21.12.2009

Тенденции развития малого предпринимательства в сфере компьютерных и информационных технологий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИТ-ПРЕДПРИЯТИЙ

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИТУАЦИИ

3. ИЗМЕНЕНИЯ В БЛИЖАЙШИХ ТРЕХМЕСЯЧНЫХ ПЛАНАХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4. ПЕРЕЧЕНЬ ИССЛЕДУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


Введение

Развернувшееся обсуждение концепции модернизации актуализирует анализ ситуации, складывающейся с учетом воздействия кризисных факторов в одной из ключевых сфер экономики – в сфере разработки компьютерных и информационных технологий (ИТ). В этой связи, была произведена оценка развития малого предпринимательства, включенного в разработку и использование вычислительной техники и современных информационных технологий. Выводы делались на основе данных мониторинговых замеров малого бизнеса, проводимых в еженедельном режиме НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с окружными центрами с ноября 2008 года по настоящее время. Еженедельно опрашиваются порядка 150 «первых лиц» микро, малых и средних предприятий, накопивших разнообразным бизнес-опыт. В исследовании произведена оценка среднего значения показателей, рассматриваемых в мониторинге, по полугодиям (т.е. осредненная величина за 2 квартала). На диаграммах приведены квартальные значения показателей.

Проанализированный соответствующим образом статистический материал позволяет обобщенно указать на произошедший прогресс в деятельности рассматриваемой группы малых компаний во втором полугодии 2009 года. На это указывает ряд характерных изменений в оценках внешнеэкономических и внутрифирменных условий, в планах на ближайшую перспективу с трехмесячным горизонтом.


1. Внешнеэкономические условия для развития малых ИТ-предприятий

Опросы предпринимателей в третьем и четвертом (*) кварталах 2009 года демонстрируют нарастающий рост позитивных высказываний о состоянии делового климата (рис.1.1).

(*) в исследовании рассмотрен незавершенный четвертый квартал 2009 года - с октября по вторую ноябрьскую декаду, здесь и далее по тексту



Рассчитываемый обобщенный средний индекс «Внешние условия» во втором полугодии по сравнению первым вырос на 12,4%.

Данный индекс является среднестатистическим значением балансовой разницы в каждом из 7-ми показателей, характеризующих деловую среду для ведения бизнеса. В частности, изучаются:

- ценовое давление;
- надежность поставок со стороны поставщиков/контрагентов;
- изменение условий банковских договоров;
- задержки по проводкам платежей;
- возможности привлечения заемных средств;
- неплатежеспособность потребителей;
- прогнозы по дальнейшему изменению внешнеэкономических условий.

Каждый показатель измеряется по шкале «лучше; также; хуже», а балансовая разница берется между числом предприятий, у которых значение показателя улучшилось или не изменилось, и теми, у кого ситуация ухудшилась.

По пяти из перечисленных семи показателей во втором полугодии 2009 года зафиксирован явный позитивный рост.

Так, более обязательными стали контрагенты и ритмичнее стали поставки. На 9,6% (до 61,2% в среднем во второй половине года) увеличилось количество фирм, не сталкивавшихся с задержками поставок контрагентами.

Малый ИТ-бизнес меньше, чем до середины нынешнего года, стал беспокоиться по поводу роста, так называемых, «чужих цен» или цен от поставщиков/контрагентов. На рост закупочных цен указывали в первом полугодии года – 62%, а во втором – 51,6% предприятий. Кроме того, на 10% увеличилась доля фирм, работающих с поставщиками по стабильным ценам (рис.1.2).



Во втором полугодии снизилась доля предприятий, сталкивавшихся с задержками платежей покупателей (потребителей) производимой продукции. Количество компаний, у которых контакты с потребителями стали более предсказуемыми, увеличилось на 15,8% и составило 47,7%.

Предприятия реже стали жаловаться на задержки по проводкам платежей. Число таких фирм достигло 68% против 60,2% в первом полугодии.

Однако, в финансовой сфере есть и нежелательные явления для малого ИТ-бизнеса. Так, возросло число компаний (на 5,9%), испытывающих беспокойство по поводу существующих возможностей привлечения заемных средств, включая банковские кредиты, а доля фирм, увидевших новые возможности в осуществлении финансовых заимствований, осталась крайне малочисленной – на уровне 3% (рис.1.3).



Несмотря на отмеченные неблагоприятные явления во внешнеэкономической атмосфере, они не мешают предпринимателям высказывать оптимистические прогнозы о дальнейшем изменении делового климата. Количество руководителей фирм, которые считают маловероятным возможное ухудшение условий для своих предприятий, возросло на 9,8% и почти уравнялось с пессимистами, доля которых снизилась с 49,7% в первой половине года до 38,8% в среднем во втором полугодии (рис.1.4.).




2. Характерные изменения во внутрифирменной ситуации

Результаты мониторинга в третьем и четвертом кварталах продемонстрировали позитивный рост во внутрифирменном положении дел в анализируемой группе предприятий. Рассчитываемый среднестатистический индекс «Внутрифирменная ситуация» во втором полугодии приподнялся на 8,0% и достиг величины в 129,6 пунктов (рис.2.1.).



Индекс является среднестатистическим значением, высчитываемым по величинам балансов 7-ми показателей, характеризующих, в частности:

- изменения в объемах продаж и выручке;
- затраты на производство;
- текущая ценовая политика;
- денежная самообеспеченность;
- изменение численности работников за время кризиса;
- привлечение/сокращение персонала за неделю;
- фонды оплаты труда.

Показатели измеряются по шкале - «лучше; также; хуже». По каждому из них высчитывается балансовая разница между числом предприятий, у которых значение показателя стало лучше или не изменилось, и теми, у кого произошли неблагоприятные изменения. По пяти из семи приведенных показателей во втором полугодии произошли благоприятные перемены.

Анализ опросной статистики свидетельствует, что предприятия продолжают сталкиваться со снижением объемов продаж произведенной продукции и выручки. Во втором полугодии об этом свидетельствуют практически на двух из трех предприятий (64,0%) и их численность возросла на 11,2%.

В качестве меры по противодействию этому нежелательному явлению, ИТ-предприятия активнее стали практиковать переход на реализацию продукции по сниженным ценам. Доля фирм, уменьшивших собственные цены, возросла на 11,6% и составила 19,6%, а наращивающих продажную цену, сократилась на 3,8% до 27,5%. Подавляющей части (каждому второму) предприятий удается реализовывать свою продукцию по неизменным отпускным ценам (рис.2.2.).



Снизить собственные цены стало возможным благодаря снижению затрат на производство и разработки. По итогам первого полугодия свидетельства об увеличении себестоимости продукции поступали от 53,4% предприятий, а во втором полугодии – от 36,6% фирм. Кроме того, на 21,7% возросла доля компаний, которым удалось не увеличивать производственные затраты (рис.2.3.).



Предпринятые предприятиями в ИТ-секторе шаги позволили противодействовать развитию неблагоприятных процессов, но, тем не менее, не во всем содействовали укреплению собственной денежной самодостаточности. Во второй половине года число малых фирм, у которых с денежным обеспечением стало хуже, пополнилось на 8,9%, а их доля достигла 44,5% вместо 35,6% в первом полугодии. Одновременно, увеличилась на 6,7% (с 35,6% до 42,3%) численность предприятий, сумевших, несмотря на кризис, сохранить свои финансовые резервы (рис.2.4.).



Благодаря стабилизации финансового самообеспечения, возросшему на 10% числу предприятий (их доля составила во втором полугодии 62,8%), малому бизнесу удалось оставить неизменными фонды оплаты труда. Количество ИТ-фирм, сталкивающихся с истощением фондов оплаты, практически не изменилось: в первом полугодии таковых насчитывалось 25,8%, а во втором – 23,2% (рис. 2.5).

Стабилизация денежных средств, выделяемых на зарплату и другие выплаты сотрудникам, повлияла на рост постоянства кадрового состава предприятий. Доля таких фирм, по-прежнему, продолжает преобладать, и во втором полугодии достигла 65,6% против 60,8% в первой половине нынешнего года.




3. Изменения в ближайших трехмесячных планах предприятий

Появление отмеченных ранее признаков стабилизации по ряду показателей с большой вероятностью привели к позитивному росту индекса «Трехмесячные планы». Данный индекс во втором полугодии прибавил 15,5% и достиг величины в 134,4 процентных пунктов (рис.3.1.).



Индекс «Ближайшие планы» определяется по 4 показателям, характеризующих, в частности, намерения по расширению масштабов деятельности; изменению кадрового состава; по инвестиционному поведению и ценовой политике.

Во втором полугодии ближайшие кадровые планы предприятий подверглись кардинальному пересмотру в сторону их увеличения. Почти втрое сократилась доля фирм, ориентирующихся на сокращение кадрового состава. В первой половине года таковых насчитывалось 21%, а во второй половине – только 7,5%. На 13% (до 40%) увеличилось количество предприятий, намеренных сохранить существующий персонал. Наконец, каждое третье предприятие (35,5%) во втором полугодии высказало потребность в привлечении новых кадров (рис 3.2.).



Расширительные кадровые планы коррелируют с устойчивыми и усилившимися намерениями по наращиванию производственной деятельности. В эту группу входит 64,5% предприятий: 30,5% (прирост 2,5%) готовятся к расширению производства, а 34% (прирост 6,5%) - к поддержанию производственных показателей на существующем уровне.



Более сдержанной ожидается ценовая политика ИТ-предприятий. Баланс между предприятиями, намеренных придерживаться существующих цен или их снижать, и теми, которые планируют их увеличивать, во втором полугодии практически обнулился. Тех и других насчитывается по 38,0%. В этом ценовая ситуация кардинально отличается от той, которая была свойственна для первой половины года. Тогда вторая труппа фирм на 16,5% преобладала над первой, в соотношении 41,5% к 25,0%. Кроме того, если анализировать только подвыборку предприятий, которые планируют кадровые изменения, то и здесь тоже просматриваются явные позитивные симптомы. Баланс в первой половине года в пользу вовлечения в сферу ВТ и ИТ - технологий новых кадров увеличился с 11% до 28% (35,5% имеют намерения нанимать работников, а 7,5% - сокращать их).

Незначительно изменились во втором полугодии инвестиционные планы. Предприятия, настроенные на привлечение кредитных ресурсов и инвестиций, преобладают во второй половине года над фирмами, не имеющих таких планов, в соотношении 47% к 30,5%. Подводя итоги мониторинга в целом, можно констатировать, что для второй половины года свойственен рост сводного индекса предпринимательской активности. Он достиг 124,1 единицам, что на 12,0 процентных пункта больше, чем было зафиксировано в первом полугодии нынешнего года (рис.3.4.).



Индекс предпринимательской активности является агрегированным значением проанализированных выше изменений различных сторон деятельности малого бизнеса в сфере высоких технологий. Как было показано, оценка производится на основе упоминавшихся восемнадцати показателей. Он может принимать значения от 0 до 200. Нулевое значение возможно в том случае, если во всех опрашиваемых предприятиях наличествуют только негативные изменения, 100 - при равновесии между положительными и отрицательными изменениями, 200 - при всеобщем благополучии. Приведенная величина индекса получилась и в первом, и во втором полугодии выше 100 пунктов, что означает преобладание позитивных тенденций над негативными, а его повышенное значение во втором полугодии свидетельствует о наращивании позитивного потенциала малого высокотехнологичного бизнеса.

4. Перечень исследуемых показателей

1. ценовое давление;
2. надежность поставок со стороны поставщиков/контрагентов;
3. изменение условий банковских договоров;
4. задержки по проводкам платежей;
5. возможности привлечения заемных средств;
6. неплатежеспособность потребителей;
7. прогнозы по дальнейшему изменению внешнеэкономических условий;
8. изменения в объемах продаж и выручке;
9. затраты на производство;
10. текущая ценовая политика;
11. денежная самообеспеченность;
12. изменение численности работников за время кризиса;
13. привлечение/сокращение персонала за неделю;
14. фонды оплаты труда;
15. кадровая политика предприятия на ближайшие 3 месяца;
16. планы по расширению производства на ближайшие 3 месяца;
17. планы по привлечению заемных средств на ближайшие 3 месяца;
18. ценовая политика предприятия на ближайшие 3 месяца.


© НП "Московский центр развития предпринимательства"