Современная организация тренажерной подготовки персонала электроэнергетики

В соответствии с современными представлениями, а также требованиями ПТЭ, целью обучения оперативного персонала с помощью тренажеров для электростанций является формирование и поддержание на необходимом уровне знаний, умений и навыков, необходимых для достижения экономичной, надежной, технологически и экологически безопасной эксплуатации энергообъекта в штатных, нештатных и аварийных ситуациях.

Для достижения поставленной цели оператор в результате тренажерной подготовки должен обладать способностью:

  • приема информации с наименьшим количеством ошибок;
  • логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей «вход-выход»;
  • быстрой и четкой реализации принятых решений с помощью органов управления;
  • ответственного контроля за результативностью исполнения реализованных решений.

Определим понятия – знания, умения и навыки, применяемые при тренажерной подготовке персонала электростанции:

  • знания: обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении человека-оператора конструкции объектов технологического оборудования и процессов, происходящих в них, нормативных правил безопасности и эксплуатации, инструктивных материалов по энергообъекту;
  • умения: обеспечивают автоматизированные действия человека-оператора, сформированные путем многократного повторения управляющих воздействий на тренажере, воспроизводящем адекватные характеристики объекта управления и штатный человеко-машинный интерфейс, формируются путем упражнений на тренажере электростанции и создают возможность реализации когнитивных и моторных функций не только в привычных штатных, но и в изменившихся условиях, то есть в нештатных и аварийных ситуациях;
  • навыки: обеспечивают реализацию освоенного человеком-оператором способа управления конкретным объектом технологического оборудования, основанного на совокупности приобретенных знаний и умений; они характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной стадии регуляции и контроля.;

Эффективность работы оперативного персонала, в первую очередь, принятие и реализация решений, определяется психологической структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки в условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности. Ориентировка оператора формируется и функционирует на трех уровнях:

  • «смысловом» (уровне основных целей, реализуемых в деятельности оператора)- реализация знаний, то есть когнитивных функций;
  • «функциональном» (уровне выбора способов изменения режимов функционирования технической системы) — реализация умений, то есть когнитивных и моторных функций;
  • «операционном» (уровне условий исполнения принятого решения) — реализация навыков, то есть только моторных функций.

В реальной деятельности оператора упомянутые уровни выступают одновременно и неразрывно. В процессе обучения на тренажере электростанции каждый уровень должен формироваться отдельно в форме специфических «учебных деятельностей», а затем должны отрабатывать взаимосвязи и взаимопереходы между ними.

Таким образом, в основе системы обучения с использованием технических средств должно лежать управляемое формирование у оператора целостной ориентировки в целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.

Ознакомиться с особенностями подготовки персонала и тренажерами для электростанций можно на сайте компании «Тренажеры электрических станций и сетей»




Вернуться