Новости: Новый муфтий избран в Адыгее и Краснодарском крае - это интересно.

22.12.2009

Поддержкa инновационной деятельности малых предприятий США

1. Правовое обеспечение поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве

2. Соучредители инновационных программ

3. Квалификационные требования для участия в программах SBIR и STTR

4. Основные этапы реализации инновационных проектов

5. Функции агентства SBA


1. Правовое обеспечение поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве

В США уделяется большое внимание развитию инновационной деятельности в сфере малого бизнеса. Это, в значительной мере обусловлено тем, что эффективность капиталоотдачи инновационных разработок в малом бизнесе примерно в 2,5 раза выше чем у крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов выданных на одного работника в 15,6 раз превышает аналогичный показатель для работников крупных предприятий (по материалам: «An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size» . Haddonfield, NJ 08033. Under contract no. SBAHQ-07-Q-0010). Следует отметить, что малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками. В целях удовлетворения национальной потребности в специальных исследованиях и разработках и для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), в США реализуются две национальных программы: «Программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса» (the Small Business Innovation Research Program, далее - SBIR по материалам: http://www.sba.gov/sbir/indexsbir-sttr.html) и «Программа по распространению технологий малого бизнеса» (the Small Business Technology Transfer Program, далее - STTR). Обе эти программы координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее - агентство SBA).

В рамках этих программ на конкурсной основе осуществляется финансовое стимулирование инновационной деятельности малых предприятий, ориентированных на поиск, исследование и разработку высокоэффективных новшеств, обладающих высоким коммерческим потенциалом. Эти программы были разработаны в соответствии с федеральным законом от 1982 г. «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Development Act of 1982 - P.L. 102-567, and 1992 - P.L. 102-564) и в последующем скорректированы в 1992 г. Кроме того, в 2000 г. был принят закон «О полномочиях программы инновационных исследований малого бизнеса» (The Small Business Innovation Research Program Reauthorization Act of 2000). Эти законы предоставили исключительно широкие возможности для изобретателей и исследователей малых предприятий, которые способны проводить высококачественные исследования и разработки. Основными целями этого закона являются:

1. Стимулирование технологических инноваций;

2. Использование потенциала малых предприятий для реализации государственных потребностей в передовых НИОКР;

3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

4. Расширение коммерциализации научно технических достижений, являющихся производными от результатов НИОКР, выполненных малыми предприятиями по федеральным заказам;

5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный реестр фирм США, успешно работающих в области НИОКР и высокотехнологических инноваций.

В настоящее время для обеспечения широкого доступа к информации об инновационных разработках в сфере малого бизнеса по инициативе Правительства и под управлением «Национального научного фонда США» создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса» (http://www.sbir.gov/about/index.htm). На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах всех соучредителей программ SBIR и STTR, а также приводятся данные обо всех исследовательских организациях страны. Кроме того, на портале действует поисковый сайт, позволяющий пользователям найти данные об успешно завершенных НИОКР по заданной тематике.


2. Соучредители инновационных программ

В соответствии с федеральным законом «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», каждое федеральное министерство или агентство, в бюджете которого имеются дополнительные средства на НИОКР объёмом более $100 млн., должно входить в состав соучредителей программы SBIR. Ежегодно, 11 ведущих федеральных агентств вносят в фонд программы SBIR более $1 млрд., которые используются для финансовой поддержки НИОКР, осуществляемых инновационными малыми предприятиями, допущенными к участию в этой программе. В число соучредителей программы SBIR входят следующие крупнейшие федеральные ведомства:

- Министерство сельского хозяйства;
- Министерство торговли;
- Министерство обороны;
- Министерство образования;
- Министерство энергетики;
- Министерство здравоохранения и обслуживания населения;
- Министерство транспорта;
- Агентство защиты окружающей среды;
- Национальное управление по аэронавтике и космонавтике;
- Национальный научный фонд (аналог Академии Наук);
- Комиссия по атомной энергии.

Программа STTR оказывает финансовую поддержку инновационным малым предприятиям, стремящимися к взаимодействию с некоммерческими, частными и государственными исследовательскими институтами в процессе реализации федеральных проектов НИОКР в области новейших технологий для обеспечения научно-технических потребностей страны в XXI веке. При этом осуществляется создание совместных венчурных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку первоначальных идей и доведение их до практического применения. Соучредителями программы STTR являются 5 важнейших федеральных агентств, которые ежегодно предоставляют для реализации этой программы более $1 млрд, распределяемых на конкурсной основе среди малых предприятий, некоммерческих организаций, частных институтов и университетов для совместного выполнения НИОКР. В число соучредителей программы STTR входят:

- Национальное Агентство Космических Исследований (NASA);
- Национальный Научный Фонд;
- Министерство Обороны;
- Министерство Энергетики;
- Министерство Здравоохранения и Социального Обеспечения.

Основной особенностью программы STTR является предоставление инновационным малым предприятиям, обладающим деловым опытом, возможности тесного взаимодействия с различными исследовательскими организациями с целью быстрейшей практической реализации результатов теоретических исследований. Это позволяет осуществить ускоренный трансферт новых технологий, продуктов и услуг из лабораторных условий в рыночную среду.

Соучредители программ SBIR и STTR определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и несут ответственность за:

- Выбор тем и разработку тематических планов НИОКР;
- Публикацию кратких описаний тем и условий их разработки;
- Осуществление оценки перспективности предложений поступивших от предпринимателей;
- Распределение на конкурсной основе субсидий, грантов или контрактов.

Предложения от малых предприятий по участию в НИОКР, направляются в соответствующие агентства, где они рассматриваются и оцениваются на конкурсной основе. Причем поддержка малых предприятий может осуществляться каждым из этих агентств как в виде финансовой помощи (субсидии, гранты и кредиты) так и путём прямой контрактации, кооперацией совместных усилий, и др. способами, предусмотренными в рамках программ SBIR и STTR.


3. Квалификационные требования для участия в программах SBIR и STTR

Малые предприятия, претендующие на участие в этих программах должны понимать, что реализация проектов НИОКР федеральных агентств является ответственным, сложным и эффективным способом делового и научно-технического сотрудничества. Малые предприятия должны иметь штат высококвалифицированных исследователей, разработчиков и аналитиков, способных к выполнению сложных НИОКР. Численность этой категории работников может достигать 2/3 от общего числа занятых на предприятии. Руководство малых предприятий обязано знать потребности рынка в инновационных решениях, которые могут привести к значительному экономическому росту. Стратегия дальнейшего устойчивого развития малого предприятия должна базироваться на определённой специализации в инновационной сфере, сопрягающейся с тематикой федеральных НИОКР. Для получения доступа к участию в реализации инновационных проектов в рамках программ SBIR и STTR, малые предприятия должны соответствовать следующим жестким критериям:

- Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать только гражданину США и быть независимым в своём управлении.

- Предприятие должно быть прибыльным и устойчиво работающим.

- На предприятии должны работать профессиональные исследователи.

- На предприятии должно быть занято не более 500 работников.

В отличие от программы SBIR, участниками программы STTR наряду с малыми предприятиями могут быть только расположенные на территории США некоммерческие исследовательские институты, колледжи или университеты, местные исследовательские некоммерческие организации и федеральные исследовательские центры, финансируемые из государственного бюджета. При этом не существует ограничений по числу занятых в этих организациях.

Для малых предприятий, намеренных принять участие в реализации проектов по программам SBIR и STTR рекомендуется приступить к разработке бизнес-плана. Этот план может помочь в выборе конкурсных проектов, а также даст возможность документально подтвердить реалистичность намерений для других потенциальных инвесторов и источников венчурного капитала. Хороший инновационный бизнес-план должен как минимум включать следующие разделы:

- Краткое описание сферы деятельности предприятия и стратегических целей его развития;

- Описание специфических продуктов, услуг и процессов, которые намерено предприятие представить на рынок;

- Описание рынка, на котором действует предприятие и план конкурентной экспансии;

- Описание основных конкурентов и раскрытие преимуществ вашего предприятия перед другими конкурентами;

- Биографические данные о владельцах и ключевых фигурах предприятия;

- Цель поиска дополнительных капиталовложений и расчет их величины;

- Финансовое положение предприятия, включающее данные за прошедшие несколько лет и прогнозы на ближайшие 3-7 лет.

Программы SBIR и STTR ориентированы на оказание помощи малому предпринимательству, т.к. этот сектор экономики наиболее склонен к инновациям и создаёт благоприятные условия для творческих личностей, исследователей и изобретателей. Однако высокий риск и капиталоёмкость проведения серьёзных НИОКР, превышают возможности многих малых предприятий. Посредством резервирования части национального бюджета на НИОКР, программы SBIR и STTR позволяют защитить инновационные малые предприятия от чрезмерного риска при реализации НИОКР и даёт им возможность конкурировать на одном уровне с крупными предприятиями. Эти программы финансируют наиболее критические этапы начала и развития НИОКР, способствует коммерциализации технологий, продуктов или услуг, которые в свою очередь стимулируют развитие экономики США. За время реализации этих программ, несколько тысяч малых предприятий успешно реализовали множество НИОКР, которые способствовали усилению обороноспособность США, обеспечили защиту окружающей среды, усилили конкурентоспособность экономики страны на мировых рынках, а также улучшили систему медицинского обслуживания населения и позволили занять лидирующие позиции во многих областях науки и техники.


4. Основные этапы реализации инновационных проектов

Рассмотрим основные процедура и последовательность реализации предложений малых предприятий по тематике НИОКР, а также размер финансовой поддержки по программам SBIR и STTR. Партнёрские федеральные агентства -соучредители этих программ, рассматривают на конкурсной основе предложения малых предприятий по участию в реализации инновационных проектов по предлагаемой тематике НИОКР. При этом учитывается квалификация малого предприятия, степень новизны инновационного предложения, его промышленные достоинства и коммерческие перспективы его реализации. Малые предприятия, принявшие участие в реализации инновационных проектов по этим программам, получают соответствующие субсидии или гранты, которые позволяют приступить к реализации своих инновационных проектов. Программами SBIR и STTR предусмотрено три следующих основных фазы развития и реализации инновационных проектов:

- I фаза - является начальным этапом инновационной разработки и базируется на предложениях федеральных агентств по темам НИОКР с кратким их описанием. В них излагаются условия, на которых малое предприятие может принять участие в разработках. Приводятся ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, об анализе технической осуществимости и экономической целесообразности разработки. На этом этапе участвуют только малые предприятия, получившие на условиях конкурса, возможность приступить к реализации проекта по выбранной тематике. Эта фаза длится примерно 6 месяцев для программы SBIR и около 12 месяцев для программы STTR, а размер субсидий достигает $100 000. При этом осуществляются поисковые работы и исследования в части промышленного применения или анализ осуществимости идеи либо технологии. Основными целями этой фазы являются:

- Подтверждение способности малого предприятия к проведению высококачественных НИОКР;

- Подтверждение технической осуществимости предложенного инновационного решения;

- Получение достаточных результатов для заключения о целесообразности значительного увеличения капиталовложений во II фазе, которые повысят экономическую эффективность вкладываемых бюджетных средств.

- II фазой является дальнейшее расширение и развитие инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся в I фазе. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата в I фазе не могут представляться для участия в конкурсе на продолжение работ по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет, а субсидия (или грант) может составлять не более $750 000. Величина субсидии на продолжение разработки по II фазе определяется на конкурсной основе исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе. В течение II фазы завершаются все исследовательские и проектные работы, разработчики оценивают коммерческий потенциал разработки. Однако, правительство не обязано финансировать каждую разработку во II фазе в условиях, когда ресурсы федеральных агентств не позволяют профинансировать все достойные предложения с примерно одинаковыми научно-техническими достоинствами. Для установления справедливого решения этой проблемы «Закон об инновационном развитии малого бизнеса» предусматривает рассмотрение возможности продолжения финансирования подобных работ из внебюджетных источников.

- III фаза программ SBIR и STTR является периодом внедрения результатов II фазы из лабораторной практики в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением. Однако, программы SBIR и STTR не предоставляют государственных средств для поддержки работ на этой фазе. В этой связи, для финансирования работ по III фазе применяются такие механизмы как:

- Содействие в создании венчурных предприятий и в заключении контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг;

- Организация партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов (кроме SBIR и STTR);

- Помощь в заключении контрактов с федеральными агентствами на производство продуктов и освоение технологических процессов, которые будут использованы федеральным правительством;

- Содействие малым предприятиям, успешно завершившим работы на II фазе, в поиске источников финансирования для коммерциализации их разработок в частном секторе или в других федеральных агентствах.


5. Функции агентства SBA

Агентство SBA играет роль основного координатора программ SBIR и STTR, осуществляя руководство и контроль реализации всех проектов, утверждённых тематическими планами всех соучредителей. Агентство SBA ежегодно отчитывается перед Конгрессом по результатам реализации проектов в рамках программ SBIR и STTR. Отдел технологий агентства SBA служит информационным посредником для соучредителей этих программ и для потенциальных участников реализации инновационных проектов из числа малых предприятий. Этот отдел собирает и обобщает заявки на НИОКР от всех партнерских агентств и ежеквартально публикует в официальном Бюллетене заявок (Pre-Solicitation Announcement - PSA). Бюллетень PSA является единственным источником сведений о темах НИОКР, о сроках завершения приёма заявок на участие в разработках по каждому из партнёрских агентств. В бюллетене содержатся краткие описания тем и условия, на которых малые предприятия могут принять участие в их разработках, а также приводятся ориентировочные данные о предполагаемых результатах и возможных путях их достижения. Принятые к рассмотрению заявки от малых предприятий, по результатам конкурсного отбора могут претендовать на получение стипендий или грантов, обеспечивающих участие в работах по программам SBIR и STTR. Наряду с этим, агентство SBA разработала компьютеризированную поисковую информационную систему, позволяющую изыскивать потенциальные источники капитала, заинтересованные в коммерциализации конкурсных проектов, ставших призерами программ SBIR и STTR. Такой поиск осуществляется с учетом технических и финансовых возможностей будущих партнёров, географии их расположения и некоторых временных факторов. Это позволяет привлечь частный капитал для широкого внедрения результатов инновационных разработок в рыночную среду.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009