23.12.2009

Стратегический план развития малого бизнеса в США на 2008 – 2013 гг.

(По материалам US SBA "Strategic Plan Fiscal Years 2008 – 2013" http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/sba_homepage/serv_ strategic_plan_2006.pdf)

1. Основные подходы при формировании стратегического плана развития малого бизнеса в США.

2. Краткое описание стратегических целей развития малого предпринимательства.

Стратегическая цель № 1.

Стратегическая цель № 2.

Стратегическая цель № 3.

Стратегическая цель № 4.

3. Оценка достигнутых результатов.

4. Антикризисные меры, способствующие достижению стратегических целей.


1. Основные подходы при формировании стратегического плана развития малого бизнеса в США.

Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. Это обстоятельство и лежит в основе государственной политики в отношении малого бизнеса изложенной в "Законе о малом бизнесе" ("Small Business Act" PL 85-536 c дополнениями PL 108-217, of 4/5/2004. http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/serv_small_bus_act.pdf).

Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. Эту функцию выполняет федеральное агентство, именуемое "Администрация малого бизнеса США" (US Small Business Administration, далее – агентство SBA) и подчинённое непосредственно Президенту страны. Агентство SBA проводит государственную политику в отношении малого бизнеса и реализует различные программы поддержки малого бизнеса, направленные на оказание финансовой, технической, консультационной и юридической помощи малым предприятиям на всех этапах их развития.

В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства SBA вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса.

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства SBA своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;

2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

3. Улучшение деловой среды для малых предприятий;

4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов.

В своих планах работы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий. Разработка данного стратегического плана основывалась на важнейших принципах совершенствования процессов государственного управления, изложенных в послании Президента США к Конгрессу "План совершенствования федерального управления" (The President’s Management Agenda – PMA http://www.whitehouse.gov/omb/budget/fy2002/mgmt.pdf). При этом, для достижения поставленных стратегических целей, агентство обязуется:

- Достигнуть намеченных результатов на основе совершенствования действующих программ поддержки предпринимательства, применения современных методов управления и создания благоприятных условий для развития малого бизнеса;

- Предоставлять широкий спектр высококачественных услуг предпринимателям в соответствии с их потребностями и запросами;

- Всемерно повышать квалификацию сотрудников агентства, обеспечивая их необходимым оборудованием и применяя передовые технологии для достижения наибольшей эффективности оказываемых ими услуг;

- Обеспечить полную прозрачность и подотчетность всех проводимых агентством финансовых операций и организационных мероприятий, в целях достижения их высокой эффективности и завоевания абсолютного доверия со стороны общества, предпринимателей, частных клиентов и деловых партнёров.

Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд. (Более подробно, смотри: SBA Citizen’s Report - FY 2008 Summary of Performance and Financial Results. http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/serv_budget_08_citizens_report.pdf Total Obligations by Strategic Goal, Based on FY 2008 Cost Allocation Model. p14-15).

Общая структурная схема достижения заданных стратегических целей развития малого предпринимательства и обеспечения оценки достигнутых результатов, приведена на рис.1.



В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей. Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. (см. раздел 4). Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей.


2. Краткое описание стратегических целей развития малого предпринимательства.

В процесс осуществления стратегического плана развития малого предпринимательства до 2013 г. вовлечены все структурные подразделения агентства SBA, а также ряд других организаций, осуществляющих либо прямое взаимодействие с агентством по отдельным направлениям деятельности, либо выполняющих функции государственных или независимых экспертов по оценке достигнутых результатов. Кратко рассмотрим содержательную часть 4-х стратегических целей и соответствующих им долговременных задач с некоторыми индикативными показателями их реализации.


Стратегическая цель № 1. "Расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитых рынках".

В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ по предоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций, позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий.

Важное место в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организации бизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода из бизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Для достижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёх следующих долговременных задач (Long-term Objectives - LTO):

1.1. Усовершенствовать механизм доступа малых предприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA для ускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствовать повышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест.

1.2. Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнем безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил.

1.3. Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью на рынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетных средств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов.


Долговременная задача 1.1. "Улучшение доступа малых предприятий к программам и услугам агентства SBA в целях формирования деловой среды развития экономической активности и увеличения занятости".

Обеспечение доступа к финансовым ресурсам осуществляется агентством SBA путём предоставления государственных гарантий по кредитованию деятельности малых предприятий в рамках следующих общенациональных программ:

- Кредитная программа «7(а)» (http://www.sba.gov/financialassistance/ prospectivelenders/7a/index.html)предоставляет широкие и гибкие возможности для финансирования различных деловых операций;

- Кредитная программа «504» (http://www.sba.gov/financialassistance/ prospectivelenders/cdc504/index.html) предназначена для долговременного кредитования по низким ставкам на продолжительные сроки операций, связанных с приобретением недвижимости, машин и оборудования, а также для модернизации или расширения производства;

- Программам микрокредитования малого бизнеса предлагает краткосрочные займы на сумму до $35000 для решения оперативных проблем;

- Программа размещения государственных контрактов на закупки и оказание услуг для правительства, которая предусматривает размещение 20-23% всех федеральных заказов в секторе малого предпринимательства, что составляет около $90 млрд. в год.

Особое место в деятельности агентства SBA занимает комплекс мероприятий по оказанию помощи малым предприятиям в заключении контрактов на государственные поставки. Были разработаны стандарты требований к малым предприятиям и правила проведения конкурсов по размещению государственных заказов, в том числе и на условиях субконтрактации. Наряду с этим, агентство SBA тесно взаимодействует со всеми федеральными ведомствами, заинтересованными в сотрудничестве с малым бизнесом при выполнении различных госзаказов. Департамент государственных контрактов и развития бизнеса агентства SBA постоянно контролирует обеспечение справедливого размещения госзаказов в сфере малого бизнеса и параллельно осуществляет мониторинг своевременности и прозрачности расчетов по выполняемым государственным контрактам.

Наряду с реализацией этих программ, агентство SBA содействует в привлечении венчурных инвестиций и предоставлении поручительств по контрактным обязательствам малых предприятий. В этой связи агентство SBA активно взаимодействует с различными кредитно-финансовыми организациями в том числе, c "Уполномоченными компаниями развития" (Certified Development Company - CDC), с "Инвестиционными компаниями малого бизнеса" (SBIC – Small Business Investment Companies), с компаниями-поручителями (Surety industry) и другими структурами.

Большое значение имеет техническая помощь малым предприятиям, оказываемая агентством SBA в части обучения управлению бизнесом, особенно в вопросах поиска источников финансирования, в определении стратегии развития, в повышении деловой мотивации сотрудников и в решении других организационных проблем. Такая помощь оказывается малым предприятиям на протяжении всего их жизненного цикла, от разработки первого бизнес-плана и зарождения нового предприятия, в процессе его развития и расцвета вплоть до продажи другому владельцу или полной ликвидации, либо объединения с другим предприятием и преобразованием в крупную компанию.

Для оказания помощи малым предприятиям в совершенствовании системы управления бизнесом, агентство SBA создало круглосуточно работающий образовательный информационный портал "Учебная сеть малого бизнеса" (Small Business Training Network – SBTN). Этот портал предоставляет возможность дистанционного обучения предпринимателей и самостоятельного контроля полученных ими знаний, позволяя одновременно удовлетворить информационные потребности будущих и действующих владельцев малого бизнеса. Практическое консультирование предпринимателей осуществляется в местных отделениях национальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, в числе которых необходимо упомянуть такие как:

- Региональные отделения агентства SBA, расположенные в каждом штате;

- "Центры поддержки экспорта США", расположенные в крупнейших городах и метрополиях страны;

- Консультационные службы малого бизнеса США (SCORE "Counselors to America’s small business"), имеющие более 800 офисов по всей стране;

- Более 950 "Центров развития малого бизнеса" (Small Business Development Centers – SBDCs) расположенных на всей территории страны;

- Общенациональную сеть муниципальных Центров женского бизнеса (Women’s Business Centers).

В качестве критериев результативности вышеперечисленных мероприятий по поддержке малого предпринимательства и повышению его экономической активности, в частности, будут использованы следующие показатели:

- Количество вновь созданных малых предприятий;
- Количество созданных и сохраненных рабочих мест;
- Общий объём предоставленных кредитов;
- Общее количество малых предприятий, получивших финансовую, консультационную и техническую поддержку;
- Общий объем капиталовложений в сферу малого бизнеса;
- Общая сумма ежегодных контрактов по государственным поставкам, заключенным с малыми предприятиями;
- Общий объём выданных поручительств;
- Общая сума экспортных продаж малого бизнеса, обеспеченных экспортными кредитами;
- Рейтинг популярности финансовых программ агентства SBA;
- Эффективность мер по совершенствованию технологии и процедур по оказанию помощи предприятиям в центрах поддержки предпринимательства;
- Количество выданных лицензий вновь созданным «Инвестиционным компаниям малого бизнеса» (SBIC);
- Общее количество дополнений в договоры международной торговли, внесённые в интересах малого бизнеса.

Примером промежуточного годового отчета о реализации долговременной задачи 1.1. в части мероприятий по кредитной программе «7(а)» могут служить данные, представленные в таблице 1.




Долговременная задача 1.2. "Поддержка предпринимательства в депрессивных районах, на рынках с низким уровнем доходов и высокой безработицей, а также в среде военнослужащих США".

Агентство SBA стремится к развитию малого предпринимательства в депрессивных районах страны с высоким уровнем бедности и безработицы, а также на слабо развитых рынках и в военных городках, намереваясь достигнуть следующих тактических целей:

- Расширить оказание услуг малым предприятиям по оказанию помощи в заключении контрактов с федеральными агентствами на государственные поставки;

- Создать информационную систему по оказанию технических и консультационных услуг малым предприятиям на основе интегрированного взаимодействия местных структур агентств SBA с такими стратегическими партнёрскими организациями как "Центры развития малого бизнеса" (SBDCs), "Консультанты малого бизнеса" (SCORE) и "Центры женского бизнеса" (WBCs);

- Достигнуть увеличения объемов кредитования малых предприятий, нуждающихся в ресурсной поддержке, за счет улучшения и расширения системы оказания финансовых услуг на слабо развитых рынках;

- В рамках программы "Развития бизнеса 8(a)", осуществить подготовку слабых малых предприятий (Small disadvantaged businesses – SDB) к участию в конкурсах по заключению контрактов на исполнение резервных федеральных заказов;

- Разработать "Программу сертификации слабых малых предприятий" (SDB Certification Program), для формирования общего реестра таких предприятий, что позволит распорядителям государственных контрактов и крупным подрядчикам осуществлять подбор потенциальных субпоставщиков из числа слабых предприятий;

- Создать новые рабочие места на малоразвитых рынках, расположенных в городах и сельских населённых пунктах в "Исторически сложившихся зонах с отсталой экономикой" (The Historically Underutilized Business Zone - HUBZone Program) за счет предоставления местным малым предприятиям преимущественных возможностей при заключении контрактов по государственным заказам.

Наряду с вышеперечисленными мероприятиями, агентством SBA разработаны две специализированные программы финансовой помощи, ориентированные на оздоровление депрессивных рынков и развитие предпринимательства в военных городках. Так, начиная с 2008 г., в опытном порядке реализуется кредитная программа "Патриот Экспресс" (Patriot Express), которая ориентирована на оказание экстренной финансовой помощи военнослужащим и членам их семей, жителям военных городков и ветеранам вооружённых сил, резервистам и демобилизующимся военнослужащим, участвующим в "Программе помощи переходного периода" (The Transition Assistance Program). Всем участникам программы "Патриот Экспресс", стремящимся к созданию малых предприятий или желающих приобрести новые профессиональные знания и навыки, предоставляются гарантии для получения кредитов по самым низким процентным ставкам. В случае успешной реализации данной программы, её сделают постоянно действующей.

Для расширения возможностей по оказанию финансовых услуг на слабо развитых рынках, в изолированных сообществах местных жителей в малых городах и посёлках, разработана пилотная программа "Общинный Экспресс-кредит" (Community Express). Эта программа, обеспечивая предоставление определённых гарантий местным кредитным организациям, стимулирует их к созданию оптимальных условий для кредитования предпринимателей на рынках с ограниченным доступом к финансовым ресурсам. Это позволяет оказать существенную поддержку местным малым предприятиям, занятым оздоровлением экономики и созданием новых рабочих мест.

Наряду с этим, агентство SBA применяет ряд комплексных мер по изучению специфических потребностей малых предприятий, расположенных в депрессивных районах страны со слаборазвитыми рынками с целью преимущественного оказания наиболее востребованных услуг, ориентированных на:

- Удовлетворение финансовых потребностей рынков, расположенных депрессивных районах, в малых городах и в сельской местности;

- Оказание помощи местным банкам, являющимся основными источниками кредитов в сельской местности и в городских районах, посредством создания специального Интернет-портала, обеспечивающего их информацией, необходимой для улучшения обслуживания местных клиентов;

- Оказание помощи некоммерческим сертифицированным компаниям развития (CDCs), способствующим экономическому оздоровлению на прилежащих территориях. Эти компании во взаимодействии с агентством SBA и частными кредитными организациями осуществляют финансирование местных малых предприятий по кредитной программе «504»;

- Увеличение финансовых ресурсов "Инвестиционных компаний малого бизнеса" (Small Business Investment Companies - SBIC), которые параллельно с оказанием финансовых услуг, проводят исследования местных слаборазвитых рынков с целью определения наилучших путей их дальнейшего экономического развития, сочетая применение действующих финансовых механизмов с другими альтернативными возможностями по привлечению дополнительных инвестиций в депрессивные районы.

Одновременно, агентство SBA содействует в установлении деловых взаимоотношений между стратегическими партнёрами и местными низовыми общественными организациям. С их помощью удаётся расширить круг пользователей услуг агентства SBA.

Для оценки выполнения данной задачи будут использованы следующие показатели:

- Количество вновь созданных малых предприятий;
- Количество созданных и сохраненных рабочих мест;
- Увеличение количества компаний, уполномоченных для выдачи кредитов малым предприятиям по программе «8(а)»;
- Общий объем капиталовложений в развитие малых предприятий;
- Общий объем кредитов, предоставленных малым предприятиям в каждом депрессивном районе;
- Стоимость операционных затрат на кредитное обслуживание малых предприятий;
- Количество заключённых контрактов на выполнение государственных заказов;
- Ежегодная стоимость заключенных контрактов по государственным поставкам;
- Оценка эффективности технических, обслуживающих и закупочных центров.

В качестве примера (таблица 2.)приведены промежуточные показатели для центров развития малого бизнеса (SBDC) о выполнении долговременной задачи 1.2.




Долговременная задача 1.3. "Повышение эффективности управления бюджетными средствами при полной прозрачности и подотчетности их расходования в сочетании с контролем всех операций с ценными бумагами".

Агентство SBA является одним из крупнейших в стране распорядителей государственных бюджетных средств, ежегодный кредитный портфель агентства превышает $88 млрд. (по данным за 2008 г.). Для обеспечения эффективного управления множеством кредитов на различных стадиях их реализации была создана "Система мониторинга займов и кредитов" (Loan and Lender Monitoring System – L/LMS). Работа этой системы основана на применении скоринговых методов (credit scoring metrics) для классификации заемщиков, в соответствии с уровнями допустимого кредитного риска. Система L/LMS активно используется для оперативного анализа данных и выявления различных тенденций в реализуемых агентством программах кредитования. Это позволяет повысить эффективность управления финансовыми ресурсами и одновременно даёт возможность обнаружить различные несоответствия, которые способствует быстрому выявлению процедурных нарушений и мошеннических операций в процессе кредитования. Наряду с этим, в целях снижения рисков и возможных финансовых потерь, агентство SBA вынуждено осуществлять жёсткий контроль деятельности кредиторов и производить оценку надежности кредитных портфелей. В этой связи, агентство осуществляет комплексные проверки (due-diligence) среди ведущих кредиторов и крупнейших получателей финансовой помощи по национальным программам поддержки предпринимательства. Due diligence – комплексная проверка объекта финансирования с целью получения реального представления о его состоянии, включая оценку инвестиционных рисков и множество других факторов. В первую очередь, осуществляется проверок законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки или инвестиционного проекта. Это позволяет инвесторам или деловым партнерам оценить все преимущества и недостатки предполагаемого сотрудничества. Для совершенствования этих процессов будут разрабатываться новые информационные технологии, способствующие оптимизации использования финансовых ресурсов с применением эффективных механизмов управления рисками.

Опыт проведения агентством SBA таких проверок показал их высокую эффективность и соответствие действующему законодательству, требованиям "Бюджетного Управления США" (Office of Management and Budget – OMB) в части рейтинговой оценки качества выполнения программ, финансируемых из государственного бюджета (OMB’s Program Assessment Rating Tool – PART).

Наряду с ранее приведёнными показателями, для оценки результатов выполнения этой долговременной задачи будут использованы следующие показатели:

- Эффективность исполнения программ гарантийного кредитования;
- Эффективность исполнения программ предоставления кредитов пострадавшим от стихийных бедствий;
- Рейтинг повышения надёжности кредитных организаций;
- Повышение доли (в процентах) гарантийных кредитов, результаты исполнения которых соответствуют изначально заявленным количественным и качественным параметрам;
- Погашение задолженности по кредитам;
- Доля ошибочных платежей;
- Данные об улучшении собираемости просроченной кредитной задолженности в соответствии с "Законом об усовершенствовании системы возврата долгов" (Debt Collection Improvement Act).


Стратегическая цель 2. "Оказание своевременной финансовой поддержки домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий".

Для поддержки пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам. Причём, в рамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании представленных ими заявок. Эта программа является важнейшим источником экономической поддержки районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд. Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий:

- Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам, предприятиям любого размера и некоммерческим организациям;

- Кредиты малым предприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоления экономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полного восстановления деловой активности.


Долговременная задача 2.1. "Обеспечение быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий".

Агентство SBA разработало детальный план действий по обеспечению быстрого и эффективного устранения последствий стихийных бедствий в различных регионах страны в зависимости от их масштабов. Конкретные планы по оказанию помощи пострадавшим координируются с "Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям" (Federal Emergency Management Agency - FEMA) и с другими федеральными ведомствами, а также с частными организациями по вопросам привлечения дополнительных ресурсов. Для осуществления помощи пострадавшим от стихийных бедствий, агентство SBA намерено:

- Ввести в действие в 2008 г. оперативную информационную "Систему управления кредитами для пострадавших от стихийных бедствий" (the SBA’s Disaster Credit Management System – DCMS), которая должна обладать высокой производительностью и способна одновременно обслуживать около 8000 пользователей. Система DCMS даст возможность пострадавшим подавать в режиме "он-лайн" заявки на получение льготных кредитов, предназначенных для устранения последствий стихийных бедствий. Это позволит сократить процедуры составления заявок от пострадавших на оказание помощи и ускорит их рассмотрение экспертами SBA, что в результате даст возможность экстренного выделения необходимых средств для скорейшего устранения различных последствий стихийных бедствий.

- Расширить применение информационных технологий и новых методов количественной и качественной оценки ресурсных потребностей для оказания помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий. Это позволит агентству SBA составлять четкие планы действий, намечать основные цели и пути их достижения, контролировать финансовую отчетность об использовании выделенных средств и осуществлять непосредственный мониторинг всех операций, связанных с устранением последствий стихийных бедствий.

- На основании накопленного опыта создать аппарат моделирования прогнозных потребностей в ресурсах, необходимых для оказания помощи пострадавшим районам, в зависимости от их географического положения, масштабов и характерных особенностей произошедших стихийных бедствий.

Разветвленная инфраструктура поддержки предпринимательства агентства SBA позволила создать общенациональную сеть по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Создание такой сети было осуществлено за счёт расширения функций местных отделений агентства SBA и одновременного использования их сотрудников для решения процедурных вопросов и координации работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях. Высокая оперативность при оказании помощи пострадавшим обеспечивается благодаря тесному взаимодействию центров развития предпринимательства (SBDCs), торгово-промышленных палат и других профессиональных, общественных, благотворительных и некоммерческих организаций. Для оценки результативности мер по устранению последствий стихийных бедствий в соответствии со стратегической целью №2, использованы индикативные показатели, приведённые в таблице 3.




Стратегическая цель 3. "Улучшение деловой среды для деятельности малых предприятий".

Несмотря на огромную роль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности и больших объёмов бюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнением различных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20 человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании. В этой связи, агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи:

3.1. Обеспечить представление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти, одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности;

3.2. Ускорить создание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса в стране.

Основными направлениями деятельности агентства SBA в совершенствовании экономической среды для деятельности малых предприятий являются:

- Обеспечение взаимодействия со всеми федеральными ведомствами, общественными объединениями и неправительственными организациями в целях сокращения чрезмерного бремени государственного регулирования деятельности малого бизнеса;

- Защита малых предприятий от чрезмерного давления со стороны административных ведомств на региональном и местном уровнях;

- Создания автоматизированных систем информационного обслуживания клиентов, обеспечивающих предпринимателей и частных лиц необходимыми сведениями и образцами документов, для выполнения всех требований действующего законодательства;

- Представление интересов малого бизнеса на переговорах по вопросам торговли и на международных рынках;

- Обеспечение агентством SBA проведения справедливых и открытых конкурсов при заключении контрактов на выполнение государственных закупок.


Долговременная задача 3.1. "Представление и защита интересов малого бизнеса в органах власти различных уровней, а также уменьшение чрезмерного правового бремени".

Выполнение избыточных требований, изложенных в правовых актах по регулированию деловой активности малого бизнеса, ежегодно приносит многомиллиардные убытки предпринимателям. Важную роль в правовой поддержке предпринимательства играет федеральное "Управление по защите прав граждан" (The Office of the National Ombudsman, далее – Управление ONO), созданное в соответствии с "Законом о справедливости нормативных актов малого бизнеса от 1996 г." (the Small Business Regulatory Enforcement Fairness Act of 1996 – SBREFA). Этим законом Управлению ONO вменяется в обязанности:

- Сотрудничать с каждым из федеральных агентств для создания условий, позволяющих малым предприятиям сообщать о несправедливом или чрезмерном давлении на них со стороны федеральных агентств;

- Обеспечить возможность малым предприятиям комментировать деятельность федеральных агентств, исполнительных органов и их служащих в связи неудовлетворительным выполнением их служебных функций или с фактами несправедливого принуждения с их стороны;

- Создать 10 "Региональных комиссий по обеспечению справедливого правоприменения" (Regional Regulatory Fairness Boards), которые должны контролировать практику правоприменения в подведомственных регионах и составлять ежегодные отчеты о результатах по каждому штату в отдельности;

- Составлять ежегодный отчет Конгрессу с рейтинговой оценкой деятельности каждого федерального агентства в интересах малого бизнеса. Эти отчёты должны сопровождаться объяснениями агентств, получивших низкие оценки за разработанные ими проекты регулирующих актов.

При агентстве SBA создано собственное отделение "Управления по защите прав граждан", которое активно отстаивает права всего сообщества малых предприятий страны, и действует независимый юридический орган "Департамент адвокатуры SBA" (далее – Адвокатура SBA) с мощным информационно-аналитическим аппаратом. Адвокатура SBA, основываясь на результатах многочисленных исследований, представляет интересы малого бизнеса в федеральном Правительстве, в Конгрессе, в Белом Доме, во всех государственных ведомствах, в региональных администрациях и в судах всех юрисдикций. Юристы адвокатуры SBA консультируют государственных служащих и работников законодательных органов по всем вопросам, связанным с оценкой влияния проектов регулирующих правовых актов на деятельность малого бизнеса. Осознавая, что государственные и региональные органы власти могут быть источниками обременительных для малого предпринимательства регулирующих актов, адвокатура SBA тесно взаимодействует с ведущими политиками и своевременно устраняет возникающие нормативные коллизии, препятствующие активизации деятельности малого предпринимательства. "Законом о гибкости правовых норм" (The Regulatory Flexibility Act – RFA) и Постановлением Правительства США №13272 (Executive Order 13272) всем федеральным агентствам предписывается оценивать уровень негативного влияния, разработанных ими нормативных актов, на деятельность малого бизнеса. Всем ведомствам рекомендуется прорабатывать альтернативные решения, позволяющие минимизировать возможный ущерб для малых предприятий с учётом предложений и замечаний заинтересованных сторон. Адвокатура SBA, выражая солидарное мнение малого бизнеса, выступает с конструктивной критикой законодательных и нормативных актов, ущемляющих права малых предприятий (http://www.sba.gov/advo/laws/law_regalerts.html), а также публикует в средствах массовой информации исследования по этой тематике.

В целях обеспечения доступа населению страны к информации о деятельности Правительства, для совершенствования государственной системы оказания услуг гражданам страны, а также в целях сокращения бюрократических процедур, препятствующих развитию бизнеса, по инициативе агентства SBA создан "Деловой портал" (The Business Gateway http://www.business.gov/). С помощью этого портала, любой гражданин страны может посетить любые сайты различных государственных агентств и получить доступ к необходимой информации, касающейся государственных услуг, правовых актов, бланков типовых форм и правил их заполнения. Кроме того, в соответствии с "Законом о помощи малому бизнесу в ведении документооборота" (the Small Business Paperwork Relief Act - SBPRA), агентство SBA публикует консолидированный список всех федеральных Агентств, с контактами ответственных сотрудников, к которым можно обратиться за помощью при решении возникших проблем.

Для оценки результатов выполнения данной задачи будут использованы следующие показатели:

- Суммарная экономия средств и рабочего времени малых предприятий, достигнутых за счет совершенствования актов нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;

- Количество замечаний по качеству нормативно-правовых документов, полученных в течение 90 рабочих дней;

- Количество сэкономленных предприятиями часов рабочего времени, благодаря успешному поиску информации о порядке исполнения различных нормативных требований;

- Стоимость информационного обслуживания предпринимателей, обеспечивающая экономию 1 часа рабочего времени;

- Среднее ежемесячное количество новых посетителей информационных сайтов;

- Доля ежемесячных обращений за информацией в сайты партнёрских организаций (%);

- Доля ежемесячных технических сбоев в обеспечении информационной связи с клиентами (%);

- Степень удовлетворения клиентов.

Следует заметить, что оценка некоторых направлений деятельности Адвокатуры SBA весьма затруднена. Так, например, экономический эффект от смягчения регулирующего воздействия законодательства зависит от многих неизвестных или не поддающихся учету факторов. Это и жёсткость правоприменительной практики в отношении МП, восприимчивость государственных ведомств к рекомендациям Адвокатуры SBA, ежегодные затраты предпринимателей на выполнение требований законодательства и т.д. Кроме того, сотрудничество Адвокатуры SBA с федеральными ведомствами приносит результаты только через 2-3 года, причём полученный экономический эффект не соответствует затратам, связанным с многочисленными обсуждениями и согласованиями. В качестве примера, в таблице 4 приведены некоторые индикативные показатели деятельности Адвокатуры SBA.




Долговременная задача 3.2. "Создание дружественной среды для малого бизнеса".

Агентство SBA во взаимодействии с другими государственными ведомствами будет способствовать совершенствованию государственной политики в отношении малого бизнеса, добиваясь создания более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности. При этом, основные усилия агентства будут сосредоточены на следующих важнейших направлениях:

- Расширение доступа малых предприятий к капиталу;

- Содействие малым предприятиям в заключении государственных контрактов, способствующих дальнейшем развитии бизнеса;

- Обеспечение своевременного и эффективного предоставления помощи для восстановления предприятий и домовладений, пострадавших от стихийных бедствий;

- Оказание помощи в обучении предпринимателей и предоставление технической поддержки малым предприятиям, расположенным в депрессивных и районах, военных городках, в сельской местности или ведущих деятельность на низко доходных рынках;

- Cотрудничество с другими федеральными агентствами в целях улучшения обслуживания малых предприятий;

- Активное содействие в проведении широкомасштабных обсуждений проблем малого бизнеса в средствах массовой информации, организация общественных акций в защиту интересов предпринимательства наряду с участием руководителей агентства SBA и адвокатуры SBA в заседаниях Конгресса при обсуждении важнейших законодательных инициатив, влияющих на дальнейшее развитие предпринимательства;

- В целях развития экспортных возможностей малого предпринимательства и улучшения условий проникновения на международные рынки, агентство SBA будет активно представлять интересы малого бизнеса во всех государственных, международных и профессиональных организациях, специализирующихся в развитии международной торговли.

Наряду с этим, агентство SBA намерено продолжить практику участия в проведении двусторонних и многосторонних международных торговых переговоров, в целях продвижения товаров и услуг, производимых американскими малыми предприятиями для экспорта на зарубежные рынки.

Для оценки результатов выполнения данной долговременной задачи, наряду с индикативными показателями, приведёнными ранее, будут дополнительно применены следующие оценочные показатели:

- Количество проведённых межведомственных совещаний;

- Количество замечаний по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, направленных в федеральные агентства;

- Количество замечаний, направленных в течение 90 дней, после ввода в действие конкретных регулирующих актов;

- Количество малых предприятий, расположенных в депрессивных районах, воспользовавшихся услугами агентства;

- Количество услуг, предоставленных малым предприятиям в депрессивных районах;

- Количество контрактов на выполнение госзаказов и общая их стоимость.


Стратегическая цель 4. "Обеспечение высокого уровня организационного управления в структурных подразделениях агентства SBA".

Повышение эффективности поддержки малого предпринимательства напрямую связано с совершенствованием системы управления во всех структурных подразделениях агентства. В значительной мере это зависит от уровня квалификации штатных сотрудников агентства и их мотивации к труду. В условиях ужесточения конкуренции на внутренних и международных рынках, все большее значение приобретает своевременность и адекватность принимаемых мер поддержки малого предпринимательства, отвечающая динамичным изменениям в социально-экономической жизни страны. Это диктует высокие требования к обеспечению надёжного информационного, технологического и финансового обеспечения взаимодействия всех структурных подразделений агентства при реализации всего комплекса программ поддержки предпринимательства. Для этого необходимо сосредоточить основное внимание на следующих долговременных задачах:

4.1. Совершенствование политики подбора персонала и всемерное содействие повышению квалификации специалистов и руководящих работников для обеспечения эффективной и качественной реализации программ поддержки малого предпринимательства.

4.2. Обеспечение безопасности информационной среды для осуществления оперативной деятельности всей инфраструктуры агентства SBA.

4.3. Применение прогрессивных методов финансирования и управления, гарантирующих действенную и эффективную реализацию программ поддержки предпринимательства.

В целях улучшения взаимодействия с клиентами и оптимизации бизнес-процессов, агентство SBA намерено повысить эффективность своей деятельности за счёт совершенствования организационной структуры и системы управления. Основные изменения будут произведены в технологиях и процедурах выполнения ключевых операций по обслуживанию клиентов, при одновременном усовершенствовании основных кредитных программ. Благодаря аналогичным мероприятиям, агентство SBA почти в 2 раза увеличило количество выдаваемых кредитов по программам «7(а)» и «504» при одновременном снижении на 31% операционных расходов на обслуживание этих программ, по сравнению с 2001 г. За этот период были достигнуты также значительные результаты в оказании помощи пострадавшим при бедствиях. Это стало возможным благодаря совершенствованию деятельности всех подразделений агентства, сопровождаемой устойчивым финансовым обеспечением, улучшением кредитного менеджмента и жёсткой экономией бюджетных средств, в том числе и за счет сокращения операционных расходов. Прогресс в обслуживании малых предприятий связан с расширением взаимодействия с партнёрскими и местными общественными организациями, что дало возможность учитывать особенности и потребности местных рынков. Важными составляющими достигнутых результатов являются: повышение квалификации персонала и создание конкурентной среды, способствующей мотивации сотрудников к улучшению оперативной деятельности во всех подразделениях.


Долговременная задача 4.1. "Привлечение квалифицированных кадров для повышения эффективности реализуемых программ".

Социологические исследования среди сотрудников агентства SBA, проведённые в 2004 – 06 гг., показали низкую мотивацию сотрудников к труду, более того, 34% опрошенных планируют сменить работу в 2009 году. Для улучшения ситуации, руководство планирует улучшить систему взаимоотношений и обмена мнениями между различными категориями сотрудников, расширить возможности для повышения их квалификации и приступить к поиску новых квалифицированных работников через различные кадровые агентства. Кадровая политика агентства, основанная на "Системе качественной и количественной оценки человеческого капитала" (The Human Capital Assessment and Accountability Framework System, далее - система HCAAF), которая направлена на поиск квалифицированных работников, регулярную оценку результатов их деятельности и содействие их карьерному росту, в зависимости от достигнутых успехов. Эта система будет способствовать стабилизации и повышению профессионализма кадрового состава агентства, обеспечивая возможность карьерного роста для талантливых и успешных работников. Основные положения такой кадровой политики будут реализованы по следующим направлениям:

- Привлечение к работе в агентстве только высококвалифицированных специалистов и создание условий для их сохранения в штате, путём развития их профессиональных качеств и продвижения на ключевые должности;

- Обеспечение полного соответствия системы управления с общей стратегией деятельности агентства, сочетающей ориентацию сотрудников на достижение наивысших результатов в их работе;

- Внедрение системы оценки компетентности руководящих работников, наставников и ревизоров;

- Ввод в действие программы дополнительного обучения для развития профессиональных качеств руководителей и ревизоров;

- Внедрение новой программы обучения для действующих и вновь назначенных директоров региональных отделений агентства;

- Разработка и создание новых видеофильмов для обучения особенностям найма специалистов в сфере поддержки предпринимательства и для определения их профессиональной ориентации;

- Разработка индивидуальных учебных программ для высшего руководящего состава, направленных на получение дополнительных профессиональных знаний и навыков;

- Применение информационных технологий и методик для оперативной оценки системы управления различных структурных подразделений;

- Дальнейшее совершенствование организации работ на ключевых направлениях деятельности агентства;

- Проведение постоянных проверок финансовой отчетности и исполнительской дисциплины в целях изыскания дополнительных возможностей для улучшения качества работы с персоналом.

Параллельно с этим, руководство агентства намерено информированность штатных сотрудников о стратегии дальнейшего развития организации, обо всех изменениях в работе агентства, о новых планах, а также о внешних факторах, негативно влияющих на успешность работы по поддержке предпринимательства. Особое внимание будет уделяться продвижению учебных программ, способствующих повышению квалификации работников, непосредственно оказывающих услуги предпринимателям. При этом будут одновременно совершенствоваться программы помощи предпринимателям и рационализироваться внутренние служебные функции, способствующие повышению эффективности деятельности сотрудников агентства. Планируется проводить мероприятия по выявлению недостатков в квалификации руководителей различных уровней, исходя из свода квалификационных требований, предъявляемых ко всем руководящим работникам.

Для оценки успешности выполнения данной долговременной задачи будут использованы следующие показатели:

- Результаты социологических опросов персонала агентства в целях оценки уровня их удовлетворенности своей работой и служебным положением;

- Результаты оценки изменений в системе управления агентством в соответствии требованиями "Плана совершенствования федерального управления" (PMA);

- Общее количество ключевых должностей, рассмотренных на соответствие профессиональным требованиям;

- Количество разработанных программ обучения для действующего персонала в целях повышения квалификации;

- Объём инвестиций в разработку программ повышения квалификации линейных работников и руководителей всех уровней;

- Уровень применения новых технологий и прогрессивных учебных программ, способствующих повышению производительности при минимизации возможных ошибок;

- Принятие мер по накоплению опыта и знаний нынешних штатных сотрудников для передачи новому поколению руководителей и технических специалистов;

- Разработка планов совершенствования кадровых ресурсов, обеспечивающих достижению высокой эффективности при реализации функций агентства;

- Принятие мер по совершенствованию кадрового состава штатных сотрудников в соответствии с критериями "Плана совершенствования федерального управления" (PMA).


Долговременная задача 4.2. "Повышение безопасности информационной среды для обеспечения эффективного выполнения служебных функций агентства SBA".

Агентство SBA продолжит совершенствование информационного обслуживания предпринимателей и партнерских организаций, обеспечивая непрерывный и безопасный документооборот в электронной форме с помощью передовых технологий. Основное внимание будет уделяться обеспечению эффективного выполнения всех программ информационной поддержки предпринимательства при снижении операционных расходов. Одновременно будет совершенствоваться система информационного обмена между предпринимательским сообществом и федеральным правительством на основе широкого применения информационных технологий и расширения пропускной способности официального портала Правительства США "Business.gov". Наряду с этим, агентство SBA обеспечит предоставление предпринимателям и другим клиентам всеобъемлющей информации по всем видам оказываемых услуг. В целях обеспечения безусловной защиты персональных данных и конфиденциальных сведений, агентство будет проводить регулярные проверки уровня информационной безопасности в коммуникационных сетях.

Для оценки результатов выполнения данной задачи будут использованы следующие показатели:

- Оценка изменений в системе информационного обслуживания в соответствии требованиями "Плана совершенствования федерального управления" (PMA);

- Количество времени (в часах) сэкономленного пользователями при поиске актуализированной официальной информации, в том числе и стандартных форм;

- Время незапланированного простоя информационно-технологических систем;

- Степень удовлетворения клиентов;

- Количество случаев нарушения информационной безопасности.


Долговременная задача 4.3. "Обеспечение эффективной реализации программ поддержки предпринимательства путём комплексного предоставления финансовых и управленческих услуг".

Агентство SBA осуществляет управление финансовыми средствами, постоянно контролируя исполнение всех операций на основе своевременной и достоверной отчетности, что обеспечит высокую эффективность использования бюджетных средств, направляемых на реализацию всех программ поддержки и развития малого предпринимательства. При этом применяются методы тщательного внутреннего контроля финансовых потоков по всем направлениями деятельности агентства. Это позволяет осуществлять постоянный финансовый мониторинг всех реализуемых мероприятий и связанных с ними внутренних операций, что даёт возможность объективной оценки экономической эффективности продуктов и услуг, предоставляемых клиентам. Ключевыми факторами, способствующими постоянному совершенствованию управления финансами, являются высокая прозрачность операционной деятельности агентства и внешний независимый аудиторский контроль.

В числе основных критериев оценки результатов финансовой деятельности агентства SBA будут использованы следующие показатели:

- Оценка финансовой деятельности агентства SBA по результатам независимой аудиторской проверки;

- Быстрота реагирования при исполнении рекомендаций по устранению замечаний, изложенных в актах проверки финансовой деятельности Главной Инспекции агентства SBA;

- Результаты оценки изменений в улучшении системы финансового менеджмента в соответствии требованиями "Плана совершенствования федерального управления" (PMA).


3. Оценка результатов стратегического плана развития малого предпринимательства.

Для оценки результативности предпринимаемых мер по достижению поставленных стратегических целей применяется широкий спектр методов, с привлечением таких государственных ведомств как: "Департамент управления и бюджета при Президенте США" (Office of Management and Budget, далее - OMB); "Департамент Генеральной Инспекции SBA" (Office of Inspector Genera, далее - OIG); "Департамент Финансовой Инспекции Правительств США" (US General Accountability Office, далее – GAO). Кратко рассмотрим основные функции этих организаций.

- "Департамент управления и бюджета" (OMB), применяя методику "Рейтинговой оценки эффективности программ" (Program Assessment Rating Tool, далее - PART) осуществляет анализ 10 важнейших программ SBA, выполняемых в рамках долговременной стратегии развития малого предпринимательства. При этом рассматриваются и оцениваются следующие важнейшие параметры: цель и структура программ; стратегическое планирование и управление реализацией программ, оценка достигнутых результатов и обеспечение отчетности.

- "Управление Генеральной Инспекции SBA" (OIG), осуществляет независимый контроль деятельности всех подразделений агентства, проводит аудиторские проверки, ведёт самостоятельные расследования нарушений, также оценивает эффективность использования бюджетных средств при реализации программ и оказании услуг.

- "Департамент Финансовой Инспекции" (GAO), являясь независимой организацией при Конгрессе США, осуществляет выборочную проверку исполнения различных программ, реализуемых агентством SBA, по результатам которой даёт рекомендации по совершенствованию финансовых и организационных механизмов реализации этих программ.

Наряду с этими ведомствами, по инициативе агентства SBA, привлекаются ряд независимых аудиторских компаний других специализированных экспертных организаций, для определения эффективности реализуемых программ и мероприятий в том числе для:

- Аудиторской проверки финансовой деятельности агентства SBA и партнёрских организаций;

- Сравнительной оценки результатов деятельности "Инвестиционных компаний малого бизнеса" (SBIC's) и "Частных венчурных фондов";

- Оценки эффективности деятельности департамента развития предпринимательства агентства SBA;

- Определения результатов использования бюджетных средств для реализации кредитных и инвестиционных программ агентства SBA.

По результатам выполнения плана стратегического развития малого предпринимательства , с учётом данных от выше перечисленных контролирующих организаций, ежегодно подготавливаются и открыто публикуются соответствующие отчёты, например, "SBA FY 2009 Performance Budget and FY 2007 Performance Report" (http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/sba_homepage/final_fy_2009_performance.pdf) и "SBA Annual Performance Report FY 2008" (http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/serv_abtsba_2008_apr_001-040.pdf). В этих отчетах приводятся важнейшие сведения о результатах деятельности агентства SBA, а также оцениваются показатели выполнения планов по достижению каждой из 4-х стратегических целей, с описанием текущего положения с выполнением всех долговременных задач и оценкой достигнутых результатов.

На основании всестороннего анализа результатов деятельности агентства по достижению поставленных стратегических целей, составляются графики и таблицы, дающие представление о состоянии дел. Это позволяет принимать взвешенные руководящие решения для устранения проявившихся отклонений, от планируемых показателей. В качестве примера рассмотрим таблицу 5, в которой приведены данные о результатах выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства в 2009 финансовом году. Как видно из приведённых в таблице 5 данных, планируемые показатели по достижению стратегической цели №1 не выполнены, что в значительной степени было вызвано экономическим кризисом, разразившимся в стране в конце 2008 г. В этой связи, в начале 2009 г. Правительство приняло ряд мер, направленных на оздоровление экономики страны и улучшение ситуации в сфере малого бизнеса.




4. Обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства до 2013 гг. в условиях кризиса.

Несмотря на произошедшие кризисные явления в экономике США, агентство SBA не намерено изменять стратегические цели развития и предпримет более эффективные меры по улучшению доступа предпринимателей к финансовым ресурсам за счет дополнительного финансирования, направленного на снижение стоимости обслуживания кредитов. Для этого в соответствии "Законом о восстановлении экономики и реинвестициях" - http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Public_Law-111-5.pdf (The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, , , PL 111–5, of 02/17/2009, далее закон – ARRA http://www.sba.gov/recovery/REC_LEARN_PROGRA, M, S.html), агентство SBA, утвердило 15 мая 2009 г. план оздоровления малого предпринимательства (U.S. SBA Recovery Act Agency Plan http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/ sba_homepage/sba_recovery_act_plan.pdf). Основными целями которого являются:

- Восстановление доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, посредством увеличения объёмов кредитования на основе комплекса программ агентства SBA по гарантированию кредитов и путем активизации деятельности на вторичном кредитном рынке для малых предприятий;

- Обеспечение ускоренного и расширенного доступа для жизнеспособных малых предприятий к микрокредитам, позволяющее им пережить трудный период с помощью стабилизационных займов, предоставляемых фондом "Восстановительный Капитал Америки" (Ameica’s Recovery Capital - ARC);

- Предоставление возможностей для оздоровления малых предприятий путём привлечения необходимых финансовых средств с помощью применения системы гарантирования облигационных займов и за счет максимального привлечения малых предприятий к выполнению контрактов по государственным заказам.

На эти цели из федерального бюджета страны для агентства SBA в 2009 финансовом году было выделено $730 млн., которые были использованы для корректировки кредитных и инвестиционных программ в части снижения затрат малых предприятий на обслуживание полученных кредитов. Данные средства были распределены следующим образом:

- $375 млн. направлено для временного сокращения платы по кредитам, предоставленным под антии агентства SBA в рамках национальных кредитных программ «7(а)» и «504», одновременно уровень государственных гарантийных обязательств со стороны агентства SBA был увеличен с 75% до 90%;

- $255 млн. предоставлено малым предприятиям в рамках новой кредитной программы по стабилизации предпринимательской активности, в том числе и для обеспечения погашения существующих задолженностей предприятий;

- $30 млн. направлено на расширение действующей программы агентства SBA по микрофинансированию. Это позволило увеличить портфель микрокредитов до $50 млн. и дало возможность предоставить $24 млн. в качестве грантов для поддержки брокерских компаний, осуществляющих микрокредитование малых предприятий на вторичном рынке кредитов;

- $25 млн. использовано для кадрового обеспечения управляющего и технического персонала новых кредитных программ;

- $20 млн. направлено для совершенствования системы организационно-технического контроля процессов кредитования всех программ агентства SBA;

- $15 млн. направлено на расширение программы "Гарантирование облигационных займов";

- $10 млн. направлено на усиление контроля за использованием бюджетных средств в рамках всех программ поддержки малого предпринимательства.

Для оздоровления малого бизнеса, Правительство намерено принять кардинальные меры по предоставлению кредитных гарантий и размещению ежегодных государственных заказов для удовлетворения федеральных, региональных и местных потребностей. Объём таких заказов достигает $425 млрд., из которых не менее 23% , в соответствии с законом ARRA должны быть размещены в сфере малого бизнеса. В этой связи агентство SBA тесно сотрудничает с Департаментом Федеральных поставок и с другими государственными организациями в целях предоставления максимальных возможностей для размещения госзаказов на малых предприятиях, финансируемых в рамках программ восстановления экономической деятельности. В целях расширения доступа малых предприятий к выполнению госзаказов, агентство SBA разработало специальную программу - "Гарантийного покрытия контрактных обязательств" (Surety Bond Guarantee Program - SBGP). Эта программа обеспечивает страхование рисков заказчиков при размещении государственных контрактов на малых предприятиях. По действующему законодательству, для выполнения госзаказов от всех подрядчиков требуется предоставление финансовых гарантий выполнения контрактных обязательств на заказы объёмом свыше $100 тыс. В связи с кризисом, законом ARRA агентству SBA дано право временно увеличить объём финансовых гарантий по выполнению госзаказов для малых предприятий до $5 млн., и в исключительных случаях, до $10 млн. Это даст малым предприятиям шанс получить миллиарды долларов по государственным контрактам, которые выполняются в рамках программ реализации закона ARRA. Дополнительно к этому, профильные отделы агентства SBA оказывают содействие определённым категориям малоприбыльных малых предприятий, помогая им принять участие в реализации некоторых федеральных проектов, реализуемых в соответствии с законом ARRA.

Следует заметить, что законом ARRA программы финансовой поддержки малого предпринимательства будут продолжены и в 2010 финансовом году в том числе:

- По программе «7(а)» намечено предоставить льготных кредитов на $8,7 млрд. (под 90% гарантий SBA);

- По программе «504» намечено предоставить льготных кредитов на $3,6 млрд. (под 90% гарантий SBA);

- По программе «ARC» намечено предоставить льготных микрокредитов на $336 млн. (под гарантии SBA).

Таким образом, несмотря на экономический кризис, Правительство США, оказывая целевую финансовую поддержку деятельности агентства SBA, намерено обеспечить выполнение плана стратегического развития малого предпринимательства до 2013 г.

Бондаренко В.А., Жилина Ю.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2009