Около вас. сервисный центр Apple в офисе Быстрое реагирование

24.11.2010

Развитие малого предпринимательства Индии в форме производственных кластеров

Содержание

1. СОСТОЯНИЕ МИКРО, МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИНДИИ

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В ИНДИИ

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В ИНДИИ


1. Состояние микро, малого и среднего предпринимательства Индии

После объявления независимости Индии в 1947 г., в целях обеспечения условий для экономического возрождения страны, Правительство начало проводить активную политику по развитию ремесленничества, малого и среднего предпринимательства, направленную на удовлетворение наиболее острых жизненных потребностей населения и повышение занятости. Основной упор делался на развитие местной промышленности, традиционных промыслов и переработку сельскохозяйственных продуктов, являвшихся важнейшими средствами оживления местных и региональных экономик. По мере становления государственной системы управления и развития экономической деятельности, начали формироваться правительственные и общественные организации, специализирующиеся в различных сферах ремесленничества и малого предпринимательства. Для активизации экономической деятельности населения в сельской местности, в 1956 г. было принято постановление Правительства об отнесении к категории «сельских производств» (village industries) всех предприятий, производящих товары и оказывающих услуги на оборудовании с ручным приводом, без применения других внешних источников энергии. При этом не накладывалось ограничений по количеству занятых, однако устанавливалась норма предельного капиталовложения в оборудование, которая, в пересчете на одного занятого, не должна превышать 100 тыс. рупий (~$2000), а в гористой местности 150 тыс. рупий (~$3000). Эта норма действует и по ныне, способствуя повышению занятости населения в сельской местности. Постепенно была создана довольно развитая инфраструктура поддержки и развития ремесленничества, местной промышленности, малого и среднего предпринимательства, деятельность, которой координировали два ведомства: «Министерство сельской и местной промышленности» (Ministry of Agro & Rural Industries - ARI) и «Министерство малых промышленных предприятий» (Ministry of Small Scale Industries - SSI). Благодаря их совместной деятельности значительно возрос экономический потенциал малого предпринимательства страны.

За последние 4 года в Индии произошли крупные перемены в организации государственной поддержки предпринимательства. Так, в 2006 г. был принят новый закон о микро, малых и средних предприятиях (далее - ММСП), который выделил в этом секторе экономики 2 категории предприятий, действующих в сфере производства и в сфере оказания услуг. В соответствии с этим законом, как и прежде, отсутствуют ограничения по численности занятых в каждой категории предприятий, однако установлена предельная величина основного капитала (табл.1.). Это обусловлено тем, что в стране очень остро стоит проблема расширения занятости и борьбы с бедностью населения, при весьма низком уровне технической оснащенности предприятий этого сектора экономики страны.



Правительство Индии продолжает активную политику дальнейшего интенсивного развития сектора ММСП, включающую реорганизацию государственной системы управления, расширение и обновление национальной инфраструктуры поддержки, а также реализацию множества национальных и региональных программ развития предпринимательства. Так в 2007 г. по решению Правительства страны ранее существовавшие «Министерство сельской и местной промышленности» (ARI) и «Министерство малых промышленных предприятий» (SSI) были объединены в единое «Министерство микро, малых и средних предприятий, далее- министерство ММСП:» (Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises - http://msme.gov.in/). Это министерство координирует деятельность мощной и весьма разветвлённой национальной инфраструктуры поддержки сектора ММСП, имеющей свои подразделения во всех регионах, крупных и средних городах, а также во многих больших поселениях в сельской местности.

Ныне в стране действует:

• 30 институтов по обслуживанию ММСП с 248 филиалами;
• 6 центров инновационного развития предпринимательства;
• 52 научно-технологических центра;
• 17 испытательных станций с 2 центрами сертификации продукции;
• 58 интегрированных центров промышленного развития;
• 75 производственных и обучающих центров;
• 20 отраслевых центров развития технологии производства;
• 60 технологических бизнес-инкубаторов;
• 26 научно-технических парков, в т.ч. 9 программного обеспечения;
• 348 специальных зон экономического развития;
• ~ 6400 кластеров ММСП.

Государственная политика в отношении ММСП постоянно совершенствуется в целях всемерного расширения и активизации деятельности этого сектора, как основного двигателя социально-экономического развития страны. При этом были чётко разграничены функции министерства ММСП и местных органов власти. Основная ответственность за практическую поддержку и развитие сектора ММСП возложена на региональные правительства (штатов), тогда как министерство ММСП обязано оказывать организационное, техническое и методологическое содействие всем регионам в их деятельности по поддержке и развитию местных предприятий, способствуя повышению их конкурентоспособности и приспособляемости к изменяющимся экономическим условиям. В рамках государственной политики в отношении ММСП, комплекс реализуемых программ и мероприятий, должны обеспечивать:

• Предоставление необходимых для сектора ММСП кредитных ресурсов от финансовых институтов;

• Всестороннюю поддержку технологическому обновлению и модернизации предприятий;

• Развитие интеграционных процессов в национальной инфраструктуре поддержки предпринимательства;

• Создание современных испытательных и сертификационных центров;

• Распространение современных методов управления предприятиями;

• Создание широкой сети учебных заведений, ориентированных на развитие культуры предпринимательства и повышение квалификации работников сектора ММСП;

• Оказание технической помощи в разработке новых продуктов, в совершенствовании дизайна и упаковки;

• Улучшение условий труда ремесленников и работников ММСП;

• Оказание помощи предпринимателям на внутренних и международных рынках;

• Всемерное содействие в формировании кластеров путём поддержки входящих в них ММСП и оказания технической помощи их участникам.

Реализация этой государственной политики позволила за последние 5 лет увеличить в 2,4 раза количество ММСП, доведя занятость в этом секторе экономики почти до 66 млн. работающих, которые обеспечивают до 8% ВВП страны (Табл. 2.). Сектор ММСП ныне производит 45% промышленной продукции, выпускает свыше 6 тыс. различных товаров начиная от традиционных и кончая высокотехнологичными продуктами и услугами, пользующимися устойчивым спросом на мировых рынках, что составляет примерно 40% экспортных поставок страны. В этом секторе действует 28,5 млн. предприятий, на которых работает 65,9 млн. человек, уступая первенство по занятости только сельскому хозяйству. Доля сектора ММСП в национальном ВВП за последние 4 года возросла с 5,84% до 8%, а в промышленном производстве его доля увеличилась с 38,6% до 45,0%. В 2009 г. стоимость основных средств этого сектора составила $139,3 млрд. Промышленные предприятия сектора ММСП постоянно демонстрируют более высокие темпы роста по сравнению с остальными промышленными предприятиями страны, при этом наметилась тенденция к возрастанию их технологической вооруженности. Структура производства промышленных ММСП представлена в табл.3.





Важную роль в техническом развитии сектора ММСП играют кластеры, объединяющие большое количество ремесленнических, малых и микропредприятий, производящих технологически родственную продукцию.

Следует отметить, что в Индии исторически сформировались большие группировки ММСП, компактно сосредоточенные на ограниченных территориях и активно взаимодействующие между собой для достижения общих целей. В некоторых случаях, такие кластеры формируются вокруг крупных и средних, успешно действующих предприятий. По данным «Организации объединённых наций по промышленному развитию» (The United Nations Industrial Development Organization, далее - UNIDO) в Индии ещё в 1996 действовало свыше 2000 кластеров, из которых 388 специализировалось в индустриальном производстве и 1657 кластеров было связано с местной промышленностью и ремесленничеством (программа UNIDO Программа UNIDO http://www.unido.org/fileadmin/import/userfiles/russof/vie3.pdf)

Кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции выпускаемой в стране. По данным «Индийского национального центра научной документации» (Indian National Scientific Documentation Centre - INSDOC) в 14 крупных городах страны действует 80 самых больших кластеров, объединяющих около 23 тысяч малых промышленных предприятий, в том числе 6900 экспортно-ориентированных МП. В составе различных кластеров насчитывается от 40-50 до 6000 ремесленнических и малых предприятия. В течение последних нескольких лет национальная политика Правительства Индии в отношении ММСП стала ориентироваться на интенсивное формирование и развитие производственных кластеров. В результате этой политики, в стране за последние годы было создано более 4000 новых кластеров, часть из которых относятся к инновационным, высокотехнологичным производствам. Структура и общее количество действующих в стране кластеров и их географическое размещение представлены в таблицах 4 и 5.



За последние 10 лет, благодаря эффективной государственной политики по формированию кластеров из ремесленнических, малых и микропредприятий, их общее количество достигло 6400, что обеспечило повышение технического уровня входящих в них предприятий при одновременном увеличении занятости в стране, обладающей колоссальными трудовыми ресурсами, но страдающей от недостатка рабочих мест.




2. Краткое описание системы экономических кластеров

Во многих странах проявилась общая закономерность, связанная с наиболее успешным развитием сообществ малых и средних предприятий, компактно сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей. Этот феномен впервые был подробно изучен известным ученым М.Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки предприятий одной отрасли, называемые кластерами, формируются вокруг одной или нескольких крупных фирм, достигших высокой конкурентоспособности и распространяющих свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В рамках государства, кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на внутренние и международные рынки. Это способствует повышению международной конкурентоспособности страны в целом, благодаря ряду преимуществ, присущих кластерной форме взаимодействия крупных, средних и малых предприятий по всем направлениям деловых связей. В процессе образования кластеров происходит неформальное объединение близко расположенных и технологически родственных предприятий в целях совершенствования производства на основе тесной кооперации и субконтрактных отношений при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения, что существенно отличает кластер от картеля или финансово-промышленной группы. Кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в т.ч. вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные кластеры нуждаются в большом количестве приспособленных к их технологиям смежных и вспомогательных производств для выпуска специального оборудования, комплектующих изделий и материалов. Это создает емкий рынок для большого количества малых предприятий, некоторые из которых, специализируясь в инновационной деятельности, в будущем и становятся генераторами конкурентных преимуществ.

Развитие кластеров малых и средних предприятий может осуществляться спонтанно или организованно. Известно, что региональные фирмы заключают большинство контрактов с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это формирует определенный круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках и потому склонных к постепенному созданию устойчивых деловых сетей. Ключевым элементом создания сети, перерастающей в кластер, является наличие достаточного уровня доверия между участниками. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями. Это в свою очередь способствует развитию взаимодействия между близлежащими предприятиями, имеющими схожие или дополняющие производства. Множество предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности. Предприятия кластера, в процессе их взаимодействия, приобретают новые качества, которые особенно ярко и разносторонне проявляются в успешной экономической и инновационной деятельности. Кластер, чаще всего представляет собой сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг.

Малые предприятия в составе кластера являются особыми субъектами рынка, которые выступают не как отдельные предприятия, а как элементы объединенной группы предприятий и потому их эффективность оценивается, как с позиции успешности функционирования кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия. Результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться как объемом его доли в выпуске общей продукции, так и показателями самого кластера (прибыльность, восприимчивость к инновациям, конкурентоспособность и т.п.). Эффективность кластера проявляется в экономическом росте, в совершенствовании производства и технологий, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Это стимулируют социально-экономическое развитие прилежащих территорий и целых регионов, поэтому власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания производственных кластеров.

Процесс преобразования группировки ММСП в кластеры способствует оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции. Процесс эволюции производственных связей может привести к созданию и расширению кластеров, которые выходят за отраслевые рамки и являются мощной силой экономического развития. Этот процесс зависит от состояния рыночных отношений, от активности предпринимательской среды, от уровня конкуренции, а также от государственной социально-экономической политики и стратегических направлений ее дальнейшего развития. Образование кластеров ускоряет процессы социально-экономического развития на региональном и местном уровнях, способствует технической модернизации и ведет к активизации инновационных процессов, одновременно повышая конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке. В зависимости от изменений внешней среды и рыночной конъюнктуры, кластеры зарождаются, формируются, расширяются и углубляются, достигая стадии зрелости. В качестве показателей зрелости кластеров можно рассматривать достигнутый уровень доверия и информационного обмена между участниками кластера, а также наличие в них саморегулируемых общественных объединений и третейских судов для решения внутренних спорных вопросов. При неблагоприятных условиях кластеры могут со временем свертываться и распадаться. Продолжительность этих стадий в значительной мере зависит от внешних обстоятельств и внутреннего потенциала каждого кластера. Подобная динамичность и гибкость кластеров является одним из важнейших преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической деятельности.

Новые отношения внутри кластера способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности, которая оказывает соответствующее влияние на поставщиков и потребителей. Наибольшие успехи в экономической деятельности проявляют кластеры, ориентированные на достижение конкурентных преимуществ на основе развития инновационной деятельности. Инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании национальных инновационных программ, нацеленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития в условиях обострения конкуренции на внутренних и международных рынках.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций, вузов и т.д.). Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера. Это позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени. Такие кластеры позволяют использовать преимущества самых результативных способов коммерциализации инновационных разработок в сочетании с широким спектром механизмов активизации совместной экономической деятельности (кооперация, обмен научно-технической информацией, партнерские отношения, аутсорсинг и др.), что дает возможность быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий и изобретения, преобразуя их в инновации, востребованные рынком. Объединение в инновационный кластер, на основе вертикальной интеграции, формирует не спонтанную концентрацию разнообразных новшеств, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций, нацеленную на достижение выдающихся результатов в определённой сфере деятельности (оптоэлектроника, топливные элементы, сверхпроводимость, новые материалы, энергосбережение и др.). При этом, формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества. Кластеры инновационной деятельности создают новый продукт или услугу усилиями нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети деловых взаимосвязей. В настоящее время все большее количество регионов, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Совокупность таких лидирующих регионов в каждой стране и определяет конкурентоспособность национальных экономик. Это в значительной мере относится к тем странам, в которых развивается наиболее прогрессивная форма организации совместного производства в виде инновационных кластеров. Создание новых кластеров требует активной организационной поддержки на длительный период и интенсивного снабжения различными ресурсами в сочетании с объединёнными усилиями множества тесно взаимодействующих участников. В этой связи, большинство стран, вовлеченных в активный процесс развития кластеров, предпочитают стимулировать рост существующих группировок предприятий до уровня кластеров, избегая создания новых кластеров.

Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития на местном, региональном и национальном уровнях. При этом существуют большие различия в процессах формирования кластеров в странах с мощной промышленно-ориентированной экономикой и в странах, только идущих по пути индустриального развития. Это особенно ярко проявляется на примере Индии, в которой уже действует несколько сотен высокотехнологичных кластеров, ориентированных на производство конкурентоспособных продуктов и услуг, которые сосуществую с 6 тысячами ремесленнических и производственных кластеров, объединяющих великое множество ММСП, выпускающих широчайшую гамму потребительских товаров, обладающих высоким спросом на внутренних и международных рынках.


3. Особенности развития кластеров в Индии

Приступая к более подробному рассмотрению формирования производственных кластеров в Индии, определимся в терминах. Так, термином «Группировка ММСП» предлагается именовать компактно расположенную группу родственных, но разобщённых предприятий со слабой и неразвитой системой социально-экономических связей, препятствующей налаживанию производственной кооперации и солидаризации усилий для достижения общих целей. «Кластером ММСП» предлагается именовать компактно расположенную группу родственных предприятий с развивающейся системой социально-экономических связей, растущим уровнем производственного и общественного взаимодействия, способствующим достижению совестно определённых общих целей. В настоящее время в Индии понятие кластер идентифицируется как сконцентрированное размещение ММСП, специализирующихся в производстве определённых типов товаров и услуг, взаимодействующее с рядом технических и финансовых институтов, а также с местными органами власти в целях обеспечения успешной производственной деятельности в интересах местного сообщества. Применение этих двух терминов позволит различать простое компактное скопление многих ММСП от комплекса родственных ММСП с высоким уровнем социально-экономического взаимодействия. Характерной особенностью развития сектора ММСП в Индии является большое количество крупных, средних и мелких группировок разного рода ремесленнических, малых и микропредприятий с родственными характерами производств (ткачество, производство ковров, обуви и кожаных изделий, народные промыслы и т.п.). Причём абсолютное большинство таких предприятий основано на применении ручного труда с использованием традиционных, весьма трудоёмких технологий, с низким уровнем механизации. Чрезвычайно низкая производительность труда в сочетании с нищенской зарплатой и избыточностью неквалифицированных трудовых ресурсов создают тяжёлые социальные проблемы, связанные с бедностью основной массы населения.

Следует отметить, что в Индии существуют многовековые традиции в развитии различных видов местных производств, художественных промыслов и ремёсел, сосредоточенных в городах и крупных селениях. Причем, в зависимости от местных природных и экономических условий происходила концентрация мелких предприятий, специализирующихся в изготовлении однотипных продуктов и изделий. Большие группы таких предприятий, сконцентрированные в городах, посёлках и в сельской местности, постепенно пришли к выводу о необходимости взаимодействия для более успешной совместной деятельности и для преодоления возникающих трудностей. В целях улучшения экономической устойчивости таких предприятий, они стали самопроизвольно объединяться в крупные группировки, некоторые из которых самостоятельно преобразовались в эффективные производственные кластеры. Их образование уходит в далёкое прошлое и связано с местными условиями, характеризующимися требованиями рынка, доступностью сырья и наличием трудовых ресурсов. К числу исторически сложившихся кластеров можно отнести (По материалам «List of IndustrialClusters in India», http://www.nif.org.in/bd/list_industrial_clusters):

• Кластер по выпуску стеклянных и керамических изделий в г. Фирозабад, существующий более 300 лет (объединяет более 900 ММСП с общей численностью работающих боле 150 тыс. чел.);

• Кластер по производству ручных инструментов в г. Нагпур, созданный 300лет назад (объединяет более 500 ММСП с общей численностью работающих боле 4,5 тыс. чел.);

• Кластер по производству замков в г. Алигарч, действующий свыше 125 лет (объединяет более 2000 ММСП с общей численностью работающих боле 12 тыс. чел.);

• Кластер по изготовлению измерительных устройств (весы, линейки, гири, мерные ёмкости и др.) в г. Савркандла (объединяет более 1000 ММСП с общей численностью работающих боле 55 тыс. чел.);

• Кластер в г. Агра по обработке кожи и изготовлению кожаных изделий создан более 100 лет тому назад (объединяет более 6000 ММСП с общей численностью работающих боле 80 тыс. чел.).

В настоящее время для ускорения процессов модернизации экономики страны и самой активной её части – сектора ММСП, Правительство Индии сконцентрировало значительные усилия на формировании и развитии производственных кластеров, на основе множества исторически сложившихся местных группировок ремесленнических, малых и микропредприятий. Такой подход позволяет содействовать развитию региональных и местных экономик, одновременно повышая уровень занятости населения и способствуя борьбе с бедностью. В этой связи, государство проводит строго избирательную инвестиционную и инфраструктурную политику, направленную на создание благоприятных условий для формирования предприятий сектора ММСП в новые большие группировки и кластеры, отвечающие региональным приоритетам социально-экономического развития.

Большое значение имеет размер кластера или группировки ММСП, место расположения, узкая производственная специализация, связанная с выпуском одного вида продукции или небольшого перечня аналогичных товаров. Применительно к Индии, при отсутствии общепринятой классификация производственных кластеров по размерам, UNIDO использует такие критерии как количество предприятий в кластере; общая численность занятых; вид деятельности и объём продаж. Размеры кластера и его успешность зависят от уровня и особенностей взаимодействия предприятий, развития сферы оказания услуг, от степени совершенства институциональных структур поддержки и их соответствия требованиям рынка. Размер кластера влияет на его привлекательность для новых трудовых ресурсов, для поставщиков и институтов поддержки, деятельность которых позитивно влияет на рост производств ММСП, входящих в данный кластер.

Индийские малые предприятия стремятся к концентрации вокруг крупных промышленных компаний, распложенных в метрополиях или в больших городах, где существует огромный потребительский рынок и есть трудовые ресурсы, в сочетании с развитой промышленной и социальной инфраструктурой. Количество малых предприятий, действующих в составе различных кластеров, колеблется от 25-50 до нескольких тысяч. Так, например, в кластере по изготовлению постельных принадлежностей в г. Панипат совместно действуют 5700 различных ММСП с общим числом занятых около 39 тыс. человек. К числу крупнейших производственных кластеров относятся:

• Кластер в г. Панипат (Panipat), производящий более 75% одеял, изготавливаемых в стране;
• Кластер в г. Тирупур (Tirupur), производящий около 80% хлопчатобумажных чулочно-носочных изделий, поставляемых на экспорт;
• Кластер в г. Агра (Agra), объединивший 800 сертифицированных и более 6000 официально не зарегистрированных МСП, которые ежедневно производят 150 тыс пар обуви общей стоимостью $1,3 млн. и ежегодный экспорт обуви достигает $60 млн.;
• Кластеры в г. Лудхайна (Ludhiana) производят 95% шерстяного трикотажа, 85% швейных машин и 60% велосипедов;
• Кластер в г. Бангалор (Bangalore) специализируется в разработке компьютерных программ и высокотехнологичных производств.

Исходя из огромной значимости кластеров в экономическом преобразовании развивающихся стран, UNIDO начиная с 1993 г. приступило к разработке рекомендаций и к внедрению ряда международных программ по созданию кластеров и сетей малых предприятий. При этом, термин «сеть» относится к группе взаимодействующих ММСП, которые специализируются, дополняя друг друга, для достижения высокой коллективной эффективности и выхода на новые рынки. Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые совместными усилиями производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров. Создание сети взаимодействующих ремесленнических и малых предприятий, а также формирование из них кластеров способствует их организационному и техническому совершенствованию, обеспечивая условия для устойчивого развития региональных и местных экономик. Такие сети, связанные взаимными экономическими и социальными интересами, позволяют объединить совместные усилия мелких предпринимателей и ремесленников для решения общих проблем, что даёт им значительные конкурентные преимущества по сравнению с разрозненными предприятиями. Коллективная производственная деятельность множества ремесленнических и мелких предприятий с устойчивыми внешними связями способствует развитию местной экономики благодаря концентрации родственных предприятий. Такая группировка предприятий обладает достаточными возможностями для расширения объёмов производства, создаёт новые рабочие места и является привлекательной для поставщиков и крупных потребителей.

В результате произведённых UNIDO в Индии в 1995-97 гг. исследований состояния сектора ММСП и множества кластеров, выявились следующие наиболее характерные для них проблемы:

• Недостаток сырья и комплектующих изделий, вследствие отсутствия местных поставщиков и невозможности получения таких материалов из-за границы;

• Использование примитивных и устаревших технологий не позволяет улучшить качество выпускаемых товаров и услуг, а также препятствует повышению производительности труда;

• Крайне осложнённый доступ к финансовым ресурсам, вызванный дискриминационной политикой банков, проявляющейся в высоких процентных ставках по кредитам, связанных с большими издержками при обслуживании многочисленных ММСП;

• Технологическая отсталость производств, обусловленная отсутствием доступного отечественного оборудования;

• Низкий уровень организации производства и управления предприятиями;

• Ограниченность финансовых ресурсов препятствует возможности приобретения импортного технологического оборудования, как в связи с высокими инвестиционными расходами, так и с сопутствующими рисками;

• Слабая информированность предприятий о состоянии и потребностях рынка усугубляется ограниченностью связей с торговыми посредниками, невозможностью проведения эффективной маркетинговой и рекламной политики, что затрудняет сбыт готовой продукции;

• Низкий уровень взаимодействия с органами власти различных уровней в связи разобщённостью предприятий и отсутствием авторитетных общественных предпринимательских объединений, могущих оказать влияние на улучшение государственной политики в отношении сектора ММСП.

Исследования результатов деятельности уже существующих крупных группировок множества ремесленнических и малых предприятий позволили обнаружить главную проблему, препятствующую развитию объединительной инициативы и формированию действенного производственного кластера, которая заключается в разобщенности предприятий и низком уровне взаимного доверия. Таким образом, по мнению исследователей, самым приоритетным направлениями активизации деятельности такой группировки являются создание атмосферы доверия как основы для развития взаимопомощи и установления эффективных деловых связей между производителями, поставщиками, финансовыми и техническими институтами поддержки, провайдерами услуг и правительственными агентствами, заинтересованными в экономическом развитии данного региона. Это достигается, в частности, путём организации местных ассоциаций малых предприятий и активизации их деятельности с целью создания посреднических частных структур, для налаживания и укрепления связей между отдельными предприятиями. Сознательные совместные усилия нескольких групп родственных предприятий и/или их объединений будут способствовать развитию социальной активности местных предпринимательских сообществ при решении жизненно важных проблем. Кроме того, их совместные организованные действия могут принести действенную помощь в продвижении и защите интересов предпринимателей на различных уровнях власти и в развитии системы государственной поддержки предпринимательства.

Создание множества кластеров и сетей ММСП, специализирующихся в традиционных производствах, способствовало экономическому развитию страны, однако не обеспечивало повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг на внутренних и международных рынках. В целях повышения технического уровня и качества, производимых в стране товаров и услуг, Индийского правительства в течение последних 30 лет реализует национальную программу научно-технического развития, предусматривающую кардинальное совершенствование системы образования и подготовки профессиональных кадров, создание исследовательских и технологических центров, содействующих коммерциализации инновационных разработок в отечественной промышленности. В этом отношении весьма эффективными оказались подходы Индийского правительства, направленные на стимулирование роста экспортных возможностей кластеров в развитии высокотехнологичных производств (коммуникационные технологии, электроника, программное обеспечение, фармацевтика и др.). Этому способствует тесное сотрудничество центральных правительственных органов с региональными и местными администрациями, отмена режима лицензирования и сокращение административных барьеров, создание привлекательных условий для иностранных инвесторов, вкладывающих капитал в современные высокотехнологичные производства. Ведущую роль в этом процессе сыграло принятие государственных декретов о компьютеризации страны в 1983 г. и в 1986 г. о развитии услуг в сфере программирования, которые обозначили национальные приоритеты в экспорте программного продукта и в совершенствовании системы подготовки соответствующих специалистов и научных кадров. Совокупность этих мер ускорила появление в Индии инновационных кластеров, характерных для промышленно развитых стран, что дало возможность расширить производство и экспорт новых конкурентоспособных продуктов и услуг.

Благодаря принятым мерам в г. Бангалор и на прилежащих территориях был создан национальный центр научно-технического прогресса. В нём тесно переплетены связи между исследовательскими институтами и высокотехнологичными отраслями электроники, телекоммуникаций, обороной промышленности и машиностроения, взаимодействующими со множеством малых и средних предприятий. С помощью крупных государственных инвестиций, направляемых в институты и на предприятия этого города, удалось организовать устойчивый процесс технических инноваций во многих секторах промышленности. Крупные предприятия госсектора действовали как ускорители технического прогресса, обеспечивая генерацию идей и внедрения новых технологий, при одновременной подготовке необходимых научных и производственных кадров.

В соответствии с дальнейшими планами научно-технического развития страны, начиная с 2008 г. на юге Индии в штате Андхра Прадеш (Andhra Pradesh) с населением 75 млн. человек, создаётся крупнейший в стране инновационный биотехнологический кластер. Этот кластер расположен в столице штата в г. Хайдерабаде и в его окрестностях, где на территории около 600 кв. км. было сосредоточено более 100 фармацевтических и биотехнологических предприятий, 9 современных научно-исследовательских центров этого профиля, 8 университетов, 3 биотехнопарка и ряд первоклассных госпиталей. В целях создания наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития этого кластера, Правительство штата объявило биотехнологию приоритетным направлением инновационного развития территории. Это позволило осуществлять прямое участие правительства штата в разработке проектов и в формировании фондов поддержки, в предоставлении налоговых и таможенных льгот частным предпринимателям, участвующим в создании кластера. К созданию этого кластера удалось привлечь крупнейшие национальные и международные компании, а так же ученых из США и других развитых стран. В результате этих усилий на карте появился и успешно развивается кластер, получивший название «Долина Генома» (Genome Valley: http://www.bioplaneta.ru/genomevalley/).

Длительному и устойчивому социально-экономическому развитию Индии в значительной мере способствовала целенаправленная государственная политика поддержки ММСП, особенно в форме развития производственных кластеров. В таких кластерах сейчас занято 7,5 млн. работающих, которые ежегодно производят продукции на $3,8 млрд. и обеспечивают до 60% экспортных поставок. По оценкам Индийского института развития предпринимательства (EDII), кластеры объединяют 77% всех ММСП страны, на которых сосредоточено 72% занятого населения, причём в развитие кластеров вкладывается свыше 61% всех инвестиций страны. Следует также учесть, что во всех странах мира, включая Индию, производительность МСП в составе кластеров значительно выше, чем у отдельных предприятий. Кроме того, кластеры эффективно способствуют повышению конкурентоспособности предприятий, устойчиво создают новые рабочие места и позволяют эффективно бороться с бедностью населения. Рассмотренный опыт особенно важен для стран, недавно избравших путь рыночной экономики и стремящихся активизировать свой научно-технический, инновационный и промышленный потенциал с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития и превращения в государства, обладающие высоким уровнем мировой конкурентоспособности.


4. Государственная стратегия развития кластеров в Индии

Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, проявляющийся в формировании производственных и научно-технических кластеров. В стратегии экономического развития страны существует два направления – отраслевое и кластерное. Отраслевая стратегия не ограничена территорией какого-то отдельного района или региона и предусматривает производство множества продуктов с применением разных технологий и нацелена на общее развитие экономики страны в приоритетных направлениях. Кластерная стратегия ориентирована на производство только родственных групп специфических продуктов при активном использовании гибкости и приспособляемости к местным условиям и потребностям определённой рыночной ниши. Экономическое преобразование индийской промышленности и сферы обслуживания идёт по пути развития множества кластеров на основе состязательности, широкой взаимосвязи с окружающей социально-экономической средой, что позволяет достигнуть высокого уровня мировой конкурентоспособности. Этому способствует широкая приспособляемость кластеров и институтов поддержки к потребностям развивающейся экономики с учетом актуальных социальных проблем, включая охрану окружающей среды и повышение качества жизни.

Несмотря на большое количество крупных группировок ММСП, зачастую самопроизвольно преобразующихся в производственные кластеры, существует необходимость в разработке государственной политики в отношении дальнейших направлений поддержки и развития кластеров на территории Индии в соответствии с социально-экономическими приоритетами штатов, особенностями размещения и спецификой деятельности секторы ММСП на местах. В этой связи, исходя из потребностей территориального размещения кластеров и накопленного опыта, Правительством Индии были выработаны следующие основополагающие положения стратегии развития производственных кластеров, состоящих из ММСП:

1. В идеальном случае, кластер должен располагаться на территории, легко доступной для местных предпринимателей, как будущих его участников. В Индии отсутствуют официально установленные размерные критерии определения величины кластеров. Размеры кластера зачастую определяются возможностью и удобством взаимодействия членов кластера и зависят от величины занимаемой территории, которая может быть пересечена за 1,5 – 2 часа с использованием местного общественного транспорта. Это обеспечивает приемлемые условия для развития доверительных отношений и делового взаимодействия на ограниченной территории. Необходимо учитывать, что в случае весьма многочисленных скоплений ремесленнических предприятий и ММСП, не следует их искусственно разделять на более мелкие группы в целях облегчения формирования нескольких кластеров.

2. Правительства штатов и местные институциональные структуры поддержки ММСП могут использовать собственные критерии для определения производственной специализации будущих кластеров исходя из уровня и направлений промышленного развития данной территории, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, разного рода исследовательских центров и учебных заведений.

3. Стратегия формирования действенного производственного кластера должна базироваться на двух разных подходах, которые зависят от того, что основная цель направлена на оживление деятельности уже существующей крупной, но не эффективной группировки ММСП, либо на стремлении отдельной группы предпринимателей к повышению собственных производственных возможностей. В такой ситуации более предпочтительным является направление усилий на оживление деятельности существующей группировки предприятий, а не на создание эффективно действующего нового кластера. Однако, при отсутствии в данном регионе достаточно развитой экономики или существующая региональная экономика тесно связана только с одним или с двумя деградирующими сегментами хозяйственной деятельности, то в этой ситуации целесообразно приложить усилия для формирования нового кластера.

Основываясь на результатах обследования больших группировок ММСП, а также самостоятельно образовавшихся кластеров, Правительство Индии совместно с UNIDO разработало в 1997г. «Национальную программу развития кластеров», рассчитанную на 4 года (затем она была продлена до 7 лет, STRENGTHENING INDIAN SME CLUSTERS. Case Study. Project: US/GLO/95/144. July 1999.), что было учтено в XI государственном пятилетнем плане экономического развития страны.



Для координации деятельности различных государственных ведомств был создан «Экспертный совет» из ведущих специалистов ряда министерств. В результате за последние 10 лет было реализовано 24 программы по поддержке и развитию типовых кластеров ММСП, которые осуществлялись при содействии различных государственных организаций (Табл. 6). Только в 2006-07 финансовом году, в ходе реализации этих программ была оказана помощь в создании новых 1358 кластеров (Табл. 7.), из которых 278 специализируются в традиционных видах производственной деятельности и 1080 объединяют различные ремесленнические и микропредприятия.



На эти цели было израсходовано $140 млн. из которых 91,4% было выделено из государственного бюджета, 2,4% - из бюджета штатов и 6,2% получено от различных негосударственных финансовых и технических институтов, а также от международных организаций. Основные капиталовложения (94%) были направлены на создание инфраструктуры поддержки развития кластеров. Предполагается, что за период с 2007 по 2012 гг. в развитие кластеров будет инвестировано $900 млн., из которых 80% будет использовано на развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки кластеров. В рамках реализации программы создания и развития кластеров в 2008-09 финансовом году была проведена диагностика 70 кластеров и образовано 11 новых кластеров в северо-восточном регионе страны (MSME Cluster Development Programmes http://msme.gov.in/AR2008-09-Eng-ANNEX.pdf).

Учитывая важную роль кластеров в социально-экономическом развитии регионов страны, Правительством Индии совместно с UNIDO была разработана и принята 07. 08. 2009 г. новая «Комплексная программа развития кластеров на 2009-2014 гг.» (Integrated Cluster Development Programme-2009-2014–ICDP http://www.unido.org/index.php?id=1000803) рассчитанная на пять лет.



Эта программа предусматривает развитие и поддержку ММСП, создание новых рабочих мест и повышение прибыльности предприятий, охрану окружающей среды и повышение качества производимых товаров и услуг, а также развитие местных предпринимательских сообществ. При этом основные усилия будут направлены на сокращение потребления ресурсов во всех видах производств, сокращение отходов и снижение выбросов в окружающую среду, повышение производительности труда и обеспечение высокой конкурентоспособности национальной экономики. Особое внимание будет уделено технологическому и организационному развитию кластеров в 6 крупнейших промышленных центрах Индии (Питхампур, Ченай, Пьюн, Анклешвар, Канпур и Дели). К реализации национальных программ создания кластеров ММСП привлечены федеральные и региональные органы власти, ответственные за социально-экономическое развитие. В этих программах участвуют также свыше 20 независимых институтов, при помощи которых ранее были разработаны и реализованы свыше 1000 проектов новых кластеров ММСП. В таблице 8. представлены некоторые организации, активно участвующие в реализации национальных программ развития кластеров ММСП.

Одним из крупнейших государственных исполнителей является Министерство ММСП, которое координирует 4 национальных программы развития кластеров. В настоящее время это министерство совместно с администрациями штатов реализует «Программу развития кластеров из микро и малых предприятий (Micro & Small Enterprises - Cluster Ddevelopment Programme, далее - программа MSE-CDP, http://dcmsme.gov.in/MSE-CDProg.htm) направленную на технологическое обновление входящих в кластеры предприятий, повышения их производительности и конкурентоспособности. На начальном этапе эта программа реализовывалась в пяти штатах страны (Андра Прадеш, Мадхайя Прадеш, Качнатка, Раджастан и Тамил Наду), К выполнению программы было привлечено свыше 750 организаций (министерства и ведомства, институты, ассоциации, банки, частные компании, международные организации и ряд государственных агентств федерального и регионального уровня). Эта программа предусматривает расширение масштабов производства, улучшение доступа к ресурсам и оказание организационной, технической, финансовой поддержки на всех этапах становления кластеров. На основании заявки об оказании государственной помощи в создании кластера, разрабатывается проект с указанием конкретных параметров будущего кластера и сроками завершения работ по его созданию. Для реализации такого проекта назначается «Исполнительное агентство» (Implementation Agency - IA), которое осуществляет контроль выполнения всех этапов создания кластера. В качестве исполнительных агентств выступают частные и некоммерческие организации с большим опытом работы в сфере поддержки ММСП. По программе MSE-CDP к началу 2010 г. было осуществлено диагностирование 457 кластеров по состоянию технологического оборудования, компьютерного оснащения и программного обеспечения, что позволило разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию ММСП в составе производственных кластеров. В результате этих мероприятий из 10 тыс. разрозненных ремесленнических и семейных предприятий было создано 2770 малых и микропредприятий с общим числом занятых около 26 тыс. человек. Это позволило оздоровить 28 группировок ремесленнических и малых предприятий расположенных в небольших городах и посёлках. Таким образом были созданы условия для объединения множества ММСП в устойчивые группы взаимодействующих предприятий с последующим их преобразованием в промышленные конкурентоспособные кластеры. Это достигалось путём осуществления следующих мероприятий:

• Оказание помощи в диагностике состояния группировок ремесленнических и малых предприятий для повышения их конкурентоспособности и дальнейшего формирования в производственный кластер.

• Оказание поддержки активным участникам создания кластеров (частным фирмам и предпринимательским ассоциациям, институтам поддержки, неправительственным организациям, местным администрациям, университетам и др. организациям) в разработке и реализации совместных проектов по улучшению деятельности действующих и вновь создаваемых кластеров.

• Подбор и обучение посредников из специалистов местных институтов, предпринимательских ассоциаций и агентств развития МСП, которые будут активно помогать созданию кластеров.

• Расширение взаимодействия местных и национальных организаций поддержки ММСП в целях обеспечения их активного участия в реализации программы создания кластеров.

Начиная с 2005г. министерство ММСП приступило к реализации «Программы финансирования возрождения традиционных производств» (SFURTI) в рамках которой будет создано около 100 кластеров, объединяющих более 50 тыс. местных семейных предприятий специализирующихся в переработке хлопка, кокосового волокна и в других видах сельских промыслов. За последние 5 лет на эти цели было израсходовано почти $20 млн. Программа SFURTI направлена на создание интегрированной и устойчивой модели кластера, объединяющей местные микропредприятия традиционной ремесленнической специализации. Такая базовая модель явится основой для последующего тиражирования кластеров микро и малых предприятий традиционных промыслов в других регионах страны. Этот подход преследует следующие основные цели:

1) Повышение конкурентоспособности местных традиционных производств с ориентацией на удовлетворение рыночных потребностей и рост производительности труда, увеличение прибыльности и сохранение устойчивой занятости населения;

2) Создание и развитие местных социально-экономических систем самоуправления в рамках производственных кластеров с привлечением местных партнёрских организаций для оказания помощи в реализации новых инициативных предложений по совершенствованию и развитию производств;

3) Оказание поддержки в реализации инновационных решений для улучшения традиционных технологических процессов;

4) Содействие в создании частно-государственных партнёрских объединений на основе кластерной модели местных микропредприятий традиционной ремесленнической специализации.

В течение 2009 финансового года в рамках программы SFURTI было создано 105 кластеров (25 – по переработке хлопка, 50 – по переработке с/х продуктов и 30 по изготовлению изделий из кокосового волокна) в составе которых насчитывается около 40 тыс. ремесленников. Благодаря формированию кластеров, заработок ремесленников в среднем увеличился на 40-60%, что в значительной мере способствовало борьбе с бедностью и являлось одним из основных мотивационных факторов к объединению разрозненных групп ремесленников в кластеры. Кроме того, были проведены предварительные исследования по созданию ещё 12 ремесленнических кластеров на базе относительно крупных скоплений семейных и единоличных предприятий. Общая стоимость выполненных работ по подготовке и созданию этих кластеров составила $14,3 млн. Эти финансовые ресурсы были переданы на специальные счета каждому из базовых агентств (Nodal Agency - NA), которые несут полную ответственность за распределением и расходованием этих средств, в соответствии с планами выполнения работ и фактически достигнутыми результатами по каждому кластеру. Результаты выполнения программы SFURTI регулярно контролируются «Комитетом по управлению реализацией программ» (the Scheme Steering Committee - SSC). Применительно к северо-восточным регионам Индии, программой SFURTI предусматривается особый подход при выборе мест для организации новых кластеров, состоящих из ремесленнических, семейных и малых предприятий. Такое место должно характеризоваться довольно высокой территориальной концентрацией ремесленнических предприятий, общее количество которых может достигать примерно 10% от средней численности предприятий, входящих в кластеры данного региона. Основываясь на этом, Управляющий комитет программы SFURTI утвердил проекты на создание 15 новых кластеров. Для дальнейшей реализации проектов были подобраны кандидатуры на должности управляющих кластерами, которые должны пройти соответствующий курс обучения и стажировки в базовых и исполнительных агентствах В ходе реализации «Национальной программы повышения конкурентоспособности производств» (National Manufacturing Competitiveness’ Program – NMCP) была оказана поддержка 10 кластерам в 2008-09 гг. и 125 кластерам в 2009-10 гг., а также планируется оказать помощь 115 кластерам в 2010-11 гг. и 20 кластерам в 2011-12 гг.

Важную роль в экономическом развитии страны играет международная организация UNIDO, которая одновременно реализует в Индии 3 программы развития производственных кластеров ММСП, осуществляя технологическую, образовательную, финансовую, методологическую и консультационную поддержку группам предприятий, намеренным войти в состав кластера. Выполнение этих программ осуществляется при активном взаимодействии с местными предпринимательскими ассоциациями и структурами поддержки ММСП, а также с привлечением различных организаций по оказанию деловых услуг и других частных фирм.

Основными целями программ UNIDO по развитию кластеров являются:

• Инициирование членов группировки ММСП к развитию совместной производственной деятельности;

• Развитие духа соревнования и взаимодействия среди членов кластера;

• Разработка методик проведения общественных мероприятий (лекций, семинаров, ознакомительных экскурсий, учебных программ, и др.), направленных на широкое освещение преимуществ совместного взаимодействия ремесленников и мелких предприятий, объединённых в форме производственного кластера («Strengthening Indian SME Clusters: UNIDO's experience»);

• Совершенствование взаимоотношения с местными администрациями, с различными государственными организациями и с частными компаниями в целях развития деятельности кластеров;

• Создание конкурентоспособной сети организаций по предоставлению деловых услуг кластерам;

• Проведение сравнительного анализа деятельности индийских и зарубежных кластеров;

• Организация консультационной службы, специализирующейся в вопросах создания и развития кластеров малых предприятий для оказания помощи организациям инфраструктуры поддержки ММСП в целях их переориентации на специфические нужды кластеров;

• Оказание технической помощи Индийскому Правительству в организации эффективного выполнения национальной программы создания и развития кластеров ММСП;

• Разработка методических материалов и учебных пособий, основанных на опыте реализации программы создания кластеров.

Основываясь на результатах создания и развития нескольких тысяч кластеров, министерство ММСП регулярно обобщает опыт других министерств и ведомств по реализации программ создания кластеров с целью определения эффективности затраченных средств и для оценки дальнейших масштабов ресурсной поддержки этих программ. Это даёт возможность для определения путей повышения эффективности программ и увеличения их социально-экономической значимости. Отмечается необходимость всё большего привлечения групп высококвалифицированных специалистов из различных ассоциаций для реализации программ развития кластеров. В настоящее время стали актуальными требования к действующим кластерам по защите окружающей среды, развитию инновационной деятельности, повышению социальной ответственности, содействию в борьбе с бедностью и т.д. Министерство ММСП указывает на недостаток информации о предоставляемых услугах и технологиях, необходимых для интенсификации производственных процессов. Отмечается, что создание кластеров пищевой промышленности сдерживается из-за отсутствия сведений о расположении районов специализирующихся в выращивании различных сельскохозяйственных культур. В некоторых регионах страны ещё не созданы подробные схемы размещения группировок ММСП и их производственной специализации, что препятствует экономическому оздоровлению территорий путём целенаправленного создания новых кластеров или развития уже действующих.

Министерство отмечает, что разработка долговременного плана создания производственного кластера должна предусматривать возможности получения действенной поддержки от национальных и международных организаций, т.к. это требует расхода огромных ресурсов. Установлено, что инвестиционный период для кластеров в среднем продолжается 3-4 года (для ремесленнических кластеров этот период достигает 5-6 лет). В этой связи возникает потребность в изыскании необходимых ресурсов, которые могут быть получены как за счёт расширения связей с другими государственными программами поддержки ММСП так и посредством привлечения технических возможностей различных зарубежных и международных организаций. На национальном уровне необходимо усовершенствовать общую концепцию развития кластеров потому, что в программы их развития вовлечено множество министерств и др. государственных организаций. Участие этих организаций должно быть пересмотрено в соответствии с их специализацией, ресурсными возможностями и практическим вкладом, который они должны осуществить. Исходя из разработки стратегии социально-экономических преобразований, администрации всех регионов должны в обязательном порядке содействовать формированию и развитию кластеров. Исследования в отношении дальнейшего развития кластеров в каждом регионе должны строиться на основе специализированных лабораторий и групп экспертов, либо с помощью исследовательских институтов, которые обеспечат постоянный контроль деятельности и оценку достигнутых результатов различных кластеров с целью принятия экстренных мер по устранению проявившихся недостатков в их деятельности. Такая система контроля и оценки деятельности кластеров должна производить сравнение продуктивности отдельных фирм и кластеров, специализирующихся в сходных производствах. Это позволит выявить наиболее действенные способы повышения эффективности производства во всех сферах экономики и будет способствовать повышению её устойчивости.

Следует особо отметить, что обычные критерии оценки не достаточны для определения результативности деятельности кластеров ни в части экономической эффективности ни в части влияния на окружающую деловую среду. Традиционные качественные и количественные критерии оценки деятельности кластеров дают только частичное представление о влиянии кластера на изменения социально-экономических условий в местах их расположения. В этой связи встаёт вопрос о необходимости разработки методов комплексной оценки эффективности кластеров, дающих возможность сопоставления полученных данных с деятельностью других коллективных форм организации производственной деятельности.

Бондаренко В.А.


© НП "Московский центр развития предпринимательства", 2010