http://sitmarket.net/ рекламные конструкции wowbanner световые конструкции.

11.06.2010

X Всероссийская конференция. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран

ДЕСЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малое и среднее предпринимательство (МСП) России - бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и получившее правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон впервые ввёл критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки. Он послужил основой для развития нормативного пространства в регионах Российской Федерации и активному формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на всей территории России. Дальнейшее развитие нормативно-правовое пространство получило при принятии Федерального закона «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

В декабре 2001 года на заседании Госсовета Российской Федерации была принята Концепция Государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, определившая основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в России. Однако, реальная практика показала, что государственная поддержка МСП в России целый ряд лет носила, в основном, декларативный характер и это привело к многолетней стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию более 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг. Позитивные сдвиги последних лет в отношении сектора МСП со стороны первых лиц государства привели не только к изменению нормативно-правового пространства в России и регионах, но и способствовали принятию и реализации конкретных мер на федеральном уровне, подкрепленных выделяемыми бюджетными средствами, которые в 2010 году достигли 15,4 млрд.руб.

Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки МСП, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт стран "Большой семерки" в использовании государственных средств и возможностей для поддержки МСП. Именно они в значительной мере обеспечивают устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках.

Каждое из этих государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе МСП. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, финансовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие МСП в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако, при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки МСП, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.

Финансово-экономический кризис 2008 года придал особую актуальность развитию данного сектора экономики как на ближайшую, так и среднесрочную перспективу. Тем более, что за последние 5-7 лет прошли значительные подвижки в формировании основ политики и нормативно-правового пространства в этой сфере, как ведущих стран семёрки, так и успешно развивающихся стан БРИК и других.

Опыт Индии представляется особенно интересным, поскольку показывает результаты усилий государства, совершающего прорыв в своем развитии и выходящего по ряду показателей в группу ведущих стран мира. При этом МСП отводится одна из ведущих ролей во внедрении современных технологий и в решении социально-экономических и других весьма значимых проблем.

Опыт этих стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

Материалы подготовлены коллективом авторов:

Бондаренко Виталий Андреевич
Иоффе Александр Давидович
Нагих Валерий Николаевич




Государственная политика направлена на всестороннюю поддержку МП и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании со справедливой конкуренцией, основанной на развитии частной инициативы, дающей возможность для проявления всех потенциальных возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высшим органом, реализующим государственную политику в отношении сектора МП, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ), которая подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру АМБ входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это даёт возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния МСП, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП.



Государственная стратегия развития МП определена «Законом о Малом бизнесе» (PL 85-536; ) как всесторонняя поддержка сектора МП всеми государственными организациями во взаимодействии с АМБ по следующим основным направлениям: обеспечение доступа к финансовым ресурсам; размещение в секторе МП до 23% государственных заказов; оказание финансовой помощи при катастрофах и стихийных бедствиях; оказание финансовой, консультационной, технической и организационной помощи при реконструкции, технологической модернизации и совершенствовании производств; проведение НИОКР и производство новых конкурентоспособных товаров и услуг; совершенствование управления предприятиями и обучение персонала; содействие в совершенствовании системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, способствующей развитию бизнеса; представление и защита интересов МП на всех уровнях власти.

В целях преодоления последствий экономического кризиса 2008-09 г. в соответствии с «Законом об оздоровлении Америки и реинвестировании» (PL111-5. от 02/17/2009 г.) оказывается финансовая помощь сектору МП по следующим направлениям:

• в 2009-10 ф.г. выделено из государственного бюджета $730 млн. и представлено льготных кредитов по программам «7(а)» и «504» на общую сумм $12,3 млрд. с увеличением государственных гарантий с 75% до 90%;

• на период до 2013 г. будет дополнительно размещено государственных заказов в секторе МП на 97,75 млрд.





Государственная политика направлена на эффективное использование ресурсов для развития сектора МСП, улучшение условий для инновационной деятельности, увеличение конкурентоспособности МСП в мировой торговле. Министерство промышленности Канады (МП) разрабатывает политику и стратегию поддержки МСП, координируя деятельность Департамента МСП на федеральном уровне. Инфраструктура поддержки и развития МСП в стране диверсифицирована между федеральными, региональными и отраслевыми организациями. В регионах созданы территориальные и местные отделения «Канадской сети деловых услуг» МСП, разрабатывающие программы, поддержки, учитывающие местные условия. Федерация независимых предпринимателей влияет на решения правительства в области налогов, страхования и других аспектов законодательства, связанных с МСП.



Государственная стратегия призвана обеспечить устойчивое развитие МСП в условиях критических изменений на внутреннем и мировом рынках, на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления с политическими, общественными и частными организациями путём:

• совершенствования национальной инфраструктуры поддержки МСП, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изменение внешней среды;

• расширения доступа на зарубежные рынки, в т.ч. увеличение возможностей МСП в экспорте Азиатско-тихоокеанского региона;

• расширения возможностей доступа для МСП к государственным закупкам;

• облегчение доступа МСП к финансам (169 федеральных финансовых программ, 230 местных финансовых программ) и выделение более $ 2,27 трлн. частных кредитов в 2008 г.;

• упрочнения связей между предпринимателями, региональными органами управления, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами по важным программам для малого бизнеса;

• повышения квалификации работников МСП, улучшение системы управления персоналом и упрощение процедур ассимиляции иностранных специалистов.





Государственная политика в отношении МСП была пересмотрена после кризиса 1998г., изменён «Закон о МСП» (№154 от 03/12/1999г.), увеличены размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным за стратегию развития МСП осталось Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП). В нём образован «Совет по политике в отношении МСП» и в 2001г. для координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП было создано «Агентство МСП» (АМСП) в составе МЭТП. В 2004 г. при МЭТП путём объединения трёх ранее существовавших компаний было создано «Японское агентство регионального развития МСП » (SMRJ), которое обеспечивает взаимодействие всех центров поддержки МСП в стране.



Государственная стратегия развития МСП, разработанная в апреле 2009 г., направлена на обеспечение быстрейшего выхода из кризиса и предусматривает ряд следующих важнейших направлений поддержки МСП на ближайшие 3 года:

• Быстрое и гибкое реагирование государственного регулирования деятельности МСП на критические изменения внешней экономической среды;

• Содействие сектору МСП в стремлении к совершенствованию управления предприятиями;

• Оказание эффективной финансовой и технической помощи предприятиям сектора МСП при выходе на новые рынки и/или при создании новых видов бизнеса;

• Всемерное содействие в расширении взаимодействия и взаимопомощи в секторе МСП;

• Активное содействие в долгосрочном инновационном развитии сектора МСП;

• Сокращение налогов на социальные расходы предприятий сектора МСП;

• Расширение налоговых льгот при выполнении НИОКР.

Правительство страны намерено к 2030 г. за счет интенсификации инновационной деятельности во всех отраслях национальной экономики кардинально снизить зависимость от импорта сырья и топлива. Это будет осуществляться за счет применения ресурсосберегающих технологий, создания безотходных производств и полной утилизации всех отходов наряду с широким использованием возобновляемых источников энергии.



Государственная политика С 12 марта 2008 года Правительство Великобритании приступило к осуществлению «Стратегии развития предпринимательства», которая заключается в формировании в стране наиболее благоприятных условий для развития МСП. «Министерство торговли и промышленности» было преобразовано в «Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ» (МППУР), в котором создано правительственное агентство «Обслуживания малого бизнеса» (ОМБ), осуществляющее практическую реализацию государственной политики в отношении МСП. Национальную инфраструктуру поддержки МСП координирует агентство «Деловых связей». В рамках этой стратегии в 2010 г. было сокращено количество программ поддержки МСП с 3000 до 100 наиболее востребованных программ, обладающих высокой эффективностью. Правительство уделяет особое внимание социальному предпринимательству, поддержке добровольных и благотворительных организаций, способствующих развитию взаимодействия бизнеса и общества, для этого был создан «Департамент третьего сектора» при Кабинете Министров.



Государственная стратегия развития МСП предусматривает следующие важнейшие направления:

• развитие культуры предпринимательства и деловых отношений;

• стимулирование непрерывного процесса повышения конкурентоспособности МСП на основе поддержки инновационных процессов, модернизации производств и совершенствования управления предприятиями;

• расширение доступа МСП к финансовым ресурсам наряду с введением налоговых льгот для стимулирования инвестиционных процессов в модернизацию производств;

• совершенствование нормативно-правовой базы в целых сокращения администативных барьеров деятельности МСП;

• помощь МСП в коммерциализации инновационных разработок, содействие в развитии экспортных возможностей;

• оказание помощи в преодолении последствий кризиса путем создания «Стратегического инвестиционного фонда» ($1,2 млрд.) для финансирования инновационных проектов, а также путем предоставления налоговых льгот.





Государственная политика направлена на создание благоприятных условий для развития МСП, экономического оздоровления регионов и увеличения занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие высокотехнологических производств с целью обеспечение их высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Особое внимание оказывается улучшению финансовой поддержки МСП как за счет предоставления государственных гарантий и привлечения частного капитала, так и путём снижения налогообложения для повышения экономической устойчивости предприятий для преодоления последствий кризиса. Эта политика реализуется «Министерством экономики промышленности и занятости» (МЭПЗ) в составе, которого создан «Директорат по конкуренции и развитию МСП» (ДКМСП) с отделениями во всех регионах страны, взаимодействующими с уполномоченными и партнёрскими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Министерство МЭПЗ решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики в отношении МСП координируя её с другими министерствами и соответствующими структурами правительства ЕС.



Государственная стратегия развития МСП направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

• Всемерное содействие в преодолении последствий экономического кризиса (создание «Фонда поддержки МСП» с капиталом €2 млрд.; досрочное погашение кредитов на НИОКР на сумму €2,5 млрд. ; освобождение от налогов на зарплату МП на 2009-10 гг.; отмена налогов на инвестиции в развитие МСП и др. , все эти льготы для МСП в 2010 г.достигнут €12 млрд);

• стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей МСП;

• улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития МСП;

• упрощение государственного регулирования предпринимательской деятельности и минимизация бюрократических процедур позволит ежегодно экономить МСП до €9 млрд.;

• всемерное развития информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.





Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ и в целях преодоления последствий кризиса, направлена на повышение экономической устойчивости и усиление конкурентоспособности МСП. Приоритетными направлениями поддержки являются: облегчение доступа к кредитам и снижение налогов, расширение инновационной деятельности, освоение высоких технологий, повышение квалификации работников, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости. Финансовая поддержка для МСП выделяется на федеральном и региональном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств государственных и уполномоченных кредитно-финансовых институтов. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и частные инвестиции. При Бундестаге создан «Комитет по экономике и технологиям», который занимается также вопросами разработки политики в отношении МСП. Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на «Федеральное министерство экономики и технологий» (ФМЭТ) при нём создан «Экспертный совет по МСП». Всеми оперативными вопросами развития и поддержки МСП занимается «Генеральный Директорат -II».



Государственная стратегия развития МСП направлена на достижение следующих важнейших целей: формирование благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности МСП; создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодёжи к активной предпринимательской деятельности; усиление финансовой и технического помощи стартующим предприятиям и для обеспечения их устойчивого развития; снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям; стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путём преимущественного применения мер косвенной поддержки. В целях преодоления сектором МСП последствий кризиса в конце 2008 г. был создан «Стабилизационный фонд финансового рынка» с капиталом в €480 млрд. и в 2009-10 финансовом году проведено снижение налогов на €24 млрд. В 2009 г. для реализации инновационных программ сектора МСП было выделено дополнительно €625млн. и в 2010 г. расходы на НИОКР достигнут €12,7 млрд. Совершенствование государственного регулирования к 2011 г. позволит на 25% сократить ежегодные расходы бизнеса на преодоление бюрократических барьеров, которые ныне оцениваются в €48 млрд.





Государственная политика в отношении предпринимательства постоянно совершенствовалась с ростом понимания социально-экономической значимости сектора МСП. Государственная система поддержки МСП распределена между ведущими министерствами и региональными администрациями. Ведущую роль играют министерство экономики и финансов, министерство инфраструктуры и транспорта а также министерство инноваций и технологий. За последние 10 лето была значительно расширена компетенция регионов в части правового, финансового и технического обеспечения развития и поддержки МСП. Особе внимание на региональном уровне уделяется совершенствованию инфраструктуры поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.) и расширению взаимодействия МСП с крупными предприятиями в составе кластеров. Мощную поддержку МСП оказывают многочисленные национальные и территориальные общественные объединения предпринимателей.



Государственная стратегия развития МСП направлена на всемерную поддержку вновь создаваемых МСП, специализирующихся в разработке новых продуктов и услуг. В условиях экономической нестабильности, вызванной кризисом, Правительство последовательно реализует комплекс мероприятий для повышения экономической устойчивости МСП, акцентируя особое внимание на создании совместных предприятий в других странах. Особое внимание уделяется:

• содействию в экономическом развитии регионов (особенно южных, где гарантийное обеспечение кредитов для МСП повышено до 80%);

• поддержку развития НИОКР и трансферт новых технологий осуществляется в рамках реализации 300 инновационных проектов общей стоимостью €700 млн.;

• повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;

• развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных кластеров с большим количеством МСП;

• содействие интернационализации итальянских МСП;

• помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий;

• гарантийные фонды для инвестиций в МСП увеличены с €0,5 млрд. до €1,6 млрд.





Государственная политика социально-экономического развития страны основана на индустриализации и росте занятости, связанных с расширением и усилением сектора микро, малого и среднего предпринимательства (ММСП). Для централизации усилий по развитию ММСП в 2007 г., два ранее существовавших министерства малой промышленности (ММП) и сельской индустрии (МСИ) были объединены в Министерство микро, малого и среднего предпринимательства (м/о ММСП). В это министерство входят Агентство развития ММСП, Корпорация развития МП, 4 института и 3 специальные комиссии по видам деятельности.



Государственная стратегия развития ММСП в стране связана со всесторонней поддержкой всеми органами власти деятельности промышленных и ремесленнических предприятий по следующим основным направлениям:

• Повышение конкурентоспособности ММСП на основе расширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры и повышение технического уровня.

• Облегчение доступа на мировые рынки путем координации усилий всех правительственных структур, институциональных партнёров и частного сектора.

• Стимулирование инновационных процессов, обеспечение финансовой и технологической поддержки в целях развития экспорта продуктов и услуг, базирующихся на научных разработках и высоких технологиях (фармакология, биотехнологии, информационные технологии, программное обеспечение и др.).

• Развитие региональных и местных объединений ММСП в форме кластеров при одновременном упрочнении связей с крупными предприятиями в взаимодействии с иностранными и международными организациями.

• Развитие национальной инфраструктуры научно-технической, образовательной, организационной и финансовой поддержки ММСП.




© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2010