24.11.2010

Методы создания и развития кластеров малых предприятий в Индии

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ ММСП

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ ММСП

2.1. ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВНОЙ ГРУППИРОВКИ ММСП

2.2. ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.3. СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ И ВЗАИМОПОМОЩИ

2.4. РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПЕРЕХОД К ЕЖЕГОДНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТ

2.5. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА И ПЕРЕХОД К САМОУПРАВЛЕНИЮ

2.6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА

3. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ


1. Инфраструктура поддержки и развития кластеров ММСП

Вопросами развития и поддержки малого бизнеса в Индии, начиная с 2007 г. занимается вновь созданное «Министерство микро, малых и средних предприятий, далее- Министерство ММСП:» (Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises - http://msme.gov.in/). В функции этого министерства входит и координация ряда национальных программ по созданию и развитию производственных кластеров, состоящих из ремесленнических, микро, малых и средних предприятий, далее - ММСП (Более подробно см. отчет «Развитие малого предпринимательства Индии в форме производственных кластеров»). В процессе реализации этих программ выяснилось, что наиболее эффективным направлением является создание многофункциональной инфраструктуры технической и базовой поддержки развития кластеров. Под технической поддержкой понимается помощь в оценке потребностей рынка, проведение обучения и переподготовки специалистов, оказание деловых услуг, создание творческой обстановки, помощь в оценке эффективности, определение путей улучшения производства и др. Базовая поддержка включает предоставление необходимого финансирования, обеспечение оборудованием и материалами, доступ к прогрессивным технологиям и др. Для кластера средних размеров расходы на техническую поддержку ежегодно составляют $20-$30 тыс. Кроме этого, определённая часть средств затрачивается на содержание управляющего персонала исполнительных агентств, а также на оплату услуг различных организаций, содействующих развитию кластера. Для повышения потенциальных возможностей по созданию новых кластеров требуется соответствующее расширение инфраструктуры поддержки в следующих важнейших направлениях:

• Развитие системы агентств по оказанию деловых услуг в проведении маркетинговых исследований, трансферте технологий, финансовом обслуживании, конструировании и в совершенствовании организации управления;

• Оказание помощи в обеспечении выполнения требований по охране окружающей среды;

• Оказание профессиональной помощи в техническом и организационном совершенствовании производства;

• Помощь промышленным и отраслевым ассоциациям в усилении их потенциальных возможностей;

• Создание специализированных баз данных (продукция, технологии, оборудование, партнёры, производители, потребители и др.);

• Установление тесных связей с родственными кластерами;

• Сбор и формирование новых знаний, касающихся системного развития кластеров;

• Создание системы обучения и переподготовки значительного количества специалистов для обеспечения дальнейшего развития кластеров. Для этого разработаны специальные учебные программы, реализуемые в 8-10 институтах национального уровня и в 25-30 региональных институтах.

Важнейшую роль в создании и развитии устойчиво функционирующих кластеров играют всевозможные структуры по оказанию «Услуг в развитии бизнеса» (Business Development Services - BDS). Следует учесть, что сфера деловых услуг охватывает весьма широкий круг вопросов от оказания финансовой поддержки до предоставления различных видов технической помощи (обучение/консультирование/маркетинговые исследования/информационное обслуживание/технологическое развитие/субконтрактация/франчайзинг/снабжение и мн. др.). К структурам деловых услуг относятся и различные ассоциации промышленных предприятий, которые оказывают весомую техническую и организационную помощь для различных производственных кластеров. Такие ассоциации выполняют роль посредников во взаимоотношениях с государственными и общественными организациями при обсуждении различных проблем, касающихся развития ММСП. Промышленные ассоциации играют важную роль в совершенствовании рынка деловых услуг, оценивая активность всех компаний, специализирующихся в этой сфере деятельности. По отзывам потребителей, они оценивают эффективность и качество оказываемых услуг, предлагаемых различными провайдерами. Кроме того, ассоциации могут четко определить потребности предпринимателей в разного рода деловых услугах и обеспечивать активное взаимодействие между поставщиками услуг и их пользователями. Их всесторонняя активность способствует улучшению условий деятельности кластеров и позволяет упрочить деловые связи внутри местного предпринимательского сообщества. Ввиду вовлеченности множества различных государственных организаций в процесс создания кластеров, рассмотрим только особенности инфраструктуры поддержки развития кластеров, действующие при Министерстве ММСП. В этом министерстве было создано три «Базовых агентства» (Nodal Agencies - NAs) по развитию кластеров, роль которых соответственно выполняют «Комиссия по ремесленнической и местной промышленности» (Khadi and Village Industries Commission – KVIC; http://www.kvic.org.in/v4/homepage.asp), «Палата промыслов из кокосового волокна» (Coir Board – СВ; http://coirboard.gov.in/) и «Национальная корпорация малых производств» (National Small Industries Corporation - NSIC; http://www.nsic.co.in/). Постоянный мониторинг хода выполнения программ по созданию кластеров осуществляется «Комитетом по управлению реализацией программ» (the Scheme Steering Committee - SSC). Председателем Комитета SSC является статс-секретарь министерства ММСП. В число членов этого Комитета входят представители ряда государственных ведомств, крупнейших национальных и частных банков, предпринимательских ассоциаций и других партнёрских организаций, вовлечённых в реализацию национальных программ по развитию производственных кластеров, состоящих из ММСП.

В соответствии со спецификой своей деятельности базовые агентства координируют выполнение программ по развитию производственных кластеров, обеспечивают накопление финансовых ресурсов и осуществляют их последующее распределение между «Исполнительными агентствами» (Implementing Agency - IA), которые непосредственно осуществляют реализацию конкретных проектов по созданию и развитию кластеров. В роли исполнительных агентств выступают негосударственные организации, частные компании и различные институты, обладающие необходимым опытом создания и развития кластеров. Отбор соответствующих исполнительных агентств производится с учётом их репутации и опыта низовой работы с предприятиями сектора ММСП. Составление реестра исполнительных агентств, привлекаемых к организации кластеров, осуществляется базовыми агентствами (NA) с последующим утверждением «Комитетом по управлению реализацией программ» (SSC). В свою очередь базовые агентства контролируют работу исполнительных агентств по созданию кластеров и расширению их деятельности, а также решают вопросы по устранению возникших трудностей. Это позволяет обеспечивать своевременное и активное расширение производственной деятельности в кластерах, способствует развитию местных и региональных экономик.

Каждое исполнительное агентство занято реализацией проекта только одного кластера. В исключительных случаях некоторые исполнительные агентства, обладающие широкими возможностями, могут одновременно формировать несколько кластеров родственных производств (ремесленничество, местные промыслы, производство потребительских товаров или изготовление сувениров и др.). Это позволяет приобрести полезный и разносторонний опыт, применимый при организации других подобных кластеров. Важное место в работе исполнительных агентств занимает документирование всех результатов, связанных с созданием кластеров, что позволило сформировать мощный методологический аппарат, обеспечивающий широкое распространение успешного опыта среди участников реализации национальной программы создания кластеров (List of Cluster Database Agent; http://www.msmefoundation.org/list_database_agent.aspx). Приступая к реализации проекта создания кластера исполнительное агентство, подбирает и обучает будущего руководителя развивающегося кластера (Cluster Development Executive - CDE). Он осуществляет непосредственное руководство на всех этапах создания кластера вплоть до завершения проекта. Например, в рамках «Программы Фонда возрождения традиционных производств» (Scheme of Fund for Regeneration of Tradition Industries – SFURTI; http://msme.gov.in/msme_sfurti.htm) руководители кластеров (CDE) назначаются в качестве штатных управляющих, постоянно работающих в каждом кластере и отвечающих за своевременное выполнение планов по их развитию. Каждый руководитель кластера должен пройти полный курс обучения по методологии развития кластеров в одном из «Технических агентств» (Тechnical Agency - TА). Руководители кластеров обязаны осуществлять диагностику подведомственных предприятий и организаций, подготавливать ежегодные планы работ по развитию кластеров и обеспечивать их выполнение, устанавливать связи с различными организациями и создавать местную систему самоуправления, а также осуществлять ряд других функций, обеспечивающих широкое взаимодействие всех участников кластера. Следует особо отметить большие трудности в подборе и подготовке достаточно опытных руководителей кластеров, способных организовать успешное развитие кластеров. Обследования показали, что 85% таких специалистов имеют 1-2 годичный опыт развития кластеров и только 15% имеют не более 5 лет опыта в этом виде деятельности. Это свидетельствует о необходимости более широкого привлечения к такой работе опытных специалистов и целесообразности дальнейшего развития системы их подготовки в специализированных учебных центрах инфраструктуры поддержки развития кластеров. В соответствии с национальной программой развития кластеров, для оказания методологической и практической помощи базовым и исполнительным агентствам было создано 17 технических агентств, которые организовывались с привлечением наиболее авторитетных национальных институтов и некоммерческих организаций, обладающих опытом создания кластеров и владеющих методикой их развития. Функции технических агентств заключаются в определении перспективных группировок ремесленнических и малых предприятий для их последующего преобразования в кластеры, в оценке выполнимости планов их создания и развития, в мониторинге и контроле реализации этих планов. Кроме того, в этих агентствах проходят обучение и стажировку будущие и действующие руководители кластеров (CDEs), а также другие специалисты базовых и исполнительных агентств. Наряду с этим технические агентства осуществляют подбор и подготовку профессиональных посредников, активно способствующих развитию доверительных отношений в предпринимательской среде и обеспечивающих условия для развития делового сотрудничества членов создаваемого кластера.

В зависимости от уровня развития различных кластеров ММСП, инфраструктура поддержки оказывает действенную помощь в совершенствования производств по следующим важнейшим направлениям:

1) Частичная замена и обновление примитивных станков и оборудования, применяемых в производстве;

2) Создание «Комплексных производственно-технологических центров» (Common Facility Centres - CFCs), оснащенных новым оборудованием и предназначенных для обучения и распространения передовых приёмов работы с применением новых машин и инструментов в традиционных производствах и ремёслах;

3) Разработка дизайна новых видов товаров для местной промышленности и ремесленнических производств;

4) Помощь в изучении потребностей развивающихся рынков и в продвижении на них новых товаров;

5) Повышение производственного потенциала местных предприятий путем обмена опытом, организации посещений других кластеров и технологических центров развития, посредством обучения и повышения квалификации работников;

6) Оказания помощи в создании производственных ассоциаций, объединяющих кластеры родственных предприятий, а также предоставление организационной и технической поддержки вновь созданным кластерам;

7) Содействие в реализации ряда мероприятий в рамках «Ежегодного плана работ» (the Annual Action Plan) по созданию и развитию кластера, согласованных с исполнительными агентствами.

Развитие кластеров нацелено на создание экономических связей множества взаимодействующих предприятий, охватывающих все процессы от поставки исходных материалов до производства товаров и услуг с последующим их продвижением к конечному потребителю. Все эти процессы, при создании кластера инициируются «Исполнительными агентствами», которые осуществляют непосредственные связи с поставщиками материалов и оборудования, с производителями, с посредниками в сфере продаж, с агентами торговых фирм, транспортными службами и с множеством других институциональных структур, обеспечивающих организационную, техническую, экономическую и сервисную поддержку деятельности всех предприятий кластера. При этом, в процессах создания и развития кластеров участвуют множество некоммерческих организаций и институтов (торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, фонды поддержки и др.), которые активно взаимодействуют с государственными ведомствами. В создании кластеров принимают участие коммерческие банки, крупные частные компании, намеренные в дальнейшем воспользоваться производственным потенциалом создаваемых кластеров в целях получения прибыли или других выгод.

В рамках реализации программы создания и развития кластеров в 2008-09 финансовом году (MSME Cluster Development Programmes http://msme.gov.in/AR2008-09-Eng-ANNEX.pdf) было создано 6 «Комплексных производственных центров» (Common Facility Centres – CFCs) и 93 «Интегрированных центров развития» (Integrated Infrastructure Development -IID). В дополнение к действующей инфраструктуре поддержки кластеров, по инициативе «Института развития Предпринимательства Индии» (EDII) и при содействии «Организации по промышленному развитию ООН» (United Nations Industrial Development Organization – UNIDO) в 2005 г., был создан «Фонд поддержки развития кластеров ММСП далее – Фонд ММСП» (Foundation for MSME Clusters, http://www.msmefoundation.org/Cluster_India.aspx). Этот Фонд является неправительственной, некоммерческой организацией, оказывающий комплексную поддержку кластерам, в целях развития местных экономик, увеличения занятости и повышения жизненного уровня беднейших слоёв населения. Деятельность Фонда направлена на активизацию процессов местного экономического развития на основе формирования производственных кластеров и на распространение полученного опыта в других развивающихся странах. Высшим органом управления Фонда является «Попечительский Совет» во главе с Председателем, избираемым из числа наиболее авторитетных профессионалов с большим опытом организационной работы.

Попечительский Совет разрабатывает долговременную политику деятельности Фонда и определяет важнейшие стратегические цели на планируемый период. Непосредственное управление оперативной деятельностью Фонда осуществляется «Исполнительной дирекцией». На начальном этапе деятельности Фонда в 2005-08 гг. основные направления работы сводились к сбору разрозненной информации, установлению активного взаимодействия с различными институтами, политическими и исследовательскими организациями, вовлечёнными в развитие кластеров в Индии и в других странах. Одновременно была поставлена задача на установление деловых связей с международными организациями и институтами в целях сотрудничества с международным экспертным сообществом и для привлечения авторитетных управляющих в состав «Исполнительной дирекции» для повышения эффективности работы фонда. Учитывая накопленный опыт создания кластеров, свидетельствующий о необходимости дальнейшего совершенствования качества технических услуг, «Комитет по вопросам экономики при Кабинете министров» (The Cabinet Committee on Economic Affairs - CCEA) в январе 2010 г. одобрил изменения «Программы MSE - CDP» (Order no. 1(17)/SICDP/Cluster/TM/2006 dated 10th February 2010), которые были направлены на увеличение бюджетных затрат, связанных улучшением качества услуг, оказываемых инфраструктурой поддержки развития кластеров. В частности, были приняты следующие решения:

1) Максимальная стоимость проекта на создание «Центров производственных услуг» (Common Facility Centre - CFC) увеличена с $2 млн. до $3 млн. Из которых от 70% до 90% предоставляются из госбюджета в зависимости от региональных особенностей;

2) Максимальная стоимость проектов по развитию объектов инфраструктуры развития ММСП увеличена с $1 млн. до $2 млн., из которых от 60% до 80% предоставляются из госбюджета в зависимости от региональных особенностей;

3) Максимальная стоимость проектов программного обеспечения для производственных нужд кластеров увеличивается с $20 тыс. до $50 тыс., из которых от 75% до 90% предоставляются из госбюджета в зависимости от региональных особенностей.

Параллельно с созданием разветвлённой инфраструктуры поддержки кластеров совершенствовались и методические подходы в решении ряда социальных, экономических, технических и организационных проблем, связанных с вовлечением множества ремесленников и мелких предпринимателей в процесс формирования производственных кластеров. Процесс создания и развития таких кластеров состоит из нескольких этапов, общая длительность которых составляет не менее 3-х лет. По каждому из этих этапов производится комплекс сложных работ и организационных мероприятий, к которым привлекается всё большее число предпринимателей и различных организаций.


2. Основные этапы формирования производственных кластеров ММСП

Необходимыми составляющими для формирования и развития производственных кластеров ММСП являются традиционные виды технологической и финансовой помощи в сочетании с общественной работой в предпринимательской среде. В центре программы создания кластеров стоит задача развития человеческих ресурсов, которые будут самой активной частью социально-экономических преобразований. Решение организационных, финансовых, технических, производственных и социально-экономических проблем в процессе формирования кластеров требует применения различных методических подходов на каждом этапе создания и развития кластера. Основываясь на опыте создания и развития производственных кластеров во многих странах, организация UNIDO, применительно к условиям Индии, разработала методологические принципы создания кластеров, которые включали следующие основные этапы:

1) Выбор перспективной группировки ММСП для дальнейшего создания кластера;
2) Проведение диагностических исследований состояния группировки ММСП;
3) Создание доверительной атмосферы в среде будущих участников;
4) Пилотная фаза (начальная стадия совместной деятельности);
5) Фаза стратегического и институционального взаимодействия;
6) Обеспечение широкого взаимодействия предприятий кластера;
7) Разработка ежегодных планов действий;
8) Реализация планов создания кластера;
9) Этап перехода кластера к самоуправлению;
10) Контроль исполнения планов и оценка деятельности кластера.

Названные этапы создания и развития кластера не являются четко обособленными, т.к. это касается взаимозависимых процессов создания доверительной атмосферы в среде будущих участников, и определяются постепенностью развития системы взаимодействия предприятий, которое происходит на всех фазах формирования кластера и особенно ярко проявляются на заключительных этапах. В процессе формирования многих сотен производственных кластеров ММСП в Индии и на основе методологических подходов UNIDO, сложилась следующая методическая практика выбора перспективных группировок ММСП и создания на их основе успешно действующих кластеров в различных регионах страны, включающая ниже перечисленные основные этапы:

1. Выбор перспективной группировки ММСП для преобразования в кластер.
2. Проведение диагностических исследований.
3. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи.
4. Развитие взаимодействия и переход к ежегодному планированию работ.
5. Выполнение планов развития кластера и переход к самоуправлению.
6. Контроль и оценка деятельности кластера.

Взаимосвязь этих этапов схематически представлена на рисунке 1, при этом разные этапы и стадии развития кластеров накладываются по времени (Табл. 1.), что обусловлено различной длительностью процессов формирования кластеров. Следует особо отметить, что это среднестатистические временные параметры длительности различных этапов формирования различных кластеров, которые в значительной мере зависят от типа и специализации производства (товары бытового потребления, продукты питания, ремесленничество, производство одежды и обуви, промышленная продукция и др.), уровня социально-экономического развития в регионе или в данной местности, от активности местной инфраструктуры поддержки ММСП и уровня заинтересованности местной администрации.

Реализация проектов создания новых кластеров является весьма дорогостоящим мероприятием, особенно в случаях большой разобщённости среди предприятий, намеренных идти по пути объединения в кластер. Наибольшие финансовые расходы и затраты времени связаны с формированием условий для развития отношений доверия и взаимодействия, с реализацией планов развития кластеров и с контролем их исполнения. Кратко рассмотрим сущность основных этапов и особенности проходящих процессов создания производственных кластеров.






2.1. Выбор перспективной группировки ММСП – заключается в определении целесообразности создания кластера, исходя из оценки его возможного социально-экономического потенциала, жизнеспособности и региональных потребностей, в рамках реализации национальной программы развития кластеров. В целях экономии финансовых средств и других ограниченных ресурсов необходимо тщательно подбирать группировки ММСП для последующего их преобразования в кластер. В условиях Индии, где уже исторически сложилось множество крупных группировок ММСП и естественных кластеров, перед началом работ по оценке целесообразности формирования нового кластера предлагается такая последовательность действий:

• Необходимо определить географию мест размещения всех существующих кластеров и группировок ММСП (в стране, в регионе, районе, на данной территории) с нанесением их на карту страны и последующим составлением таблиц с краткими их характеристиками;

• Выявить такие кластеры или группировки ММСП, которые играют важную роль в местной экономике, благодаря занимаемой доле на местном рынке. Успешное развитие кластера на основе такой группировки даст быстрый и зримый результат, который будет примером для других мелких групп предприятий;

• Распределить обнаруженные кластеры и группировки ММСП по степень важности их влияния на экономику страны или рассматриваемого региона (района) в вопросах занятости, торгового оборота, экспорта и др.;

• Определить специализацию их деятельности (промышленное производство, переработка с/х продуктов, ремесленничество, местные промыслы и др.).

Для каждого региона процедура окончательного выбора перспективной группировки ММСП для её последующего преобразования в кластер требует более тщательного анализа ранее полученных сведений и поиска дополнительной информации, включающей:

- Сбор уточнённых данных, характеризующих деятельность группировки (специализация, технический уровень, объём продаж, общее количество участников, структура, наличие общественных организаций и др.);

- Сведения о наличии в регионе аналогичных кластеров, которые можно использовать в качестве прототипа;

- Формулировка критериев для окончательного выбора группировки с целью её преобразования в производственный кластер;

- Наличие социально-экономических проблем в уже существующих кластерах и группировках ММСП;

- Определение возможных рыночных перспектив для продажи товаров и услуг, которые будут производиться новым кластером;

- Наличие или отсутствие местных институтов поддержки ММСП и возможность получения от них дополнительной помощи организуемым кластерам;

- Вероятность успешности создания кластера исходя из фактической деловой активности его будущих участников.

Собранные таким образом сведения позволяют получить достаточно ясную картину о состоянии рассматриваемых группировок или кластеров ММСП, с целью определения наиболее перспективных объектов для инвестирования и быстрейшего получения экономического эффекта в результате их развития. На основании аналитической оценки собранного материала, исполнительные агентства должны осуществить выбор наиболее перспективных группировок ММСП для их преобразования в производственные кластеры, исходя из приоритетов социально-экономического развития конкретного региона или данной местности. Затем, исполнительные агентства разрабатывают предложения по формированию новых кластеров, которые рассматриваются и согласовываются профильными министерствами или ведомствами, администрациями соответствующих регионов (штатов) и органами местного самоуправления. Только заручившись их поддержкой, исполнительные агентства могут приступить к работе по организации новых кластеров. Следует заметить, что работа по данному этапу связана с решением и согласованием множества технических и организационных вопросов. Это существенным образом влияет на длительность процессов согласования, которые зависят от масштабов проекта и его значимости на государственном, региональном или местном уровне.


2.2. Процесс диагностического исследования заключается в сборе и анализе различных сведений о потенциальных возможностях для развития производств в избранной группировке ММСП и возможных препятствиях на этом пути. Обычно диагностическое исследование длится от 6 до 12 месяцев, в зависимости от размеров и особенностей деятельности рассматриваемой группы предприятий. Диагностирование группировки ММСП служит исходным этапом для создания кластера в части определения состояния предпринимательской среды. Следует особо отметить, что диагностирование не сосредоточено на изучении всех или отдельных предприятий, оно нацелено на исследовании системы общих отношений индивидуальных предпринимателей. Это позволяет провести глубокое исследование состояния предпринимательской среды, в которой будет формироваться кластер. Диагностирование является источником важнейшей информации о социально-экономическом состоянии в рассматриваемой группировке предприятий и уровне их делового взаимодействия со структурами институциональной поддержки, а также даёт возможность получить общую картину о состоянии группы предприятий, намеревающихся образовать производственный кластер. Полученная информация даёт общее представление о производственных возможностях по выпуску определённых видов товаров и об особенностях применяемых технологических процессов. В процессе диагностирования удаётся определить ключевые фигуры из числа заинтересованных местных предпринимателей и их деловые качества. Это даёт возможность для поиска лидеров и достаточно опытных помощников, которые окажут поддержку при реализации планов создания кластера. В ходе этого процесса предоставляется возможность установить доверительные отношения с местными предпринимателями и вовлечь их в активную деятельность по созданию и дальнейшему развитию кластера. Для успешного формирования кластера важно также выявить основные причины, которые побудили местных предпринимателей к участию в создании кластера, и оценить их предположений о возможных перспективах его дальнейшего развития.

Важным фактором является и то, что диагностическое исследование направлено на выявление различных обстоятельств, препятствующих дальнейшему развитию кластера, для преодоления которых, потребуется разработать специальный план действий. Правильно проведённое диагностирование позволяет создать атмосферу доверия среди участников группировки ММСП и одновременно даёт представление о первоначального направлениях действий с привлечением к их реализации местных лидеров и заинтересованных организаций.

В процессе диагностирования удаётся укрепить связи с общественными институтами, заинтересованными в реализации планов создания кластера. Тесное взаимодействие с местными структурами поддержки ММСП может оказать существенную помощь в сборе специфических сведений об особенностях той ли иной группировки ММСП, к числу которых относятся:

• особенности происхождения кластера (самостоятельно образованный или искусственно созданный), история формирования группировки предприятий, включая поворотные моменты;

• оценка состояния предпринимательской среды (активность, взаимодействие, наличие предпринимательских объединений, социальные проблемы, общие интересы и др.);

• уровень развития группировки или кластера (зарождающийся/развивающийся/зрелый) и динамика происходящих процессов (рост или угасание);

• основные факторы, которые будут способствовать развитию кластера (совершенствование технологии, обновление продукции, расширение экспорта и др.);

• степень заинтересованности местных институтов поддержки ММСП в создании кластера;

• дополнительные данные из различных источников (ежегодные планы работ, организационные документы, статьи из журналов и газет, данные из отчетов различных организаций, занимающихся вопросами экономического развития).

В соответствии с методикой UNIDO, на начальных этапах формирования кластера исполнительное агентство подбирает кандидатуру «Организатора кластера» (Cluster Development Agent, далее – CDA), который лично или в составе небольшой группы доверенных лиц, в течение нескольких лет инициирует процесс создания кластера. Прежде всего, проводится диагностирование, осуществляемое непосредственно будущим организатором кластера (CDA) и, состоящей при нем, группой специалистов, которые назначаются исполнительным агентством. Организаторы кластера подбираются из числа наиболее активных и авторитетных членов местного предпринимательского сообщества, после чего они проходят специальный учебный курс, позволяющий им более эффективно и целенаправленно вести работу по развитию взаимодействия среди членов кластера. Обычно на должность организатора кластера выдвигают специалиста с высшим образованием и достаточным производственным опытом, знающим особенности деятельности предприятий сектора ММСП. Это специалист должен обладать такими личными качествами, как общительность, умение налаживать отношения с людьми и вести переговоры, избегать конфликтных ситуаций и улаживать их, в случае возникновения. По условиям своей деятельности, желательно чтобы он проживал на территории будущего кластера или недалеко от него. Организаторы кластеров являются наёмными сотрудником, которые не могут иметь собственного бизнеса в том кластере, где они работают. Организатор кластера приступает к работе на самых начальных этапах образования кластера, т.е. в период диагностики, при этом он должен активно способствовать развитию доверия к новой форме организации производственной деятельности среди будущих участников кластера. В процессе диагностирования, у организаторов кластера появляется возможность найти ключевые фигуры в числе местных предпринимателей, которые смогут играть лидирующие роли в разработке и реализации планов создания и развития кластера. При этом происходит постепенное вовлечение ключевых фигур в процесс создания доверительной атмосферы в среде будущих участников кластера.

Исполнительное агентство не должно поручать проведение диагностического исследования другой внешней организации на условиях субподряда, а затем передавать полученные результаты назначенному организатору кластера (CDA). Подобное решение не только отсрочит осуществление прямых контактов с местными заинтересованными лицами, которые важны для создания атмосферы взаимного доверия, но также не позволит получить необходимую полноту сведений, почерпнутых в ходе диагностических исследований. Однако помощь внешних экспертов может быть весьма полезной, особенно при налаживании контактов с местными институтами поддержки. Диагностическое исследование обычно является одноразовой акцией, в ходе которой организатор кластера регулярно представляет в исполнительное агентство «Диагностические отчёты» (Diagnostic Study Reports - DSR). Однако недостаточный уровень достигнутого доверия между заинтересованными лицами и сомнения в возможности исполнительного агентства осуществить намеченные планы, могут потребовать продолжения таких исследований. Весьма продуктивно производить ежегодные диагностические исследования с целью определения достигнутого прогресса в формировании кластера, а также для выявления возникших проблем, требующих разрешения в ходе дальнейшей работы. Дополнительно полученные данные помогут своевременно произвести корректировку первоначального плана действий по созданию кластера. Диагностическое исследование деловой среды является первым важнейшим этапом долговременного преобразования местного предпринимательского сообщества в действенный производственный кластер, обладающий высокой экономической эффективностью.

После завершения такого исследования, инициативные участники совместно с организатором кластера разрабатывают начальный план действий по созданию кластера. В соответствии с этим планом, организатор кластера должен руководить совместной работой будущих участников кластера по реализации намеченных мероприятий. Такая деятельность способствует повышению взаимного доверия и позволяет выявить новые местные возможности для расширения деловой активности. Этап диагностирования завершается подготовкой к разработке более обширного планов работы по созданию кластера, которые начинают реализовываться на этапе (2.4.) развития взаимодействия при переходе к ежегодному планированию работ.

По мере развития и становления кластера, роль организатора кластера видоизменятся, постепенно переходит от инициативной деятельности по объединению трудовых усилий в составе кластера к практической совместной работе с участниками кластера в достижении намеченных первоначальным планом стратегических целей. В ходе дальнейшего становления кластера, в процессе формирования структуры самоуправления, роль организатора кластера сокращается до оказания консультативной помощи и подготовки ежегодных диагностических отчетов о произошедших изменениях в деятельности кластера, которые направляются руководству исполнительного агентства.


2.3. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи – является наиболее сложным, длительным и трудным процессом, который продолжается в течение всего времени формирования кластера составляющего не менее 3-х лет. По мнению экспертов UNIDO, стадия создания доверительных отношений закладывает основы взаимодействия всех участников кластера и требует затраты значительных усилий на всех этапах развития и становления кластера, что схематично показано на рис.1. и в табл. 1. Это связано с просветительской, образовательной и организационной деятельностью, направленной на изменение ментальности многочисленной группы ремесленников и предпринимателей в целях развития доверительных отношений между ними. Такие отношения лягут в основу взаимной поддержки и производственной кооперации между производителями, поставщиками услуг и институтами поддержки. Одной из важнейших особенностей формирования кластеров является зарождение и развитие «социального капитала», который проявляется как комплекс доверительных взаимоотношений, возникающих между участниками кластера, упрочняющих их личные и деловые связи друг с другом и содействующих дальнейшему совершенствованию производственных отношений. Процесс становления кластера достаточно сложен и результаты его деятельности находятся в прямой зависимости от общего уровня развития социального капитала, важность которого сейчас сопоставимым по значимости с финансированием или технологическим обновлением. При низком уровне развития социального капитала процессы становления кластера протекают очень медленно. По мере постепенного возрастания взаимного доверия, происходит и повышение деловой активности кластера. Однако любая ошибка или сбой в общей деятельности приводит к возрастанию недоверия, которое снова замедлит развитие кластера. Поскольку процесс становления кластера, хотя и неравномерно, но продолжается, то происходят постепенные изменения и в сознании предпринимателей, появляется понимание сущности реальных проблем, которые могут быть преодолены только совместными усилиями. Это достигается путём активной просветительской деятельности среди местного населения (ознакомительные беседы, лекции, обучение экскурсии на действующие кластеры и установление личных контактов с их работниками). В результате такой деятельности у местного предпринимательского сообщества появляется понимание целесообразности преобразования разрозненных групп ремесленников и мелких предпринимателей в сети взаимодействующих производств с последующей перспективой преобразования в кластер. Необходимо постепенно развивать уровень доверия будущих участников кластера к тому, что объединённые усилия партнеров окажутся весьма полезными для них. По мере достижения высокого уровня доверия среди различных участников группы предпринимателей, можно приступить к решению некоторых насущных проблем или к принятию совместных усилий по реализации каких либо практичных мер, связанных с развитием производственной деятельности.

Для создания действенного производственного кластера необходимо преодолеть разобщённость предприятий, входящих в группировку в целях обеспечения делового взаимодействия, повышения экономической эффективности и совместного преодоления влияния внешних конкурентов. Предприятия и отдельные ремесленники, которые весьма скептически относятся к инициативе создания кластера, должны привлекаться к совместной деятельности при осуществлении простейших коллективных мероприятий (заготовка сырья, ремонт общественных зданий, приобретение простейшего оборудования и др.) с самой низкой вероятностью отрицательных результатов. В числе таких мероприятий может быть решение об участии в какой-либо ярмарке для более успешного продвижения на рынок своих товаров и для получения новых заказов. Другими направлениями может быть принятие программы по совместному обучению в целях повышения производственной квалификации или решение о найме стороннего специалиста по обслуживанию и модернизации оборудования. Результаты таких мероприятий способствуют повышению уверенности в действенности коллективных усилий местного предпринимательского сообщества, а также улучшают деловые связи между предприятиями кластера и местной инфраструктурой, специализирующейся в оказании разного рода деловых услуг. По мере расширения практики взаимодействия и возрастания взаимного доверия между партнёрами, уровень деловых отношений должен постепенно усложняться и расширяться. Совместная деятельность способствует рождению новых идей, развитию профессиональных навыков и повышению компетентности в вопросах управления производством и в корпоративном взаимодействии. Активизация деловых связей создаёт условия для повышения качества производства за счет взаимопроникновения и интеграции технологий при изготовлении родственных товаров. Важную функцию в этом процессе играют организаторы кластеров (CDA) и специалисты, которые ранее занимались диагностированием социально-экономического состояния внутри данной группировки ММСП. Полученная ими информация в сочетании с личным знакомством со многими активными предпринимателями позволяют укреплять доверительные отношения. Процесс установления взаимного доверия занимает самое большое количество времени в работе организатора кластера и его помощников, стремящихся к получению позитивных результатов в формировании общественного мнения, способствующего широкому вовлечению основной массы местных предпринимателей в реализацию идеи создания кластера.

Высокий уровень доверия и взаимопомощи будут в значительной мере способствовать формированию реалистических планов создания кластера, которые должны получить всестороннюю поддержку предпринимателей, поставщиков и агентств по оказанию деловых услуг (см. http://www.msmefoundation.org/Cluster _Development/trust_Building.pdf). Повышение эффективности кластеров возможно только на основе развития доверительных отношений и взаимодействия в сочетании с технической и финансовой помощью. Однако, каждый кластер, несмотря на определённые сходные черты, обладает своими органическими особенностями и поэтому требует специфических видов помощи. Следует отметить, что обязательным условием дальнейшего успешного развития кластера является наличие активной лидирующей группы участников, которая может инициировать коллективные акции для решения вопросов на уровне местных администраций и институтов поддержки предпринимательства.


2.4. Развитие взаимодействия и переход к ежегодному планированию работ происходит постепенно, по мере обобщения и согласования требований и пожеланий различных участников будущего кластера, с учетом результатов диагностирования и рекомендаций исполнительных агентств. В начальном периоде, в процессе «Пилотной фазы», происходит формирование группы лидирующих предпринимателей, объединённых общими интересами и готовых создать местную систему взаимопомощи или производственный союз, нацеленный на подготовку совместных действий для выполнения намеченных планов. В течение этой фазы должны проявиться первые положительные результаты развития производственной кооперации среди партнерских предприятий. Это будет способствовать повышению уверенности в действенности коллективных усилий, направленных на достижение общих целей. Местные предприниматели, проникшись идеей создания производственного кластера, под руководством организатора кластера подготавливают краткосрочный план первоначальных мероприятий, способствующих развитию взаимодействия предпринимателей и формированию успешно действующего производственного кластера. Такой план может включать выполнение общественно значимых работ, таких как ремонт дорог, сооружение колодцев и водопровода, строительство общественных зданий и сооружений (медпункты, школы, складские помещения и др.). Обычно первый план действий разрабатывается под руководством организатора кластера с участием наиболее активных членов местного предпринимательского сообщества. Этот план включает мероприятия, предложенные самими предпринимателями, и учитывает рекомендации организатора кластера. В зависимости от общественного настроя, разработка такого плана может растянуться до 6 месяцев. Такой план должен быть одобрен исполнительным агентством, т.к. оно будет осуществлять необходимую помощь при его реализации. Активное участие большинства предпринимателей и ремесленников в реализации намеченных планов по развитию производственного взаимодействия и достижению определённых коммерческих результатов будет способствовать ускоренному созданию производственного кластера. В результате выполнения этого плана появляются зримые плоды совместной деятельности, являющиеся мощным стимулом к развитию коллективного взаимодействия. Наряду с этим, часть предпринимателей начинают собственную активную деятельность, при этом необходимо, чтобы в данной ситуации организатор кластера играл координирующую роль, стараясь совместить интересы этой группы предпринимателей с общими целями развития кластера.

По мере формирования всё расширяющейся группы ремесленников и предпринимателей, заинтересованных в совместной производственной деятельности в составе создаваемого кластера, происходит постепенный переход к «Фазе стратегического и институционального взаимодействия», которая нацелена на реализацию долговременных проектов по технологическому обновлению и модернизации производства с полным технико-экономическим обоснованием. Такие проекты направлены на повышение продуктовой, производственной и технологической специализации предприятий, участвующих в формировании кластера. При этом предполагается создание новых или реконструкция действующих производств, осуществляется запуск новых видов продукции под общим торговым брендом. Для реализации долговременных проектов стратегического развития кластера подготавливаются «Ежегодные планы работ» (Annual Action Plans - AAPs), в которых указываются конкретные количественные показатели, характеризующие успешность достижения намеченных целей. Только тесное взаимодействие всех участников кластера даёт возможность разрабатывать ежегодные планы дальнейшего развития кластера и успешно осуществить их. В этих планах в частности указывается: количество предприятий, нуждающихся в получении финансовой и технической помощи; приводятся общие потребности в различных видах поддержки, которая должна быть получена кластером в рамках других национальных и региональных программ; указывается численность персонала, нуждающегося в дополнительном профессиональном обучении и др. Следует заметить, что такие планы могут быть скорректированы вследствие появившихся новых внешних обстоятельств или в связи с изменившимися намерениями предпринимателей. Кроме того, на данном уровне развития кластера, часть проблем может быть просто неразрешимой. Опыт показывает, что около 20% ранее намеченных целей оказываются не достигнутыми и, примерно, такое же количество новых задач появляется в ходе реализации ранее намеченного плана. На этом этапе вовлеченность технических и финансовых институтов является необходимым условием для успешной реализации долговременных стратегических проектов. Реализация дополнительных коллективных требований, разрабатываемых участниками кластера, обычно не входит в программы создания кластеров. Однако эти требования могут быть выполнены благодаря установившемуся сотрудничеству с другими организациями, которые обладают реальными возможностями для привлечения различных поставщиков финансовых и технических услуг. По мнению экспертов UNIDO, необходимая техническая помощь на этом этапе может оказываться ближайшими местными институтами поддержки ММСП при финансовом участии исполнительных агентств. В случае если их возможности окажутся недостаточными, то привлекаются специализированные центры обслуживания, которые могут создавать свои отделения на территории кластеров.


2.5. Выполнение планов развития кластера и переход к самоуправлению – обеспечивается достижением намеченных стратегических целей по созданию и развитию кластера на основе радикального улучшения производственного взаимодействия между всеми его участниками (http://www.msmefoundation.org/Cluster _Development/Implementention.pdf). Следует отметить, что процесс создания кластера длится не менее 3-5 лет, в течение которых некоторые стратегические цели и задачи в ежегодных планах соответствующим образом изменятся. В этих планах перечисляются все мероприятия по дальнейшему развитию и активизации процессов кооперированного взаимодействия между всеми партнёрами, с указанием конкретных результатов и сроков их достижения. Такие планы обычно подвергаются периодической корректировке в связи с изменившимися внешними обстоятельствами, улучшением взаимодействия предприятий и повышением эффективности реализуемых организационных решений.

Реализация планов по достижению основных целей развития кластера влечёт за собой радикальные изменения во взаимоотношениях всех участников и партнёров в их предпринимательской деятельности. При этом по мере развития кластера, всё большая ответственность за реализацию запланированных мероприятий ложится на партнеров, являющихся частными предпринимателями, получающими помощь от местных институтов поддержки. Именно при реализации этих планов, открываются преимущества тесного делового взаимодействия, которое способствует концентрации совместных усилий при достижении общих целей социально-экономического развития данного предпринимательского сообщества. При этом деятельность кластера становится более эффективной за счёт повышения деловой активности всех участников кластера и особенно лидирующей группы местных предпринимателей, которые постепенно приобретают управленческие навыки. По мере повышения самостоятельной совместной деловой активности участников кластера, роль организатора кластера будет ослабляться и сведётся к консультированию по отдельным вопросам деятельности кластера. Параллельно с этим, технические агентства, по согласованию с администрациями соответствующих штатов, осуществляют подбор кандидатов на должности штатных руководителей кластеров (Cluster Development Executive - CDE), проводят их обучение и практическую стажировку, организуют ознакомительные посещения других кластеров. Руководители кластеров осуществляют общее управление деятельностью кластеров в соответствии с утверждёнными ежегодными планами, подготавливают отчеты по текущей диагностике (Diagnostic Study Report - DSR) и разрабатывают проекты очередных ежегодных планов деятельности кластеров (Annual Action Plans - AAPs), осуществление которых и является практической реализацией проекта создания кластера. Руководители кластеров, назначенные государственными органами, для координации деятельности взаимодействующих групп предприятий, практически являются посредниками между правительством и субъектами рыночной деятельности. Они также всемерно способствуют развитию и укреплению межфирменных связей. В среднем, после 3-х лет успешной деятельности группировки ММСП они преобразуются в производственный кластер, все участники которого обычно достигают такого уровня прибыльности, что на место, ранее назначенных государством руководителей по развитию кластера (CDE) могут пригласить наёмного менеджера с предоставлением ему соответствующей заработной платы. Таким образом, осуществляется переход в Фазу самоуправления, которая является завершающим этапом формирования кластера, проявляющаяся в достаточно высокой самостоятельности взаимодействующих предприятий и их объединений, которые продолжают активную деятельность по развитию всех видов кооперации среди участников кластера. При этом сокращается потребность во внешних консультациях специалистов. Однако полный переход к самоуправлению является достаточно длительным и сложным процессом, в течение которого консультанты UNIDO и других внешних организаций оказывают временную помощь при разработке новых планов производства или при проведении организационных и управленческих новаций.


2.6. Контроль и оценка деятельности кластера - заключается в количественном и качественном определении результатов выполнения ежегодных планов, которые были получены благодаря применению передового опыта и новых знаний, а также за счет повышения уровня делового взаимодействия. Такая оценка является весьма сложной задачей, несопоставимой по трудности с определением результативности традиционных программ помощи ММСП. Это обусловлено необходимостью чёткого определения весьма тонких изменений, медленно протекающих среди участников кластера (см. http://www.msmefoundation.org/ Cluster_Development/Evalution.pdf). Контроль хода исполнения ежегодных планов и количественная оценка достигнутых результатов позволяют определить эффективность работы всех партнеров, повысить уровень взаимного доверия в процессе достижения поставленных целей и во время преодоления возникших трудностей. Следует заметить, что именно контроль исполнения планов и постоянный мониторинг результатов деятельности кластера служат основой для совершенствования практических навыков работы участников кластера и для повышения их деловой активности. Процесс контроля и оценки результативности деятельности кластера основан на анализе объективных данных и других правдивых сведениях от участников кластера о реально достигнутых результатах, понесённых затратах, обнаруженных недостатках, а также обо всех имеющихся проблемах и возможных путях их решения. На основании полученных данных производится разработка новых ежегодных планов по активизации деятельности кластера и определятся наиболее вероятные деловые партнеры из среды членов кластера для обеспечения выполнения очередных задач постепенного экономического развития. Таким образом, функция «обратной связи» осуществляется в процессе контроля и оценки деятельности кластера, что является важнейшим условием для обеспечения совершенствования процессов планирования и управления деятельностью кластера (рис. 1.). Общий надзор за ходом процессов реализации проектов создания кластеров осуществляет «Агентство по развитию кластеров» (Cluster Development Agency). В составе этого агентства имеется группа высококвалифицированных специалистов, которые контролируют надлежащее исполнение всех этапов создания кластера в рамках национальной программы развития кластеров.


3. Некоторые выводы из опыта реализации проектов создания кластеров

В Индии на протяжении последних 20 лет при содействии UNIDO успешно реализовывалось множество государственных и международных программ по созданию производственных кластеров, состоящих из ремесленнических, малых и микропредприятий. К настоящему времени в стране действует свыше 6400 кластеров, которые производят около 60% экспортной продукции, а некоторые из крупных кластеров выпускают до 90% отдельных видов товаров, производимых в стране (обувь, ювелирные изделия, одежда, ковры и др.). Абсолютное большинство кластеров (99,4%) объединяют ремесленнические, малые и микропредприятия. В зависимости от размеров кластера в нём действует от 40-50 до 6000 малых предприятий (кластер в г. Агра по обработке кожи и изготовлению изделий из неё объединяет более 6000 ММП с общим числом работающих свыше 80 тыс. человек), а в крупнейших кластерах общее число работающих достигает 150 тыс. чел. (кластер по выпуску стеклянных и керамических изделий в. г. Фирозабаде). Программы создания кластеров оказали мощное положительное воздействие на развитие страны, отражающееся в следующих проявлениях:

• Развитие кластеров вносит серьёзные изменения в социально-экономические взаимоотношения (людей, предприятий, институтов, государственных ведомств, неправительственных организаций и др.), что создаёт более благоприятную деловую среду для дальнейшего развития предприятий.

• Влияние кластеров сконцентрировано на совершенствовании информационных составляющих деловой активности (состояние рынка, правовое регулирование, технология, управление и др.), при этом основное внимание уделяется системному совершенствованию деловых отношений, а не отдельным предприятиям, что является серьёзным отличием программ кластерного развития от традиционных программ технической помощи предприятиям.

• Формирование кластеров происходит как минимум в течение 3-4 лет, а чаще всего растягивается на 5 и более лет. Это зависит от многих объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся: количество ремесленнических и малых предприятий, уровень их специализации, степень достигнутой производственной и технологической кооперации, наличие действенных технических и финансовых институтов, готовых содействовать созданию данного кластера, и др. К субъективным факторам можно отнести психологический уровень подготовленности членов группы предприятия к взаимодействию, наличие лидеров и их квалификация, уровень восприимчивости к новым организационным, технологическим и производственным новациям, степень активности местных ассоциаций предпринимателей и др.

• Опыт создания и развития кластеров ММСП показал, что для кластеров специализирующихся в традиционных производствах, необходимо осуществлять техническую поддержку в течение 3-х лет, как минимум. А в кластерах, ориентированных на борьбу с бедностью аналогичная поддержка должна продолжаться не менее 5 лет. Это обусловлено тем, что такие кластеры образованы из группировок ремесленнических и микропредприятий, с примитивным ручным производством и с использованием неквалифицированного труда. В таких группировках весьма велика разобщённость участников при очень низком уровне социальных отношений.

• Значительное возрастание количества создаваемых и развивающихся кластеров, при ограниченности финансовых ресурсов вынуждает осуществлять финансовую поддержку только целевым группам кластеров, отвечающим региональным и местным приоритетам социально-экономического развития.

• Важным косвенным результатом образования и успешной деятельности кластеров является повышение культуры делового сотрудничества, развитие социальных отношений и становление местного самоуправления, выдвижение местных лидеров, улучшение качества жизни и условий труда на предприятиях кластеров. Кроме того, кластер становится весьма привлекательным для других фирм, а ранее установленные связи с различными институтами и властными структурами на местном и региональном уровне способствуют дальнейшему устойчивому их развитию.

• Успешный опыт деятельности новых кластеров позволяет заинтересовать другие разрозненные и не организованные группы семейных и мелких предприятий к участию в национальных программах создания новых кластеров.

• Процесс группирования ремесленнических, малых и микропредприятий создаёт условия для расширения сотрудничества, взаимного обучения, повышения устойчивости и приспособляемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Развитие производственной кооперации внутри группировки ММСП способствует её постепенному преобразованию в активно действующий производственный кластер.

• Ускоренному повышению конкурентоспособности группировки ММСП способствует развитие межпроизводственного сотрудничества и повышение уровня внутригруппового самоуправления. Такая форма сотрудничества проявляется в разделении обязанностей по выполнению заказов и в возможности выполнения крупных субподрядных контрактов, которые не могут быть выполнены отдельными малыми предприятиями в ограниченные сроки. Сетевое взаимодействие внутри группы предприятий содействует скорейшему устранению самоизоляции малых предприятий на местном уровне.

Опыт показывает, что близость экономических интересов групп предприятий в составе кластеров, объединяющих поставщиков, производителей и субподрядчиков способствует активизации соревновательных процессов среди отдельных предприятий внутри этих группировок, что в свою очередь содействует общему развитию кластеров благодаря технологической и технической взаимопомощи. Необходимым условием для успешного преобразования группы ММСП в единый производственный кластер является просветительская деятельность, проведение ознакомительных посещений действующих кластеров и демонстрация наиболее успешных достижений, обучение предпринимателей и информирование наиболее авторитетных ремесленников и предпринимателей о преимуществах, которые могут быть достигнуты в рамках совместной организованной деятельности в составе кластера.

Во многих странах, процесс создания кластеров осуществляется при помощи внешних экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом. В Индии всё шире распространяется практика использования инициативных бригад самопомощи, консорциумов из местных и региональных организаций, объединяющих совместные усилия для помощи местным группировкам ремесленнических и малых предприятий в их стремлении к преодолению психологических барьеров на пути создания устойчивых производственных кластеров.

Практика показала, что кластерная организация экономической деятельности служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Это позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений. Создание кластеров способствует развитию местных и региональных экономик благодаря следующим факторам:

• Наблюдается повышение производительности благодаря наиболее эффективной комбинации факторов производства, доступу к информации, лучшей координации деятельности, созданию общественных благ (квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, повышение социальной активности общественных объединений и др.);

• Происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности, необходимых для развития ресурсов;

• Идет широкое распространение инноваций благодаря быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, наличию информации о новых методах производства, технологиях, возможностях расширения поставок и др.;

• Развиваются взаимосвязи между профилирующими исследовательскими центрами и предприятиями на местном и региональном уровне, что способствует повышению технического уровня производства и, косвенным образом, влияет на экономическую стратегию региональных властей;

• Доступность предприятий-участников кластера к информации о маркетинге, технологиях и текущих потребностях покупателей способствует лучшей организации деятельности и требует меньших затрат, что позволяет работать более эффективно и повышать производительность;

• Разделение высоких затрат и рисков в инновационной сфере между участниками сети предприятий, а также снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий становится возможным благодаря обмену опытом, кадровой миграции между участниками кластера и непрерывному развитию формальных и неформальных связей;

• Расширения связей с другими производственными кластерами активно содействует общему развитию местной экономики и повышению её конкурентоспособности.

Сравнивая опыт развития кластеров малых предприятий в разных странах, эксперты UNIDO выявили следующие основные направления поддержки, оказывающие наибольшее влияние на ускорение группирования ММСП в кластеры (Strengthening Indian SME Clusters: UNIDO’s Experience. Case Study. Project: US/GLO/95/144. July 1999).:

1) Предоставление эффективной помощи группам ММСП в изучении нужд их потребителей и заказчиков, с целью разработки предложений по изменению стратегии деятельности предприятий группировки, направленной на наиболее полное удовлетворение рыночных потребностей при обеспечении высокой конкурентоспособности;

2) Ориентация на выявление лидирующих групп взаимодействующих предприятий с целью их вовлечения в активное сотрудничество с предпринимательскими и промышленными союзами. При отсутствии лидирующих групп предприятий, основные усилии должны быть направлены на их формирование. Это способствует развитию практического взаимодействия и обмену опытом между предприятиями, что гораздо эффективней, чем оказание помощи индивидуальным предприятиям. Только совместные активные действия лидирующих групп предприятий дают возможность успешного решения множества организационных и экономических проблем при создании действенного кластера;

3) Формирование группы взаимодействующих предприятий, способствует коллективному осознанию необходимости проведения жизненно важных организационных нововведений в их совместной деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и расширяющимися возможностями. При этом внутри группы предприятий появляются возможности для самостоятельного дальнейшего развития без привлечения внешних экспертов и дополнительных ресурсов.

Опыт Индии весьма интересен в части организации поддержки ММСП в отдаленных и отсталых районах страны. Кроме того, широко развитая сеть кластеров представляет интерес как в вопросах организации взаимодействия ремесленнических, малых и средних предприятий между собой так и с крупными предприятиями. Особенно эффективны подходы Индийского Правительства в стимулировании роста экспортных возможностей ММСП и в развитии высокотехнологичных производс, тв и услуг (коммуникационные технологии, программное обеспечение, фармацевтика и др.). В заключение следует отметить, что в странах Европейского союза в 2008 г. был принят «Европейский Меморандум о Кластерах» (“The European Cluster Memorandum” ), в котором сосредоточен опыт реализации множества проектов создания кластеров в разных странах. Этот опыт особенно полезен для тех стран, которые стремятся активизировать свой научно-технический, инновационный и промышленный потенциал с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития и превращения в государства, обладающие высоким уровнем мировой конкурентоспособности.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2010