21.12.2009

Развитие магазинов шаговой доступности г. Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса

(по данным мониторинга с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года)

Содержание

1. Введение
2. Изменение основных показателей деятельности магазинов шаговой доступности под влиянием мирового финансово-экономического кризисa
2.1. Динамика балансовых подиндексов и индекса предпринимательской активности
2.2. Динамика балансовых подиндексов, характеризующих изменение внутрифирменных показателей
2.3. Динамика балансовых подиндексов, отражающих изменения в оценках состояния внешней деловой среды
2.4. Балансовые подиндексы, отражающие плановые намерения МШД на предстоящий трехмесячный период
3. Перечень рассматриваемых показателей

1. Введение

В отчете представлены сведения и комментарии к ежемесячным изменениям бизнес-процессов в торговых заведениях, созданных малым бизнесом в рамках реализации программы развития магазинов шаговой доступности, произошедших с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года.

Мониторинг был организован НП «Московский центр развития предпринимательства» (МЦРП) и проводится при участии ТЦРП всех городских Округов в еженедельном режиме (объем недельной выборки – 100 магазинов). При этом НП «МЦРП» осуществляет методотологическое руководство и аналитическую обработку совокупности полученных материалов. ТЦРП осуществляют анкетирование представителей магазинов шаговой доступности.

Накопленная совокупная база данных с начала мониторинга – 5216 магазинов. Обобщение текущих результатов проводилось Информационно-аналитическим управлением МЦРП. Итоговые промежуточные материалы представлялись в текущем режиме для ознакомления предпринимательской общественности и других заинтересованных лиц в разделе «Мониторинг финансового кризиса» Интернет-ресурса Портала «Аналитика малого бизнеса» (www.giac.ru).

Мониторингом были охвачены микро-, малые и средние торговые заведения, обладающие разнообразным стажем предпринимательской деятельности. Характеристики показателей деятельности давались преимущественно «первыми лицами» предприятий – владельцами (совладельцами), директорами и/или их заместителями предприятий. Распределения предприятий по размерам и стажу деятельности приводятся далее.

Распределение магазинов по численности сотрудников:

Микро – 75,4%, из них:

- с численностью сотрудников от 1 до 5 человек – 35,9%
- с численностью сотрудников от 6 до 15 человек – 64,1%

Малые – 23,9%

Средние – 0,7%

Распределение магазинов по стажу деятельности:

До 1 года - 10,0%
2-3 года - 25,4%
От 4 до 10 лет - 47,8%
Более 10 лет - 16,8%

Особенностью данного исследования является то, что исследуются в основном реально действующие, относительно кризисоустойчивые магазины, 64,6% которых действуют более 4 лет. Таким образом, из анализа фактически исключены убыточные и ликвидированные магазины шаговой доступности, а также магазины, находящиеся в стадии формирования.


2. Изменение основных показателей деятельности магазинов шаговой доступности под влиянием мирового финансово-экономического кризиса

2.1. Динамика балансовых подиндексов и индекса предпринимательской активности

В обобщенном виде функционирование магазинов шаговой доступности (МШД) описывается посредством трех комплексных индексов, рассчитываемых по показателям, описывающим внутрифирменную и внешнеэкономическую ситуацию, а также ближайшие плановые намерения. Все вместе отражается в агрегированном индексе «Торговая активность» (см. данные таблицы 1 и пояснения к ней).



Примечание:

ИВНУ – Балансовый комплексный индекс, характеризующий изменения во внутрифирменной ситуации. Индекс «Внутрифирменная ситуация» является усредненным значением ШЕСТИ, используемых в мониторинге, отдельных показателей.

ИВНЕ – Балансовый комплексный индекс, характеризующий изменения внешнеэкономической ситуации для ведения торгового бизнеса. Индекс «Внешние условия» является усредненным значением ШЕСТИ отдельных показателей.

ИПЛ – Балансовый комплексный индекс, характеризующий изменения плановых трехмесячных намерений. Балансовый индекс «Планы» рассчитывается на основе ЧЕТЫРЕХ показателей.

ИТА – Индекс торговой активности. Он является агрегированным показателей анализируемых частных и комплексных индексов (16 показателей). Он может принимать значения от 0 до 200. Нулевое значение возможно в том случае, если во всех опрашиваемых магазинах наличествуют только негативные изменения, 100 - при равновесии между положительными и отрицательными изменениями, 200 - при всеобщем позитивном состоянии.



Приведенные в таблице №1 индексы, за крайне редким исключением, имеют значения, превышающие уровень в 100 единиц. Это свидетельствует о некотором доминировании в магазинах благоприятных процессов. Однако, далеко не все конкретные показатели соответствуют такому благоприятному фону.

Балансовый комплексный индекс «Внутрифирменная ситуация» (ИВНУ), как выше было показано в таблице №1, за год ни разу не опускался в зону отрицательных значений. Тем не менее, отдельные показатели, описывающие ситуацию внутри магазинов, вели себя не одинаково.


2.2. Динамика балансовых подиндексов, характеризующих изменение внутрифирменных показателей

В мониторинге используются шесть измерителей внутрифирменной ситуации МШД: объемы продаж, выручка; торговые издержки, себестоимость; цены реализации; фонд оплаты труда; численность персонала и обеспеченность собственными денежными средствами (см. таблицу №2).



Высокий уровень по ИВНУ достигается благодаря относительно более благоприятным значениям оценок состояния кадрового состава, денежной самодостаточности, в том числе фондов оплаты труда. По этим измерителям мониторинг в течение года фиксировал нахождение выше «нулевого уровня». Наиболее лучшим образом складывалась ситуация с кадровым составом, благодаря тому, что большинству из МШД (в целом по базе мониторинга на уровне 70%) удалось сохранить кадровый состав. Часть магазинов (порядка 5%) преумножила численность. С необходимостью процедуры вывода сотрудников за штат столкнулось порядка 20% магазинов. Однако, в начале года кадровая ситуация была лучше, чем в ноябре месяце (157,2 к 142,3 пунктам, соответственно).

Выше среднего было значение индекса «Фонд оплаты труда». В более 60% магазинов фонды стимулирования были стабильными. Однако к концу года возможности для поощрения сотрудников заметно исчерпались. В начале 2009 года индекс имел значение 163,3 пункта, а в ноябре – 130,9 единиц.



В благоприятной зоне, за редким исключением, находилось значение показателя «Обеспеченность собственными денежными средствами». Магазины, у которых денежная самообеспеченность была стабильной или даже упрочилась, несколько преобладали над теми МШД, где денежная база сузилась (43,2% к 38,8%, соответственно). В ноябре нынешнего года значение данного индекса продолжает отставать от прошлогоднего (106,3 пункта к 118,8, соответственно).



Оценки по объемам продаж, издержкам и ценам практически весь год держались ниже «нулевого уровня» или «уровня – 100». Тем не менее, по этим показателям имеет место нарастающая позитивная динамика.

БИ «Торговые издержки» год назад находился на уровне 68,3 пункта, в ноябре 2009 года достиг величины в 103,0 единиц. Несмотря на это, остаются все еще многочисленными МШД, где затраты на продажи и себестоимость увеличиваются (43,3% в ноябре 2009 года).

В 9 из 13 месячных точек мониторинга в зоне неблагоприятных значений находился БИ «Объемы продаж». В целом по накопленной базе магазинов это означает, что свыше половины заведений торговли столкнулись и продолжают сталкиваться с падением объемов продаж. Более того, через год не удалось достичь изначального уровня в 115,9 пунктов. В ноябре нынешнего года была зафиксирована величина данного балансового индекса в 104,0 пункта.



По истечении года произошли позитивные ценовые сдвиги в магазинах. В ноябре 2008 года БИ имел значение 98,1 пунктов. В нынешнем ноябре – 122,1 единиц. Это свидетельствует о том, что постепенно сокращается число торговых точек, которые стоят на пути увеличения цены продаж. Год назад так делали 49,3% точек торговли, сегодня – 35,3%.




2.3. Динамика балансовых подиндексов, отражающих изменения в оценках состояния внешней деловой среды

Имеется своя специфика в динамике показателей, характеризующих деловую атмосферу (ИВНЕ). Для изучения состояния внешнеэкономической среды в регулярном режиме представителями магазинов оценивались: изменение ценового поведения и обязательность деловых партнеров/контрагентов; отношения с банками, в том числе стабильность проводок платежей; возможности для внешних заимствований денежных средств, а также общий сценарий изменения условий для ведения торговой деятельности (см. таблицу №3).



Позитивный уровень, то есть его нахождение выше «уровня 100», балансового индекса «Внешние условия» был обеспечен благодаря относительно более высоким оценкам состояния взаимоотношений МШД с банками и контрагентами.

После имевших место в начале кризиса проблемных ситуаций с проводками платежей, задержки по проводкам в осенние месяцы стали довольно редким явлением. БИ поднялся до уровня выше 160 единиц. В частности, в октябре и ноябре 2009 года не сталкивались с подобными явлениями почти 80% магазинов. Реальные проблемы были только у 4-6% заведений торговли. Для сравнения нужно сказать, что год назад столкнулись реально с задержками платежей свыше 20% (21,8%) торговых точек.



В течение года относительно благоприятными (БИ держался в зоне позитивных значений) были договорные отношения с банковскими учреждениями. Это означает, что доля магазинов, которые не указывают на перемены в договорных отношениях с банками, преобладает. В конце года переделывать кредитные договора пришлось только 2-3% магазинов. Год назад торговых заведений, оказавшихся в такой ситуации, было гораздо больше – 13,9%. В ноябре нынешнего года соответствующий балансовый индекс поднялся на уровень выше 120 единиц.

За год явно повысилась обязательность поставок со стороны контрагентов. Если в ноябре 2008 года значение данного БИ составило 100,9 пунктов, то во второй половине 2009 году – держалось устойчиво на высоте выше 140 пунктов. Этому состоянию характерна ситуация, когда почти 70% магазинов с задержками поставок со стороны контрагентов не сталкиваются совсем. Еще порядка 20% торговых точек вынуждена держать этот вопрос под контролем, то есть им приходится подстраховываться от подобных попыток. Случаи практической необязательности партнеров по торговой деятельности имеют место и на них сегодня указывают порядка 7% МШД.

В неустойчивой зоне находится показатель «Возможности привлечения заемных средств». С момента начала кризиса и до середины 2009 года значение данного БИ располагалось ниже уровня в 100 пунктов. Позже произошли некоторые благоприятные перемены и БИ перешагнул отметку «уровень 100». В ноябре 2009 года 35,3% магазинов считают, что условия для привлечения заемных средств были стабильными или улучшались. На ухудшение условий финансовых заимствований указывают 24,9% заведений торговли.



Постепенно между магазинами и контрагентами нормализовалась ситуация с закупочными ценами. БИ вырос в ноябре нынешнего года к ноябрю прошлого года на 122%. Однако, значение балансового индекса все еще остается ниже уровня в 100 единиц и остановилась в ноябре нынешнего года на отметке 81,6 пунктов. В этом месяце более половины магазинов (56,2%) продолжали сталкиваться с фактами удорожания закупаемой продукции.


2.4. Балансовые подиндексы, отражающие плановые намерения МШД на предстоящий трехмесячный период

Наконец, имеет место позитивная динамика в ожиданиях по изменению деловых условий для функционирования МШД в целом. В начале кризиса не видели оснований для их улучшения в более половины магазинов (54,5%), а рассчитывали на лучшее – только 21,8% торговых точек. Через год ситуация стала менее напряженной и оптимистические настроения стали встречаться несколько чаще: в соотношении 42,3% «оптимистов» к 39,6% «пессимистов» в текущем ноябре.



Имеется своя специфика в оценках, на основе которых подсчитывается комплексный подиндекс «Трехмесячные планы» (ИПЛ) (см. таблицу №4).



Значения балансовых индексов, образующих ИПЛ, держались весь год в благоприятной зоне, но обеспечено это было, прежде всего, благодаря высоким намерениям по расширению деятельности и кадровой политики.

Балансовые индексы «Расширение деятельности» и «Кадры» длительное время находятся на уровне в 150 пунктов. Это значит, что доля магазинов, не намеренных сворачивать деятельность (не сокращать работников) или ее расширять (привлекать кадры), намного превышает долю тех заведений торговли, где намечается сворачивание торговли и сокращение персонала.

Косвенным подтверждением твердости намерений по активизации торгового предпринимательства являются высказывания о ближайших планах по привлечению кредитных ресурсов и/или инвестиций. Через год соответствующий БИ вернулся к уровню прошлогоднего значения и остановился на отметке в 105 пунктов, когда доля магазинов, намеревающихся делать внешние заимствования, начинает преобладать.



Постепенно нормализуется ближайшая ценовая политика, в том смысле, что она становится более умеренной. Год назад насчитывалось гораздо больше магазинов, которые не видели выхода из создавшегося положения кроме, как через повышение цен. БИ в ноябре прошлого года имел значение лишь 69 пунктов. Сегодня он улучшился на 31,9% и поднялся до уровня в 91 пункт. Тем не менее, БИ продолжает оставаться в зоне относительно неблагоприятных явлений, так как имеется еще немало магазинов, сориентированных на пересмотр собственных цен в сторону увеличения.

Итак, в целом индекс торговой активности (ИТА) увеличился через год на 10,8% и поднялся на уровень в 121,0 пунктов. Это произошло преимущественно из-за улучшения в восприятии складывающейся деловой атмосферы и не угасшего планового оптимизма. Однако то и другое пока, скорее всего, следует рассматривать в качестве потенциальных факторов для улучшения ситуации непосредственно внутри магазинов, которая через год еще не дотягивает по анализируемым показателям до изначального уровня.


3. Перечень анализируемых показателей

1. Объемы продаж, выручка;
2. Торговые издержки, себестоимость;
3. Цены реализации;
4. Фонд оплаты труда;
5. Численность персонала;
6. Обеспеченность собственными денежными средствами;
7. Изменение ценового поведения;
8. Обязательность деловых партнеров/контрагентов;
9. Стабильность проводок платежей;
10. Возможности внешних заимствований денежных средств;
11. Изменение условий договоров с банками;
12. Планы по расширению торговли на ближайшие три месяца;
13. Ценовая политика на ближайшие три месяца;
14. Кадровая политика на ближайшие три месяца;
15. Внешние заимствования на ближайшие три месяца;
16. Индекс торговой активности.


© НП "Московский центр развития предпринимательства"