12.10.2009

Влияние мирового финансового кризиса на развитие предпринимательства в сфере аудиторской деятельности

В июне нынешнего года (2 – 4 июня 2009 года) в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Международной школой управления «Интенсив» РАГС прошла ежегодная X Всероссийская практическая консультационная конференция-семинар «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит в России - 2009». В период ее работы при поддержке организаторов Информационно-аналитическим Управлением Московского центра развития предпринимательства совместно с социологической службой «Кассандра» было проведено традиционное исследование методом анкетирования аудиторской общественности.

Актуальность проведения анкетирования усиливалась тем обстоятельством, что с 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Ряд его положений поэтапно вступают в силу в 2010 - 2011 гг. Принятие этого закона принципиально и резко меняет ситуацию в российском аудите: с 01.01.2010 г. отменяется лицензирование аудиторской деятельности, вводится обязательное членство в саморегулируемой организации аудиторов (СРО). В связи с этим, у аудиторов появилось множество вопросов, на которые в вышеприведенном законе нет четких ответов и среди них:

─ порядок «пересдачи» квалификационных экзаменов на квалификационный аттестат аудитора в упрощенном порядке;

─ ограничение возможности для осуществления профессиональной аудиторской деятельности в соответствии с ранее выданными (до 01.01.2011 г.) квалификационными аттестатами аудиторов;

─ формирование, наполнение и сохранность компенсационного фонда СРО, а также правила и условия осуществления выплат из него, гарантии возврата выплаченных средств;

─ возможность действительного, а не формального волеизлияния членов СРО (недопущение манипуляции их голосами);

─ перспективы создания и регистрации саморегулируемых организаций аудиторов;

─ пределы размеров «сборов» с аудиторов и аудиторских фирм (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и т.п.);

─ включение «затрат на членство в СРО» в себестоимость аудиторских услуг (взносы и т.п.);

─ влияние нового закона и мирового финансового кризиса на состояние и перераспределение рынка аудиторских услуг в целом по России и в регионах и др.

В опросе приняли участие преимущественно аудиторы – представители малого и среднего бизнеса, свыше 80% из которых имеют не менее, чем десятилетний стаж работы на рынке аудиторских услуг. 36% опрошенных представляли аудиторские фирмы из Москвы, а 64% опрошенных составили представители аудиторской общественности из регионов, в том числе примерно половина из них из городов/районов на территории Субъектов РФ. На вопросы анкеты отвечали владельцы (49%) аудиторских фирм и/или руководители высшего (33%) и среднего (17%) звена, а также индивидуальные аудиторы. Свое мнение выразили в подавляющем большинстве представители действующих на сегодня профессиональных объединений аудиторов, а также аудиторы (24%), не являющиеся членами таковых.

Далее приводятся полученные результаты исследования на прошедшей конференции, а также, для сравнения, итоги опросов на предыдущих форумах.

Разразившийся кризис, по мнению опрошенных аудиторов, оказал пагубное воздействие на функционирование рынка аудиторских услуг. По сравнению с прошлыми годами более, чем в два с половиной раза возросла доля ответов о том, что в условиях кризиса спрос на аудит падает (см. таблицу 1). В июне нынешнего года подобным образом оценили рынок 64% аудиторов.

Беспокоит аудиторскую общественность не только текущее снижение спроса на аудиторские услуги, но большая вероятность того, что эта неблагоприятная тенденция может носить долгосрочный период. Оценивая перспективы рынка на 2010 год, свыше половины респондентов (53%) ожидают снижение объемов. В прошлые годы (см. таблицу 2) доля подобных ответов встречалась почти в пять раз реже.





Аудиторы полагают, что происходящие ухудшения в аудиторской деятельности предопределены не только макроэкономическими кризисными процессами, но и проводимой в отношении аудиторов государственной политикой. Ею не довольно подавляющее большинство опрошенных – 87% (см. таблицу 3). Более того, растет число безоговорочных критических высказываний. Если в 2001-2003 годах ответ «нет» давали порядка 12-15%, то сегодня 47% респондентов, то есть втрое чаще.



Не добавил оптимизма аудиторам и вступивший в силу Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Только каждый пятый (22%) из опрошенных считает, что данный ФЗ отвечает потребностям развития российского аудита (см. таблицу 4) и будет эффективным в целом (21%) (см. таблицу 5). 18% данный закон устраивает частично, а 44% уверены, что новый закон не целесообразен.





Дискуссионной остается сама идея перехода аудиторов на принципы саморегулирования (см. таблицу 6). Так, по-прежнему, большинство аудиторов не верит в возможности влияния саморегулирования на расширение независимости аудиторской деятельности (на перемены в лучшую сторону в данном направлении рассчитывают 10%, а на перемены в худшую сторону – 49%). В достижение равенства возможностей в отстаивании интересов для всех аудиторов в саморегулируемых объединениях верят 14% опрошенных и не верят 47%. 40% респондентов полагают, что за счет саморегулирования не удастся решить проблему демпинга или «серого» аудита, а еще 28%, более того, не исключают усугубления данного явления на рынке аудиторских услуг. 79% аудиторов не верят в действенность саморегуляторов в вопросе урегулирования стоимости аудиторских услуг и 57%, наоборот, в этом числе рисуют негативные сценарии. Мало верят аудиторы в возможные благоприятные перемены и в сфере повышения квалификации аудиторов.

Единственно, где переход на саморегулирование может сказаться положительным образом – это контроль качества аудита. 29% опрошенных полагают, что здесь возможны перемены в лучшую сторону, а 25%, что в худшую сторону. В 2005 году соотношение было обратным. Тогда вторые преобладали над первыми в соотношении 25% к 13%.



Одним их оснований для отмеченного массового скептицизма является существующий опыт деятельности аудиторских профессиональных объединений. Как показал опрос, эффективной ее считают только 15%, а неэффективной 66% респондентов. Кроме того, пока только половина (48%) аудиторов высказывает мнение, что сегодня созданы объединения, отвечающие требованиям их включения в реестр СРО аудиторов согласно положениям закона №307-ФЗ.

Имеются и другие предубеждения против перехода на саморегулирование в аудиторской деятельности (см. таблицу 7). Они уже несколько лет являются не только устойчивыми, но и усиливающимися. Наиболее распространенными опасениями в 2009 году являются:

─ неконтролируемый рост членских взносов, выплат в компенсационный фонд и т.п. – 72% опрошенных;

─ лоббирование в СРО интересов узкой группы лиц – 65%;

─ устранение с рынка малого и среднего аудиторского бизнеса – 61%.

Существуют и иные достаточно распространенные суждения о том, с какими нежелательными последствиями могут столкнуться аудиторы с переходом, согласно ФЗ-307, на принципы саморегулирования.






© НП "Московский центр развития предпринимательства"