23.12.2009

Помощь малому бизнесу США в преодолении кризиса

1. Закон о восстановлении экономики и реинвестициях.

2. Национальная система контроля исполнения антикризисных мероприятий.

3. Меры по оздоровлению малого предпринимательства.

4. Система контроля реализации планов оздоровления малого предпринимательства.


1. Закон о восстановлении экономики и реинвестициях.

В связи с нынешним глобальным кризисом, экономика США переживает крупнейшее потрясение, сравнимое с кризисом 1930-х годов и обнажившее множество пороков в национальной хозяйственной системе, без скорейшего устранения которых невозможно дальнейшее успешное социально-экономическое развитие страны. Новая администрация США, во главе с Президентом Обамой в экстренном порядке подготовила комплекс мер по преодолению кризиса в США и обеспечению дальнейшего экономического развития страны, которые были четко сформулированы в «Законе о восстановлении экономики и реинвестициях» (The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, PL 111–5, далее закон - ARRA), (http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Public_Law-111-5.pdf), принятом 17 февраля 2009 г. Предполагается, что реализация указанного закона окажет мощное воздействие на оздоровление национальной экономики и послужит основой для дальнейшего всестороннего развития страны в XXI веке. В этом законе на 407 страницах представлена крупнейшая в истории США национальная программа социально-экономического оздоровления страны. Сюда включены меры по модернизации инфраструктуры страны, сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, обеспечению финансовой устойчивости экономики страны, укреплению энергетической независимости и защите окружающей среды, расширению возможностей в сфере образования, сохранению и улучшению системы доступного здравоохранения, обеспечению прозрачности налогообложения, помощи нуждающимся.

В соответствии с законом ARRA, Правительством была разработана программа вывода экономики США из кризиса под названием - «План восстановления и реинвестирования Американской экономики» (American Recovery and Reinvestment Plan, далее - план ARRP). Эта программа предназначена для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать ликвидации наиболее острых социально-экономических последствий кризиса и сокращению безработицы, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный и устойчивый экономический рост. Финансирование запланированных мероприятий этой программы будет в основном осуществляться за счет сокращения налогов и путём увеличения масштабных бюджетных инвестиций в экономику. План ARRP был одобрен Палатой Представителей Конгресса и Сенатом, общая стоимость этого проекта, рассчитанного до 2019 г. ориентировочно составляет $800-900 млрд.

Разработчики Программы ARRP предполагали, что экономический кризис в США продлится в течение всего 2009-го года, а медленный процесс восстановления начнется в 2010 году и будет продолжаться в течение последующих 5-7 лет. В программе отражены важнейшие направления социально-экономического оздоровления страны, однако в рамках данной работы кратко рассмотрим только 4 основных раздела посвящённых оказанию финансовой помощи, развитию национальной инфраструктуры, налоговому стимулированию экономической деятельности и обеспечению правового и общественного контроля за расходованием бюджетных средств. В разделе 1, посвящённом финансовой помощи безработным и другим категориям нуждающихся граждан, предложены следующие решения:

- Намечено увеличение продолжительности выплаты пособий по безработице со стандартных 26 недель до 46 недель, а в штатах, где уровень безработицы превышает 6%, выплата пособий безработным может быть продлена ещё на 13 недель. Пособия по безработице обычно выплачиваются из бюджетов штатов, однако в связи с увеличением продолжительности выплаты таких пособий, программой предусмотрено предоставление штатам специальных субсидии из федеральных средств для покрытия возникающего бюджетного дефицита.

- Обеспечение государственного финансирования программ переподготовки и повышения квалификации безработных, причём особое внимание будет уделено обучению молодёжи в возрасте 21-24-х лет.

- Увеличение финансирования программ медицинского страхования, в том числе, для оказания помощи в оплате медицинских страховок для безработных и людей с низкими доходами. Это позволит получить дополнительное медицинское обслуживание для 8,5 млн. американцев. Одновременно намечено расширение продовольственной помощи более чем 30 млн. нуждающимся.

- В целях предотвращения массового выселения жителей из их домовладений за большие задолженности по ипотечным кредитам, примерно 9 млн. домовладельцев будет увеличена финансовая помощь в т.ч. и путём предоставления отсрочки платежей и за счет снижения налогов. Так же предусматривается бюджетное финансирование программ по строительству жилья для бездомных.

В разделе 2, рассмотрены важнейшие инфраструктурные проекты, реализация которых будет способствовать дальнейшему устойчивому экономическому развитию страны. Это вызвано тем, что по опубликованным в январе 2009 г. экспертным оценкам, общее техническое состояние важнейших систем национальной инфраструктуры оказалось на очень низком уровне. Так из 15 системных видов инфраструктуры, только системы переработки и хранения твердых отходов получили удовлетворительную оценку. В тоже время, такие системы как мосты, железные и автомобильные дороги, общественный (наземный и авиационный) транспорт, энергетика, морские порты и другие перевалочные узлы, гидротехнические сооружения (дамбы, плотины, каналы и др.), водопровод и канализация, техническое состояние зданий большинства учебных заведений, индустрия переработки и хранения опасных отходов получили оценку ниже удовлетворительной. Так, например, 26% мостов устарели или нуждаются в срочном ремонте, из 81 тысяч. дамб почти 2 тыс. находятся в аварийном состоянии, примерно 1/3 всех автомобильных дорог не отвечают действующим стандартам. Предполагается, что для восстановления и обновления инфраструктуры США в течение ближайших пяти лет потребуется инвестировать из бюджетных и внебюджетных источников в общей сложности около $2,2 трлн. В этой связи инфраструктурные проекты предусматривают:

- Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реконструкцию железных дорог; морских портов и аэропортов, а также других перевалочных пунктов.

- Ремонт и реконструкцию зданий школ и ВУЗов и их оснащение современным оборудованием и лабораториями. С целью энергосбережения в общественных зданиях и жилых помещениях намечено проведение технической модернизации климатических систем для 75% административных зданий и предусматривается оказание финансовой и технической помощи частным домовладельцам в проведении аналогичных работ.

- Ремонт и обновление водопроводов, систем очистки воды, канализации, очистных и гидротехнических сооружений.

- Значительное увеличение инвестиций в производство энергии из альтернативных источников с целью удвоения их мощностей в течение ближайших трех лет.

- Обеспечение в течение ближайших пяти лет полной компьютеризации всей общенациональной системы здравоохранения.

- Увеличение инвестиций в научные исследования для обеспечения лидирующего положения на мировых рынках инновационных продуктов и услуг.

В разделе 3, предложены многочисленные меры налогового стимулирования экономического оздоровления, в числе которых необходимо отметить, прежде всего, следующие:

- Снижение налогов на бизнес, в частности для малых предприятий, которым предоставляется возможность уменьшить налогооблагаемую базу на сумму затрачиваемую на инвестиционные цели – всего до $250 тыс. Наряду с этим, значительно снижаются налоги на недвижимость, используемую при ведении бизнеса.

- Снижение налогового бремени на частных лиц (индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до $600, для семьи эта сумма достигает $1,2 тыс., а для пенсионеров составит до $300 ). Кроме того, возможно предоставление дополнительного налогового кредита в размере до $1 тыс. для семьи и $500 - для индивидуального налогоплательщика.

В разделе 4, предложены следующие важнейшие меры по обеспечению правопорядка, особенно в сфере экономических отношений и, в частности, при реализации закона ARRA:

- Увеличение ассигнований на правоохранительные и контролирующие органы при одновременном расширении их функций, что обусловлено ростом количества экономических преступлений и административных правонарушений во время кризиса.

- Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках Программы ARRP.

Общие затраты из федерального бюджета на осуществление Программы ARRP и введение налоговых льгот только за 2009-2011 гг. достигнут $787 млрд., из которых более $580 млрд. составят дополнительные федеральные расходы. При этом в 2009 г на эти цели было выделено $285 млрд. (2% ВВП), в 2010 г. планируется выделить $333 млрд. (2,5% ВВП), а в 2011 г. будет выделено $169 млрд. (1% ВВП). Основными целями Программы ARRP в среднесрочной перспективе являются:

- Содействие восстановлению экономики путём сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

- Поддержка пострадавших от рецессии и оказание им помощи для восстановления их экономической активности;

- Обеспечение инвестиций, необходимых для повышения эффективности экономики на основе стимулирования научно-технического прогресса во всех сферах деятельности;

- Активизация инвестиционных процессов, связанных с совершенствованием национальной инфраструктуры, развитием транспорта, защитой окружающей среды и других объектов, обеспечивающих долгосрочную экономическую выгоду;

- Стабилизация федеральных и местных бюджетов путём минимизации административных расходов при одновременном сокращении неэффективных федеральных и местных налогов. Реализация важнейших мероприятий по преодолению кризиса и дальнейшему возрождению экономики рассчитана на период до 2019 г. При этом, основные финансовые ресурсы из государственного бюджета распределены по следующим направлениям:

$288 млрд. – будет предоставлено в форме налоговых льгот, распространяемых на все виды деятельности;

$144 млрд. – будет выделено на оказание помощи региональным и местным администрациям;

$111 млрд.- будет инвестировано в развитие национальной инфраструктуры и науки;

$88 млрд. – будет направлено на помощь нуждающимся, наиболее пострадавшим от кризиса;

$59 млрд. – будет инвестировано в развитие и совершенствование национальной системы здравоохранения;

$53 млрд. – будет инвестировано в развитие образования и в совершенствование системы профессионального обучения и переподготовки специалистов;

$8 млрд. – зарезервировано на прочие потребности.

Средства, выделенные Программой ARRP, распределяются между штатами, местными администрациями, социальными институтами, общественными организациями и частными предприятиями на конкурсной основе. При этом структура и динамика распределения финансовой помощи из федерального бюджета ежегодно корректируется в связи с изменением приоритетности решения проблем для каждого временного периода (Табл. 1.). Как видно из приведённых данных, в 2009 финансовом году на удовлетворение основных социальных нужд (здравоохранение, образование и др.) приходится 82% всех выделяемых бюджетных средств.



В связи с предполагаемым в 2009-2011 гг. улучшением социальной обстановки в стране, начиная с 2012 г. приоритетным становится развитие реального сектора экономики (инфраструктура, энергетика, местная промышленность и др.), на эти цели будет выделено 64% финансовых средств. Итоговая структура расходов за 10 лет по основным направлениям оказания финансовой помощи из бюджетных средств представлена в последней графе (2009-2019 гг.) таблицы 1.

В течение ближайших 3-х лет, Программа предусматривает достижение следующих стратегических целей:

- Обеспечить сохранение действующих и создание 3-4 млн. новых рабочих мест, из которых почти 90% будет создано в частном секторе. Это потребует вложения примерно в $150 млрд. и позволит увеличить предпринимательскую активность, особенно в сфере малого бизнеса;

- Содействовать расширению деятельности малого бизнеса США в деловых операциях на глобальных рынках за счёт повсеместного распространения широкополосных систем связи и скоростного обмена информацией в Интернете;

- Компьютеризировать систему национального мониторинга состояния здоровья населения страны, сократить долю медицинских ошибок и значительно уменьшить издержки в здравоохранении;

- Осуществить финансовую поддержку для налаживания производства оборудования и систем для получения энергии из возобновляемых источников возобновляемой энергии и обеспечить за три года удвоение мощностей систем для получения энергии из возобновляемых источников;

- Реализовать крупнейшую в истории национальную программу по усовершенствованию системы климатического контроля в помещениях, осуществив модернизацию 75% государственных зданий и более 1 миллиона частных домов;

- Сделать доступным высшее образование для 7 миллионов студентов, финансируя из государственного бюджета дефицит федеральной программы «Грант Пела» (the Federal Pell Grant Program), повысив на $ 500 размер гранта для каждого студента и, одновременно, предоставив дополнительные налоговые льготы для 4 миллионов студентов;

- Инвестировать $150 млрд. в развитие национальной инфраструктуры, уделив особое внимание модернизации дорожной сети, реконструкции и строительству новых мостов и перевалочных пунктов;

- Предоставить налоговый кредит в размере $800 каждому из 129 миллионов занятых в домохозяйствах, а также уменьшить налоговое бремя для миллионов семей, имеющих несовершеннолетних детей;

- Обеспечить высочайший уровень прозрачности, подконтрольности и ответственности на всех этапах расходования бюджетных средств в рамках закона ARRA.

В связи со сложностью и многогранностью задач по оздоровлению хозяйства страны и обеспечению её дальнейшего социально-экономического развития, в законе ARRA подробным образом прописаны основные цели и задачи для всех государственных ведомств в рамках бюджетных ассигнований на реализацию различных мероприятий по преодолению кризиса. Следует особо отметить, что любые государственные ведомства, общественные организации и частные предприятия имеют право участвовать в реализации различных проектов Программы ARRР экономического оздоровления страны. Эта программа, стимулируя эффективное налогообложение и предоставляя необходимые финансовые ресурсы, окажет мощное оздоровительное влияние на малый бизнес, сильно пострадавший от кризиса. Закон ARRA возлагает на Администрацию Малого Бизнеса США (US Small Business Administration, далее – агентство SBA) часть функций по поддержке малого предпринимательства, выделив для этого необходимые средства и предоставив специфические инструменты, позволяющие упростить и удешевить процесс получения кредитов для малых предприятий, одновременно стимулируя ссудодателей к кредитованию малого бизнеса (http://www.sba.gov/recovery/REC_LEARN_PROGRAMS.html).


2. Национальная система контроля исполнения антикризисных мероприятий.

Следует особо отметить, что в законе ARRA самым подробным образом описаны инструменты контроля за деятельностью всех исполнительных органов в ходе реализации намеченных планов преодоления кризиса. Для этого законом предусмотрено создание специального «Комитета по контролю реализации планов восстановления экономики» (The Recovery Accountability and Transparency Board – далее Комитет RATB). Основными задачами Комитета RATB являются контроль за ходом реализации программ восстановления экономики страны, координация деятельности основных исполнителей и обеспечение высокой ответственности и прозрачности во всех вопросах, касающихся расходования бюджетных средств. Это позволит предотвратить нецелевое и неэффективное расходование средств, даст возможность воспрепятствовать злоупотреблениям и возможности проведения мошеннических операций. В соответствии с законом ARRA, Президент страны назначает Председателя Комитета RATB, кроме того, в состав руководящих органов комитета входят 12 Генеральных инспекторов, представляющих крупнейшие государственные министерства и ведомства. Комитет обязан ежеквартально и ежегодно отчитываться перед Президентом и Конгрессом о результатах реализации Программы ARRР и одновременно подготавливать рекомендации по совершенствованию деятельности различных правительственных организаций. В случаях острой необходимости, Комитета RATB обязан направлять экстренные доклады Президенту и в Конгресс о возникших проблемах для срочного принятия соответствующих решений.

На национальном уровне, для повышения эффективности расходования бюджетных средств по мероприятиям, предусмотренным законом ARRA, приняты меры по обеспечению прозрачности на всех этапах реализации различных проектов, осуществляемых правительственными агентствами и другими привлечёнными организациями. Для обеспечения широкой гласности на всех этапах реализации Программы ARRР, Комитет поддерживает работу специального информационного сайта http://www.recovery.gov/, на котором регулярно публикуются отчеты о деятельности Правительства и ежедневно представляется информация о получении федеральных грантов, заключении контрактов по государственным заказам. Кроме того, все федеральные агентства также будут размещать информацию об использовании ими денежных средств и, наряду с этим, прямые получатели средств федерального бюджета будут публиковать сведения об их использовании. Администрация сайта будет публиковать сведения о направлении потоков денежных средств, сопровождаемые данными о количестве вновь созданных рабочих мест и географии их расположения. Наряду с этим, для пользователей предусмотрена возможность поиска необходимых сведений для отслеживания движения финансовых потоков и результативности их использования. Это позволит населению страны осуществлять общественный контроль использования бюджетных средств региональными и местными администрациями, а также государственными и частными организациями. На этом сайте Комитета RATB будет регулярно представлять сведения о планах различных агентств и о ходе выполнения программ во всех регионах страны, кроме того, начиная с октября 2009 г., все получатели средств, в рамках закона ARRA будут представлять информацию об их использовании и достигнутых результатах.

Наряду с созданием Комитета RATB, в рамках закона ARRA, дополнительные функции контроля и анализа результатов реализации программ возрождения национальной экономики отводятся «Государственному департаменту финансового контроля» (Government Accountability Office – GAO). Этому департаменту вменяется каждые два месяца в течение нескольких лет проводить оценку использования бюджетных средств, полученных в рамках Программы ARRР (§901 Программы ARRP, разд. IX (часть - А) для восстановления экономики региональными и местными администрациями в 16 штатах и в округе Колумбия. При этом особое внимание должно уделяться:

- основным направлениям использования бюджетных средств, полученных отдельными штатами и местными администрациями;

- оценке эффективности мер, предпринимаемых региональными и местными администрациями для обеспечения гарантий ответственного использования полученных средств;

- методам оценки и определению достигнутых результатов использования выделенных бюджетных средств.

Это позволит осуществлять оценку эффективности реализации планов восстановления экономики в указанных административно-территориальных округах и даст возможность своевременно выявлять разного рода недостатки и на этом основании разрабатывать рекомендации по их устранению.


3. Меры по оздоровлению малого предпринимательства.

Учитывая важнейшую роль малого бизнеса в социально-экономической жизни страны, Правительство предпринимает энергичные усилия для оказания помощи предпринимателям в экономическом оздоровлении и в возрождении активной предпринимательской деятельности, в поддержке стартующих предприятий и их дальнейшем росте. Это нашло своё отражение в законе ARRA, предусматривающем снижение налогового бремени, развитие рыночных возможностей, расширение и либерализацию программ кредитования, возобновление ранее замороженных кредитных программ и активизацию инвестиционных процессов, что будет способствовать сохранению действующих и ускоренному созданию новых рабочих мест. Важнейшими инициативами по оздоровлению и дальнейшему развитию малого предпринимательства, предложенными в законе ARRA, являются улучшение ситуации на рынке кредитов, налоговые послабления и расширение возможностей доступа к финансовым ресурсам. Этот закон даёт право агентству SBA принимать широкий круг решений по поддержке малого предпринимательства, использую ряд специальных возможностей и новых финансовых инструментов, которые позволят снизить стоимость обслуживания кредитов, сократят издержки арендаторов и расширят посредническую деятельность на вторичном рынке кредитов в целях повышения доступа к ликвидности. В соответствии с федеральным Законом ARRA, агентство SBA утвердило 15 мая 2009 г. план оздоровления малого предпринимательства (U.S. SBA Recovery Act Agency Plan ) (Более подробно см: http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/sba_recovery_act_plan.pdf), основными целями которого являются:

- Восстановление доступа МП к финансовым ресурсам, посредством увеличения объёмов кредитования на основе комплекса программ агентства SBA по гарантированию кредитов и путем активизации деятельности на вторичном кредитном рынке для малых предприятий. Эти меры наряду с облегчением налогового бремени позволят создать множество новых рабочих мест;

- Обеспечение ускоренного и расширенного доступа для жизнеспособных малых предприятий к микрокредитам, позволяющее им пережить трудный период с помощью стабилизационных займов, предоставляемых фондом «Восстановительный Капитал Америки» (Ameica’s Recovery Capital - ARC);

- Всестороннее улучшение возможностей для оздоровления малых предприятий посредством расширения привлечения необходимых финансовых средств с помощью применения системы гарантирования облигационных займов и за счет максимального вовлечения малых предприятий к выполнению контрактов по государственным заказам. В соответствии с законом ARRA, на эти цели из федерального бюджета страны для агентства SBA в 2009 финансовом году было выделено $730 млн., которые будут использованы для корректировки кредитных и инвестиционных программ в части снижения затрат малых предприятий на обслуживание полученных кредитов. Данные средства будут распределены следующим образом:

- $375 млн. будет использовано для временного сокращения платы по кредитам, предоставленным под гарантии агентства SBA в рамках национальных кредитных программ «7(а)» и «504», кроме того, уровень государственных гарантийных обязательств со стороны агентства SBA будет поднят с 75% до 90%. Эта мера будет распространяться на все новые кредиты, а также на кредиты, полученные до вступления в силу закона ARRA. Такое положение будет действовать до конца 2009 г. или до прекращения срока действия кредитного контракта;

- $255 млн. будет предоставлено малым предприятиям в рамках новой кредитной программы по стабилизации предпринимательской активности, в том числе и для обеспечения погашения существующих задолженностей предприятий;

- $30 млн. будет направлено на расширение действующей программы агентства SBA по микрофинансированию. Это позволит увеличить портфель микрокредитов до $50 млн. и одновременно предоставить $24 млн. в качестве грантов для поддержки брокерских компаний, осуществляющих микрокредитование малых предприятий на вторичном рынке кредитов;

- $25 млн. будет использовано для кадрового обеспечения управляющего и технического персонала новых кредитных программ;

- $20 млн. будет использовано для реализации более совершенной системы организационно-технического контроля всех процессов кредитования в рамках программ, реализуемых агентством SBA;

- $15 млн. будет направлено на расширение программы агентства SBA «Гарантирование облигационных займов»;

- $10 млн. будет направлено для обеспечения деятельности Генеральной Инспекции агентства SBA по улучшению контроля за улучшением использования бюджетных средств в рамках всех программ поддержки малого предпринимательства.

Все малые предприятия в различной степени пострадали от экономического кризиса, и в этой связи кредитные программы агентства SBA расширяют возможности финансового рынка, который в недостаточной мере обслуживается частным банковским капиталом. В нынешних условиях малый бизнес находится в зоне повышенного финансового риска. Для малых предприятий, испытывающих финансовые трудности, агентство SBA предпринимает ряд мер по оказанию им действенной и целенаправленной помощи, в их числе более подробно рассмотрим следующие:

- В целях восстановления и улучшения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, агентство SBA увеличивает объём кредитных ресурсов в рамках программ «7(а)» и «504», а также одновременно сделает их более привлекательными для заёмщиков и кредиторов. Для расширения возможностей малых предприятий в получении финансовой помощи, в соответствии с законом ARRA, были произведены существенные изменения в программах кредитования «7(а)» и «504». Это позволило снизить уровень платы за пользование кредитами, расширило уровень гарантирования кредитов с 75% до 90% и дало возможность для привлечения дополнительных кредитных ресурсов. В совокупности это позволит только в 2009 финансовом году предоставить льготные кредиты малому предпринимательству по программам «7(а)» и «504» на общую сумму $12,3 млрд. Для малых предприятий увеличение гарантийного покрытия кредитов с 75% до 90% расширяет возможность получения займа, т.к. снижает риски кредитора и одновременно снижает стоимость обслуживания кредита. Для малых предприятий предусматривается предоставление временной отсрочки по погашению кредитной задолженности по кредитным программам «7(а)» и «504» при одновременном снижении платы за пользование кредитом и введении налоговых льгот. Отсрочки по погашению кредитов, в соответствии с законом ARRA распространяются также на займы, предоставленные малым предприятиям до принятия этого закона. Осуществлена временная приостановка на один год платежей за пользование кредитами на общую сумму $8,7 млрд. по программе «7(а)» и на сумму $3,6 млрд. по программе «504». Агентство SBA начало применять механизм возмещения затрат, понесенных заёмщиками при оформлении кредитов типа «7(а)» или «504» до 17 февраля 2009 г.(дата принятия закона ARRA). В этом случае кредиторы должны компенсировать затраты заемщикам из специального фонда возмещения агентства SBA. Компенсационные выплаты варьируют от 2% до 3,75%. по кредитам программы «7(а)», исчисляются только с гарантированной части кредита и зависят от общей суммы кредита. Например, по кредиту на сумму $300000 с гарантией 75% размер выплаты будет составлять 3%, тогда при временной отмене платежей по этому кредиту экономия заёмщика составит $6750. В случае расширения гарантии на данный кредит до 90%, экономия заёмщика составит уже $8100. Приостановление платежей носит временный характер. Наряду с этим применена новая методика рефинансирования кредитов, выданных по программе «504». Это предполагает расширение финансирования реализации ранее утверждённых долгосрочных проектов посредством установления финансового взаимодействия агентства SBA с «Уполномоченными компаниями развития» (Certified Development Companies - CDC).Такое взаимодействие позволяет реструктурировать и рефинансировать некоторые из ранее полученных кредитов. Кредитные программы агентства SBA позволяют также предоставить дополнительные финансовые средства «Инвестиционным компаниям малого бизнеса» (Small Business Investment Company - SBIC), что расширяет их кредитные возможности в качестве источников венчурного капитала при реализации инновационных проектов.

- В целях улучшения доступа малых предприятий к ликвидности был расширен рынок вторичного кредитования, который значительно пострадал в связи с финансовым кризисом. Это позволит восстановить финансовые потоки в сферу малого предпринимательства, предоставляя кредиторам столь необходимую ликвидность для пополнения оборотного капитала. Для этого агентство SBA начало более активно предоставлять финансовые средства по программе «7(а)» широкому кругу кредитных посредников, и одновременно были приняты меры в рамках программы «504» по обеспечению дополнительных гарантий для кредитования малых предприятий под залог имеющиейся у них недвижимости. В рамках мероприятий по расширению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, агентство SBA разработало систему предоставления права уполномоченным посредническим компаниям приобретения гарантированных кредитов по программе «7(а)» с последующей их перепродажей малым предприятиям на вторичном рынке кредитов. Параллельно с этим, агентство SBA приняло меры по расширению финансового взаимодействия с такими национальными программами как «Программа реструктуризации проблемных активов» (the Troubled Asset Relief Program - TARP) и «Система залогового обеспечения арендуемого оборудования» (the Term Asset-backed Securities Lending Facility - TALF). Кроме того, чтобы сделать кредиты доступными для малого бизнеса, Казначейство США направит $15 млрд. в фонд Программы TARP, на приобретение гарантированных ссуд по программе «7(а)» и ипотечных ссуд по программе «504». Это в значительной степени позволит снизить риски на вторичном рынке кредитования малых предприятий, обслуживаемом объединениями местных банков, кредитными союзами и другими мелкими кредиторами. Для кредитов программы «504», предоставляемых малым предприятиям через отделения компании CDC, решением агентства SBA отменяется взимание 1,5% регистрационного сбора. Таким образом для о кредита на сумму $600000, экономия на сборах составит $9000. Кроме того, агентство SBA временно отменяет специальный сбор (эквивалентный 0,5%) с ипотечных кредитов по программе «504» стимулируя этим заемщиков к участию в строительстве.

- Агентство SBA намерено поддержать деятельность местных малых предприятий путём расширения программ микрокредитования бизнеса за счет государственных финансовых средств, получаемых в рамках Закона ARRA. Расширение программы агентства SBA по кредитованию малых предприятий предусматривает выделение ссуд для уполномоченных компаний, выдающих микрокредиты остро нуждающимся предприятиям. На эти цели агентство SBA выделило $50 млн. некоммерческим общественным и посредническим организациям, специализирующимся на финансовой поддержке малых предприятий.

- В условиях кризиса участились случаи нарушения сложившейся практики деловых отношений (задержка оплаты по выполненным контрактам, отказ от выполнения договорных обязательств, появление непредвиденных заказов и др.). Это привело к острой нехватке оборотных средств, недостаток которых мог быть компенсирован только в виде экстренной финансовой помощи нуждающимся малым предприятиям. Для устранения возникшего острого дефицита финансовых средств, агентство SBA приступило к реализации новой программы в рамках Фонда ARC, по оказанию экстренной помощи предприятиям, столкнувшимся с острой потребностью в дополнительных финансовых ресурсах. Финансовая политика Фонда ARC предусматривает отсрочку платежей по кредитам под гарантии агентства SBA на суммы до $35000, выданные жизнеспособным малым предприятиям, которые не в состоянии самостоятельно погасить краткосрочную задолженность. Эта новая программа направлена на то, чтобы дать малому бизнесу финансовую поддержку, осуществляемую для сохранения работоспособности малых предприятий путем высвобождения средств для обеспечения их оперативной деятельности. Выплаты по кредитам будут осуществляться только через 12 месяцев после того, как ссуда будет полностью погашена из государственных средств под гарантии агентства SBA. Наряду с этим, для оздоровления и возрождения мелких местных предприятий, агентство SBA осуществляет комплекс мер по предоставлению микрокредитов через местные посреднические структуры финансовой и технической поддержки предпринимателей. Это способствует выживанию местных малых предприятий и помогает стартующим предприятиям достигнуть определённого успеха. Максимальная сумма краткосрочных микрокредитов не должна превышать $35000. Такие микрокредиты могут предоставляться только жизнеспособным малым предприятиям, которые испытывают кратковременные финансовые затруднения и способны вскоре восстановить свою доходность. На каждое малое предприятие предусмотрено выделение не более одного краткосрочного кредита.

- Для максимизации возможностей оздоровления малого бизнеса, Правительство намерено принять кардинальные меры по предоставлению кредитных гарантий и размещению ежегодных государственных заказов для удовлетворения федеральных, региональных и местных потребностей. Объём таких заказов достигает $425 млрд., из которых не менее 23%, в соответствии с законом ARRA должны быть размещены в сфере малого бизнеса. В этой связи агентство SBA тесно сотрудничает с Департаментом Федеральных поставок и с другими государственными организациями, в целях предоставления максимальных возможностей для размещения госзаказов на малых предприятиях, финансируемых в рамках программ восстановления экономической деятельности. Агентство SBA предусматривает ряд определённых условий и процедур, соблюдение которых обеспечивает малым предприятиям участие в выполнении госзаказов. В их числе необходимо указать на специальную программу агентства SBA - «Гарантийного покрытия контрактных обязательств» (Surety Bond Guarantee Program - SBGP). В рамках этой программы, предоставляются гарантии для тех малых предприятий, которые не имеют достаточных финансовых ресурсов для выполнения госзаказа. Помощь, предоставляемая в рамках программы SBGP, обеспечивает страхование рисков заказчиков при размещении государственных контрактов на малых предприятиях. По действующему законодательству, для выполнения госзаказов от всех подрядчиков требуется предоставление финансовых гарантий выполнения контрактных обязательств на заказы объёмом свыше $100 тыс. Законом ARRA дано право агентству SBA временно увеличить объём финансовых гарантий по выполнению госзаказов для малых предприятий до $5 млн., и в исключительных случаях, до $10 млн. Увеличение лимитов по программе гарантированных облигационных займов даст малым предприятиям шанс получить миллиарды долларов по государственным контрактам, которые выполняются в рамках программ реализации закона ARRA. Дополнительно к этому, профильные отделы агентства SBA оказывают содействие определённым категориям малоприбыльных малых предприятий, помогая им принять участие в реализации некоторых федеральных проектов, реализуемых в соответствии с законом ARRA. К их числу относятся и малые предприятия, созданные представителями национальных меньшинств, женщинами, инвалидами и ветеранами вооруженных сил.


4. Система контроля реализации планов оздоровления малого предпринимательства

В целях повышения результативности мероприятий по преодолению кризисных явлений, агентство SBA осуществляет координацию реализации всех программ восстановления и финансовой поддержки малых предприятий, намеченных законом ARRA. В этой связи, агентство SBA намерено активизировать взаимодействие всех своих территориальных отделений с партнёрскими организациями для предоставления малым предприятиям необходимых консультационных услуг и оказания им практической помощи с целью обеспечения их финансовой устойчивости и возможности дальнейшего успешного развития. Наряду с этим, в соответствии с требованиями закона ARRA, для обеспечения эффективного управления комплексом программ поддержки малого предпринимательства, руководство агентства SBA создало временный «Управляющий комитет по реализации закона ARRA» (SBA Recovery Act Steering Committee - RASC), схема организационной структуры которого представлена на рис.1. Основной задачей этого комитета является осуществление постоянного мониторинга процессов финансирования реализуемых проектов и оценка достигнутых результатов с целью предоставления достоверной информации руководящим органам и для обеспечения общественного контроля за всеми процессами, связанными с выполнением закона ARRA в отношении малого предпринимательства. Для этого структурные подразделения Комитета RASC осуществляют сбор и обработку всей необходимой информации, на основании которой подготавливают регулярные отчеты о ходе выполнения всех программ поддержки малого предпринимательства с последующей их публикацией на сайте - http://www.sba.gov/recovery/. Это позволяет, с одной стороны, осуществить общественный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, а с другой стороны, даёт возможность интерактивного взаимодействия получателей финансовой помощи с руководством Комитета RASC, что способствует повышению реализуемых мер поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса.

Для обеспечения контроля реализации каждой из программ оздоровления предпринимательства, осуществляемых агентством SBA в рамках закона ARRA, были созданы целевые группы компетентных специалистов. В их обязанности входит контроль своевременности исполнения всех мероприятий, предусмотренных каждой из этих программ и предоставление еженедельных отчетов о достигнутых результатах руководству Комитета RASC. Кроме того, в состав этого комитета были включены группы специалистов по технологическому обеспечению эффективного оказания услуг предпринимателям и кредитным организациям. Каждая из этих групп разрабатывает планы реализации программ и проектов, подготавливает исполнительные сметы и намечает промежуточные результаты, своевременное достижение которых обеспечит выполнение требований закона ARRA и позволит успешно преодолеть кризис. Каждая из этих групп еженедельно обязана предоставлять в Комитет RASC все необходимые сведения для оценки результатов реализации основных этапов проектов и для определения финансовых средств, необходимых для достижения намеченных целей.



Кратко рассмотрим служебные функции основных подразделений Управляющего Комитета RASC. Отдел программ финансовой поддержки контролирует соответствие поэтапного выполнения следующих важнейших программ и проектов:

- микрокредитование МП;
- предоставление государственных гарантий на 90% от суммы кредита;
- рефинансирование проектов по национальной кредитной программе «504»;
- предоставление займов по программе ARC;
- программа финансовой поддержки арендаторов;
- снижение процентных ставок за раннее представленные кредиты и гарантии по ним;
- предоставление залогового обеспечения в рамках программы «504»;
- финансовая поддержка «Инвестиционных компаний малого бизнеса» (SBIC) и программы «Облигационных займов» (SBGP);
- контроль программы финансовой помощи предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в недвижимость.

Отдел технической поддержки, осуществляет информационно-аналитическое обслуживание в режиме «онлайн» всех кредитных программ и осуществляет оперативное диспетчирование выполнения проектов, а также постоянно актуализирует информацию о ходе и особенностях реализации всех проектов на специальном сайте. Одновременно в функции отдела входит техническое обслуживание всего аппаратного оборудования и программного обеспечения, используемого всеми подразделениями.

Отдел межпроектной координации функций специализируется на обеспечении бюджетного финансирования проектов и планировании их исполнения при одновременном обеспечении контроля финансовой и исполнительской дисциплины. В функции отдела входит обмен текущей информацией между всеми исполнителями и подготовка еженедельных отчетов о реализации проектов руководству комитета для принятия тех или иных управленческих решений.

Руководством Комитета RASC еженедельно публикуется финансовый отчет о текущей деятельности по реализации программ в рамках закона ARRA и даются ежемесячные сводки о достигнутых результатах. Например, 30 августа 2009 г. был опубликован очередной отчет Комитета RASC о ходе выполнения антикризисной программы поддержки малого предпринимательства, реализуемых агентством SBA (Табл.2.).



Исходя из приведённых в этом отчёте данных видно, что в 2009 финансовом году план совокупных мер финансовой поддержки МП составлявший более $5,9 млрд. и ставивший целью создание 268 тыс. новых рабочих мест по итогам на 31 августа 2009г. был значительно перевыполнен. Так общий объём финансовой помощи МП достиг $7,14 млрд., что составило 120,4% от запланированного уровня, при этом было создано более 300 тыс. новых рабочих мест, превысив на 112%, ранее намеченный плановый показатель.

Следует заметить, что законом ARRA программы финансовой поддержки малого предпринимательства будут продолжены и в 2010 финансовом году в том числе:

- По программе «7(а)» намечено предоставить льготных кредитов на $8,7 млрд. (под 90% гарантий SBA), на 31/08/2009 г. из этой суммы выдано $5 млрд. или 57,5% от общего объёма;

- По программе «504» намечено предоставить льготных кредитов на $3,6 млрд. (под 90% гарантий SBA), на 31/08/2009 г. из этой суммы выдано $2 млрд. или 55,5% от общего объёма;

- По программе «ARC» намечено предоставить льготных микрокредитов на $336 млн. (под гарантии SBA), на 31/08/2009 г. из этой суммы выдано $59,5 млн., или 14,7% от общего объёма.

Как видно из приведённых данных, основные мероприятия по оздоровлению малого предпринимательства реализуются с некоторым опережением намеченных планов, что даёт надежду на возможность успешного преодоления последствий экономического кризиса в течение ближайших 3-х лет.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009