участников экспортной деятельности, осуществляя производство и продажу продуктов и услуг в мировой торговой сети. В целях облегчения экономического состояния многих экспортно-ориентированных МСП, пострадавших от резкого падения объемов продаж на мировых рынках, а также для поддержания их ликвидности в случае задержки платежей по международным контрактам, правительства многих стран начали активнее использовать такие инструменты, как предоставление экспортных кредитов и расширение гарантийных обязательств (Табл.8.). Такие страны как Канада, Чили, Чехия, Дания, Мексика и Словения расширили рамки предлагаемых экспортных кредитов. Более энергично применяют механизмы страхования экспортных кредитов такие страны, как Германия, Люксембург, Новая Зеландия и Нидерланды. Для развития экспортных возможностей предприятий сектора МСП, правительство Мексики предоставляет инвестиционные кредиты для совершенствования производства новых товаров и услуг. Комплексные меры по повышению конкурентоспособности МСП на мировых рынках и по обеспечению их интернационализации в глобальной экономике осуществляют Австрия, Италия, Испания и др. страны. В условиях мирового кризиса, такие меры позволяют упрочнить экономическое положение действующих экспортёров и дают возможность для создания новых экспортно-ориентированных МСП.



Улучшение возможностей для реализации инвестиционных и инновационных проектов

Общее усложнение обстановки на финансовых рынках, привело к ухудшению притока венчурного капитала, что вызвало серьёзное замедление инвестиционных процессов в инновационной сфере. Предполагается, что уровень инвестиций, особенно в новые проекты продолжит снижаться в предстоящий период. В виду довольно пессимистичных перспектив экономического развития на ближайший и среднесрочный период, основанных на продолжающемся падении объёмов продаж, большинство МСП сократили объемы капиталовложений в инвестиционные проекты или вовсе отказались от их реализации. В этой связи, потребность в долгосрочном кредитовании инвестиционных и инновационных проектов значительно снизилась. Касаясь государственного вмешательства в деятельность рынка венчурных капталов, имеются большие сомнения, что предлагаемые меры, разработанные перед кризисом или во время его развития, будут достаточно адекватны складывающейся экономической ситуации. Правительства стран, заинтересованных в упрочнении своего положения на внутренних и международных рынках, активно содействуют улучшению финансирования венчурных и инновационных проектов. Это позволит ускорить продвижение на рынки новых продуктов и услуг, реализуемых с применением высоких технологий, и даст возможность активизировать процессы оздоровления национальных экономик. Сейчас трудно сделать обоснованные рекомендации о наиболее эффективных мерах государственной поддержки в этой сфере деятельности, но их результаты в полной мере проявятся в ближайшие годы.

В целях предотвращения потери конкурентных преимуществ в среднесрочном периоде предприятиями сектора МСП и для оказания им помощи в подготовке к возобновлению деловой активности на более высоком уровне после завершения кризиса, правительства некоторых стран приняли ряд решительных мер по укреплению их финансового состояния и/или по увеличению их производственных возможностей. В числе таких мер можно назвать налоговые льготы (США), предоставление специальных грантов (Германия) или целевых кредитов (Австрия, Чехия, Германия, Венгрия и Испания). Наконец в рамках ЕС были созданы специальные «Структурные Фонды» (Structural Funds), которые позволяли новым членам ЕС (Румынии и Чехии) получить определённую финансовую помощь для поддержки МСП, реализующих инвестиционные проекты в сфере приоритетных технологий. В целях оздоровления финансового состояния предприятий сектора МСП, отдельные государства обратились к таким инструментам как выпуск акций и помощь в создании венчурных фондов.


4. Предложения и рекомендации по осуществлению помощи МСП

Основываясь на прошлом опыте исследования кризисных ситуаций в разных странах, а также учитывая принимаемые правительствами меры по улучшению доступа предприятий сектора МСП к финансовым ресурсам в условиях экономического кризиса, экспертами ОЕСD предлагаются следующие рекомендации по оздоровлению условий деятельности сектора МСП:

1. В части улучшение финансовых потоков предлагается:

- Принять меры по улучшению финансовой дисциплины в отношениях деловых партнеров при одновременном обеспечении устойчивого денежного обращения, что будет способствовать финансовой устойчивости предприятий сектора МСП.

- Облегчить доступ предприятиям сектора МСП к оборотному капиталу путём ряда таких комплексных мер как ускорение амортизации, либерализация налогообложения, факторинг для дебиторской задолженности и другие способы снижения объёмов отсроченных платежей. Примером могут служить решения некоторых стран об ограничении отсрочки платежей по выполненным госзаказом, в частности, некоторые правительства сократили задержки оплаты по госзаказам до десяти дней.

- Содействовать увеличению ликвидности МСП путем своевременного предоставления кредитов и за счет налоговых послаблений, что будет способствовать оздоровлению предприятий. В этой связи, необходимо, чтобы принимаемые правительством меры по предоставлению государственных гарантий для кредитования МСП, сопровождались ускорением процедур по выдаче кредитов и смягчением условий кредитования.

- Использовать государственные заказы в качестве планомерного и систематического средства ресурсной поддержки, прежде всего, инновационных МСП, специализирующихся в НИОКР и в развитии новых производств (в сфере экологии, в энергетике и информационных технологиях, в переработке отходов и в ресурсосбережении).

2. Для облегчения возможности получения кредита предприятиям сектора МСП, предлагается:

- Расширить реализацию программ государственного гарантирования кредитов для МСП.

Эта мера широко используются во многих странах, при условии их адаптации к интересам банковского сообщества в части более привлекательного распределения рисков между государством и частными кредиторами;

- Содействие развитию институтов финансового посредничества, обеспечивающих взаимоприемлемое удовлетворение интересов МСП и банков в решении финансовых вопросов.

- Обеспечение постоянного мониторинга со стороны правительства за соответствующей деятельностью посреднических организаций и банков, получающих государственную финансовую поддержку в целях адекватной оценки состояния рынка кредитов, доступных для МСП.

3. Создание условий для поддержания инвестиционной активности:

- В целях предотвращения ухудшения условий финансирования венчурных фондов, приводящих к замедлению реализации венчурных проектов, правительствам необходимо принять ряд организационных и правовых мер, способствующих привлечению частного капитала в венчурные инвестиционные фонды, а также облегчить условия для выхода венчурных предприятий на первоначальное открытое размещение акций на рынке ценных бумаг (The Initial Public Offering - IPO);

- Государственные и общественные фонды могут оказать помощь в привлечении частного капитала в венчурные инвестиционные фонды из различных источников. Для этого правительствам можно рекомендовать активно расширять взаимодействие с международными организациями национальными союзами предпринимателей в целях создания и развития общественных акционерных фондов, которые могут оказывать финансовую поддержку частным венчурным инвестиционным фондам. Это ппредотвратит закрытие многих венчурных предприятий и будет способствовать дальнейшему созданию и развитию инновационных МСП.

- В условиях кризиса, руководители МСП нуждаются в квалифицированной консультационной помощи, особенно в сфере финансов. В целях повышения компетенции руководства МСП в вопросах финансирования, государство может оказать существенную помощь, реализуя комплекс программ по краткосрочному обучению предпринимателей и по созданию специализированных центров по оказанию деловых услуг.

4. Разработка национальных стратегий по развитию сферы деловых услуг с привлечением к взаимодействию общественных объединений МСП:

- Во время кризиса у руководителей МСП обостряется необходимость повышении компетентности во всех сферах финансовой деятельности предприятий. В этой связи правительство должно разработать и реализовать ряд краткосрочных программ по обучению финансовому менеджменту руководителей МСП, а также по созданию и развитию национальной системы по оказанию деловых услуг сектору МСП.

- Важное значение имеет активное привлечение общественные организации, представляющие интересы МСП, к участию в разработке и обсуждении любых мероприятий, касающихся предпринимательской деятельности. Правительственные организации должны постоянно обмениваться информацией и консультироваться с представителями МСП с целью возможности оценки влияния кризиса на этот сектор экономики, а также для определения эффективности государственных мероприятий и программ, направленных на поддержку МСП и повышение выживаемости предприятий в условиях кризиса.

5. Обеспечение своевременного и широкого распространение всей необходимой для МСП информации:

- Для помощи сектору МСП в противостоянии разрушительному воздействию финансово-ономического кризиса, правительству необходимо улучшить информационное обслуживание МСП о всех мероприятиях разрабатываемых и реализуемых государством в части улучшения взаимодействия с провайдерами бизнес-услуг и с ассоциациями предпринимателей. Это поможет улучшить деятельность национальных систем по оказанию деловых услуг для МСП, а также будет способствовать успешному проведению переговоров с банками и финансовыми посредниками и даст возможность быстрее решать проблемы с оборотом наличности.

- Необходимо регулярно доводить сведения об особенностях финансирования МСП в условиях кризиса. Результаты исследований по методике BLS отмечает большую значимость информации о всех возможных источниках финансовой поддержки МСП. Правительство должно обеспечить прозрачность всех условий предоставления банковских кредитов для МСП и регулярно осуществлять публикацию полной информации о структуре банковских кредитов для МСП с указанием величины выдаваемых кредитов в зависимости от размеров предприятий;

- Для обеспечения возможности правильного определения «экстраординарных» и «текущих» проблем сектора МСП в условиях кризиса с целью определения реальной ситуации на рынке МСП и для своевременного принятия решительных мер по устранению негативных явлений путём принятия «экстраординарных» мер. А также для контроля динамики изменения текущих проблем МСП, которые в последствии могу перерасти в экстраординарные проблемы. В этой связи, весьма полезной инициативой со стороны правительства явилось бы создание национальной системы наблюдения за изменениями условий финансирования МСП и разработка методов оценки состояния «Информационных табло контроля финансового положения МСП» (SME Financing SCOREBOARD), регулярно публикуемых в СМИ и в Интернете. Это позволит в реальном масштабе времени определять реальную ситуацию на рынке финансовых услуг МСП, а также даст возможность заблаговременно выявлять те негативные тенденции, которые в последствии могут привести к кризисным явлениям.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009