23.12.2009

Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие самозанятости в странах OECD

2. История развития самозанятости в США

3. Связь между самозанятостью и домашним бизнесом в США


1. Развитие самозанятости в странах OECD

Начиная с 1970-х годов примерно в течение 15 лет во многих развитых странах проходили процессы реструктуризации промышленности, сопровождающиеся временным ростом безработицы и обострением социальной напряжённости. В этой связи многими странами были предприняты меры по развитию индивидуального предпринимательства в форме самозанятости (selfemployment). Высокий уровень безработицы оказывает мощное давление на систему государственного социального обеспечения, которая в условиях экономического спада, вынуждена выделять значительные средства на пособия по временной безработице. Одним из эффективных средств выхода из этой ситуации является помощь безработным путём их вовлечения в экономическую деятельность через самозанятость и создание индивидуальных рабочих мест. Это позволяет многим странам во время циклических депрессий смягчить социальные последствия возрастающего уровня безработицы путём реализации ряда учебных предпринимательских программ, направленных на помощь безработным в создании собственных индивидуальных предприятий (далее – ИП) без наёмных работников. Термин самозанятость означает владение собственным бизнесом и работа только на себя, будучи дома, в магазине или в любом другом месте. Некоторыми примерами такого предпринимательства являются: оказание индивидуальных деловых и социальных услуг, риэлтерская деятельность, посредничество, розничная продажа, маркетинговые исследования, программирование, независимое консультирование, рекламирование или деятельность на условиях франчайзинга и др. Для выбора специализации в сфере самозанятости есть много возможностей, так например, консультанты Кентского Университета в Великобритании предлагают свыше 400 видов деятельности для индивидуальных предпринимателей и лиц свободных профессий (The "Salary & Conditions" www.prospects.ac.uk/links/Occupations). Будучи собственником бизнеса, самозанятый не является чьим-либо наёмным работником, фактически, представляет собой индивидуальное предприятие (далее - ИП).

Интересной особенностью в этой сфере деятельности является то, что такой предприниматель может оказывать платные услуги государственным и частным организациям по определённому кругу вопросов, демонстрируя свои высокие профессиональные качества в перспективе возможного трудоустройства в этих организациях в качестве специалиста, консультанта или подрядчика. Другое определение самозанятости заключается в самостоятельном обеспечении своих жизненных потребностей, работая независимо от работодателя или действуя как специалист свободной профессии (художник, писатель, ремесленник и др.). Важнейшей особенностью самозанятости является довольно высокий риск такого бизнеса. С одной стороны можно купить франшизу или успешно действующий бизнес, однако это требует значительных первоначальных затрат и хорошего знания будущей сферы деятельности. При этом необходимо провести комплекс довольно сложных работ по оценке эффективности приобретения такого бизнеса и перспектив его дальнейшего развития. Такой подход является более продуктивным, по сравнению с созданием собственного бизнеса с нуля. Человек, решивший стать на путь самозанятости должен выбрать направление деятельности, разработать бизнес-план подвергнуть его экспертизе со стороны профессионального консультанта и затем изыскивать средства для финансовой и технической поддержки своего проекта. Наибольшие трудности в сфере самозанятости связаны со стартовым периодом, с финансированием и отчетностью, с решением юридических и административных вопросов, а также со множеством других проблем, свойственных для любого зарождающегося бизнеса. Для решения столь сложных вопросов в каждой стране и создаются специализированные программы поддержки и развития самозанятости, ориентированные, прежде всего на безработных, инвалидов и молодёжь, ищущую возможность для приложения своих сил в сфере бизнеса. Впервые такие программы развития и поддержки самозанятости появились в Европе в 1970-1980 г. Стратегической целью этих программ было инициирование создания индивидуальных предприятий силами самих безработных, путем оказания им технической помощи, предоставления кредитов, грантов и различных льгот, а также предоставления им возможности для капитализации средств социальной помощи или пособий по безработице. Наравне с этим многие программы предусматривали также поддержку на стартовом периоде в форме практических занятий, консультаций и в виде разного рода деловых услуг. Программы развития самозанятости ориентированы, прежде всего, на безработных, получающих социальные пособия, которые в процессе создания своего бизнеса могут быть уверенными в том, что они не потеряют причитающейся им финансовой поддержки в течение всего периода практического обучения индивидуальному предпринимательству. Поддержка безработным обычно осуществляется посредством:

- Оказания помощи по схеме страхования на случай безработицы;

- Реализации программ по оценке потребности и оказанию специальной помощи безработным;

- Путём оказания помощи на общих условиях в рамках системы социального обеспечения;

- Реализации программ дополнительного обучения, наставничества и технического консультирования, дающих возможность обрести новую профессию, востребованную на рынке труда и/или применимую в сфере самозанятости.

Программы мотивирования безработных к развитию самозанятости, применяемые в разных странах отличаются по своей структуре и используемым механизмам. Однако в них есть и общие черты, заключающиеся в ориентации на определённые целевые группы безработных, в применении комплексных мер финансовой поддержки, а также помощи в получении квалификации и обретении трудовых навыков, востребованных на рынке труда. Кроме того, все программы содействия развитию самозанятости предусматривают определённые условия и порядок взаимодействия с принятыми в каждой стране правилами оказания социальной помощи при безработице. При этом, во всех программах развития самозанятости предусматриваются специальные меры по мониторингу мер поддержки по оказанию технической и финансовой помощи, а также по оценке результативности программ.

Первые модели программ стимулирования самозанятости среди безработных появились во Франции и были направлены на приобретение общих навыков, необходимых для начала индивидуальной деятельности. Так в 1979 г. во Франции были реализованы экспериментальные программы развития самозанятости для безработных, основанные на формировании стартового капитала для своего ИП с помощью средств из пособий по безработице. Затем, с учетом результатов эксперимента, начиная с 1980 г. во Франции была принята государственная программа "Безработные предприниматели" (Chomeurs Createurs - СС). Французская модель предусматривала единовременную выплату пособия по безработице, сумма которой позволяла безработному сформировать первоначальный капитал, достаточный для создания нового индивидуального предприятия без наёмных работников. Причем эта модель предусматривает возможность объединения множества индивидуальных единовременных пособий по безработице с целью создания пула, достаточного для создания нового малого предприятия. Французская модель развития самозанятости ориентирована на лиц, получающих пособие по социальному страхованию и по безработице, на обездоленных людей и на отдельных индивидуумов, изыскивающих возможность для самостоятельной трудовой деятельности. Эта модель предназначена только для тех, кто пользуется страхованием по безработице и был принудительно уволен с работы или находится в списке лиц, подлежащих увольнению в скором будущем. В 1984 г. этот перечень был расширен и в него вошли безработные, которые исчерпали свой лимит пособий по безработице, а так же молодёжь и лица, которые впервые хотят приступить к трудовой деятельности. При этом, для участия в национальной программе развития самозанятости CC, начиная с 1987 г. от претендентов требовалось подготовить предварительный бизнес–план. Эта мера оказалась эффективным средством для ограничения численности желающих получить помощь от участия в программе СС, т.к. явилась фильтром, способствующим отбору и селекции только тех претендентов, которые действительно намерены заняться собственным индивидуальным бизнесом. Французская модель, предусматривала помощь как при создании собственного бизнеса, так и покупку уже действующего бизнеса, а также возможность участия в действующем МП в качестве партнёра.

Великобритания была второй страной, которая внедрила национальную программу развития самозанятости (the Enterprise Allowance Scheme - EAS). Участниками этой программы могли быть лица, получающих пособие по безработице и имеющие дополнительные социальные льготы. Британская модель основана на периодических выплатах по безработице, позволяя безработному постепенно получать необходимую квалификацию и создавать собственный бизнес. Аналогично французской модели, в Британской программе самозанятости отсутствуют инструменты принудительного отбора претендентов на оказание помощи в обретении собственного бизнеса. Однако существуют процедуры, способствующие критической самооценке претендентов собственных планов создания своего бизнеса. Причём в отличие от французской модели, в британской модели развития самозанятости, помощь оказывается только тем, кто намерен создать новое индивидуальное предприятие. В британской модели развития самозанятости - EAS, претендентами на участие в программе самозанятости, могут быть лица в возрастной категории от 18 лет до пенсионного возраста и являющиеся безработными не менее 8 недель, или получившие уведомление о сокращении штатов. Кроме того, такие претенденты должны иметь не менее £1000 личных сбережений для инвестирования в создаваемое ИП. При этом дополнительное соинвестирование из государственного бюджета предоставляется, если деятельность создаваемого ИП будет соответствовать целям и приоритетам регионального или местного социально-экономического развития. В заявке на участие в программе EAS, претенденты должны описать сущность предполагаемой индивидуальной предпринимательской деятельности, однако от них не требуется представление подробного бизнес-плана. Кроме того, претенденты проходили собеседование, позволяющее оценить их способности к созданию жизнеспособного бизнеса. За период с 1979 г. по 1990 г. в Великобритании активная государственная поддержка развития малого предпринимательства в сочетании с реализацией национальной программы EAS дали возможность увеличить количество самозанятых со 1,72 млн. до 3,25 млн. При этом, их доля в общем количестве занятого населения возросла 7,2% до 11,7% (без учета работающих в сельском хозяйстве).

К середине 1980-ых сходные программы нашли применение в 17 странах OESD (в Австралии, Бельгии, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Испании и Швеции). В этих странах применялись различные критерии для определения категории лиц, имеющих право получения доступа к программам развития самозанятости. Так в Ирландии и в Германии претендент на участие в программе развития самозанятости, должен получать пособие по социальному страхованию или пособие по безработице. В Канаде претендент должен иметь право на получение помощи по страхованию по безработице или на социальное обеспечение. В Испании предпочтение оказывается безработным и инвалидам, людям длительное время находящимся без работы, рабочим в возрасте старше 45 лет и бывшим эмигрантам, возвратившимся на родину. В Австралии участие в программах развития самозанятости могли принять только безработные, которые зарегистрированы в перечне лиц имеющих право на помощь по социальному страхованию. В Бельгии претендент на участие в таких программах должен получать пособие по безработице и его личные средств должны составлять не менее 50% от размера кредита, который ему может быть предоставлен в рамках программы развития самозанятости. В Финляндии все зарегистрированные безработные, намеренные заняться собственным бизнесом, получают поддержку в пределах финансовых возможностей конкретного района страны. Норвежская модель развития самозанятости характеризуется тем, что преимущество отдаётся тем безработным, которые в поисках работы не могут покинуть своё место жительства или не готовы взяться за любую из предлагаемых в данной местности работ, однако имеющих возможность и желание встать на путь самозанятости. Некоторые особенности национальных программ развития самозанятости Франции, Великобритании, Германии и Испании приведены в таблице 1. По исследованиям экспертов OECD ("The Partial Renaissance of the Self-Employed" , OECD Employment Outlook, Chapter 5, OECD(2000), Paris, pp. 155-199), сфера самозанятости в странах Европы в период с 1970 по 1980 развивалась очень медленно, затем начался период устойчивого роста. Это было связано с реструктуризацией многих отраслей экономики, ростом безработицы, развитием аутсорсинга и достаточно весомыми налоговыми льготами в этой сфере. Кроме того, значительную роль играло и изменение государственной политики во многих странах, направленной на смягчение социальных проблем путем привлечения безработных в сферу самозанятости.



В значительной мере этому способствовало применение государственных программ развития и поддержки самозанятости, предусматривающие оказание технической и финансовой помощи тем, кто хотел заняться индивидуальным предпринимательством, а также облегчение регистрационных процедур и упрощение отчётности. Причём особое внимание уделялось облегчению условий для молодёжи и женщин стремящихся заняться индивидуальным предпринимательством в форме самозанятости. Рост самозанятости позволил сократить уровень безработицы и стимулировал развитие малого и среднего предпринимательства во многих странах. Развитие самозанятости, вызвано сочетанием, по крайней мере, 4-х следующих явлений:

- Повышение интенсификации труда, ужесточение рыночной конкуренции и высокий уровень налогообложения в сфере наемного труда;

- Процессы реструктуризации многих отраслей промышленности, повышение стоимости аутсорсинговых услуг при выполнении вспомогательных функций способствовали росту субподрядных контрактов в сфере самозанятости;

- Организация широких сетей индивидуальных предприятий, объединённых Интернетом в своеобразные кластеры, обладающие большей гибкостью и оперативностью по сравнению с традиционными компаниями;

- Возросшими возможностями для самовыражения в сфере предпринимательства для множества людей, обладающих высокой квалификацией.

Правительства всех стран OECD уделяют постоянное внимание совершенствованию государственных программ развития самозанятости, как одного из эффективных способов ослабления социальной напряженности в условиях безработицы. Практически все страны OECD постоянно совершенствуют свои национальных программ развития и поддержки самозанятости, применительно к своим социально-экономическим условиям ("The Partial Renaissance of the Self-Employed", OECD Employment Outlook, Chapter 5, OECD(2000), Paris, Table 5.15. pp.179-181).

Начиная с 2000 г., в связи с достаточно устойчивым возрастанием доли самозанятого населения на рынке труда, во всех развитых странах начали более тщательно изучать этот феномен. Было отмечено что, более интенсивно сфера самозанятости развивается в странах с относительно низким доходами на душу населения (Китай, Индия, Турция, Мексика, Бразилия и др.). Это во многом объясняется как относительно высоким уровнем безработицы и недостаточным количеством рабочих мест, так и стремлением населения этих стран к обретению определённой экономической независимости.


Рис.1. Уровень самозанятости в странах ОЕСD (в процентах от общей занятости
по данным за 2006 г. источник ОЕСD Factbook 2008: Economic, Environmental
and Social Ststistic - ISBN 92-64-040544 (C)ОЕСD 2008)



Огромное влияние на специализацию деятельности в сфере самозанятости, оказывает структура национальных экономик и государственная система регулирования деятельности ИП в секторе самозанятости. Данные об уровне самозанятости в странах OECD приведены на рис.1. Основные особенности развития самозанятости в странах OECD за период 2000-2006 г. можно свести к следующему:

- Темпы роста числа работающих в сфере самозанятости превышали темпы роста общей занятости в большинстве стран OECD;

- Рост самозанятости был сконцентрирован в таких быстро растущих секторах экономики, как сфера деловых и социальных услуг, причем более высокие темпы развития самозанятости наблюдались в профессиональных группах высококвалифицированных специалистов;

- В большинстве стран OECD, количество женщин в сфере самозанятости превышает количество мужчин;

- В сфере самозанятости отмечается более высокая интенсивность труда при повышенной ответственности за его результаты, однако это компенсируется сознанием независимости и чувством личного удовлетворения от выполнения своей работы;

- Повышенный интерес к сфере самозанятости наблюдается среди молодёжи со средним и более высоким уровнем образования, а также у высококвалифицированных специалистов старших возрастных категорий;

- Правительства почти всех стран OECD ввели схемы помощи безработным в организации собственных ИП. Кроме того, многие страны недавно ввели программы, ориентированные на привлечение молодежи и женщин в сферу самозанятости;

- Программы развития самозанятости, заинтересовывают относительно небольшие группы безработных (4%-7%), которые обычно обладают достаточно высокой квалификацией и опытом работы в возрасте старше 35-40 лет.


2. История развития самозанятости в США

Осложнение экономической обстановки в США в середине 1980-х годов в связи с переходом к постиндустриальному развитию и реструктуризацией многих отраслей промышленности в стране приводили ежегодно к появлению 2-4 млн. безработных, обладавших высокой квалификацией, но не востребованных на рынке труда. Это побудило Министерство труда США (US Department of Labor – DOL http://www.dol.gov/) обратиться к опыту Европейских стран, которые реализовали целый ряд национальных программ по привлечению безработных в сферу самозанятости или индивидуального предпринимательства. После изучения различных программ самозанятости, реализованных в Европе, Министерство труда США в 1987 г. решило провести широкомасштабный экономический эксперимент по опытной проверке двух моделей программ развития самозанятости в среде безработных, которые ранее были использованы во Франции и Великобритании и соответственно применены в штатах Вашингтон и Массачусетс (по материалам "New forms of activity for the unemployed and measures to assist the creation of self - employment; Experiences and opportunities in combating unimployment"). Британская и французская модели программ развития самозанятости были соответствующим образом адаптированы для экспериментального применения в условиях США. Было учтено, что в них слабо были проработаны такие важнейшие компоненты как финансовая помощь и поддержка в форме оказания деловых услуг. В Массачусетсе реализовывалась британская модель с регулярной выплатой 2-х недельных пособий, являющихся источником доходов для участников программы на весь период обучения, создания и становления собственного ИП.

Во французской модели, реализуемой в штате Вашингтон, выплачивалось единовременное пособие по безработице для создания собственного предприятия. В обоих программах объём финансовой помощи был одинаков и соответствовал обычной норме страховых выплат по безработице. При этом в этих программах предусматривалось предоставление деловых услуг и практическая подготовка, осуществляемые однородными по составу, группами специалистов.

Министерство труда США, начиная с 1987 г. в течение почти 10 лет проводило экономический эксперимент в штатах Вашингтон и Массачусетс по привлечению безработных в сферу индивидуального предпринимательства или самозанятости с использованием финансовых средств фонда страхования безработных. В ходе этого эксперимента, безработным высказавшим желание заняться индивидуальным бизнесом в рамках программ самозанятости SEA, оказывалась помощь в обучении, техническом консультировании и в финансовой поддержке на весь период создания и становления индивидуального предприятия. Однако в связи с ограниченностью финансовых ресурсов, было принято решение о том, чтобы число участников программ самозанятости не превышало 5% от общей численности получателей страховых пособий по безработице. В процессе эксперимента, в методику реализации британской и французской моделей развития самозанятости в среде безработных вносились определённые изменения, способствовавшие повышению их экономической эффективности, выражающейся в повышении количества людей, прошедших курс переподготовки и успешно открывших собственные устойчиво работающие индивидуальные предприятия. При этом также уделялось внимание снижению расходов на каждого участника программы переподготовки. В экономической ситуации 1990 годов, когда в стране шла технологическая модернизация промышленности, в числе безработных оказалось множество квалифицированных специалистов с большим опытом работы, оказавшихся весьма пригодными для работы в сфере самозанятости. Следует отметить, что реализация программ SEA по созданию множества ИП служит успешному развитию малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь является мощным генератором новых рабочих мест и способствует экономическому оздоровлению. Касаясь результатов сравнения эксперимента в штатах Вашингтон и Массачусетс, необходимо отметить, что в штате Вашингтон (французская модель) при отборе претендентов для участия в программе SEA принимались только недавно уволенные с работы и исключались те, которые хотели пройти курс обучения и одновременно искали возможность вновь стать наёмными работниками. В штате Массачусетс (британская модель), отбор производился среди лиц, которые длительное время были безработными и изыскивали любую возможность трудоустройства и отдавали предпочтение созданию собственного бизнеса в форме ИП. В этом штате участникам программы SEA было необходимо посетить 6 однодневных курсов интенсивного обучения предпринимательским навыкам, проводимых в течение 9-12 недель. Такие курсы предусматривают преподавание основ маркетинга, разработку бизнес-планов, уточнение деловой ориентации обучаемых и др. знания, необходимые для успешной предпринимательской деятельности. Программой предусматривается и обязательные индивидуальные консультации участников с преподавателями и специалистами. В течение 30 недельного курса обучения и практических занятий участники программы получают пособие по безработице.

Вашингтонская программа отличается как в системе технической подготовки так и в финансовой помощи обучаемых. Курс обучения рассчитан на 20 часов в течение одной недели и охватывает следующие 4 направления: деловая осуществимость проекта, маркетинг, финансирование и бухучёт, организация и управление предприятием. Практическая поддержка заключается в помощи при составлении индивидуального бизнес-плана и в проведении ежемесячных собраний в предпринимательских клубах. Участники регулярно получают пособие по безработице до тех пор пока они не выполнят следующих пяти требований: завершение курса обучения; открытие банковского счета, оформление необходимых лицензий и получение доступа к финансированию. Сравнение результатов этих проектов показало, что в обоих случаях, участники программ быстрее других безработных (из контрольных групп) находят место для работы и, в дальнейшем, у них сокращается срок нахождения в статусе безработного.

Результаты оценки этих экспериментов показали, что только 2-3% получателей пособий по безработице выразили желание участвовать в программе SEA и хотели создать собственные ИП. Практика показала, что более половины участников, успешно прошедших курс подготовки по программе SEA, создали собственные устойчиво действующие ИП. Сравнительная оценка результатов эксперимента в обоих штатах, показала, что британская модель развития самозанятости, реализованная в штате Массачусетс оказалась более эффективной как по количеству вновь создаваемых устойчивых индивидуальных предприятий, так и по удельным финансовым затратам на создание одного микропредприятия. Сравнение результатов эксперимента в штатах Вашингтон и Массачусетс, показали, что участники эксперимента в Массачусетсе, создавшие собственные индивидуальные предприятия, оказались более устойчивыми и их годовой доход в среднем превышал почти на $6000 заработок самозанятых предпринимателей, прошедших подготовку по французской модели в штате Вашингтон. Приведенные данные позволили заключить, что финансовая эффективность модели программы SEA, реализованной в штате Массачусетс оказалась более эффективной. По результатам эксперимента Министерство труда США разработало руководство по распространению в других штатах аналогичных программ развития самозанятости и по гибкому их применению. Высокая результативность многолетнего эксперимента по развитию самозанятости в среде безработных в штате Массачусетс, позволила Министерству труда рекомендовать расширить практику применения методов вовлечения безработных в сферу самозанятости. Оценка выживаемости малых предприятий, по данным Администрации малого бизнеса США (SBA) показала, что из первоначально созданных МП только 47% остаются в бизнесе после 4 лет деятельности. Тогда как по результатам исследования Аспенского института (Aspen Institute) выживаемость индивидуальных предприятий, создаваемых по программе SEA, через 5 лет составила 57%, причём 27% из них за этот период удваивают свою доходность. Кроме того, 90% участников программы SEA в штатах Вашингтон и Массачусетс, демонстрировали хорошие успехи спустя 32 месяца после создания собственных ИП. Этот факт показывает, что программы SEA позволяют создавать множество ИП, которые проявляют высокую экономическую устойчивость, способность к дальнейшему развитию и генерированию новых рабочих мест. Многие из них расширяются и становятся успешными МП. Это обусловлено как системой индивидуального отбора участников программ SEA, так и их изначальной нацеленностью на создание собственного бизнеса, основанного на жизненном опыте и достаточно высокой квалификации. Массачусетская программа оказалась финансово более эффективной как для государства, так и для участников программы, у которых среднегодовой заработок оказался значительно выше, чем у участников программы в штате Вашингтон (см. табл. 2).



На основании предложений Министерства труда, Конгресс США в 1993 г. предложил администрациям других штатов воспользоваться опытом реализации модели программы SEA, применённой в штате Мичиган. Участники программ SEA были обязаны пройти курс учебных программа, практических занятий и консультаций, обеспечивающих получение необходимой квалификации для успешного управления собственным бизнесом. Все участники этих программ получали еженедельное или двухнедельное пособие на весь период создания и развития ИП, причем общий размер этих выплат должен был соответствовать стандартному уровню страховых пособий по безработице, принятому в каждом штате. Это позволяло участникам программ SEA регулярно получать пособия и уделять основную часть своего времени созданию собственного ИП. По желанию участников программы, часть пособий и некоторая прибыль от деятельности стартующих ИП, может аккумулироваться для дальнейшего инвестирования в развитие предприятия. Конгресс США также рекомендовал администрациям всех штатов разработать и реализовать в течение 5 лет собственные программы SEA. Такие программы должны быть ориентированы, прежде всего, на получателей пособий по безработице, которые отобраны в соответствии с требованиями оценки личных качеств, которые предъявляются претендентам для участия в этих программах. Опыт показал, что для успешной реализации программ SEA, необходимо обращать особое внимание на отбор претендентов для участия в них, используя методы оценки их индивидуальных качеств. Такая оценка может осуществляться путем собеседований, определения фактической квалификации, опыта работы и уровня образования. Причём, особое внимание должно уделяться выяснению у претендентов наличия твердой мотивации к созданию собственного индивидуального предприятия. Методы оценки качеств претендентов должны отвечать требованиям государственной системы «Оценки индивидуальных качеств работников для обеспечения повторного найма на работу» (Worker Profiling and Reemployment Services - WPRS), разработанной экспертами Министерства труда. Применение в рамках программ SEA методов оценки индивидуальных качеств возможных претендентов позволяет осуществлять эффективный выбор из общего числа безработных, наиболее приемлемых кандидатов обладающих достаточными данными для создания собственных ИП. Типовые методы оценки индивидуальных качеств претендентов для участия в программах SEA предусматривают как оценку образовательного уровня, так и определение профессиональной квалификации исходя из перспектив экономического развития данной местности. Это позволяет определить возможность использования специалистов в данной местности по прежней специальности или предложить альтернативное решение заключающееся либо в изменении профессии или в переходе в сферу самозанятости, либо в изменении места работы (жительства). Такой подход позволяет повысить финансовую эффективность этих программ, выявляя в среде безработных тех, кто намерен изменить свой вид деятельности и стать самозанятым. С другой стороны, это позволяет определить тех, кто намерен и в дальнейшем посвятить себя ранее выбранной профессии, что будет способствовать кадровым агентствам и работодателям в поиске наиболее приемлемых кандидатов на вакантные должности.

Начиная с 1994 г. в 8 штатах страны (Нью-Йорк, Орегон, Мэйн, Делавар, Нью-Джерси, Калифорния, Мэриленд и Пенсильвания) начали реализовываться программы SEA, отличающиеся некоторыми особенностями в зависимости от состояния рынка труда и структуры экономики в каждом из этих штатов. Возрастающая популярность программ SEA в значительной мере обусловлена тем, что создание новых рабочих мест в сфере самозанятости требует значительно меньших финансовых средств по сравнению с другими секторами экономики. В отличие от всех других, широко применяемы мер расширения занятости и создания новых рабочих мест, программы SEA изначально нацелены на создание индивидуальных рабочих мест самими безработными путем организации собственного ИП. В целях борьбы с бедностью большинство ранее действовавших в стране программ, в основном были направлены на развитие самозанятости среди обездоленных и остро нуждающихся социальных групп населения, характеризующихся низким уровнем образования и отсутствием профессиональных навыков. Реализация подобных программ требовала больших ресурсных затрат, однако они зачастую обладали низкой результативностью. В противоположность им, программы SEA ориентированы прежде всего на безработных, обладающих высокой квалификацией и опытом работы, однако не желающих возвращаться к прежней деятельности. При этом программы SEA предоставляют возможность своим участникам получать гарантированную материальную и техническую помощь на время обучения, включая период становления и начала успешной деятельности ИП. Все программы SEA обычно включают как меры финансовой поддержки (кредиты, пособия или гранты) так и техническую помощь (обучение, консультирование, деловые услуги и др.). Обучение предпринимательским навыкам и практическая подготовка осуществляется в различных учебных заведениях и организациях местной инфраструктуры поддержки МСП включая бизнес инкубаторы, центры развития предпринимательства, агентства экономического развития, промышленные ассоциации и др. Практика показала, что участники программ SEA имеют в два раза больше шансов получить работу по сравнению с обычными безработными.

После успешной реализации программ SEA в восьми штатах страны, Министерство труда представило в Конгресс США доклад о достигнутых результатах. Исходя из этого, Конгресс в соответствии с законом "Об инвестировании в развитие трудовых ресурсов" ("The Workforce Investment Act of 1998", P.L. 105–220 - Аug. 7, 1998. ) рекомендовал к применению программы SEA в других штатах страны. За тем, в целях установления постоянной практики применения программ SEA во всех штатах страны был принят федеральный закон ("The Noncitizen Benefit Clarification and Other Technical Amendments Act of 1998" P.L. 105-306 - Oct. 28, 1998).

В рамках программ SEA, администрация каждого штата может выдавать регулярное денежное содержание для участников программы самозанятости вместо пособий по безработице на весь период обучения и становления их индивидуальными предпринимателями. Подробная информация о программе SEA, представлена на сайте Министерства труда. По результатам отчета "Сравнительная оценка программ поддержки самозанятости" (Final Report "Comprehensive assessment of self-employment assistance programs" June 2001. Contract NO: F-6829-8-00-80-30. http://www.doleta.gov/reports/searcheta/occ/papers/sea.pdf) , реализованных в 1995-1999. гг. выяснилось, что среди участников этих программ в 16-19 раз больше лиц создающих ИП, по сравнению с контрольной группой безработных не участвовавших в таких программах. В течение 25-36 месяцев с начала реализации программ SEA, от 50 до 60% из числа их участников стали на путь самозанятости, причем около 40% из них совмещают индивидуальную предпринимательскую деятельность с работой по найму. Сравнительный анализ стоимости реализации программ SEA, в разных штатах страны показал, что стоимость административных расходов, в пересчете на одного участника колеблется от $300 до $600. Тогда как затраты на оказание технической помощи на каждого участника не превышают в среднем $1500-$2050. Такое различие объясняется тем, что некоторые штаты при реализации этих программ использовали действующие организационные структуры поддержки МСП. Общая сумма выплат пособий по безработице на одного получателя составила в среднем $4242, тогда как общая сумма выплат пособий участникам программ SEA составила $6113 (по данным 1999 г.). Таким образом, суммарные затраты на обучение, практическую подготовку и содержание одного участника программ SEA в среднем составляет не более $8763. В последние двадцать лет, в США наблюдается быстрый рост количества различных региональных программ помощи и развития самозанятости. Обычно такие программы реализуются с участием местных агентств поддержки МП, центров развития предпринимательства и при содействии различных предпринимательских ассоциаций. Эти программы ориентированы на социальные группы с низким уровнем доходов, на безработных, получателей социальной помощи, иммигрантов, инвалидов и лиц без профессий. Финансирование таких программ осуществляется из федеральных, штатских и местных бюджетов, а также из частных фондов.

Министерство труда совместно с Администрацией малого бизнеса США (SBA), в целях широкого информирования граждан страны о широких возможностях создания ИП на основе самозанятости, разработали в 2003 г. демонстрационный проект "Развития Америки посредством предпринимательства" (Growing America Through Entrepreneurship - Project GATE http://www.projectgate.com ). Этот проект помогает гражданам страны получить необходимые знания и навыки, а также доступ к финансовым ресурсам, дающим реальную возможность для создания индивидуального предприятия и успешной его деятельности в дальнейшем. По ныне действующему законодательству США, самозанятость определяется как предпринимательская деятельность единоличного собственника предприятия без наёмных сотрудников, с целью получение прибыли за счёт продажи товаров или оказания услуг. Самозанятость рассматривается как индивидуальное предприятие со следующими формами юридического статуса:

- Индивидуальная собственность (Individual proprietorship) или единоличная собственность (Sole proprietorship), являющаяся не инкорпорированным бизнесом, которым владеет один человек. В эту категорию входят и самозанятые индивидуумы (self-employed persons).

- Простое товарищества (partnership) являющееся не инкорпорированным бизнесом, которым владеет два или более человек, имеющих взаимный финансовый интерес в бизнесе.

- Общества с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company - LLC);

- "Корпорация типа С" (C Corporation) в форме самостоятельного юридического лица с ограниченной ответственностью, с несколькими акционерами , которые не несут ответситвенности за обязательства корпорации. Налоги исчисляются с доходов корпорации и с акционеров.

- "Субчартерная корпорации типа S" (Subchapter S Corporation), является аналогом корпорации типа С и отличается тем, что налоги исчисляются только с доходов акционеров.

По мнению экспертов SBA, самозанятость создаёт благоприятные условия для индивидуумов, стремящихся стать предпринимателями и даёт им возможности разрабатывать инновационные идеи, продукты и услуги, предлагая их на рыке. Самозанятость является одним из важнейших факторов устойчивости экономического развития страны, т.к. даёт возможность множеству людей выбрать наиболее приемлемую для них форму и вид экономической, социальной или творческой деятельности. При этом относительно легко решаются вопросы миграции трудовых ресурсов на местном уровне в связи с текущими изменениями рынка труда, вызванными переменами в приоритетах развития местных экономик и связанных с реструктуризацией или перепрофилизацией отдельных предприятий.

Роль мощного ускорителя в развитии самозанятости в США сыграла компьютеризация предпринимательской деятельности и постоянно расширяющиеся коммуникационные возможности, предоставляемые Интернетом. Так по данным исследования "Самозанятость и использование компьютеров" (Self - Employment and Computer Usage http://www.sba.gov/advo/stats/sepc.pdf), в 2000 г. свыше 10,5 млн. индивидуальных предпринимателей сосредоточенных в сфере самозанятости владели 1 или 2 компьютерами и 80% из них активно пользовались Интернетом. Постоянное развитие самозанятости в значительной мере связано высокой привлекательностью этого вида деятельности для многих индивидуумов как в связи с широкой свободой деятельности, так и с низкой стоимостью стартового периода. При этом особое удобство и высокую эффективность индивидуальной предпринимательской деятельности обеспечивает применение компьютеров, дающих возможность с помощью Интернета предоставить пользователям необходимый спектр информационных услуг. Основной коммуникационный обмен осуществлялся по электронной почте и Интернет-телефонии, по сбору данных для выполнения конкретных работ и по поиску необходимой информации.

Благодаря усилиям Администрации малого бизнеса – SBA и Министерства труда, содействующих реализации программ развития самозанятости в стране, к 2006 г. в США было зарегистрировано 16,1 млн. самозанятых ИП, включая сельское хозяйство, в том числе 10,6 млн неинкорпорированных ИП и 5,5 млн. инкорпорированных ИП (http://www.census.gov/epcd/nonemployer/2006/us/US000.HTM). Отмечается, что доля самозанятых в общем количестве занятого городского населения составляет 9,2%, тогда как для сельской местности и пригородных районов этот показатель достигает 12,4% (The Small Business Economy 2006 http://www.sba.gov/advo/research/sb_econ2007.pdf ). В США, по данным на 2006 г. проживало 25,6 млн. ветеранов вооружённых сил, из которых 2,4 млн. являлись инвалидами. Ветераны владеют почти 3 млн. частных малых предприятий, в том числе в сфере самозанятости они являются собственникам 2,04 млн. индивидуальных предприятий, что составляет 12,2% от общего их количества. Более полное представление об изменениях в составе владельцев ИП, действующих в сфере самозанятости за период 1995-2005 гг. приведены в таблице 3.




3. Связь между самозанятостью и домашним бизнесом в США

Особенности статистики малого предпринимательства США является то, что в сферу самозанятости частично входит и так называемый домашний бизнес ( Home based business - HBB). Это обусловлено тем, что домашний бизнес определяется как предприятие управляемое только из домовладения как единственного места, где сосредоточены все управленческие функции предприятия. Причем, основная деятельность может происходить в любом месте. В отличие от индивидуального предприятия в сфере самозанятости, домашний бизнес имеет право использовать труд наёмных работников и относится к категории микропредприятий, с максимальной численностью занятых не более 25 человек. Причём юридический статус домашних предприятий такой же, как и для индивидуальных предприятий в сфере самозанятости, а именно: предприятие с полной индивидуальной (или единоличной) собственностью; (Individual proprietorship) или (Sole proprietorship); простое товарищества (partnership), которым владеет два или более человек, имеющих взаимный финансовый интерес в бизнесе; общества с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company-LLC); "Корпорация типа С" (C Corporation) или "Субчартерная корпорации типа S" (Subchapter S Corporation), являющиеся предприятиями с ограниченной ответственностью (Более подробно см. раздел 2). Причем 91% всех предприятий домашнего бизнеса являются единоличной собственностью и только 5% относятся к категории предприятий типа "S корпораций" и лишь 4% имеют юридическую форму товарищества.

По данным статистики США в категорию домашнего бизнеса входит более 13,4 млн. всех частных предприятий страны. Сфера домашнего бизнеса, объединяет наиболее квалифицированных и предприимчивых людей, практически создавших свои предприятия с нуля. Так 77% из общего количества домашних предприятий были созданы на личные и семейные сбережения. Касаясь возрастной категории владельцев домашних предприятий, можно отметить, что 31% из них созданы высоко квалифицированными специалистами в возрасте старше 55 лет; 29% предприятий созданы людьми в возрасте от 45 до 54 лет; 24% предприятий созданы людьми в возрасте от 35до 44 лет, и только 2% предприятий созданы молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Причём 14,5% таких предприятий созданы пенсионерами или ветеранами вооруженных сил. Домашний бизнес обладает мощным потенциалом экономического развития страны (Табл.4.), генерируя множество идей, применимых во всех видах деятельности. В гостиничном бизнесе и общественном питании сосредоточено 79% таких предприятий, в производственной сфере действуют 78% предприятий и 74% занято в сфере торговли. Абсолютное большинство домашних предприятий, составляющее 91% относятся к категории владений, являющихся индивидуальной частной собственностью. В этом бизнесе получили наибольшее развитие такие направления деятельности как:

- оказание профессиональных, научных и технических услуг;
- строительство и ремонт жилых и малых промышленных зданий;
- розничная и оптовая торговля;
- персональные услуги (уход за больными, воспитание детей, индивидуальное обучение, посредничество и др.);
- ремонт и обслуживание сложной техники.



Следует отметить, что правительство страны уделяет большое внимание трудоустройству ветеранов вооруженных сил и инвалидов. Это обусловлено постепенным увеличением численности этой категории граждан. Так по данным Бюро статистики США в 2006 г. в стране насчитывалось 25,6 млн ветеранов вооруженных сил и из них 2,4 млн. инвалидов. В целях оказания им всемерной технической и финансовой помощи в создании и развитии домашних предприятий, ещё в 1999 г. был принят закон "О предпринимательской деятельности ветеранов и развитии малого бизнеса" (the Veterans Entrepreneurship and Small Business Development Act of 1999, P.L. 106-50.). Этот закон обязывает все национальные структуры поддержки МСП активно помогать в создании и развитии домашних предприятий, принадлежащих ветеранам вооруженных сил и инвалидами. Ныне более 14,5% домашних предприятий и 12,2% ИП в сфере самозанятости принадлежат ветеранам вооруженных сил и инвалидам.

Примерно 90% домашних предприятий не имеют штатных наёмных сотрудников и только 3% прибегают к услугам временных сотрудников. Около 6 % таких предприятий имеют не более 5 штатных сотрудников и только 1% предприятий имеет от 5 до 19 сотрудников. По данным социологических обследований, домашний бизнес является основным источником доходов для 50,9% владельцев предприятий, тогда как для ветеранов вооружённых сил этот показатель равен 47,5%, а для инвалидов- составляет 44,1%. Таким образом можно заключить, что примерно 49% владельцев домашних предприятий вынуждены совмещать домашний бизнес с другими видами деятельности, например работу по найму в других фирмах или учреждениях. Касаясь уровня доходности домашних предприятий за год, то для 77% из них он не превышает $25 тыс., для 19% - $50 тыс.; для 3,5% - $100 тыс. и более, для 1% - $500 тыс. и более.

Во многих странах наряду с развитием самозанятости и домашнего бизнеса все больше распространятся практика выполнения работы на дому, так в США такой вид занятости определяется термином "Домашняя занятость" ("Home-based employment" или "Home employment" либо "Telecommuters"), который обозначает, выполнение определённой работу на дому по найму для какого-либо работодателя и основывается на взаимной договорённости работника и работодателя о выполнении каких либо обязательных функций на дому. Это предусматривает определённую зарплату, контроль выполнения работ, планирование рабочего времени, определённые требования к оборудованию рабочего места и к выполнению различных рабочих процедур. В качестве примеров домашней занятости можно назвать такие работы как: телефонная справочная служба, редактура текстов, программирование, консультирование по телефону или Интернету и др. Работа на дому коренным образом отличается от самозанятости и более похожа на работу в офисе, но без привычного окружения и без постоянного контроля со стороны руководства. Обычно домашний офис располагается в отдельном, изолированном помещении с телефоном, компьютером и другой необходимой оргтехникой. Современные коммуникационные средства позволяют быстро связаться с любыми специалистами и коллегами по работе. Работа на условиях домашней занятости особенно удобна для инвалидов и людей, склонных к самостоятельной работе. Такой тип занятости в последнее время находит всё более широкое распространений как среди квалифицированных специалистов, так и среди лиц, которые по семейным обстоятельствам не могут отлучиться из дома (наличие малолетних детей, уход за больным и др.). Это позволяет используя гибкие формы трудовых отношений применять наиболее приемлемые виды занятости, учитывающие индивидуальные особенности различных категорий работников, которые могут выполнять на дому как сложные работы,требующие высокой квалифиции, так и простейшие операции (сортировка и рассылка почты, упаковка изделий, справки по телефону и др.). Во многих случаях надомная работа требует отдельного помещения и специального оборудования, которое предоставляется работодателем. Работа на дому характеризуется низким уровнем рисков в связи с меньшими капитальными вложениями, позволяет иметь приемлемый заработок для надомных работников при одновременном снижении накладных расходов для работодателей.

Наряду с этим видом занятости, в последние 20 лет, в связи с развитием компьютерной техники и широким использованием Интернета, появилась такая форма трудовой активности как "дистанционная работа" или "телеработа" ("Telework" - "Flexible work" by Elka Maria Torpey http://www.bls.gov/opub/ooq/2007/summer/art02.pdf). По определению "Бюро трудовой статистики США" (U.S. Bureau of Labor Statistics - BLS) "телеработа" подпадает под определение неполной трудовой занятости с продолжительностью рабочего времени от 1 до 36 часов в неделю. В структуре занятости США в 2006 году на долю телеработников приходилось около 8% (12,4 млн. человек). Из этого числа около 70% представляют так называемые надомные телеработники (home based telework), которые не менее одного рабочего дня в неделю осуществляют свои трудовые обязанности у себя дома с применением компьютера и коммуникационных средств. Кроме того, около 24% из них являются мобильными телеработниками (mobile telework), которые осуществляют свои трудовые обязанности, частично, либо полностью, вне дома и вне рабочего места (в командировках, на объектах клиентов/заказчиков по пути следования на работу и т.п.), используя переносной компьютер (Источник: Управление персоналом №21 2004, Л.А.Скавитин "Телеработа, или занятость по-американски" http://www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/8739,0.html) (ноутбук). Таким образом, компьютеризация деловых отношений и развитие средств коммуникации (мобильная связь, электронная почта, Интернет и др.) способствуют вовлечению в экономическую деятельность широких слоёв населения при одновременном расширении гибкости трудовых отношений. В заключении, необходимо отметить ,что развитие самозанятости и домашнего предпринимательства наряду с применением наёмного надомного труда и частичной занятости в форме телеработ открывают широкие возможности для увеличения мобильности трудовых ресурсов как путём создания новых рабочих мест, так и за счет использования потенциальных возможностей многих людей, которые имеют желание работать и потребность заработке, однако ограничены в силу личных обстоятельств.

В нынешних условиях мирового экономического кризиса, сопровождающегося увеличением безработицы и такими демографическими явлениями в развитых странах, как возрастание доли престарелой части населения при одновременном сокращении экономически активной части населения, приходится изыскивать возможности для расширения трудовых ресурсов при минимизации капиталовложений в создание новых рабочих мест. В этой связи становится актуальной проблема вовлечения в экономический оборот, прежде всего, таких потенциальных резервов, которые не требуют больших инвестиций и обладают ускоренной капиталоотдачей. К таким резервам относится такая сфера деятельности как самозанятость, домашний бизнес и надомный труд. Именно эти виды деятельности позволяют эффективно использовать творческий, профессиональный и предпринимательский потенциал множества безработных, пенсионеров, инвалидов и других социальных групп населения, заинтересованных в активной экономической деятельности, но не имеющих для этого достаточных возможностей. Кроме того, эффективная государственная поддержка этой категории граждан, позволяет снизить социальную напряжённость, возникающую при различного рода экономических трудностях, связанных со спадом деловой активности и ростом безработицы. Одновременно это способствует вовлечению новых людей в экономическую деятельность и активизации ранее скрытых и невостребованных ресурсов. Для нашей страны, в нынешних тяжёлых экономических условиях, развитие самозанятости, помощь в создании домашних предприятий и организация выполнения определённой части работ на дому с помощью штатных сотрудников позволит минимизировать социальную напряженность в связи с ростом безработицы. С другой стороны, это даст возможность создать множество новых рабочих мест при минимальных капитальных затратах и позволит привлечь к активной трудовой деятельности тех людей, которые ранее не имели возможность получить работу (пенсионеры, инвалиды, женщины с малыми детьми и др.). Кроме того, государственная поддержка самозанятости и домашнего предпринимательства позволит в значительной мер смягчить проблему трудоустройства увольняемых в запас военнослужащих в связи с сокращением численности вооружённых сил. В этой связи будет целесообразным более подробно изучить опыт США в части поддержки предпринимательской деятельности ветеранов вооруженных сил армии США.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009