перевозка химических грузов цистернами

22.12.2009

Анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г. Москвы по данным официальной статистики (2005 - 2009 гг.)

Содержание

Введение

1. Совокупность микро и малых предприятий
1.1. Количество предприятий
1.2. Численность занятых работников и оплата труда
1.3. Оборот организаций
1.4. Инвестиции в основной капитал
2. Малые предприятия (без учета микропредприятий)
2.1. Количество предприятий
2.2. Численность занятых работников и оплата труда
2.3. Оборот организаций
2.4. Инвестиции в основной капитал
3. Сравнительный анализ показателей деятельности микро и малых предприятий
4. Выводы

Приложение 1. Основные показатели деятельности микро и малых предприятий
Приложение 2. Основные показатели деятельности средних предприятий

Cписок условных сокращений

- ИАУ НП «МЦРП» - Информационно-аналитическое управление Некоммерческого партнерства «Московский центр развития предпринимательства»;
- ИП - Индивидуальные предприниматели;
- Росстат - Федеральная служба государственной статистики РФ.


Введение

В данной работе проведено исследование совокупности предприятий малого бизнеса г. Москвы с численностью работников от 1 до 100 человек включительно, а также отдельной группы малых предприятий без учета микропредприятий, т.е. с численностью работников от 15 до 100 человек включительно.

Данное разграничение обусловлено вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которым были введены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по средней численности работников за предшествующий календарный год:

- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;- от 16 до 100 человек включительно для малых предприятий; - до 15 человек включительно для микропредприятий.

Отдельно также рассматривается деятельность индивидуальных предпринимателей. Таким образом, была выделена новая, ранее формально ненаблюдаемая группа микропредприятий, по которой данные официальной статистики за период ранее 2008 года отсутствуют. В связи с заменой для этой группы ежеквартальной статистической отчетности на ежегодную, начиная с января 2008 года, Федеральная служба государственной статистики РФ публикует ежеквартальную информацию о деятельности только группы малых предприятий с численностью работников 16-100 человек включительно без учета микропредприятий. Т.е. произошел переход от ежеквартального статистического наблюдения за деятельностью всей совокупности микро и малых предприятий к ежегодному. На сегодняшний день данные о деятельности всей совокупности микро и малых предприятий доступны по состоянию на 1 января 2009 года.

Введенная 209-м Федеральным законом новая схема статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства существенно затруднила анализ общего количества микро и малых предприятий в сравнении с предыдущими периодами до 2008 года.

Оценить динамику показателей деятельности совокупности микро и малых предприятий на основании ежеквартально публикуемых данных о деятельности только малых предприятий без учета микропредприятий затруднительно, так как по данным официальной статистики эта группа формирует в г. Москве только 13-15% всей совокупности микро и малых предприятий.

Другая особенность статистических наблюдений возникла после принятия Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Помимо количественных критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по средней численности работников данное Постановление ввело и экономические, что также косвенно повлияло на динамику рассматриваемых показателей.

Необходимо также отметить процесс «миграции» статуса предприятия, т.е. реорганизация бизнеса в качестве малого, среднего или микропредприятия, индивидуального предпринимателя. На этот процесс существенное влияние может оказывать изменение налогового законодательства, в частности совершенствование упрощенной системы налогообложения в части увеличения предельного размера годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. при переходе на данную систему и с 20 млн. до 60 млн. руб. при утрате права на применение указанной системы. Воспользоваться упрощенной системой налогообложения могут предприятия с численностью работников до 100 человек, т.е. под это ограничение не попадают средние предприятия.

В связи с нестабильными внешними экономическими условиями на фоне финансово-экономического кризиса провести прогнозную оценку показателей деятельности микро и малых предприятий г. Москвы на среднесрочный период затруднительно. В данной аналитической работе представлен прогноз динамики развития сектора малого бизнеса на 2009 год, однако он является оценочным и может подлежать дальнейшей корректировке с учетом изменения внешних факторов и поступления актуальной информации от органов государственной статистики.

Все финансово-экономические показатели в работе приведены в номинальных ценах, если не указано иное.


1. Совокупность микро и малых предприятий

1.1. Количество предприятий

По данным официальной статистики на 1 января 2009 года в г. Москве насчитывалось 217,5 тыс. микро и малых предприятий, что на 1,4% больше, чем на 1 января 2008 года. По предварительной оценке общее прогнозное количество микро и малых предприятий г. Москвы по итогам 2009 года оценивается на уровне 225,3 тыс. единиц (рис. 1 ). Количество малых предприятий г. Москвы за 2005 год приведено по уточненным данным Росстата.



На протяжении 2005-2008 гг. количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) непрерывно росло стабильными темпами. Примечательно, что в 2008 году этот рост не прекратился, чего можно было ожидать в связи с негативными последствиями начавшегося во второй половине 2008 года финансово-экономического кризиса. Данный факт говорит о достаточной устойчивости сектора малого бизнеса и позволяет прогнозировать на 2009 год рост количества микро и малых предприятий. Начиная с 2008 года органы официальной статистики публикуют информацию о количестве индивидуальных предпринимателей (ИП), прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию).

По данным официальной статистики на 01.10.2009 года количество ИП, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) составило 159,4 тыс. единиц. Таким образом, рост количества ИП, наблюдаемый в 2008 году, продолжился в 2009 году и за 9 месяцев составил 14,5 тыс. ед. (10%) относительно начала года (рис. 2). Это может свидетельствовать не только о создании новых ИП, но и об активном процессе миграции статуса субъекта малого предпринимательства.



Таким образом, общее количество субъектов малого предпринимательства в г. Москве (т.е. микро, малых предприятий и ИП) на 1 января 2009 года по данным официальной статистики можно оценить в 362,4 тыс. единиц (рис. 3).

По сравнению с 1 январем 2008 года количество субъектов малого предпринимательства г. Москвы выросло на 24 тыс. единиц или на 7,1%. Рост в основном происходил за счет увеличения количества ИП.



Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на финансово-экономический кризис, общее количество микро и малых предприятий г. Москвы по итогам всего 2008 года не только не сократилось, но и выросло на 1,4%. Более того, отмечен существенный (почти на 17%) рост количества ИП в течение всего 2008 года, за счет которого произошел прирост общего количества субъектов малого предпринимательства (совокупности микро, малых предприятий и ИП) на 7,1%.

Как ожидается, рост количества субъектов малого предпринимательства продолжится и в 2009 году, во многом за счет создаваемых новых ИП.


1.2. Численность занятых работников и оплата труда

По данным официальной статистики на 1 января 2009 года общая численность занятых на микро и малых предприятий г. Москвы работников составила 2034,7 тыс. человек (рис. 4), 1864,4 тыс. или 91,6% из которых – работники списочного состава (т.е. без учета внешних совместителей и работников, выполнявших работы гражданско-правового характера).

Таким образом, за период 2008 года по данным Мосгорстата списочная численность работников малых и микропредприятий г. Москвы выросла на +23,1 тыс. человек, но при этом общее количество работников сократилось на -11,5 тыс. человек. Во многом это объясняется текущим финансово-экономическим кризисом, в условиях которого предприниматели стараются сокращать, прежде всего, временных и внештатных сотрудников, а не постоянных работников, а также постепенно возвращаются к практике сокрытия реального количества работников с целю минимизировать налоговые издержки.

По предварительной оценке общая численность работников микро и малых предприятий г. Москвы по итогам 2009 года составит порядка 2122 тыс. человек.



Сокращение общей численности работников малых и микропредприятий в 2008 году также компенсируется ростом количества работников у индивидуальных предпринимателей (ИП). По оценочным данным в 2008 году количество работников у индивидуальных предпринимателей выросло на 84 тыс. человек (из расчета увеличения за год количества ИП на 21 тыс. единиц)(по данным исследований на 1 ИП работает 4 человека (сам предприниматель и 3 наемных работника). Более того, по итогам 9 месяцев 2009 года оценочное количество работников на ИП выросло не менее чем на 58 тыс. человек.Общая численность работников субъектов малого предпринимательства г. Москвы на 1 января 2009 года оценивается в 2,6 млн. человек.

В среднем по данным официальной статистики на 1-ом предприятии сферы малого бизнеса в 2008 году (подразумеваются малые предприятия с учетом микропредприятий) работало 9 человек, этот показатель практически не изменялся на протяжении последних нескольких лет.

Мосгорстат не опубликовал данные о фонде заработной платы по совокупности микро и малых предприятий в 2008-2009 годах. На рис. 5 представлена динамика данного показателя за 2005-2007 гг.



На основании фонда заработной платы можно оценить уровень заработной платы работников микро и малых предприятий г. Москвы (средняя сумма показателя на 1 работника в месяц). В 2007 году в среднем заработная плата на совокупности малых предприятий с учетом микропредприятий составляла 11,2 тыс. руб., тогда как номинальная начисленная заработная плата на 1 работника всех организаций в месяц по Москве была 23,6 тыс. руб., т.е. превышение составило более чем 2 раза. В данной связи необходимо отметить, что по совокупности микро и малых предприятий возможна оценка только официально декларируемой суммы фонда заработной платы без учета «серых» схем оплаты труда наемных работников. Оценить реальные заработные платы работников малого бизнеса на основании данных официальной статистики затруднительно, необходимо проведение дополнительных исследований, в том числе социологических.

В качестве справочной информации можно привести среднюю предлагаемую заработную плату в малом бизнесе, рассчитанную на основе анализа действующих вакансий, размещенных на Информационном портале кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства Москвы (http://www.jobsme.ru/mbm/). Анализ проведен по 300 объявлениям за период с 04.12.2009 г. по 10.12.2009 г. Она составляет 28,5 тыс. руб. Т.е. реально предлагаемая заработная плата в секторе малого бизнеса существенно выше заработной платы работников микро и малых предприятий г. Москвы, оцененной на основе данных официальной статистики, причем данное превышение не может быть объяснено одной разницей в анализируемых периодах.

Необходимо также отметить, что общие негативные последствия финансово-экономического кризиса влияют в первую очередь на фонд заработной платы организаций в сторону уменьшения.


1.3. Оборот организаций

Данные официальной статистики об обороте организаций в сфере малого бизнеса публикуются с 2006 года.

По данным Мосгорстата сумма оборота микро и малых предприятий г. Москвы на 1 января 2009 года составила 4 522,8 млрд.руб., что на -2,6% в номинальных и -13,2% в сопоставимых (при ИПЦ Москвы в 2008 году – 1,123 (здесь и далее по тексту)) ценах меньше, чем по состоянию на 1 января 2008 года.

Показатель оборота является достаточно чувствительным к воздействию финансово-экономического кризиса, однако падение оказалось не настолько существенным, как можно было бы ожидать, исходя из макроэкономических предпосылок. По предварительной оценке сумма оборота по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы в 2009 году будет в районе 4 429,4 – 4 973,0 млрд. руб. (рис.6).



Средняя сумма оборота в расчете на 1-но предприятие совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на 1 января 2009 года составляла 20,8 млн. руб. Это меньше, чем на 1 января 2008 года на 0,8 млн. руб. или на -3,9% в номинальных ценах (рис. 7).



По предварительной оценке по итогам 2009 года средняя сумма оборота на 1-но предприятие по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы может составить 19,7 – 22,1 млн. руб. в зависимости от темпов выхода экономики города из кризиса.


1.4. Инвестиции в основной капитал

В 2008 году в опубликованных данных наблюдается значительное статистическое отклонение в показателе инвестиций в основной капитал микро и малых предприятий г. Москвы, что во многом может объясняться сменой методики статистического наблюдения за предприятиями малого бизнеса в связи с выделением отдельной группы микропредприятий. По данным официальной статистики на 1 января 2009 года сумма инвестиций микро и малых предприятий г. Москвы (получено простым сложением показателей по группе микропредприятий и группе малых предприятий (без учета микро)) составила 64,1 млрд. руб., что больше, чем по состоянию на 1 января 2008 года на 563,7% в номинальных и 491,0% в сопоставимых ценах (рис. 8). Данная сумма близка к оценкам ИАУ НП «МЦРП» показателя инвестиций в основные средства микро и малых предприятий по данным бухгалтерской отчетности.



С одной стороны, резонно было бы ожидать сокращения инвестиций предприятий малого бизнеса, так как это чувствительный к внешнеэкономическим изменениям показатель. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.09.2009 г. N 1049-ПП "Об уточненных параметрах прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2010 год и основных параметрах функционирования экономики в 2011-2012 гг." изменение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по г. Москве в 2008 году составил 98% а на 2009 год прогнозируется на уровне 80% (в процентах к предыдущему году).

С другой стороны, как наглядно видно из рис. 8, сумма инвестиций в основной капитал по микро и малым предприятиям г. Москвы в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом (который в целом был наиболее успешным в развитии сектора малого бизнеса) в 6,6 раза в номинальных ценах, что напрямую противоречит макроэкономическим предпосылкам. Таким образом, в связи со значительным статистическим изменением показателя инвестиций в основной капитал по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы оценить реальное воздействие финансово-экономического кризиса на данный показатель невозможно.

Средняя сумма инвестиций в расчете на 1-но предприятие по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы на 1 января 2009 года составила 294,8 тыс. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2008 года этот показатель составлял всего 45 тыс. руб.


2. Малые предприятия (без учета микропредприятий)

В работе в целях объективности анализа в отдельную группу выделена совокупность малых предприятий с численностью работников 16-100 человек включительно (т.е. без учета микропредприятий, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), данные о деятельности которых доступны по состоянию на 1 октября 2009 года. В дальнейшем в данной главе под термином «малые предприятия» будет пониматься именно эта группа предприятий малого бизнеса.

Необходимо отметить, что основные тенденции развития малых предприятий не могут в полной мере иллюстрировать финансово-экономические процессы, происходящие по всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы, так как их количество по данным статистки в городе невелико (чуть больше одной десятой) и они обладают рядом специфических особенностей.


2.1. Количество предприятий

По предварительным данным официальной статистики на 01.10.2009 года количество малых предприятий г. Москвы составило 24,9 тыс. единиц, причем, на протяжении 3 кварталов 2009 года данное количество не менялось.



Как видно из рис. 9, количество малых предприятий г. Москвы в 3 квартале 2009 года меньше количества малых предприятий в 3 квартале 2008 года (на -13,5%). Данный факт достаточно наглядно иллюстрирует негативное воздействие финансово-экономического кризиса на малые предприятия. Необходимо еще раз отметить, что в данном случае рассмотрена только группа малых предприятий без учета микропредприятий.


2.2. Численность занятых работников и оплата труда

По предварительным данным официальной статистики на 01.10.2009 года общая численность работников малых предприятий г. Москвы составила 406,8 тыс. человек, что на -15,3% меньше, чем по состоянию на 01.10.2008 года (рис. 10).



Темп сокращения списочной численности работников малых предприятий (т.е. без учета внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в 3 квартале 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 года в целом меньше, чем темп сокращения общей численности занятых. Он составил -11,8%.

В среднем по данным статистики на 1 малом предприятии г. Москвы по состоянию на 1 октября 2009 года работало 16,3 человека (на 1 октября 2008 года – 16,7 человек). На официальном сайте Росстата (www.gks.ru) опубликованы данные о ФЗП малых предприятий г. Москвы по состоянию на 1 июля 2009 года. На эту дату он составил 52,7 млрд. руб. В силу особенности представления данных органами статистики показатель ФЗП растет существенными темпами в течение 4-х кварталов года (для сравнения в 1 квартале 2009 года он составлял 27,6 млрд. руб.). При этом численность работников предприятий в течение года изменяется не так сильно. В связи с этим для анализа средней суммы ФЗП на 1 работника малого предприятия в месяц целесообразно рассмотреть годовой показатель ФЗП.

По состоянию на начало 2009 года ФЗП малых предприятий г. Москвы составил 107,8 млрд. руб. ФЗП в расчете на 1 работника малых предприятий в месяц составил 18,8 тыс. руб. Эта сумма существенно ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника по полному кругу организаций (30,6 тыс. руб.). Данный факт во многом может объясняться существующей практикой сокрытия предпринимателями реального уровня ФЗП своих работников, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.


2.3. Оборот организаций

По предварительным данным официальной статистики на 1 октября 2009 года сумма оборота малых предприятий г. Москвы составила 694,7 млрд. руб. Эта сумма выше уровня 2 квартала 2009 года (439,4 млрд. руб.), однако меньше на -7,7% в номинальных ценах по сравнению с 1 октябрем 2008 года (рис. 11).

Расчет темпов роста в сопоставимых ценах в 3 квартале 2009 года по отношению к 3 кварталу 2008 года затруднен в связи с тем, что Росстат не предоставил данных об ИПЦ Москвы в сентябре в % к соответствующему периоду предыдущего года.



Необходимо отметить, что в течение 1-4 кварталов года наблюдается постепенный рост показателя оборота малых предприятий в связи с особенностями представления данных статистики. Это подтверждается данными квартальных наблюдений за статистическими показателями за предыдущие периоды.

Примечательно, что сокращение оборота малых предприятий в 3 квартале 2009 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (-7,7% в номинальных ценах) меньше, чем сокращение количества предприятий (-13,5%) и общей численности занятых на них работников (-15,3%). Таким образом, показатель оборота малых предприятий оказался менее чувствительным к финансово-экономическому кризису. Данное обстоятельство необходимо признать специфической особенностью данной группы предприятий, так как по всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы оборот в 2008 году сокращался большими темпами, чем количество предприятий и численность занятых работников (см. гл. 1).

Средняя сумма оборота на 1 малое предприятие в 3 квартале 2009 года составила 27,9 млн. руб., что больше аналогичного показателя в 3 квартале 2008 года (26,2 млн. руб.) на 6,5% в номинальных ценах. Средняя сумма оборота на 1 работника малых предприятий на 1 октября 2009 года составила 1,7 млн. руб., что больше аналогичного показателя на 1 октября 2008 года (1,6 млн. руб.) на 8,9% в номинальных ценах. При этом наблюдается бóльшее сокращение количества предприятий и численности работников на них за анализируемый период по сравнению с сокращением суммы оборота.


2.4. Инвестиции в основной капитал

По предварительным данным официальной статистики на 1 октября 2009 года сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий г. Москвы составила 1191,6 млн. руб., что меньше аналогичного показателя на 1 октября 2008 года на -54,6% в номинальных ценах (рис.12).

Таким образом, динамика показателей инвестиций группы малых предприятий выглядит более обоснованной с точки зрения финансово-экономического кризиса, чем динамика показателя инвестиций всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы. Если в первом случае в 2009 году наблюдается достаточно резкое сокращение показателя, то во втором – в 2008 году был отмечен рост в 6,6 раза в номинальных ценах. Это еще раз подтверждает влияние группы микропредприятий (в которой и произошел основной рост инвестиций) на всю совокупность предприятий малого бизнеса.



Так же как и в случае с показателем оборота, инвестиции малых предприятий постепенно растут на протяжении 1-4 кварталов года, что объясняется статистической особенностью данных финансово-экономических показателей. В 1 квартале 2009 года сумма инвестиций малых предприятий составила 627,2 млн. руб., во 2 квартале - 926,3 млн. руб., в третьем – уже 1191,6 млн. руб.

Средняя сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий г. Москвы в расчете на 1 предприятие на 1 октября 2009 года составила 47,8 тыс. руб. Это существенно ниже уровня 1 октября 2008 года (91,2 тыс. руб.), что еще раз иллюстрирует негативное влияние финансово-экономического кризиса на показатель инвестиций.

В 3 квартале 2009 года средняя сумма инвестиций малых предприятий в расчете на 1 предприятие составляла всего 0,2% от средней суммы оборота на 1 предприятие (47,8 тыс. руб. и 27,9 млн. руб. соответственно), что является чрезвычайно маленьким процентом. Таким образом, показатели официальной статистики требуют дополнительных оценок на основании данных бухгалтерской отчетности малых предприятий г. Москвы.


3. Сравнительный анализ показателей деятельности микро и малых предприятий

В данном разделе рассмотрены сравнительные характеристики, в том числе осредненные, малых предприятий с численностью работников 16-100 человек и микропредприятий с численностью работников до 15 человек.

По данным официальной статистики на 1 января 2009 года малые предприятия (без учета микропредприятий) составляли порядка 13,2% количества и 23,5% численность занятых на всей совокупности микро и малых предприятий (рис. 13).



Таким образом, в г. Москве основную массу предприятий малого бизнеса составляют именно микропредприятия с численностью работников до 15 человек.

По показателю суммы оборота соотношение между микро и малыми предприятиями также достаточно наглядно отражает преобладание микропредприятий. По данным официальной статистики на 1 января 2009 года их сумма оборота составила 76,1% от суммы оборота по всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы (рис. 14).



Для анализа осредненных характеристик деятельности микро и малых предприятий г. Москвы рассмотрены данные за период 2008 года или по состоянию на 1 января 2009 года, так как последние доступные данные статистики о деятельности микропредприятий опубликованы именно на эту дату.

Средняя численность работников микропредприятий по данным Мосгорстата на 1 января 2009 года составила 8 человек на 1-ом предприятии. На малых предприятиях (без учета микропредприятий) в среднем работало 17 чел. (рис. 15).



Примечательно, что по всей совокупности микро и малых предприятий г. Москвы средняя численность работников на 1-ом предприятии составила в 2008 году 9 человек и на протяжении последних нескольких лет оставалась примерно на этом же уровне. Это еще раз свидетельствует о преобладании в столице именно микропредприятий.

Что касается средней суммы оборота на 1-ом предприятие, то по данным официальной статистики на 1 января 2009 года она составила 20,8 млн. руб. по совокупности микро и малых предприятий. На малые предприятия (без микро) приходилось 37,5 млн. руб. на 1-но предприятие, а на микропредприятия – 18,2 млн. руб. на 1-но предприятие (рис. 16).



Таким образом, у малых предприятий с численностью работников 16-100 человек средняя сумма оборота на 1-ом предприятие в 2,1 раза больше, чем аналогичный показатель у микропредприятий г. Москвы.

Средняя сумма оборота в расчете на 1 работника более однородная у микро и малых предприятий г. Москвы. На 1 января 2009 года данный показатель по всей совокупности микро и малых предприятий составил 2,22 млн. руб., по микропредприятиям – 2,21 млн. руб., а по малым предприятиям с численностью работников 16-100 человек – 2,26 млн. руб.

Как уже указывалось ранее, в 2008 году была выделена новая статистически ненаблюдаемая ранее группа микропредприятий, для которых в разы увеличился показатель инвестиций в основной капитал, представляемый органами статистики. Наглядную иллюстрацию данной ситуации можно видеть на рис. 17.



Необходимо отметить, что в связи с резким изменением по данным официальной статистики значений суммы инвестиций микро и малых предприятий г. Москвы в 2008 году, ситуация по средним значениям данного показателя на 1-но предприятие отличается от рассмотренных ранее осредненных значений показателей оборота и численности занятых работников (рис. 15 и рис. 16).

В данном случае по состоянию на 1 января 2009 года средняя сумма инвестиций у малых предприятий с численностью работников 16-100 человек значительно ниже средней суммы инвестиций микропредприятий и по совокупности микро и малых предприятий.



Для анализа ФЗП в разрезе малых и микропредприятий недостаточно данных официальной статистики, так как не опубликованы данные по группе микропредприятий. В то же время по состоянию на 1 января 2008 года средняя сумма ФЗП на 1 работника в месяц по совокупности микро и малых предприятий г. Москвы составляла 11,2 тыс. руб. Т.е. превышение среднемесячной номинальной заработной платы по полному кругу организаций г. Москвы над средней суммой ФЗП на 1 работника в месяц по группе микро и малых предприятий составило 2,1 раза. Аналогичное превышение по группе только малых предприятий с численностью работников 16-100 человек по состоянию на 1 января 2009 года составило 1,6 раза.

Таким образом, официально декларируемый уровень заработной платы по группе малых предприятий (без микро) в г. Москве в целом ближе к среднегородскому уровню зарплат, чем по группе всех микро и малых предприятий в совокупности.

Типовой портрет микро и малых предприятий г. Москвы (по данным официальной статистики на 1 января 2009 года).




4. Выводы

На основании проведенного в работе анализа данных официальной статистики о деятельности микро и малых предприятий г. Москвы можно сделать следующие выводы.

1. В связи с принятием нового законодательства и изменением схемы статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства с начала 2008 года наблюдаются определенные затруднения в анализе сектора малого бизнеса. В частности возник значительный временной лаг в получении актуальной статистической информации по группе микропредприятий, когда данные поступают один раз в год с задержкой в несколько месяцев. Проводить анализ изменений сектора малого бизнеса на основании квартальных данных статистики о деятельности малых предприятий без учета микро не представляется объективным, так как они формируют чуть больше одной десятой общего количества микро и малых предприятий г. Москвы.

2. В 2008 году зафиксировано существенное статистическое отклонение в показателе инвестиций в основной капитал микро и малых предприятий г. Москвы, который увеличился по сравнению с предыдущими годами в несколько раз. Во многом это произошло из-за смены схемы статистического наблюдения и выделением новой наблюдаемой статистикой группы микропредприятий. Таким образом, на основании данных статистики оценить воздействие финансово-экономического кризиса на инвестиционную активность предприятий малого бизнеса не представляется возможным, так как реальные экономические предпосылки вступают в противоречие с данными статистики, а данные бухгалтерской отчетности на момент подготовки отчета отсутствуют.

3. Несмотря на негативное воздействие финансово-экономического кризиса сектор малого бизнеса закончил 2008 год достаточно успешно, показав прирост количества субъектов малого предпринимательства, в основном происходивший за счет роста количества ИП.

4. Кризисные явления в экономике проявились в динамике показателя численности занятых работников. Однако, на фоне сокращения общей численности работников совокупности микро и малых предприятий в 2008 году, их списочная численность (т.е. без учета внешних совместителей), наоборот, увеличилась. Данный факт во многом объясняется тем, что в кризис предприниматели стараются в первую очередь увольнять временных работников, а не ценных постоянных сотрудников.

5. Чувствительным к финансово-экономическому кризису, как и ожидалось, оказался показатель оборота по совокупности микро и малых предприятий, который по итогам 2008 года сократился в номинальных и в сопоставимых ценах.

6. В г. Москве наиболее широко распространены микропредприятия, что является характерной особенностью крупных мегаполисов. Лидирует данная группа предприятий малого бизнеса также по доли занятых работников и доли оборота организаций.

7. Основной вклад в резкий рост показателя инвестиций в основной капитал в 2008 году дали микропредприятия. У них же больше средняя сумма инвестиций в расчете на 1 предприятие, чем у малых предприятий с численностью работников 16-100 человек. Как уже указывалось ранее, данный факт может объясняться специфическими особенностями статистического учета показателя инвестиций именно по группе микропредприятий. В пользу данного предположения говорит также то обстоятельство, что сумма инвестиций отдельно малых предприятий (без микро) в 2009 году резко сократилась. Для более объективной оценки данного показателя, требуются дополнительный анализ с учетом данных бухгалтерской отчетности.

8. Официально декларируемый уровень заработной платы по группе малых предприятий (без микро) в г. Москве в целом ближе к среднегородскому уровню зарплат, чем по группе всех микро и малых предприятий в совокупности.

9. В целом по группе малых предприятий с численностью работников 16-100 человек в 3 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года зафиксировано сокращение всех рассматриваемых показателей (количество предприятий, численность занятых, оборот и инвестиции). Особенно резкий спад произошел по показателю инвестиций в основной капитал. Таким образом, группа малых предприятий (без микро) является достаточно чувствительной к негативному воздействию финансово-экономического кризиса.




© НП "Московский центр развития предпринимательства"